КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
|
Введение 3
Глава 1. Криминологическая характеристика организованной преступности в Республике Татарстан 6
§1 Понятие и признаки организованной преступности 6
§2 Причины и условия организованной преступности в Республике Татарстан 16
§3 Показатели организованной преступности в Республике Татарстан 21
Глава 2. Криминологическая характеристика основных преступных формирований Республики Татарстан 27
§1. «Тяп ляп» 27
§2. «Хади Т акташ» 31
§3. «29 комплекс» 35
§4. «Тагирьяновские» 41
Глава 3. Предупреждение организованной преступности в Республике Татарстан 45
§ 1. Общие меры предупреждения организованной преступности в Республике Татарстан 45
§2. Специальные и индивидуальные меры предупреждения организованной преступности в Республике Татарстан 50
§3. Виктимологические меры предупреждения организованной преступности в Республике Татарстан 57
Заключение 65
Список использованной литературы 69
Приложения 75
Приложение 1 75
Приложение 2
Глава 1. Криминологическая характеристика организованной преступности в Республике Татарстан 6
§1 Понятие и признаки организованной преступности 6
§2 Причины и условия организованной преступности в Республике Татарстан 16
§3 Показатели организованной преступности в Республике Татарстан 21
Глава 2. Криминологическая характеристика основных преступных формирований Республики Татарстан 27
§1. «Тяп ляп» 27
§2. «Хади Т акташ» 31
§3. «29 комплекс» 35
§4. «Тагирьяновские» 41
Глава 3. Предупреждение организованной преступности в Республике Татарстан 45
§ 1. Общие меры предупреждения организованной преступности в Республике Татарстан 45
§2. Специальные и индивидуальные меры предупреждения организованной преступности в Республике Татарстан 50
§3. Виктимологические меры предупреждения организованной преступности в Республике Татарстан 57
Заключение 65
Список использованной литературы 69
Приложения 75
Приложение 1 75
Приложение 2
Организованная преступность посягает на общественную безопасность, жизнь и здоровье граждан, собственность, нарушает нормальное функционирование государственных, коммерческих и иных организаций и общественных объединений . К тому же она стимулирует пороки человеческого общества как насилие, наркомания, проституция и другое.
Бороться с организованной преступностью тяжело, так как она обладает высокой степенью жизнеспособности, за счет таких факторов как коррупция, проникновение во властные структуры, правоохранительные органы, что способствует укрывательству преступной деятельности.
Как показывает статистика, резервом для пополнения структур организованной преступности выступает молодежь, для которой организованная преступность является социальным лифтом, позволяющим добиться определенных жизненных целей.
По оценкам криминологов, организованная преступность начинает выступать своеобразным воспитателем молодежи и крупным работодателем для населения страны, обеспечивая контроль за коммерческими структурами. Это подтверждают и результаты криминологического анализа деятельности организованных преступных формирований Татарстана. Прокурор Республики И.С. Нафиков пишет: «Большинство преступных сообществ и банд были созданы на основе хулиганских уличных групп молодежи, образовавшихся по территориальному принципу. Данные организованные преступные формирования начали свою преступную деятельность на базе контроля теневых экономических потоков в городских продовольственных и вещевых рынках» .
Клейманов И.М. отмечает, что преступность становится организованной, когда начинает выполнять те функции, которые обычно адресуются государству (например, взимание налогов, обеспечения безопасности, справедливого решения конфликтов). Не случайно организованную преступность называют «государством в государстве».
На основе вышеизложенного видно, что тема исследования достаточно актуальна. Это можно подтвердить словами Топильской Е.В.: «Участие в организованной преступной деятельности - это образ жизни; принадлежность к организованному преступному сообществу - мировоззрение, и задача криминологии - выяснить, что общество может противопоставить этому» . К тому же по прогнозам И.С. Нафикова: «если не активизировать работу по противодействию организованной преступности, не учитывать опыт прошлых лет, то к 2020-2025 годам в Казани можно ожидать очередной всплеск организованной преступности».
Объектом исследования дипломной работы является организованная преступность Республики Татарстан.
Предмет исследования - особенности, характеристика, меры противодействия организованной преступности в Республике Татарстан.
Цель исследования - изучение организованной преступности Республики Татарстан и разработка системы мер по совершенствованию борьбы с организованной преступностью в данном регионе.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
1. проанализировать состояние организованной преступности Татарстана, её показатели;
2. выявить причины и условия организованной преступности;
3. охарактеризовать основные преступные формирования в Республике Татарстан;
4. разобрать основные направления противодействия организованной преступности на региональном уровне;
Источниковая база исследования представляет собой статистические данные МВД Республики Татарстана об организованной преступности за 2009-2016 года, нормативно - правовые акты, затрагивающие вопросы организованной преступности, судебная практика, а также труды ученых, таких как А.И. Долгова, Е.В. Топильская, А.И. Арестов, В.Д. Малков, И.С. Нафиков, А.Е. Шалагин, А.А. Христюк, А.М. Каминский и другие.
Практическая значимость исследования дипломной работы заключается в том, что только всестороннее и глубокое познание деятельности организованной преступной позволит определить реальные пути и средства противодействия ей.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, десяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Бороться с организованной преступностью тяжело, так как она обладает высокой степенью жизнеспособности, за счет таких факторов как коррупция, проникновение во властные структуры, правоохранительные органы, что способствует укрывательству преступной деятельности.
Как показывает статистика, резервом для пополнения структур организованной преступности выступает молодежь, для которой организованная преступность является социальным лифтом, позволяющим добиться определенных жизненных целей.
По оценкам криминологов, организованная преступность начинает выступать своеобразным воспитателем молодежи и крупным работодателем для населения страны, обеспечивая контроль за коммерческими структурами. Это подтверждают и результаты криминологического анализа деятельности организованных преступных формирований Татарстана. Прокурор Республики И.С. Нафиков пишет: «Большинство преступных сообществ и банд были созданы на основе хулиганских уличных групп молодежи, образовавшихся по территориальному принципу. Данные организованные преступные формирования начали свою преступную деятельность на базе контроля теневых экономических потоков в городских продовольственных и вещевых рынках» .
Клейманов И.М. отмечает, что преступность становится организованной, когда начинает выполнять те функции, которые обычно адресуются государству (например, взимание налогов, обеспечения безопасности, справедливого решения конфликтов). Не случайно организованную преступность называют «государством в государстве».
На основе вышеизложенного видно, что тема исследования достаточно актуальна. Это можно подтвердить словами Топильской Е.В.: «Участие в организованной преступной деятельности - это образ жизни; принадлежность к организованному преступному сообществу - мировоззрение, и задача криминологии - выяснить, что общество может противопоставить этому» . К тому же по прогнозам И.С. Нафикова: «если не активизировать работу по противодействию организованной преступности, не учитывать опыт прошлых лет, то к 2020-2025 годам в Казани можно ожидать очередной всплеск организованной преступности».
Объектом исследования дипломной работы является организованная преступность Республики Татарстан.
Предмет исследования - особенности, характеристика, меры противодействия организованной преступности в Республике Татарстан.
Цель исследования - изучение организованной преступности Республики Татарстан и разработка системы мер по совершенствованию борьбы с организованной преступностью в данном регионе.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
1. проанализировать состояние организованной преступности Татарстана, её показатели;
2. выявить причины и условия организованной преступности;
3. охарактеризовать основные преступные формирования в Республике Татарстан;
4. разобрать основные направления противодействия организованной преступности на региональном уровне;
Источниковая база исследования представляет собой статистические данные МВД Республики Татарстана об организованной преступности за 2009-2016 года, нормативно - правовые акты, затрагивающие вопросы организованной преступности, судебная практика, а также труды ученых, таких как А.И. Долгова, Е.В. Топильская, А.И. Арестов, В.Д. Малков, И.С. Нафиков, А.Е. Шалагин, А.А. Христюк, А.М. Каминский и другие.
Практическая значимость исследования дипломной работы заключается в том, что только всестороннее и глубокое познание деятельности организованной преступной позволит определить реальные пути и средства противодействия ей.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, десяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Организованная преступность - это преступная деятельность, осуществляемая планомерно, систематически, в широких масштабах преступными объединениями в целях извлечения материальной и иной выгоды, представляющая значительную опасность для общества в связи с оказанием существенного влияния на различные сферы общественной жизни (политику, экономику и др.), сопряженную с подкупом, физическим и (или) психологическим насилием либо угрозой применения такового.
В российском законодательстве основой для понимания организованной преступности служат понятия организованной группы и преступного сообщества (преступной организации), определения которым даны в ст. 35 УК РФ. Таким образом, организованная преступность характеризуется совершением преступлений группой лиц в соучастии.
В Республике Татарстан преступные формирования начали появляться в 70-х годах 20 века. Характерной особенностью стало то, что группировки образовывались из групп молодежи, которые проживали в одном районе, вместе проводили досуг. Между группировками проходили «разборки» за право на территорию, где проходило детство, затем в молодежную среду проникали преступные элементы, которые формировали у молодежи воровскую идеологию, и использовали их для своих корыстных целей. Таким образом, молодежные группировки перерождались в преступные и уже боролись между собой за сферы влияния.
Проблемы в социальной, экономической, духовной сферах и политике способствовали нестабильности в обществе, развитию организованной преступности. Одни из самых известных организованных преступных формирований Татарстана - это «Тяп Ляп», «Хади Такташ», «29 комплек», «Тагирьяновские» и другие.
Сейчас по статистике снижается уровень организованной преступности, но положительные изменения по количественным показателям отличаются от качественных. Криминалистический анализ современной организованной преступности существенно осложняется тем, что реальное положение дел в сфере борьбы с организованной преступностью далеко не полно отражается уголовной статистикой . Статистика организованной преступности в основном отражает её общеуголовные формы. Наиболее опасная экономическая организованная преступность, причиняющая огромный вред обществу и государству, зафиксирована не в полном объеме. Связано это с тем, что данный вид преступной деятельности маскируется членами организованной преступности под легальную экономическую деятельность.
Противодействие организованной преступности происходит на общем, специальном и индивидуальном уровне.
Общие меры противодействия охватывают мероприятия экономического, политического, правового, идеологического характера, способствующие развитию общественных отношений в различных сферах общественной жизни и не имеющие специальной направленности. Основным отличием таких мероприятий является то, что они представляют собой некий фундамент для эффективного применения специальных криминологических мер предупреждения преступных проявлений . Данные меры реализуются через различные государственные программы.
Специально-криминологические меры предполагают осуществление непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Эти меры выражаются в деятельности правоохранительных органов по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. Осуществляется контроль за
оборотом оружия и наркотиков, проверка фактов нарушения законодательства о предпринимательской, финансовой, коммерческой деятельности, общий надзор прокуратуры; сотрудничество правоохранительных органов, выражающееся в правовой взаимопомощи, проведение согласованных мероприятий против организованной преступности, обмен информацией; правовое регулирование борьбы с организованной преступностью.
Индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных и специально криминологических мер в отношении конкретных лиц, которые имеют отношение с организованной преступной деятельностью.
При противодействии организованной преступности нужно учитывать те факты, что молодежь - это основные участники организованных преступных формирований, в которые входят порой не для корыстных целей, а для самореализации. Поэтому необходимо большее внимание обращать на проблемы молодежи, её духовное развитие, нравственность. При этом необходимо уделять внимание лицам, освободившимся из мест лишения свободы, осужденным за организованную преступность, препятствовать им в налаживании контактов в этой сфере, установлении их авторитета в преступной среде. Ведь именно такие лица, которых не смогла изменить система наказаний, способны негативно влиять на молодежь, формировать у них преступную идеологию.
При противодействии организованной преступности необходимо разработать систему защиты субъектов экономической деятельности, для этого принимать различные программы, чтоб они не попадали под преступное влияние.
Также необходимо учитывать, что побороть организованную преступность сложно из-за коррупции, поэтому при разработке мер противодействия ей это нужно учитывать.
Для противодействия организованной преступности в настоящее время возникла потребность в образования учебных заведений или специальных факультетов в рамках профильных министерств и ведомств, задачей которых являлась бы подготовка кадров, нацеленных на борьбу с наиболее опасными формами криминального взаимодействия .
В целом для противодействия организованной преступности необходимо эффективное правовое регулирование, принятие единого правового акта по борьбе с организованной преступностью, принимать программы как на федеральном, так и на региональном уровне.
Таким образом, противодействие должно производиться совместными усилиями регионов и центра, необходимо учитывать опыт противодействия разных регионов, а положительные результаты закреплять в правовые акты.
В российском законодательстве основой для понимания организованной преступности служат понятия организованной группы и преступного сообщества (преступной организации), определения которым даны в ст. 35 УК РФ. Таким образом, организованная преступность характеризуется совершением преступлений группой лиц в соучастии.
В Республике Татарстан преступные формирования начали появляться в 70-х годах 20 века. Характерной особенностью стало то, что группировки образовывались из групп молодежи, которые проживали в одном районе, вместе проводили досуг. Между группировками проходили «разборки» за право на территорию, где проходило детство, затем в молодежную среду проникали преступные элементы, которые формировали у молодежи воровскую идеологию, и использовали их для своих корыстных целей. Таким образом, молодежные группировки перерождались в преступные и уже боролись между собой за сферы влияния.
Проблемы в социальной, экономической, духовной сферах и политике способствовали нестабильности в обществе, развитию организованной преступности. Одни из самых известных организованных преступных формирований Татарстана - это «Тяп Ляп», «Хади Такташ», «29 комплек», «Тагирьяновские» и другие.
Сейчас по статистике снижается уровень организованной преступности, но положительные изменения по количественным показателям отличаются от качественных. Криминалистический анализ современной организованной преступности существенно осложняется тем, что реальное положение дел в сфере борьбы с организованной преступностью далеко не полно отражается уголовной статистикой . Статистика организованной преступности в основном отражает её общеуголовные формы. Наиболее опасная экономическая организованная преступность, причиняющая огромный вред обществу и государству, зафиксирована не в полном объеме. Связано это с тем, что данный вид преступной деятельности маскируется членами организованной преступности под легальную экономическую деятельность.
Противодействие организованной преступности происходит на общем, специальном и индивидуальном уровне.
Общие меры противодействия охватывают мероприятия экономического, политического, правового, идеологического характера, способствующие развитию общественных отношений в различных сферах общественной жизни и не имеющие специальной направленности. Основным отличием таких мероприятий является то, что они представляют собой некий фундамент для эффективного применения специальных криминологических мер предупреждения преступных проявлений . Данные меры реализуются через различные государственные программы.
Специально-криминологические меры предполагают осуществление непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Эти меры выражаются в деятельности правоохранительных органов по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. Осуществляется контроль за
оборотом оружия и наркотиков, проверка фактов нарушения законодательства о предпринимательской, финансовой, коммерческой деятельности, общий надзор прокуратуры; сотрудничество правоохранительных органов, выражающееся в правовой взаимопомощи, проведение согласованных мероприятий против организованной преступности, обмен информацией; правовое регулирование борьбы с организованной преступностью.
Индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных и специально криминологических мер в отношении конкретных лиц, которые имеют отношение с организованной преступной деятельностью.
При противодействии организованной преступности нужно учитывать те факты, что молодежь - это основные участники организованных преступных формирований, в которые входят порой не для корыстных целей, а для самореализации. Поэтому необходимо большее внимание обращать на проблемы молодежи, её духовное развитие, нравственность. При этом необходимо уделять внимание лицам, освободившимся из мест лишения свободы, осужденным за организованную преступность, препятствовать им в налаживании контактов в этой сфере, установлении их авторитета в преступной среде. Ведь именно такие лица, которых не смогла изменить система наказаний, способны негативно влиять на молодежь, формировать у них преступную идеологию.
При противодействии организованной преступности необходимо разработать систему защиты субъектов экономической деятельности, для этого принимать различные программы, чтоб они не попадали под преступное влияние.
Также необходимо учитывать, что побороть организованную преступность сложно из-за коррупции, поэтому при разработке мер противодействия ей это нужно учитывать.
Для противодействия организованной преступности в настоящее время возникла потребность в образования учебных заведений или специальных факультетов в рамках профильных министерств и ведомств, задачей которых являлась бы подготовка кадров, нацеленных на борьбу с наиболее опасными формами криминального взаимодействия .
В целом для противодействия организованной преступности необходимо эффективное правовое регулирование, принятие единого правового акта по борьбе с организованной преступностью, принимать программы как на федеральном, так и на региональном уровне.
Таким образом, противодействие должно производиться совместными усилиями регионов и центра, необходимо учитывать опыт противодействия разных регионов, а положительные результаты закреплять в правовые акты.
Подобные работы
- Борьба с преступностью в Республике Татарстан
Бакалаврская работа, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Бакалаврская работа, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организатора и лидера преступного сообщества
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗОВАННАЯ ГРУППА В ДЕЙСТВУЮЩЕМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И ЕЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: уголовно-правовая и криминологическая характеристика
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, КАК БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН).
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015



