Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая готовность к образовательному взаимодействию

Работа №79184

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы34
Год сдачи2020
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред…………………………………………………………...6
1.1. Понятие «психологическая готовность» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………..6
1.2. Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования………………………………………………………………………..9
1.3. Пути совершенствования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования………………………………...18
Выводы по главе 1………………………………………………………...20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия психологических сред………………………………………………………….21
2.1. Методы и организация исследования……………………………….21
2.2. Результаты исследования и их обсуждение………………………...23
2.3. Рекомендации по развитию психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред…………………………………………………………...25
Выводы по главе 2………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность исследования. На настоящем этапе система образования в России претерпевает определенные изменения. В первую очередь это связано с развитием инклюзивного образования. Напомним, что инклюзия представляет собой не просто совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с типичным развитием, а предполагает создание в образовательном учреждении условий, которые обеспечивают удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с различными видами дизонтогенеза. Традиционно к особым образовательным потребностям относят создание доступной среды в образовательном учреждении, изменение учебных программ, методическое обеспечение учебного процесса, обеспечение специальными учебниками и тетрадями. Однако одним из важнейших условий реализации инклюзивного образования является решение кадрового вопроса, готовность педагогов к работе в условиях инклюзии.
Инклюзивный процесс имеет свои особенности и предъявляет к педагогу новые требования. Необходимо знать особенности психофизического развития детей с различными видами дизонтогенеза, овладеть новыми технологиями работы или изменить имеющиеся технологии в соответствии с задачами инклюзивного образования. Важным моментом является изменение цели образовательного процесса. Обучение ребенка с ОВЗ в содержательном и целевом аспектах может отличаться от обучения ребенка с типичным развитием. Внедрение новых Федеральных образовательных стандартов начального образования предполагает наличие вариантов адаптированных образовательных программ, в ряде которых приоритет отдается овладению ребенком жизненными компетенциями, по сравнению с академическими знаниями. Этот факт требует от учителя определенной психологической перестройки, изменения отношения к результату образовательной деятельности. Преподаватель общеобразовательной школы настроен на результат обучения, на получение детьми цензового образования. Принятие новых целей для педагога требует нового осмысления педагогической деятельности. В связи с этим у ряда педагогов возникают сомнения по поводу необходимости инклюзии, поскольку существует традиционная система коррекционного образования. Одним из проблемных вопросов инклюзии может стать проблема взаимодействия педагогов с детьми и родителями различных категорий детей.
В современных психолого-педагогических исследованиях проблема психологической готовности педагогов к инклюзии является довольно актуальной и обсуждаемой.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблеме подготовки современного педагога к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, посвящено много исследований отечественных и зарубежных ученых, в частности Е. Агафоновой, С. Алехиной, В. Засенко, А. Колупаевой, Ю. Найда, Л. Савчук, Т. Сак, В. Синева, Т. Скрипник, А. Шевцова, Л. Яценюк и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к реализации инклюзивного образования, многие вопросы остаются нерешенными. К таким относится и проблема психологической готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного пространства.
Объект исследования – психологическая готовность.
Предмет исследования – психологическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования – исследовать психологическую готовность к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) провести анализ понятия «психологическая готовность» в психолого-педагогических исследованиях;
2) охарактеризовать психологическую готовность педагогов к реализации инклюзивного образования;
3) предложить пути совершенствования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования;
4) провести эмпирическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия психологических сред.
В работе использованы общетеоретические и эмпирические методы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в России появилось относительно недавно.
Реализация инклюзии как формы образовательного процесса преподносит педагогическому сообществу всё новые открытия, раскрывает многогранность и неповторимость педагогической ситуации, учит человека человечности.
При подготовке педагогических кадров учитываются все компоненты структуры инклюзивной готовности. Психологическая готовность, которая выражается в эмоциональной зрелости при принятии решений относительно различных педагогических ситуации, к принятию ребёнка с ОВЗ как полноценной личности, к принятию потребностей таких детей, как данности, вырабатывается, прежде всего, практикой общения с особыми детьми.
С целью повышения психологической готовности педагога учебного заведения к работе с детьми с особыми образовательными потребностями нами было проведено анкетирование педагогов школы, где внедрено инклюзивное образовательное пространство. В нем принимали участие 42 педагога, которые непосредственно работают с детьми указанной категории.
В результате проведенного эмпирического исследования нами были сделаны выводы о том, что психологическая готовность педагога к работе в инклюзивном образовательном пространстве является сложным интегральным качеством, которое включает как профессиональные умения, так и личную готовность.
Выделенные нами педагогические принципы адресной подготовки педагогов инклюзивного профессионального образования: принцип согласованности действий всех участников профессионально-образовательного процесса, принцип открытого образовательного пространства и активного сетевого взаимодействия, принцип социальной ответственности за результаты своей деятельности, принцип самоотверженности, принцип формирования положительных психологических, социальных и морально-политических качеств личности, принцип взаимодействия на основе установления доверительных отношений, принцип соразвития субъектов образовательного процесса – будут способствовать обеспечению качественного профессионально-образовательного процесса путем значительных преобразований методического и технологического плана.




1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145.
2. Алехина С.В. К вопросу психологической готовности учителя к включающему образованию / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции /отв. ред.: О.Ю. Бухаренкова, И.А. Телина, Т.В. Тимохина. Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. 955 с.
3. Алехина С.В. Модель инклюзии как основа изменений современного образования. [Электронный ресурс] / С.В. Алёхина; МГППУ. – Москва - Красноярск, 2017. – URL: http://krasobr.admkrsk.ru/wp-content/uploads/2015/11/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%A1%D0%92.pdf (дата обращения: 29.03.2021 г.).
4. Богданова Т.Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
5. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
6. Воронова О.В. становление и развитие инклюзивного образования: историко-генетический аспект [Электронный ресурс] / О.В. Воронова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т.23. № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/stanovlenie-i-razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-istoriko-geneticheskiy-aspekt (дата обращения: 29.03.2021 г.)
7. Гладких Н.А. Профессиональная готовность педагога для работы в инклюзивной школе // Концепт. 2016. Т. 11. С. 371–375.
8. Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. C. 4292–4297.
9. Доклад Всемирного банка «THE COVID-19 PANDEMIC: SHOCKS TO EDUCATION AND POLICY RESPONSES» май 2020 года // URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/han-dle/10986/33696/148198.pdf?sequence=4&isAllowed=y (дата обращения 30.03.2021).
10. Еретнова Е.П. К вопросу об истории становления инклюзивного образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2019/07/89881 (дата обращения: 29.03.2021).
11. Захарова С. И. Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 100-101.
12. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. М.: Юрайт, 2019. 272 с.
13. Кержакова И.Н. Аспекты инклюзивного образования [Электронный ресурс] / И.Н. Кержакова. – URL: http://letopisi.org/images/5/54/Kerzakova_I_N.pdf (дата обращения: 29.03.2021 г.).
14. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
15. Крысько В.Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
16. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
17. Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
18. Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние, и риски // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. C. 113–120.
19. Ольхина Е.А., Карпушкина Н.В., Двуреченская О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: анализ зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web. snauka.ru/issues/2016/10/72155 (дата обращения: 29.03.2021)
20. Рокотянская Л.О., Ярая Т.А. Инклюзивные практики в России: аналитические исследование по федеральным округам // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2017. Вып. 5. С. 200–206.
21. Садовникова Н.О., Сеногноева Н.А., Юсупов Д.К. Основные принципы адресной подготовки педагогов инклюзивного профессионального образования // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 1. – С. 67-72.
22. Скуднова Т.Д., Пашкова М.Н. Мировая практика инклюзивного образования: история и современность // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». 2017. Вып. 4 (208). C. 109–116
23. Ус О. А., Правилина А. А. Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования // Концепт. 2016. Т. 29. С. 111 – 114.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ