ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред…………………………………………………………...6
1.1. Понятие «психологическая готовность» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………..6
1.2. Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования………………………………………………………………………..9
1.3. Пути совершенствования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования………………………………...18
Выводы по главе 1………………………………………………………...20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия психологических сред………………………………………………………….21
2.1. Методы и организация исследования……………………………….21
2.2. Результаты исследования и их обсуждение………………………...23
2.3. Рекомендации по развитию психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред…………………………………………………………...25
Выводы по главе 2………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. На настоящем этапе система образования в России претерпевает определенные изменения. В первую очередь это связано с развитием инклюзивного образования. Напомним, что инклюзия представляет собой не просто совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с типичным развитием, а предполагает создание в образовательном учреждении условий, которые обеспечивают удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с различными видами дизонтогенеза. Традиционно к особым образовательным потребностям относят создание доступной среды в образовательном учреждении, изменение учебных программ, методическое обеспечение учебного процесса, обеспечение специальными учебниками и тетрадями. Однако одним из важнейших условий реализации инклюзивного образования является решение кадрового вопроса, готовность педагогов к работе в условиях инклюзии.
Инклюзивный процесс имеет свои особенности и предъявляет к педагогу новые требования. Необходимо знать особенности психофизического развития детей с различными видами дизонтогенеза, овладеть новыми технологиями работы или изменить имеющиеся технологии в соответствии с задачами инклюзивного образования. Важным моментом является изменение цели образовательного процесса. Обучение ребенка с ОВЗ в содержательном и целевом аспектах может отличаться от обучения ребенка с типичным развитием. Внедрение новых Федеральных образовательных стандартов начального образования предполагает наличие вариантов адаптированных образовательных программ, в ряде которых приоритет отдается овладению ребенком жизненными компетенциями, по сравнению с академическими знаниями. Этот факт требует от учителя определенной психологической перестройки, изменения отношения к результату образовательной деятельности. Преподаватель общеобразовательной школы настроен на результат обучения, на получение детьми цензового образования. Принятие новых целей для педагога требует нового осмысления педагогической деятельности. В связи с этим у ряда педагогов возникают сомнения по поводу необходимости инклюзии, поскольку существует традиционная система коррекционного образования. Одним из проблемных вопросов инклюзии может стать проблема взаимодействия педагогов с детьми и родителями различных категорий детей.
В современных психолого-педагогических исследованиях проблема психологической готовности педагогов к инклюзии является довольно актуальной и обсуждаемой.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблеме подготовки современного педагога к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, посвящено много исследований отечественных и зарубежных ученых, в частности Е. Агафоновой, С. Алехиной, В. Засенко, А. Колупаевой, Ю. Найда, Л. Савчук, Т. Сак, В. Синева, Т. Скрипник, А. Шевцова, Л. Яценюк и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к реализации инклюзивного образования, многие вопросы остаются нерешенными. К таким относится и проблема психологической готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного пространства.
Объект исследования – психологическая готовность.
Предмет исследования – психологическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования – исследовать психологическую готовность к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) провести анализ понятия «психологическая готовность» в психолого-педагогических исследованиях;
2) охарактеризовать психологическую готовность педагогов к реализации инклюзивного образования;
3) предложить пути совершенствования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования;
4) провести эмпирическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия психологических сред.
В работе использованы общетеоретические и эмпирические методы исследования.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в России появилось относительно недавно.
Реализация инклюзии как формы образовательного процесса преподносит педагогическому сообществу всё новые открытия, раскрывает многогранность и неповторимость педагогической ситуации, учит человека человечности.
При подготовке педагогических кадров учитываются все компоненты структуры инклюзивной готовности. Психологическая готовность, которая выражается в эмоциональной зрелости при принятии решений относительно различных педагогических ситуации, к принятию ребёнка с ОВЗ как полноценной личности, к принятию потребностей таких детей, как данности, вырабатывается, прежде всего, практикой общения с особыми детьми.
С целью повышения психологической готовности педагога учебного заведения к работе с детьми с особыми образовательными потребностями нами было проведено анкетирование педагогов школы, где внедрено инклюзивное образовательное пространство. В нем принимали участие 42 педагога, которые непосредственно работают с детьми указанной категории.
В результате проведенного эмпирического исследования нами были сделаны выводы о том, что психологическая готовность педагога к работе в инклюзивном образовательном пространстве является сложным интегральным качеством, которое включает как профессиональные умения, так и личную готовность.
Выделенные нами педагогические принципы адресной подготовки педагогов инклюзивного профессионального образования: принцип согласованности действий всех участников профессионально-образовательного процесса, принцип открытого образовательного пространства и активного сетевого взаимодействия, принцип социальной ответственности за результаты своей деятельности, принцип самоотверженности, принцип формирования положительных психологических, социальных и морально-политических качеств личности, принцип взаимодействия на основе установления доверительных отношений, принцип соразвития субъектов образовательного процесса – будут способствовать обеспечению качественного профессионально-образовательного процесса путем значительных преобразований методического и технологического плана.
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145.
2. Алехина С.В. К вопросу психологической готовности учителя к включающему образованию / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции /отв. ред.: О.Ю. Бухаренкова, И.А. Телина, Т.В. Тимохина. Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. 955 с.
3. Алехина С.В. Модель инклюзии как основа изменений современного образования. [Электронный ресурс] / С.В. Алёхина; МГППУ. – Москва - Красноярск, 2017. – URL: http://krasobr.admkrsk.ru/wp-content/uploads/2015/11/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%A1%D0%92.pdf (дата обращения: 29.03.2021 г.).
4. Богданова Т.Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
5. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
6. Воронова О.В. становление и развитие инклюзивного образования: историко-генетический аспект [Электронный ресурс] / О.В. Воронова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т.23. № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/stanovlenie-i-razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-istoriko-geneticheskiy-aspekt (дата обращения: 29.03.2021 г.)
7. Гладких Н.А. Профессиональная готовность педагога для работы в инклюзивной школе // Концепт. 2016. Т. 11. С. 371–375.
8. Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. C. 4292–4297.
9. Доклад Всемирного банка «THE COVID-19 PANDEMIC: SHOCKS TO EDUCATION AND POLICY RESPONSES» май 2020 года // URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/han-dle/10986/33696/148198.pdf?sequence=4&isAllowed=y (дата обращения 30.03.2021).
10. Еретнова Е.П. К вопросу об истории становления инклюзивного образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2019/07/89881 (дата обращения: 29.03.2021).
11. Захарова С. И. Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 100-101.
12. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. М.: Юрайт, 2019. 272 с.
13. Кержакова И.Н. Аспекты инклюзивного образования [Электронный ресурс] / И.Н. Кержакова. – URL: http://letopisi.org/images/5/54/Kerzakova_I_N.pdf (дата обращения: 29.03.2021 г.).
14. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
15. Крысько В.Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
16. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
17. Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
18. Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние, и риски // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. C. 113–120.
19. Ольхина Е.А., Карпушкина Н.В., Двуреченская О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: анализ зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web. snauka.ru/issues/2016/10/72155 (дата обращения: 29.03.2021)
20. Рокотянская Л.О., Ярая Т.А. Инклюзивные практики в России: аналитические исследование по федеральным округам // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2017. Вып. 5. С. 200–206.
21. Садовникова Н.О., Сеногноева Н.А., Юсупов Д.К. Основные принципы адресной подготовки педагогов инклюзивного профессионального образования // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 1. – С. 67-72.
22. Скуднова Т.Д., Пашкова М.Н. Мировая практика инклюзивного образования: история и современность // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». 2017. Вып. 4 (208). C. 109–116
23. Ус О. А., Правилина А. А. Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования // Концепт. 2016. Т. 29. С. 111 – 114.