Психологическая готовность к образовательному взаимодействию
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред…………………………………………………………...6
1.1. Понятие «психологическая готовность» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………..6
1.2. Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования………………………………………………………………………..9
1.3. Пути совершенствования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования………………………………...18
Выводы по главе 1………………………………………………………...20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия психологических сред………………………………………………………….21
2.1. Методы и организация исследования……………………………….21
2.2. Результаты исследования и их обсуждение………………………...23
2.3. Рекомендации по развитию психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред…………………………………………………………...25
Выводы по главе 2………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава 1. Теоретическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред…………………………………………………………...6
1.1. Понятие «психологическая готовность» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………..6
1.2. Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования………………………………………………………………………..9
1.3. Пути совершенствования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования………………………………...18
Выводы по главе 1………………………………………………………...20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия психологических сред………………………………………………………….21
2.1. Методы и организация исследования……………………………….21
2.2. Результаты исследования и их обсуждение………………………...23
2.3. Рекомендации по развитию психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред…………………………………………………………...25
Выводы по главе 2………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. На настоящем этапе система образования в России претерпевает определенные изменения. В первую очередь это связано с развитием инклюзивного образования. Напомним, что инклюзия представляет собой не просто совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с типичным развитием, а предполагает создание в образовательном учреждении условий, которые обеспечивают удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с различными видами дизонтогенеза. Традиционно к особым образовательным потребностям относят создание доступной среды в образовательном учреждении, изменение учебных программ, методическое обеспечение учебного процесса, обеспечение специальными учебниками и тетрадями. Однако одним из важнейших условий реализации инклюзивного образования является решение кадрового вопроса, готовность педагогов к работе в условиях инклюзии.
Инклюзивный процесс имеет свои особенности и предъявляет к педагогу новые требования. Необходимо знать особенности психофизического развития детей с различными видами дизонтогенеза, овладеть новыми технологиями работы или изменить имеющиеся технологии в соответствии с задачами инклюзивного образования. Важным моментом является изменение цели образовательного процесса. Обучение ребенка с ОВЗ в содержательном и целевом аспектах может отличаться от обучения ребенка с типичным развитием. Внедрение новых Федеральных образовательных стандартов начального образования предполагает наличие вариантов адаптированных образовательных программ, в ряде которых приоритет отдается овладению ребенком жизненными компетенциями, по сравнению с академическими знаниями. Этот факт требует от учителя определенной психологической перестройки, изменения отношения к результату образовательной деятельности. Преподаватель общеобразовательной школы настроен на результат обучения, на получение детьми цензового образования. Принятие новых целей для педагога требует нового осмысления педагогической деятельности. В связи с этим у ряда педагогов возникают сомнения по поводу необходимости инклюзии, поскольку существует традиционная система коррекционного образования. Одним из проблемных вопросов инклюзии может стать проблема взаимодействия педагогов с детьми и родителями различных категорий детей.
В современных психолого-педагогических исследованиях проблема психологической готовности педагогов к инклюзии является довольно актуальной и обсуждаемой.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблеме подготовки современного педагога к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, посвящено много исследований отечественных и зарубежных ученых, в частности Е. Агафоновой, С. Алехиной, В. Засенко, А. Колупаевой, Ю. Найда, Л. Савчук, Т. Сак, В. Синева, Т. Скрипник, А. Шевцова, Л. Яценюк и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к реализации инклюзивного образования, многие вопросы остаются нерешенными. К таким относится и проблема психологической готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного пространства.
Объект исследования – психологическая готовность.
Предмет исследования – психологическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования – исследовать психологическую готовность к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) провести анализ понятия «психологическая готовность» в психолого-педагогических исследованиях;
2) охарактеризовать психологическую готовность педагогов к реализации инклюзивного образования;
3) предложить пути совершенствования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования;
4) провести эмпирическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия психологических сред.
В работе использованы общетеоретические и эмпирические методы исследования.
Инклюзивный процесс имеет свои особенности и предъявляет к педагогу новые требования. Необходимо знать особенности психофизического развития детей с различными видами дизонтогенеза, овладеть новыми технологиями работы или изменить имеющиеся технологии в соответствии с задачами инклюзивного образования. Важным моментом является изменение цели образовательного процесса. Обучение ребенка с ОВЗ в содержательном и целевом аспектах может отличаться от обучения ребенка с типичным развитием. Внедрение новых Федеральных образовательных стандартов начального образования предполагает наличие вариантов адаптированных образовательных программ, в ряде которых приоритет отдается овладению ребенком жизненными компетенциями, по сравнению с академическими знаниями. Этот факт требует от учителя определенной психологической перестройки, изменения отношения к результату образовательной деятельности. Преподаватель общеобразовательной школы настроен на результат обучения, на получение детьми цензового образования. Принятие новых целей для педагога требует нового осмысления педагогической деятельности. В связи с этим у ряда педагогов возникают сомнения по поводу необходимости инклюзии, поскольку существует традиционная система коррекционного образования. Одним из проблемных вопросов инклюзии может стать проблема взаимодействия педагогов с детьми и родителями различных категорий детей.
В современных психолого-педагогических исследованиях проблема психологической готовности педагогов к инклюзии является довольно актуальной и обсуждаемой.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблеме подготовки современного педагога к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, посвящено много исследований отечественных и зарубежных ученых, в частности Е. Агафоновой, С. Алехиной, В. Засенко, А. Колупаевой, Ю. Найда, Л. Савчук, Т. Сак, В. Синева, Т. Скрипник, А. Шевцова, Л. Яценюк и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к реализации инклюзивного образования, многие вопросы остаются нерешенными. К таким относится и проблема психологической готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного пространства.
Объект исследования – психологическая готовность.
Предмет исследования – психологическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования – исследовать психологическую готовность к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия образовательных сред.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) провести анализ понятия «психологическая готовность» в психолого-педагогических исследованиях;
2) охарактеризовать психологическую готовность педагогов к реализации инклюзивного образования;
3) предложить пути совершенствования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования;
4) провести эмпирическое исследование психологической готовности к образовательному взаимодействию в условиях растущего разнообразия психологических сред.
В работе использованы общетеоретические и эмпирические методы исследования.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в России появилось относительно недавно.
Реализация инклюзии как формы образовательного процесса преподносит педагогическому сообществу всё новые открытия, раскрывает многогранность и неповторимость педагогической ситуации, учит человека человечности.
При подготовке педагогических кадров учитываются все компоненты структуры инклюзивной готовности. Психологическая готовность, которая выражается в эмоциональной зрелости при принятии решений относительно различных педагогических ситуации, к принятию ребёнка с ОВЗ как полноценной личности, к принятию потребностей таких детей, как данности, вырабатывается, прежде всего, практикой общения с особыми детьми.
С целью повышения психологической готовности педагога учебного заведения к работе с детьми с особыми образовательными потребностями нами было проведено анкетирование педагогов школы, где внедрено инклюзивное образовательное пространство. В нем принимали участие 42 педагога, которые непосредственно работают с детьми указанной категории.
В результате проведенного эмпирического исследования нами были сделаны выводы о том, что психологическая готовность педагога к работе в инклюзивном образовательном пространстве является сложным интегральным качеством, которое включает как профессиональные умения, так и личную готовность.
Выделенные нами педагогические принципы адресной подготовки педагогов инклюзивного профессионального образования: принцип согласованности действий всех участников профессионально-образовательного процесса, принцип открытого образовательного пространства и активного сетевого взаимодействия, принцип социальной ответственности за результаты своей деятельности, принцип самоотверженности, принцип формирования положительных психологических, социальных и морально-политических качеств личности, принцип взаимодействия на основе установления доверительных отношений, принцип соразвития субъектов образовательного процесса – будут способствовать обеспечению качественного профессионально-образовательного процесса путем значительных преобразований методического и технологического плана.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в России появилось относительно недавно.
Реализация инклюзии как формы образовательного процесса преподносит педагогическому сообществу всё новые открытия, раскрывает многогранность и неповторимость педагогической ситуации, учит человека человечности.
При подготовке педагогических кадров учитываются все компоненты структуры инклюзивной готовности. Психологическая готовность, которая выражается в эмоциональной зрелости при принятии решений относительно различных педагогических ситуации, к принятию ребёнка с ОВЗ как полноценной личности, к принятию потребностей таких детей, как данности, вырабатывается, прежде всего, практикой общения с особыми детьми.
С целью повышения психологической готовности педагога учебного заведения к работе с детьми с особыми образовательными потребностями нами было проведено анкетирование педагогов школы, где внедрено инклюзивное образовательное пространство. В нем принимали участие 42 педагога, которые непосредственно работают с детьми указанной категории.
В результате проведенного эмпирического исследования нами были сделаны выводы о том, что психологическая готовность педагога к работе в инклюзивном образовательном пространстве является сложным интегральным качеством, которое включает как профессиональные умения, так и личную готовность.
Выделенные нами педагогические принципы адресной подготовки педагогов инклюзивного профессионального образования: принцип согласованности действий всех участников профессионально-образовательного процесса, принцип открытого образовательного пространства и активного сетевого взаимодействия, принцип социальной ответственности за результаты своей деятельности, принцип самоотверженности, принцип формирования положительных психологических, социальных и морально-политических качеств личности, принцип взаимодействия на основе установления доверительных отношений, принцип соразвития субъектов образовательного процесса – будут способствовать обеспечению качественного профессионально-образовательного процесса путем значительных преобразований методического и технологического плана.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ТРУДУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование психологической готовности к школьному обучению средствами игры
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЖЕНЩИН К МАТЕРИНСВУ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от ролевой структуры семьи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



