Ввведние…………………………………………………………………………...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ УИС…………………………………………..6
1.1. Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС……….6
1.2. Профессиональное выгорание сотрудников УИС и формы его проявления………………………………………………………………………...8
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛОВ УИС……………………………………………………………………………….13
2.1. Направление, методы и формы профилактической работы в УИС……..16
2.2. Методы саморегуляции по преодолению профессиональной деформации в ИУ……………………………………………………………………………….16
2.3. Профилактика деструктивных явлений в коллективе сотрудников УИС……………………………………………………………………………….16
2.4. Методические рекомендации руководителю по профилактике профессиональной деформации в коллективе…………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………..26
Актуальность исследования. В условиях динамичного развития уголовно-исполнительной системы особую актуальность приобретает решение проблем совершенствования кадрового обеспечения, что является непременным условием и важнейшим резервом повышения эффективности служебной деятельности как уголовно-исполнительной системы в целом, так и ее отдельных органов и учреждений. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы носит специфический характер, связанный:
- с особым содержанием и служебными отношениями; неординарными отношениями в коллективе;
- необходимостью общения с осужденными, многие из которых имеют психические отклонения;
- изменением требований к осуществлению профессиональной деятельности сотрудников в соответствии с Концепцией развития УИС до 2020 года;
- перманентной дезадаптацией, объясняемой часто возникающей необходимостью реше¬ния вопросов в различных нестандартных ситуациях.
Вследствие этих и многих других причин происходит деструктивное влияние профессии на личность человека, выраженное в профессиональной деформации и эмоциональном выгорании сотрудников УИС. Согласно О. Н. Ежовой, последние, с одной стороны, оказывают отрицательное влияние на осуществление сотрудником самой профессиональной деятельности, с другой - деформируют психологическую структуру самой его личности .
Возникает проблема поиска путей профилактики профессиональной деформации и эмоционального выгорания у будущих и начинающих сотрудников уголовно-исполнительной системы, решение которой и составило цель нашего исследования.
В поисках путей профилактики этих феноменов у сотрудников УИС нами была изучена соответствующая литература. Так, вопросам профессиональной деформации посвящены труды И.И. Аминова, Е.А. Антонян, Э.Ф. Зеер, Н.Б. Королевой, В.В. Лебедева, А.В. Шамис и др.; сущностные характеристики и пути профилактики эмоционального выгорания рассматривались в трудах А.О. Карнауховой, О.В. Крапивиной, И. А. Новиковой, П.И. Сидорова, В.А. Тропова, Е.И. Уразаевой, А.П. Шиховой и др.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Предмет исследования – профессиональное выгорание сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Цель исследования заключается в анализе особенностей профессионального выгорания сотрудников УИС.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1. проанализировать особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС;
2. рассмотреть профессиональное выгорание сотрудников УИС и формы его проявления;
3. охарактеризовать направление, методы и формы профилактической работы в УИС;
4. рассмотреть методы саморегуляции по преодолению профессиональной деформации в ИУ;
5. проанализировать профилактику деструктивных явлений в коллективе сотрудников УИС
6. рассмотреть методические рекомендации руководителю по профилактике профессиональной деформации в коллективе.
Методы исследования. В работе были использованы общетеоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение).
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Профессиональная деятельность сотрудника УИС сложна и специфична: для ее успешного осуществления необходимы глубокие правовые и профессиональные знания, твердые практические навыки и умения, развитые интеллектуальные, организационные, физические и другие качества, сотрудник должен быть готов к действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Следует также подчеркнуть, что особенностью службы в уголовно-исполнительной системе, является широкое использование императивного метода регулирования государственно-служебных отношений, включая принятие сотрудниками присяги, которая подчеркивает публично-правовой характер их профессиональной деятельности.
Деятельность сотрудников УИС осуществляется в крайне сложных, напряженных, экстремальных условиях протекания межличностного взаимодействия, условиях, которые в сочетании с определёнными качествами и особенностями личности сотрудника, способствуют появлению профессиональных деструкций.
В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что существует много подходов к раскрытию содержания понятия «профессиональная деформация», но в аспекте уголовно-исполнительной деятельности нам импонирует определение, данное Н.Б. Королевой. Вслед за автором под профессиональной деформацией мы понимаем искажение под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности характера и профессиональных возможностей сотрудника в отрицательную сторону.
Одной из основных причин, оказывающих значительное влияние на возникновение и развитие профессиональных деструкций, является профессиональное выгорание, которое выражается, прежде всего, в негативных изменениях эмоциональной сферы личности сотрудника, вызванных вынужденным профессиональным общением и выполнением своих функциональных обязанностей.
Феномен профессионального выгорания тесно связан с профессиональным становлением личности сотрудника уголовно-исполнительной системы и результатом этого процесса может быть как формирование профессионала высокого класса, так и развитие негативных деформаций личности, снижающих эффективность трудовой деятельности.
Профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Профессиональная деструкция проявляется негативными изменениями в профессиональной деятельности и в поведении. Однозначно связывается обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности. Для профилактики профессиональной деформации сотрудников УИС прежде всего требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.
1. Беляева Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности / Под. ред. А.М. Столяренко. - М., 2001. - 600 с.
2. Зобков А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности: монография / под науч. ред. проф. Н.П. Фетискина. Владимир, 2013. - 320 с.
3. Китаев-Смык Л.А. Сознание и стресс. Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Смысл, 2015. – 611 с.
4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань, 1969. – 111 с.
5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.; Воронеж, 2002. – 214 с.
6. Предупреждение деструктивных форм поведения сотрудников УИС: метод, рек. - М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС Минюста России, 2005. - 93 с.
7. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: учеб.-метод. пособие. - Ставрополь, - 2008. – 112 с.
Материалы периодической печати
8. Гаврина Е.Е. Специфика проявления агрессии в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 3. - С. 51–59.
9. Киселев А.М. Формирование эмоционально-волевой устойчивости для действий в чрезвычайных обстоятельствах // Уголовно-исполнительное право. - 2016. - № 1 (23). - С. 14–16.
10. Рожков О.А. Мотивация в структуре профессиональных деформаций сотрудников пенитенциарной системы: эмпирическое исследование / О.А. Рожков // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – №2 (220). – С. 118–124.
11. Самойлов Н.Г., Алешичева А.В. Влияние специфики служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы на состояние их психического здоровья // Уголовно-исполнительное право. - 2016. - № 3 (23). - С. 122–127.
Электронные ресурсы
12. Клиническая психология: словарь. [Электронный ресурс]: http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 22.12.2020).