Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности и пути развития Российского туристического бизнеса

Работа №79014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Этапы развития международного туризма 7
1.2 Сущность туристического рынка в мировой экономике 13
1.3 Классификация видов туристических услуг и факторов, влияющих на их
развитие 18
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО
БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 29
2.1 Анализ развития туристического бизнеса в России 29
2.2 Положение России на мировом туристическом рынке 42
2.3 Особенности развития туризма в Республике Татарстан 54
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 65
3.1 Основные направления по повышению качества туристических услуг в
России и Республике Татарстан 65
3.2 Мероприятия по формированию позитивного образа РФ на международном рынке туристических услуг 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В течение последних лет туризм активно развивается. Именно в этот период времени можно было наблюдать всплеск популярности данного вида деятельности. Сегодня туризм стал неотъемлемой частью любого развитого общества. Данной сфере деятельности, досуга человека отводится важнейшая роль, направленная на совершенствование системы взаимопонимания между народами. Кроме этого, посредством туризма культура и социальное развитие многих стран и регионов пополняются опытом, перенимаются особенности культуры, речи. Важно также подчеркнуть, что развиваясь, и расширяя свои масштабы, туризм способствует увеличению валового мирового продукта, и позволяет обеспечить занятость населения.
Сегодня, как и раньше, в развитие туризма вкладываются весьма значительные инвестиции, и на долю этой сферы деятельности (досуга) человека приходится почти десятая часть мировых экономических показателей, указанных выше.
Рынок туристических услуг является структурной частью национального и мирового рынка. И сегодня, эта сфера деятельности получает стремительное развитие.
Обоснование актуальности темы складывается из экономических интересов российского общества. Такое объяснение обусловлено тем, что на фоне падения цен на мировые сырьевые ресурсы, сфера туризма как источник формирования ВВП остается весьма привлекательной. Учитывая, что национальный туристический бизнес по сравнению с мировыми державами приносит в ВВП страны лишь 1,5 процента при среднемировом значении 10 процентов, хотя он является перспективным средством повышения благосостояния государства. Кроме того, данный вид коммерческой деятельности в области предоставления услуг, оказывает весьма существенную помощь и поддержку при решении проблем политического, гуманитарного, экологического, социального характера.
Отечественные специалисты, основываясь на своих расчетах, а также на прогнозах Всемирной Туристской Организации (ВТО) , утверждают, что туристический бизнес в нашей стране при его должной поддержке государства и с учетом имеющихся туристских ресурсов мог бы приносить гораздо больше доходов.
Ввиду своего свойства мультипликативного эффекта, туризм может оказывать стимулирующие воздействие на развитие других смежных отраслей экономики: торговли, сельского хозяйства, связи, транспорта, социальной сферы, производства товаров народного потребления и т.д..
Таким образом, особые качества, свойственные туризму, в совокупности позволяют рассматривать его как социально и экономически значимое явление 20 и 21-го веков.
Что касается текущего положения отечественного туризма на мировом рынке услуг, то можно отметить, что оно не является лидирующим. Во многом тому виной нынешняя экономическая ситуация в сфере российского туризма, которая затрудняет процесс конкурентной борьбы на мировом туристском рынке. Являясь полностью открытым перед мировыми державами, отечественный рынок туристических услуг пока не занял достойное место в мировой торговой площадке.
Говоря о проблемах туристического бизнеса в нашей стране, следует подчеркнуть, что, несмотря на свою богатую многонациональную культуру, обширную территорию, климатическое разнообразие (а эти признаки являются предпосылками для становления страны мировой туристической державой) - российский туризм значительно уступает по развитию этой отрасли другим экономически развитым государствам.
Таким образом, в целях расширения международных связей, которые в свою очередь способствуют продвижению национального туристического продукта на мировой рынок, необходимо подробно изучить вопрос развития туристического бизнеса в России. Выявление особенностей данного процесса, позволит определить наиболее успешные пути совершенствования туристического бизнеса в нашей стране.
Как правило, туристические визиты в нашу страну носят познавательный характер. Люди, планирующие поездку в Россию, сегодня заинтересованы в ознакомлении с историческими памятниками нашей страны и ее культурным наследием, а также все больше проявляют интерес к общественно-политическим процессам.
Среди потенциальных туристов можно выделить политологов, социологов, общественных деятелей, преподавателей высших и специальных учебных заведений, юристов, врачей, студентов, инженерно-технических работников, религиозных деятелей, бизнесменов, представителей культуры и театра. Для этих категорий - знакомство с Россией имеет особое значение, потому как участие в экскурсионных программах позволяет посредством личного контакта и оценки получить объективное представление о жизни страны, ее людей.
Государство уделяет весьма значительное внимание вопросу развития туризма. Так, для этого предусмотрены специальные государственные программы, главной целью которых является формирование современной высокоэффективной инфраструктуры в указанной сфере, отвечающей нынешним требованиям конкурентоспособности туризма. Согласно направлениям таких программ, предусматриваются широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристических услугах. Помимо этого, еще одной миссией государственных программ туризма является увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование культурного и природного наследия, пополнение бюджета страны, за счет налоговых поступлений, притока иностранной валюты.
Объектом настоящего исследования выступает туристический бизнес в России.
Предметом работы является исследование основных проблем и путей развития туристического бизнеса России.
Целью написания работы является исследование основных особенностей и путей развития Российского туристического бизнеса и возможных вариантов выхода его на международный рынок.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:
1) рассмотреть основные теоретические аспекты функционирования рынка туристических услуг;
2) охарактеризовать состояние туристического бизнеса в России на современном этапе;
3) проанализировать основные пути развития туристического рынка России.
При написании работы были использованы такие методы научного познания, как: метод наблюдения, метод синтеза, метод дедукции, метод анализа, метод сравнения, метод сопоставления и другие методы.
Теоретической базой работы послужили труды таких авторов, как: Н.Н. Бородина, Т.И. Власова, Н.М. Джамалудинова, Е.А. Зализняк, М.А. Каменская, Н.В. Королева, Е.Г. Леонидова, Н.А. Патутина, А.Э. Саак, А.А. Силаева, Л.С. Сладких, Е.Н. Трофимов, С. Хуснутдинова и др.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Туризм является составной частью различных сфер деятельности государства, таких как: здравоохранение, физическая культура, средство духовного, культурного и социального развития личности.
Сегодня туризм представляет собой весьма развитое, массовое социально-экономическое явление международного масштаба. Заслуга популярности данного явления принадлежит расширению политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.
В настоящее время туризм приобрел статус одной из самой прибыльной и быстро развивающейся отрасли бизнеса в сфере международной торговли услугами. Классификация туризма зависит от признаков, которые характеризуют тот или иной вид туризма. Так, к таким характеристикам относятся национальная принадлежность туризма; основная потребность, удовлетворение которой обуславливает туристическое путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествие; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены турпродукта и т.д.
Среди множества факторов, влияющих на развитие туризма, одними из мощных факторов воздействия являются платежеспособность населения, условия среды, объем свободного времени населения.
Местом возникновения первых туристских организаций в России является Кавказ. В 1877 г. в Тифлисе при кавказском обществе естествознании, был образован первый альпийский клуб. Его существование длилось лишь несколько лет, однако за это время, его участники организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа и издание сборника статей о флоре и фауне Кавказа и Закавказья. Государство оказывало весьма значимую поддержку туристической сфере. Например, за счет государственных средств формировалась материально-техническая база, осуществлялась подготовка специалистов в области туристического дела и краеведения.
За время Великой Отечественной Войны туристско-экскурсионная деятельность была полностью прекращена. Накопленное имущество туристических объединений было разграблено и разрушено.
Туристическая деятельность в СССР была вновь активизирована лишь в начале 50-х годов. Туристические путешествия стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.
В течение последних 20 лет российский туризм характеризовался, как выездной, но уже с 2012 года политика государства стала меняться. Сегодня, одной из приоритетных задач России является как развитие выездного, так и внутреннего туризма. Несмотря на это, правительство все же сократило бюджет на развитие этой отрасли. Данное решение обусловлено глобальными проблемами, возникшими в связи с нестабильной обстановкой в мире, стране, политике и экономике. Лето 2014 года характеризовалось слиянием и поглощением туроператоров. Тогда была прекращена деятельность более 20 российских туристических компаний, что было обусловлено проверками контролирующих и силовых структур. Появилась неплатежеспособность компаний.
Татарстан занимает выгодное географическое положение, располагаясь в восточной части Восточно-Европейской равнины, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы.
На сегодняшний день Республика Татарстан является одним из лидеров среди регионов Российской Федерации в сфере туризма, показывает устойчивую положительную динамику по основным показателям развития отрасли. Ежегодный темп прироста туристского потока в Республику в среднем составляет 13,5 %, темп прироста объема реализации услуг в сфере туризма - 17,0 %. Республика Татарстан считается одним из лидеров среди регионов Российской Федерации по количеству субъектов предпринимательской деятельности туриндустрии и объектов туристской инфраструктуры.
На конец 2016 года на территории Республики Татарстан зарегистрировано 104 туроператора, из которых в сфере внутреннего туризма - 32, в сфере внутреннего и въездного туризма - 65, в сфере внутреннего, въездного и выездного туризма - 6, в сфере внутреннего и выездного туризма - 1. Начиная с 2014 года, в Республике Татарстан реализуется государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 -2020 годы».
XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани стала первой Универсиадой, более того первым мульти-спортивным мероприятием в истории современной России. Универсиада проходила с 6 по 17 июля 2013 года. Универсиада подарила городу не только множество спортивных объектов, отелей и ресторанов, но и несколько тысяч квалифицированных и обладающих навыками организации подобных мероприятий профессионалов - менеджеров и волонтеров. Также необходимо отметить о прошедшем Чемпионате мира по водным видам спорта 2015 года - 16-й по счету чемпионат под эгидой Международной федерации плавания (FINA), который прошел в Казани с 24 июля по 9 августа 2015 года.
В 2016 году АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму реализована комплексная программа «Татарстан - лучший для туриста». Цель программы - качественное изменение отрасли туризма и региона к проведению Кубка конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
В настоящее время мировой туристский рынок можно охарактеризовать большой степенью конкурентной борьбы, главным инструментом которой сейчас является рост качества туристических услуг.
Для того, чтобы сформировать конкурентоспособный туристический рынок, необходимы не только усилия по развитию конкретной инфраструктуры.
Следует проводить эффективную стратегию по продвижению отечественного туристского продукта, которая должна быть направлена на ключевые направления туристического рынка и должна носить агрессивный характер, что впоследствии позволит сделать въездной и внутренний туризм весьма доходной составляющей всей экономики РФ.
Опыт осуществления государственных рекламно-информационных стратегий указывает на особую надобность диверсификации туристического продукта: вместе с традиционным туристическим предложением необходимо обеспечить показ совершенно новых туристических продуктов, необходимо распространение более обширной информации о национальных традициях, а также промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристических услугах


1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28.12.2016) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5491.
2. Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.01.2017) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 10.06.2013, № 23, ст. 2866.
3. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 165-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» (с изм. и доп. от 26.12.2014) // Собрание законодательства РФ, 21.02.2011, № 8, ст. 1142.
4. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О
федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (с изм. и доп. от 11.06.2016) // Собрание законодательства РФ, 22.08.2011, № 34, ст. 4966.
Статьи в сборниках
5. Бугаева А.М. Культурно-исторический туризм: просветительский аспект // Эволюция государственно-правовых систем: сборник материалов Научно-практической конференции. - Абакан, 2013. - С. 190-192.
6. Дьяченко Е.В. Принципы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности по оказанию услуг в сфере туризма // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе материалы: материалы Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2012. - С. 457-460.
Статьи в периодических изданиях
7. Александрова А.Ю. Фактор сезонных колебаний в развитии туристскорекреационной сферы // Вестник ТвГУ. Серия «География и геоэкология». - 2013. - № 8. - С. 99-110.
8. Беляков О.И. Семейный туризм как форма досуговой деятельности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 690-693.
9. Бородина Н.Н. Методические подходы к формированию реестра туристско-рекреационного потенциала региона и организации его мониторинга // Вестник Национальной академии туризма. - 2012. - № 4. - С. 30-32.
10. Власова Т.И. Событийный туризм - эффективный антикризисный инструмент привлечения туристских потоков в регион // Вестник НАТ. - 2015.
- № 1. - С. 38-40.
11. Гварлиани Т.Е. Сельский и аграрный туризм как специфические виды туризма // Terra Economicus. - 2011. - № 4. - С. 61-65.
12. Гуляев В.Г. Мультипликативный эффект в туризме // Вестник РМАТ. - 2011. - № 3. - С. 58-69.
13. Джамалудинова Н.М. Правовое обеспечение туристской деятельности в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. - 2013.
- № 7. - С. 52-55.
14. Емельянова Н.А. История развития экологического туризма в России // Мордовский заповедник. - 2013. - № 5. - С. 27.
15. Заборова Е.Н. Город как социальное пространство //
Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 97-101.
16. Зализняк Е.А. Региональный туризм: основные признаки и условия развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2011. - № 2. - С. 70-76.
17. Захарова Е.П. Туристская деятельность в Российской Федерации: источники правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 6 (95). - С. 87-91.
18. Зеленская Е.М. Гастрономический компонент в индустрии туризма // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 3. - С. 110-117.
19. Зиганшин И.И. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1 (33). - С. 17-25.
20. Ичдульгу А. Туризм между Россией и Турцией: тенденции и перспективы // Туризм: право и экономика. - 2014. - № 1. - С. 2-7.
21. Каменская М.А. Свадебный туризм как перспективный вид событийного туризма // Ineternum. - 2013. - № 1. - С. 57-58.
22. Козырева О.А. Туризм 2015: мировые тренды // Вестник РМАТ. - 2014. - № 4. - С. 3-7.
23. Королев Д.С. Культурология туризма // Аналитика культурологии.
- 2012. - № 23. - С. 13-19.
24. Королева Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 1. - С. 1-7.
25. Кугушева А.Н. Теоретические аспекты активного туризма // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 8. - С. 1-10.
26. Леонидова Е.Г. Событийный туризм как новое направление российского туристического рынка // Universum: экономика и юриспруденция.
- 2015. - № 7. - С. 24-33.
27. Михайлова М.Н. О подготовке кадров для сферы туризма // Псковский регионологический журнал. - 2011. - № 11. - С. 104-112.
28. Орлова В.С. Перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в регионе // Проблемы развития территории. - 2014. - № 4. - С. 34¬47.
29. Патутина Н.А. Региональные инновации в сфере туризма //
Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 1. - С. 1-9.
30. Романова М.М. Факторы, влияющие на развитие индустрии
туризма // Концепт. - 2014. - № 2. - С. 1-7.
31. Романова М.М. Характеристика особенностей индустрии
гостеприимства как объекта управления // Экономика, статистика и
информатика. Вестник УМО. - 2012. - № 5. - С. 88-90.
32. Саак А.Э. Современные направления формирования туристской политики муниципального образования // Туризм: право и экономика. - 2011. - № 1. - С. 24-32.
33. Святоха Н.Ю. Подходы к классификации этнического туризма // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 6. - С. 179-183.
34. Силаева А.А. Развитие франчайзинга в сфере туризма // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 7. - С. 79-89.
35. Сирик Н. Актуальные проблемы законодательства о туристской деятельности // Хозяйство и право. - 2012. - № 5. - С. 105-112.
36. Скобкин С.С. Индустрия гостеприимства или туризма? Кто прав? // Российское предпринимательство. - 2012. - № 21. - С. 130-135.
37. Сладких Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4. - С. 368-371.
38. Стрельникова А.В. Необычные памятники как объект городского визуального пространства // Социологические исследования. - 2013. - № 4. - С. 95-99.
39. Тарасова Т.Н. Проблема управления конкурентоспособностью микропредприятия туризма // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2012. - № 16. - С. 11-21.
40. Трофимов Е.Н. Развитие этнографического туризма в России // Вестник РМАТ. - 2013. - № 4. - С. 3-13.
41. Тузова Н.Г. Туристский паспорт как форма продвижения туристских ресурсов муниципального образования // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-2. - С. 156.
42. Цацулина И.А. Развитие делового туризма в России // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - № 1. - С. 71-74.
43. Шавырева М.Ж. Туризм как развивающийся сектор экономики Приморского края // Экономико-правовые аспекты развития современного общества: научно-практическая конференция. - 2013. - С. 160-163.
Электронные ресурсы
44. Бызова А.И. Инновации в туризме [Электронный ресурс] //
Интернет-журнал Науковедение. - 2011. - № 2 (7). - URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-turizme-1 (Дата обращения:
11.01.2017)
45. Сайт Всемирной туристской организации [Электронный ресурс] // URL: unwto.org(Дата обращения: 11.01.2017)
46. Сайт Правительства Республики Татарстан [Электронный ресурс]
// URL: prav.tatarstan.ru/rus/docs/post/post1.htm?pub_id=255669 (Дата
обращения: 11.01.2017)
47. Туристический бизнес образца 2017 года: девять трендов
растущего рынка [Электронный ресурс] // URL: http://www.retail-
loyalty.org/news/turisticheskiy-biznes-obraztsa-2017-goda-devyat-trendov- rastushchego-rynka/(Дата обращения: 07.04.2017)
48. Что ждет российский туризм в 2017 году? [Электронный ресурс] // URL: http://www.pitert.ru/news/chto-zhdet-rossiiskii-tur(Дата обращения: 07.04.17)
49. Что ждёт турбизнес в 2017 году: 10 трендов [Электронный ресурс] // URL: http://www.trn-news.ru/analytics/50248(Дата обращения: 07.04.17)
50. Что ждет туристический рынок в 2017 году [Электронный ресурс] // URL: https://finance.rambler.ru/news/2017-01-13/chto-zhdet-turisticheskiy- rynok-v-2017/ (Дата обращения: 07.04.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ