Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Криминологическая характеристика организованной преступности в сфере экономики……………………………………………………………...6
§ 1. Понятие организованной преступности в сфере экономики…….6
§ 2. Криминологическая характеристика организованной преступности в сфере экономики……………………………………………17
§ 3. Детерминанты организованной преступности в сфере экономики….......................................................................................................19
Глава 2. Предупреждение организованной преступности в сфере экономики подразделениями ЭБ и ПК………………………………………29
§ 1. Правовые и организационные вопросы предупреждения организованной преступности в сфере экономики подразделениями ЭБ и ПК………………………………………………………………………………29
§ 2. Специальное предупреждение организованной преступности в сфере экономики подразделениями ЭБ и ПК……………………………….40
§ 3. Индивидуальное предупреждение организованной преступности в сфере экономики подразделениями ЭБ и ПК……………………………..45
Заключение…………………………………………………………………….52
Список использованной литературы………………………………………...56
Приложение
Актуальность темы исследования. Проблема организованной преступности является чрезвычайно актуальной. Мировое сообщество ставит ее по значимости на второе-третье место после вопросов об экономическом положении и политическом состоянии в обществе. Организованная преступность использует связи с органами власти на самом высоком уровне и все больше проникает в большую политику. Она навязывает обществу свои представления о системе ценностей и норм поведения, формирует облик героя-дельца теневой экономики и лидера уголовной среды. В арсенале средств организованной преступности не последнее место занимают терроризм, убийства по найму, разжигание межнациональных религиозных конфликтов и т.п.
Согласно статистике МВД РФ о состоянии преступности в 2018 году, организованными группами или преступными сообществами совершено 13,2 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+21,4%), причём их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий увеличился с 6,3% в январе - сентябре 2018 года до 7,9%.1 Это говорит о том, что организованная преступность ставит под удар целостность нашей национальной политики, поэтому еще более актуальной является реализация и развитие концепции борьбы с организованной преступностью, в основе которой лежит указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Организованная преступность является продуктом общества и пронизывает своим негативным влиянием его различные сферы и социальные отношения. В то же время она как самостоятельное целостное явление обладает собственными закономерностями развития. Ее признаки изменяются одновременно с происходящими в обществе преобразованиями. Появление новых признаков организованной преступности всегда является результатом ее взаимодействия с обществом, проявляющимся как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением организованной преступности в сфере экономики занимались отечественные и зарубежные ученые в области теории права, уголовного права, криминологии, истории: Гаухман Л.Д., Максимов С.В., Комиссаров В.С., Васин Ю.Г., Ванюшкин С.В., Агапов П.В., Мондохонов А.Н., Белоцерковский С.Д,, Аве тисян В.С., Гришаев П.И. и др.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу образования преступного сообщества (преступной организации).
Предмет исследования – нормы Российского уголовного законодательства; нормы Конституции РФ и иного отраслевого законодательства, которые в той или иной мере регламентируют организацию и деятельность преступного сообщества (преступной организации).
Цель исследования заключается в рассмотрении особенностей организованной преступности в сфере экономики.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1. рассмотреть понятие организованной преступности в сфере экономики;
2. дать криминологическую характеристику организованной преступности в сфере экономики;
3. проанализировать детерминанты организованной преступности в сфере экономики;
4. рассмотреть правовые и организационные вопросы предупреждения организованной преступности в сфере экономики подразделениями ЭБ и ПК;
5. проанализировать специальное предупреждение организованной преступности в сфере экономики подразделениями ЭБ и ПК;
6. охарактеризовать индивидуальное предупреждение организованной преступности в сфере экономики подразделениями ЭБ и ПК.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов.
Эмпирическую основу исследования составили статистические данные, материалы судебной практики.
Нормативной основой исследования являются: действующее уголовное законодательство Российской Федерации, положения иных отраслей права, зарубежное законодательство, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и т.д.
По итогам написания настоящей диссертационной работы необходимо обобщить и сформулировать основные теоретические выводы и практические предложения данной работы:
В Уголовном кодексе Российской Федерации необходимо отражать реальные характеристики организованного преступного объединения организованной преступности в России и их системную преступную деятельность; в то же время, формулировать диспозиции соответствующих норм таким образом, чтобы изложенные в них должны подвергаться внешнему социальному контролю и, следовательно, доказывать.
Существование и деятельность специализированных подразделений по борьбе с преступной деятельностью организованного характера должны быть предусмотрены законом, а не подзаконными актами, что создает основу для их многочисленных ведомственных реорганизаций.
специфика стратегии борьбы с организованной преступной деятельностью экономического характера заключается в следующем:
1) целями борьбы с преступной деятельностью организованного характера являются: ликвидация организованных преступных объединений, снижение степени опасности в обществе преступной деятельности; компенсация за ущерб, восстановление нарушенных прав и законных интересов жертв организованной преступности; ликвидации, нейтрализации причинных комплексов и других обстоятельств, определяющих эту преступную деятельность; предотвращение участия новых лиц в организованной деятельности и их распространение в новых районах и объектах;
2) направления борьбы: диссоциация организованных объединений преступного характера и их устранение; предотвращение, выявление и пресечение организованной деятельности преступного характера; выявление, разоблачение и наказание лидеров и активных участников организованных преступных объединений, организованная преступная деятельность; выявление, выявление и сотрудничество на основе законодательства этих участников организованных преступных ассоциаций, организованная преступная деятельность, которая вела себя пассивно, не совершала серьезных и особо тяжких преступлений, участвовала в преступных объединениях и деятельности путем мошенничества, используя физические и умственные насилие; обнаружение, подавление трафика и изъятие на основании закона криминального капитала; декриминализация государственных структур, государственных учреждений, сферы деятельности, «освоенные» организованными преступниками; принятием мер по обеспечению сотрудничества с общественностью, юридическими лицами, общественными объединениями; восстановление организованного характера отношений, законные интересы граждан, нарушенных преступной деятельностью, пополнение на основе закона того, что необходимо, которое они теряют в связи с наступлением преступной деятельности организованного характера (дешевые услуги, занятость и т.д.); обеспечение безопасности участников уголовно-процессуальной деятельности и других участников в борьбе с преступной деятельностью организованного характера; разрушение экономических, политических, социальных и духовных основ организованной преступности путем устранения вышеупомянутых обстоятельств, которые определяют его функционирование и укрепление его позиций в обществе; борьба с коррупцией, экстремизмом, терроризмом и другими опасными формами преступного насилия; эффективное уголовное преследование всех фактов организованной преступной деятельности, активизация оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности на основании закона и использование их результатов в уголовном процессе, обеспечение неизбежности ответственности, предусмотренной законом; предоставление специализированной подготовки и поддержание высококачественного персонала и материально-технической поддержки правоохранительных органов, участвующих в борьбе с преступной деятельностью организованного характера; постоянное совершенствование правовой базы для борьбы с изменениями в обществе и трансформации организованной преступности, ее преступной деятельности, с учетом статистических данных социально-криминологической характеристики преступности на современном этапе; развитие системы двусторонних и многосторонних договоров между государствами о сотрудничестве в борьбе с транснациональной преступной деятельностью организованного характера, организованной преступным характером российских граждан за рубежом и иностранцев в России.
Практически все меры общего предупреждения преступности касаются общей профилактики организованной преступности. Его следует учитывать только при разработке нормативных правовых актов и широкомасштабных социальных преобразований, выполняя криминологическую экспертизу таких проектов: поскольку такие проекты могут быть инициированы и лоббированы криминальными лидерами, важно выбирать экспертов не только с учетом их профессионализма и специализации, но и реальной независимости от прямого или косвенного влияния преступников со своими капиталами и связями; при проведении криминологической экспертизы необходимо уделять особое внимание выявлению обстоятельств, указывающих на тенденции самоопределения организованной преступности -
стремление сохранить и оптимизировать условия, благоприятные для преступной деятельности, взаимодействия и легализации различных преступных объединений, учитывать динамику и соотношение количества преступлений, совершаемых организованной группой или преступным сообществом; должны публично обсуждать мнения экспертов криминалистов с предоставлением последних прав и реальной возможностью защищать их выводы; необходимо учитывать результаты только криминологической экспертизы, оплачиваемой за счет бюджетной системы Российской Федерации. Это позволит избежать зависимости экспертов от различных видов коммерческих и других негосударственных структур.
1. Конституция Российской Федерации. (Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года). (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Феде рации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета - 1993. - 25 декабря. 2.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)) // СЗ РФ.- 1996.- № 63.- Ст.19.
Монографии, учебники, учебные пособия
3. Κудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Криминология : учебник. М. : Норма, 2010. С. 149—150.
4. Τопильская Е. В. Организованная преступность. СПб., 1999. С. 94—95.
5. Астанин В. В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 15—20.
6. Воронцова С. В. Преступления в сфере электронных расчетов и платежей: правовые и организационно-тактические основы противодействия: монография. М., 2010. – 107 с.
7. Дмитриев О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования. М. : Юристъ, 2005. С. 51.
8. Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003. С. 343.
9. Криминология : учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб [и др.] ; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юстицинформ, 2006. 528 с.
10. Криминология : учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб [и др.] ; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юстицинформ, 2006. 528 с.
11. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. – 247 с.
12. Нохрин Д.Г. Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. М.: Волтерс Клувер, 2009. 256 с.
13. Пинкевич Т.В., Эльканов А.И. Экономическая организованная преступность: криминологический аспект. Ставрополь, 2012. – 214 с.
14. Пхитиков А.Ю. Криминологическая характеристика и профилактика органами внутренних дел незаконного оборота спиртных напитков (по материалам Кабардино-Балкарской Республики) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с
15. Система и меры предупреждения преступлений в банках при проведении расчетно-кредитных операций: монография/ Ларичев В. Д., Давыдова А. В., Иконников Д. Н., Казаков А. Я. М., 2013. С. 311.
16. Тарабрин С.В. Содержание, формы и методы административной деятельности участкового уполномоченного милиции // Актуальные проблемы формирования положительного имиджа участкового уполномоченного милиции. М., 2011. С. 79–87.
Научные публикации и статьи в иных периодических изданиях
17. Γилинский Я.И. Организованная преступность: понятие, история, деятельность, тенденции // Проблемы изучения и противодействия организованной преступности: сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола. СПб. : Петрополис, 2015. С. 25—27.
18. Κоролева М.В. Коррупция как фактор самодетерминации преступности // Состояние противодействия коррупции и направления совершенствования борьбы с ней: материалы Всерос. науч.-практ. конференции. М., 2015. С. 71—78.
19. Μакаров В.В. Самодетерминация преступности посредством ее организованных форм // Поволжский педагогический поиск. 2013. № 4 (6). С. 142—144.
20. Агапов П.В. Организованная преступная деятельность и ее характеристика как социально-правового явления / П. В. Агапов // Известия высших учебных заведе ний. Правоведение. – 2009. – № 2. – С. 64-71.
21. Агапов П.В. Уголовно-правовое регулирование в сфере противодействия организованной преступности / П.В. Агапов // Уголовное право. - М.: АНО «Юридические программы», -2009. - № 6. - С. 4-7.
22. Акимжанов Т.К. Основные направления профилактического воздействия на организованную преступность // Бизнес в законе . -2010. -№1, С. 102-104.
23. Алексеев А.И. Индивидуальная профилактика рецидива преступлений // Российский криминологический взгляд. 2010. № 1. С. 36–93.
24. Белоцерковский С.Д. Новый федеральный закон об усилении борьбы с пре ступными сообществами: комментарии и проблемы применения // Уголовное право. - 2010 -№ 2 - С. 13
25. Бидова Б.Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. № Специальный выпуск 2. - С. 40-46.
26. Борченко А.А. Деятельность участковых уполномоченных милиции по виктимологической профилактике преступлений на административном участке // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. № 1. С. 51–52.
27. Бочкарева Е. В. К вопросу о формах самодетерминации преступности // Вестник ЧелГУ. Серия : Право. 2017. Т. 2. № 4. С. 70—71.
28. Быков В.В. Организация преступного сообщества (преступной организации) / В.В. Быков // Законность. – 2010. – № 2. – С. 18-21.
29. Волков В. Ни слова о прошлом // Эксперт. 2002. № 15 (322).
30. Горпинченко К. Н. Система статистических показателей оценки уровня экономической преступности / К. Н. Горпинченко, И. В. Завгородняя // Научный диалог: Экономика и менеджмент. Сборник научн. трудов по мат. XII межд. научно-практич. конф., 14 января 2018 г. – Самара: Общественная наука, 2018. – С. 11-14.
31. Егоров В.С. Понятие и сущность государственного принуждения в уголовном праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 1. С. 286–291.
32. Зорников Д. В. К вопросу о предупреждении «силового предпринимательства» в малом предпринимательстве // Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России : материалы Всерос. науч.-практ. конференции. М., 2003. Вып. 2. С. 266—268.
33. Кравцов Д.А. Меры общей профилактики преступлений, совершаемых в отношении обвиняемых, содержащихся в СИЗО ФСИН России // Российский следователь. 2014. № 12. С. 31–36.
34. Туяков Е.Е. взаимодействие между службами и подразделениями следственно-оперативной группы в системе МВД // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1058-1059.
35. Шляпникова О.В. Факторы, влияющие на преступное поведение членов организованных преступных формирований // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 6 (101). – С. 173-178.
36. Яковлев Д.Ю. Быть или не быть предупреждению преступлений // «Российский судья», 2018, № 9. С. 41 – 44.
Интернет-ресурсы
37. Статистика и аналитика Министерства внутренних дел Российской Федерации // URL: https://мвд.рф/ Deljatelnost/statistics. (Дата обращения 20.05.2019)
38. Статистический сборник «Состояние преступности в России за август 2018 г.» Генеральная прокуратура РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генпрокуратуры РФ. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/2b7/sbornik_8_2018.pdf. (дата обращения 13.05.2019).
39. Энциклопедия экономиста: экономические преступления [электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/ekonomicheskoe-prestuplenie.html (Дата обращения 20.05.2019)