Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Неблагополучные семьи

Работа №78897

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы41
Год сдачи2020
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Неблагополучные семьи и их виды…………………………………...7
1.1. Понятие «неблагополучная семья» в социально-педагогической трактовке, их виды и характеристика……………………………………………7
1.2. Причины и последствия семейного неблагополучия……………………..15
1.3. Содержание, формы и методы работы социального педагога с неблагополучными семьями…………………………………………………….19
Глава 2. Специфика работы социального педагога с неблагополучными семьями…………………………………………………………………………...28
2.1. Анализ работы социального педагога с неблагополучными семьями…..28
2.2. Профилактическая и коррекционная работы социального педагога с неблагополучными семьями…………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...36
Литература

Актуальность и значимость исследования. Несмотря на многочисленность социальных институтов, трудно среди них выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия как на личность, так и на многие процессы общественной жизни.
Семья – это малая социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, которые находятся в браке, детей (собственных и приемных) и других лиц, объединенных родственными связями с супругами, кровных родственников и осуществляет свою жизнедеятельность на основе общего экономического, бытового, морально–психологического уклада, взаимной ответственности, воспитание детей.
Семейное благополучие можно определить по наличию таких факторов, как высокий уровень внутрисемейной нравственности, духовности, удовлетворенность эмоционально психологических потребностей всех членов семьи. Благополучие семьи зависит не столько от материально–экономической обеспеченности семьи, ее доходов, сколько от гуманизма взаимоотношений, умение любить и уважать друг друга [19, с. 23].
Семейное неблагополучие в последнее время стало предметом изучения отечественных и зарубежных исследователей. Современное развитие экономики нашей страны, социальные процессы, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении финансового положения семьи, обусловили падение престижа ряда профессий, увеличение количества разводов сокращение воспитательного потенциала родителей, снижении рождаемости, что привело к резкому росту неблагополучных семей.
Весьма разнообразны причины, вызывающие семейное неблагополучие: кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). Данным причинам сопутствуют такие негативные социальные явления, как массовый алкоголизм, наркомания, нерешенная жилищная проблема, увеличение количества криминальных групп, ухудшение экологии и, как следствие этого, ослабление здоровья населения. В семьях социального неблагополучия нарушаются практически все ее основные функции: репродуктивная, экономическая, воспитательная, медицинская, психологическая [7].
На сегодняшний момент существует множество различных форм, технологий и методов социальной работы с неблагополучными семьями. Организация социальной работы с неблагополучными семьями реализуется с помощью федеральных, региональных и местных законодательных актов. При этом учитываются и особенности организаций, осуществляющие социальную работу с данной группой населения. Данные учреждения формируют эффективную комплексную систему поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с неблагополучными семьями. Помощь в организации социальной работы с неблагополучными семьями осуществляют: органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательные учреждения и др.
Границы исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СШ с. Хмелевка Сурского района Ульяновской области.
Степень разработанности темы исследования. Исследованием проблем семьи занимались И.В. Бестужева-Ладу, А.Г. Вишневский, Т.М. Шульга, Е.И. Холостовой, Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б. Шнейдер, В.И. Курбатова. Важнейший аспект семейного неблагополучия составляет насилие и проявления жестокости в семье. Данная тема отражена в работах Алексеева И.А., Новосельского И.Г., Ладохиной Л.В., Г.И. Климантова, Н.И. Ловцова, А.В. Мудрик, Ю.В. Корчагина, Л.Я. Олиференко.
Проблема исследования заключается в следующем. Несмотря на меры, предпринимаемые государством, направленные на повышение эффективности социальной работы с неблагополучными семьями, остаются нерешенными проблемы, препятствующие эффективности социальной работы с неблагополучной семьей.
Объектом исследования является социальная работа с неблагополучной семьей
Предмет исследования – организация социальной работы с неблагополучной семьей
Цель исследования – проанализировать эффективность социальной работы с неблагополучной семьей.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) определить понятие «неблагополучная семья» в социально-педагогической трактовке, их виды и характеристика;
2) рассмотреть причины и последствия семейного неблагополучия;
3) проанализировать содержание, формы и методы работы социального педагога с неблагополучными семьями4
4) провести анализ работы социального педагога с неблагополучными семьями;
5) разработать меры профилактической и коррекционной работы социального педагога с неблагополучными семьями.
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ.
2. Эмпирические методы: анкетирование, опрос, анализ документации.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при организации социально-педагогической работы с неблагополучными семьями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Приоритетными направлениями государственной семейной политики современного российского общества являются создание оптимальных условий для успешного функционирования семьи и воспитания ребенка в семье, повышение уровня и качества жизни семей с детьми, оказание комплексной социальной помощи с целью предупреждения социального неблагополучия семей.
В современной России созданы новые государственные и общественные институты, способствующие социальной защите семьи и детей. Так, в рамках семейной политики введена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.
Принятые меры по стабилизации семьи как социального института привели к определенным результатам, но существует ряд проблем, которые в полной мере еще не решены. Одной из серьезных проблем продолжает оставаться рост числа неблагополучных семей, которые не справляются с трудностями социально-экономического характера, оказываются в трудной жизненной ситуации. Неблагополучие семьи негативно отражается на детях, проживающих в них, на их жизнедеятельности, здоровье, развитии и социализации.
Нами было проведено эмпирическое исследование на базе МОУ СШ с. Хмелевка Сурского района Ульяновской области, цель которого заключалась в выявлении особенностей семей, обратившихся за помощью и испытывающих проблемы различного характера.
Основная задача опроса респондентов – выяснить, какой респонденты считают свою семью и с какими трудностями они сталкиваются.
Проведя анализ полученных в ходе опроса результатов, мы пришли к выводу, что в семьях наблюдается повышенная конфликтность, отчужденность, отсутствуют благоприятные взаимоотношения всех членов семьи, имеются проблемы в воспитании детей. В результате тяжелого материального положения и бытовых ссор родители не задумываются о детях, которые предоставлены сами себе, в семье не организован совместный досуг.
Эффективным, по нашему мнению, может стать создание на базе МОУ СШ с. Хмелевка Сурского района Ульяновской области семейного клуба «Мы вместе – Мы семья!» По нашему мнению, клубная форма имеет практическое значение, способствует сближению родителей и детей, овладению родителями психолого-педагогическими знаниями, свободному обмену мнениями. Главной целью такой работы является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и благополучия своих детей.



1. Абраменко А. Ю. Технологии работы с детьми из неблагополучных семей на примере Дюссельдорфского центра помощи детям (Das Städttische Kinderhilfzentrum) // Психология и право. 2012. № 4. С. 1–4.
2. Алексеева Э.Р. Региональный опыт формирования института патронатной семьи (по материалам Республики Башкортостан): Монография. Уфа: Изд-во ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. - 148 с.
3. Базарова Е.Б. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями // Социальное сиротство как актуальная проблема современного общества: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2016. С. 19–24.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М.: Академия, 1988. – 202 с.
5. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1992. – 211 с.
6. Грицай А.Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 29–33.
7. Делейчук Л.Э., Берняева И.О. Неблагополучные семьи как источник социального сиротства и девиантного поведения детей (на примере Приморского края) // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1.URL:http://web. snauka.ru/issues/2017/01/77046 (дата обращения: 16.05.2020)
8. Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, В.К. Антоновой — Москва: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2013. — 74 с.
9. Дудкин А.С. Проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию // Регионология. 2009. № 1. С. 25–38.
10. Зауторова Э.В., Мальцева А.В. Педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей. // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 3. C. 48–52.
11. Корчагина Ю.В. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье: Учеб.-метод. изд. М.: МГПИ, 2008. - 123 с.
12. Мустаева Ф.А. Социальная работа с семьей как часть семейной политики // Изв. Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2010. Т. 5, вып. 2. С. 178–186.
13. Мустайкина А.И. Роль межведомственного взаимодействия в социальной работе с неблагополучными семьями // Вестн. Мордов. ун-та. 2012. № 1. С. 142–144.
14. Паламарчук Е.М., Пронина С.И. Технологии профилактики семейного неблагополучия: Пособие. М.: ИП Матушкина И. И., 2012. - 227с.
15. Приступа Е.Н. Теория социальной работы. М.: Юрайт, 2015. - 415 с.
16. Рыбакова Л.А., Бабынина Т.Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: учебное пособие. Казань: Изд-во «Бриг», 2015. – 277 с.
17. Сухогузова И.Г. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных и проблемных семей // Социальный педагог в школе /авт.сост. И.Ю. Фомичёва и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 254 с. – Вып.2
18. Филатова О.В. Проблемы подготовки специалистов для работы с неблагополучными семьями // Академия профессионального образования. 2015. № 8. С. 57–61.
19. Целуйко В.М., Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов родителей / В.М. Целуйко. – М. : Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2006. – 217 с.
20. Цилюгина И.Б. Социально-педагогическая деятельность с семьей: учебное пособие. – Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. – 187 с.
21. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. М.: Академический проект., 2008. – 311 с.
22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 4 изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 c.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ