Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования музейно-выставочной деятельности……………………………………………………….6
1.1. Место музея в социально-культурной деятельности………………………6
1.2. Организация музейно-выставочной деятельности………………………..11
Глава 2. Традиционные и инновационные аспекты организации выставочной деятельности XXI в……………………………………………………………...19
2.1. Особенности выставочной деятельности на современном этапе………..19
2.2. Зарубежный опыт организации выставочной деятельности музеев…….24
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………………..35
Актуальность исследования. Пространство культуры многолико и полифункционально, содержит в себе самые разные институции, ставящие целью создание специфического культурного кода, благодаря которому происходит процесс инкультурации. Музей как социокультурный институт нацелен на решение задачи воспроизводства культуры, взаимодействия и консолидации различных культурных общностей. Все формы музейной деятельности сегодня позволяют расценивать его как механизм социокультурной коммуникации – в отличие от предшествующих ступеней его развития, когда он мыслился как научное (в XIX веке) или научно-просветительное (в недавнем прошлом) учреждение. Такая имманентная составляющая существования музея основывается на широкой научно-исследовательской основе, в свою очередь, становящейся базой разных направлений музейной деятельности. Среди них выставочная деятельность – важнейший элемент музейной коммуникации, именно оно выделяет музей из ряда других социокультурных институтов.
В информационном обеспечении современной науки музей, наряду с библиотекой и архивом, играет важную роль, участвуя в формировании исторической памяти своими собственными методами. На долю перечисленных социокультурных институтов выпала гуманистическая миссия – сохранять культурное наследие и корректно организовывать доступ к информации, скрытой в недрах исторических источников, предстающих в них в качестве музейного предмета, документа, издания. Раскрыть информационный потенциал собрания музейных предметов (музейного собрания) помогает музейно-выставочная деятельность – результат процесса коммуникации.
При создании выставок значим научный подход к выстраиванию коммуникации как ее создателей, так и посетителей музея. Адекватное раскрытие и использование свойств музейного предмета (информативности, экспрессивности, аттрактивности, репрезентативности), освоение его информационного потенциала, применение результатов исследований в области музейной психологии и социологии, выставочной сценографии, конструктивные поиски и оригинальные решения в области музейного дизайна, корректное и обоснованное применение современных мультимедийных технологий – все это служит залогом успеха современной музейно-выставочной деятельности. Гуманистическая стратегия музея, прежде всего, сопряжена с актуализацией научного знания в доступной посетителю форме посредством музейной выставки.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема исследования неоднократно рассматривалась различными авторами. Несмотря на то, что музееведение (музеология) – относительно молодая научная дисциплина, – в последнее время появляется все больше исследований, направленных на изучение феномена музейно-выставочной деятельности в различных плоскостях. Одновременно, в настоящий момент музейная практика опережает музейную теорию. Технический прогресс не стоит на месте, появляется новейшее мультимедийное оборудование, которое все чаще используется при построении музейных выставок.
Объект исследования – музейно-выставочная деятельность как система, заключающая в себе инвариантные составляющие: экспонат, пространство и реализованную концепцию экспозиции.
Предмет исследования – совокупность форм инвариантных составляющих в выставочной деятельности музеев.
Цель исследования – рассмотреть особенности организации выставок как основы работы музея.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать место музея в социально-культурной деятельности;
2) проанализировать организацию музейно-выставочной деятельности;
3) рассмотреть особенности выставочной деятельности на современном этапе;
4) проанализировать зарубежный опыт организации выставочной деятельности музеев.
Теоретические и методологические основы исследования. Методология данного исследования определена многоаспектностью и многоуровневостью изучаемого предмета. Исходя из этого, теоретическую и методологическую базу составили научные труды по культурологии, философии, истории, социологии, психологии, педагогике, архитектуре, дизайну, раскрывающие онтологию, аксиологию инвариантных составляющих музейной выставки, а также механизм функционирования музейной выставки как открытой системы в социокультурном поле.
Еще в начале XX века Н.Ф. Федоров рассматривал музей как синтез науки и искусства, как инструмент достижения высшей цели – сохранения памяти обо всех, когда-либо живших («отцов»), ради воскрешения их силами всех ныне живущих («сынами»). Дуализм феномена музея мыслитель свел к двум константам: музей – образ мира (вселенная видимая и невидимая; умершее и живущее; прошлое и настоящее; естественное и искусственное) и музей – порождение науки. У этой глубокой философской мысли есть прикладной аспект – возможность для посетителя музея и рационально, и художественно постигать окружающий мир, приобщиться к такому всеобщему благу, как знание .
Переход от музея-хранилища к музею-выставочному пространству, дискуссионной площадке дает возможность учреждениям, влияние которых традиционно связано с качеством, редкостью и полнотой своих коллекций, приобрести общеизвестность посредством выставок, организуемых музеями и дающими им возможность выразить свою точку зрения, показать оригинальность. Переход выставок в фазу массовой культуры дал место англоязычному неологизму «блокбастер». В связи с этим появился риск сохранности в сфере международной выставочной деятельности. Тем не менее, выставка подтверждает авторитет музея, его социальную ответственность.
Результаты проведенного исследования позволяют наметить пути дальнейшей проработки научной проблемы, сопряженной с историей, теорией и практикой музейного дела, социальными и историческими аспектами формирования и функционирования музеев, компьютеризацией учреждений культуры, музейной архитектурой и экспозиционным дизайном. Активное освоение историко-культурного наследия служит инструментом представления, позиционирования национальной культуры на международной арене, трансляции социального опыта и снятия социальной напряженности.
1. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2591.
2. Акулич Е. М. Музей как социокультурный институт: Тобольск: ТГПИ, 2004. – С. 44.
3. Жукова А.В. Музейно-образовательные программы и маркетинговая политика музея / А.В. Жукова // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. – 2006. – Выпуск 7. – С. 183–194.
4. Коровина Е.В. Выставочно-ярмарочная деятельность в контексте коммуникативной политики современной России / Е.В. Коровина, Е. А. Цветкова // Вестник НГГУ им. Р. Е. Алексеева. – 2014. – № 2. – С. 33–37.
5. Культурно-образовательная деятельность музея. Методы работы музеев по привлечению посетителей. Из зарубежного и российского опыта: дайджест. – Екатеринбург, 2015. – 214 с.
6. Медведева Е.Б. Музейная педагогика и музейный маркетинг (из зарубежного опыта) / Е.Б. Медведева // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – 2001. – № 3. – С. 31–40.
7. Моисеев Н.Н. Избранные труды: в 2 т. Т. 2. Междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы. М.: Тайдекс Ко. (2003) 264 с.
8. Музейное дело России. – М.: МК, 2010. – 114 с.
9. Пятилетка набирает темп // Советский музей. 1986. № 3. С . 2–5.
10. Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки / сост. Е. Воронцова. – М.: Этерна, 2015. – 117 с.
11. Рыбак К.Е. Глобальная прозрачность: музейный предмет в цифровую эпоху / К. Е. Рыбак // Современные тенденции развития музеев и музееведения: Материалы II Всерос. науч.–практ. конф. – Новосибирск: Автограф, 2014. – С. 181-185.
12. Соколова И.В. Социальная информатика / И.В. Соколова. – М.: Слово, 2008. – 211 с.
13. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б.А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2014. – 214 с.
14. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / Н.Ф. Федоров // Музееведческая мысль в России XVIII–XX веков. – М.: Этерна, 2010. – С. 338-351.
15. Définir le musée du XXIe siècle. Matériaux pour une discussion. (2017) Paris: ICOFOM. 308 p.