Исследование музейно-выставочной деятельности
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования музейно-выставочной деятельности……………………………………………………….6
1.1. Место музея в социально-культурной деятельности………………………6
1.2. Организация музейно-выставочной деятельности………………………..11
Глава 2. Традиционные и инновационные аспекты организации выставочной деятельности XXI в……………………………………………………………...19
2.1. Особенности выставочной деятельности на современном этапе………..19
2.2. Зарубежный опыт организации выставочной деятельности музеев…….24
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………………..35
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования музейно-выставочной деятельности……………………………………………………….6
1.1. Место музея в социально-культурной деятельности………………………6
1.2. Организация музейно-выставочной деятельности………………………..11
Глава 2. Традиционные и инновационные аспекты организации выставочной деятельности XXI в……………………………………………………………...19
2.1. Особенности выставочной деятельности на современном этапе………..19
2.2. Зарубежный опыт организации выставочной деятельности музеев…….24
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………………..35
Актуальность исследования. Пространство культуры многолико и полифункционально, содержит в себе самые разные институции, ставящие целью создание специфического культурного кода, благодаря которому происходит процесс инкультурации. Музей как социокультурный институт нацелен на решение задачи воспроизводства культуры, взаимодействия и консолидации различных культурных общностей. Все формы музейной деятельности сегодня позволяют расценивать его как механизм социокультурной коммуникации – в отличие от предшествующих ступеней его развития, когда он мыслился как научное (в XIX веке) или научно-просветительное (в недавнем прошлом) учреждение. Такая имманентная составляющая существования музея основывается на широкой научно-исследовательской основе, в свою очередь, становящейся базой разных направлений музейной деятельности. Среди них выставочная деятельность – важнейший элемент музейной коммуникации, именно оно выделяет музей из ряда других социокультурных институтов.
В информационном обеспечении современной науки музей, наряду с библиотекой и архивом, играет важную роль, участвуя в формировании исторической памяти своими собственными методами. На долю перечисленных социокультурных институтов выпала гуманистическая миссия – сохранять культурное наследие и корректно организовывать доступ к информации, скрытой в недрах исторических источников, предстающих в них в качестве музейного предмета, документа, издания. Раскрыть информационный потенциал собрания музейных предметов (музейного собрания) помогает музейно-выставочная деятельность – результат процесса коммуникации.
При создании выставок значим научный подход к выстраиванию коммуникации как ее создателей, так и посетителей музея. Адекватное раскрытие и использование свойств музейного предмета (информативности, экспрессивности, аттрактивности, репрезентативности), освоение его информационного потенциала, применение результатов исследований в области музейной психологии и социологии, выставочной сценографии, конструктивные поиски и оригинальные решения в области музейного дизайна, корректное и обоснованное применение современных мультимедийных технологий – все это служит залогом успеха современной музейно-выставочной деятельности. Гуманистическая стратегия музея, прежде всего, сопряжена с актуализацией научного знания в доступной посетителю форме посредством музейной выставки.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема исследования неоднократно рассматривалась различными авторами. Несмотря на то, что музееведение (музеология) – относительно молодая научная дисциплина, – в последнее время появляется все больше исследований, направленных на изучение феномена музейно-выставочной деятельности в различных плоскостях. Одновременно, в настоящий момент музейная практика опережает музейную теорию. Технический прогресс не стоит на месте, появляется новейшее мультимедийное оборудование, которое все чаще используется при построении музейных выставок.
Объект исследования – музейно-выставочная деятельность как система, заключающая в себе инвариантные составляющие: экспонат, пространство и реализованную концепцию экспозиции.
Предмет исследования – совокупность форм инвариантных составляющих в выставочной деятельности музеев.
Цель исследования – рассмотреть особенности организации выставок как основы работы музея.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать место музея в социально-культурной деятельности;
2) проанализировать организацию музейно-выставочной деятельности;
3) рассмотреть особенности выставочной деятельности на современном этапе;
4) проанализировать зарубежный опыт организации выставочной деятельности музеев.
Теоретические и методологические основы исследования. Методология данного исследования определена многоаспектностью и многоуровневостью изучаемого предмета. Исходя из этого, теоретическую и методологическую базу составили научные труды по культурологии, философии, истории, социологии, психологии, педагогике, архитектуре, дизайну, раскрывающие онтологию, аксиологию инвариантных составляющих музейной выставки, а также механизм функционирования музейной выставки как открытой системы в социокультурном поле.
В информационном обеспечении современной науки музей, наряду с библиотекой и архивом, играет важную роль, участвуя в формировании исторической памяти своими собственными методами. На долю перечисленных социокультурных институтов выпала гуманистическая миссия – сохранять культурное наследие и корректно организовывать доступ к информации, скрытой в недрах исторических источников, предстающих в них в качестве музейного предмета, документа, издания. Раскрыть информационный потенциал собрания музейных предметов (музейного собрания) помогает музейно-выставочная деятельность – результат процесса коммуникации.
При создании выставок значим научный подход к выстраиванию коммуникации как ее создателей, так и посетителей музея. Адекватное раскрытие и использование свойств музейного предмета (информативности, экспрессивности, аттрактивности, репрезентативности), освоение его информационного потенциала, применение результатов исследований в области музейной психологии и социологии, выставочной сценографии, конструктивные поиски и оригинальные решения в области музейного дизайна, корректное и обоснованное применение современных мультимедийных технологий – все это служит залогом успеха современной музейно-выставочной деятельности. Гуманистическая стратегия музея, прежде всего, сопряжена с актуализацией научного знания в доступной посетителю форме посредством музейной выставки.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема исследования неоднократно рассматривалась различными авторами. Несмотря на то, что музееведение (музеология) – относительно молодая научная дисциплина, – в последнее время появляется все больше исследований, направленных на изучение феномена музейно-выставочной деятельности в различных плоскостях. Одновременно, в настоящий момент музейная практика опережает музейную теорию. Технический прогресс не стоит на месте, появляется новейшее мультимедийное оборудование, которое все чаще используется при построении музейных выставок.
Объект исследования – музейно-выставочная деятельность как система, заключающая в себе инвариантные составляющие: экспонат, пространство и реализованную концепцию экспозиции.
Предмет исследования – совокупность форм инвариантных составляющих в выставочной деятельности музеев.
Цель исследования – рассмотреть особенности организации выставок как основы работы музея.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать место музея в социально-культурной деятельности;
2) проанализировать организацию музейно-выставочной деятельности;
3) рассмотреть особенности выставочной деятельности на современном этапе;
4) проанализировать зарубежный опыт организации выставочной деятельности музеев.
Теоретические и методологические основы исследования. Методология данного исследования определена многоаспектностью и многоуровневостью изучаемого предмета. Исходя из этого, теоретическую и методологическую базу составили научные труды по культурологии, философии, истории, социологии, психологии, педагогике, архитектуре, дизайну, раскрывающие онтологию, аксиологию инвариантных составляющих музейной выставки, а также механизм функционирования музейной выставки как открытой системы в социокультурном поле.
Еще в начале XX века Н.Ф. Федоров рассматривал музей как синтез науки и искусства, как инструмент достижения высшей цели – сохранения памяти обо всех, когда-либо живших («отцов»), ради воскрешения их силами всех ныне живущих («сынами»). Дуализм феномена музея мыслитель свел к двум константам: музей – образ мира (вселенная видимая и невидимая; умершее и живущее; прошлое и настоящее; естественное и искусственное) и музей – порождение науки. У этой глубокой философской мысли есть прикладной аспект – возможность для посетителя музея и рационально, и художественно постигать окружающий мир, приобщиться к такому всеобщему благу, как знание .
Переход от музея-хранилища к музею-выставочному пространству, дискуссионной площадке дает возможность учреждениям, влияние которых традиционно связано с качеством, редкостью и полнотой своих коллекций, приобрести общеизвестность посредством выставок, организуемых музеями и дающими им возможность выразить свою точку зрения, показать оригинальность. Переход выставок в фазу массовой культуры дал место англоязычному неологизму «блокбастер». В связи с этим появился риск сохранности в сфере международной выставочной деятельности. Тем не менее, выставка подтверждает авторитет музея, его социальную ответственность.
Результаты проведенного исследования позволяют наметить пути дальнейшей проработки научной проблемы, сопряженной с историей, теорией и практикой музейного дела, социальными и историческими аспектами формирования и функционирования музеев, компьютеризацией учреждений культуры, музейной архитектурой и экспозиционным дизайном. Активное освоение историко-культурного наследия служит инструментом представления, позиционирования национальной культуры на международной арене, трансляции социального опыта и снятия социальной напряженности.
Переход от музея-хранилища к музею-выставочному пространству, дискуссионной площадке дает возможность учреждениям, влияние которых традиционно связано с качеством, редкостью и полнотой своих коллекций, приобрести общеизвестность посредством выставок, организуемых музеями и дающими им возможность выразить свою точку зрения, показать оригинальность. Переход выставок в фазу массовой культуры дал место англоязычному неологизму «блокбастер». В связи с этим появился риск сохранности в сфере международной выставочной деятельности. Тем не менее, выставка подтверждает авторитет музея, его социальную ответственность.
Результаты проведенного исследования позволяют наметить пути дальнейшей проработки научной проблемы, сопряженной с историей, теорией и практикой музейного дела, социальными и историческими аспектами формирования и функционирования музеев, компьютеризацией учреждений культуры, музейной архитектурой и экспозиционным дизайном. Активное освоение историко-культурного наследия служит инструментом представления, позиционирования национальной культуры на международной арене, трансляции социального опыта и снятия социальной напряженности.
Подобные работы
- СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МУЗЕЙНО -ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. КРАСНОЯРСКА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Опыт Швеции в экспозиционно-выставочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ НА ПРИМЕРЕ АРХИВОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Инфографика как инструмент визуализации в музейно-выставочном пространстве
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2023 - ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - МИРОВОЙ ОПЫТ ВЫСТАВОЧНОГО EVENT-МАРКЕТИНГА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование методов и способов исследования места пожара, установления причин возникновения пожаров и порядка расследования пожаров и загораний на примере МБУК «Музейно-выставочный центр», ЗАТО г. Железногорск Красноярского края
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Музейные формы деятельности институтов памяти в конце XX – начале XXI вв. в России
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



