Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структурная политика и совершенствование отраслевой структуры региональной экономики

Работа №78801

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА 7
1.1. Основные подходы к определению структурной политики региона 7
1.2. Методы и инструменты реализации структурной политики 13
1.3. Нормативно-правовое и институциональное обеспечение реализации
структурной политики 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПФО 31
2.1. Динамика социально-экономического развития регионов ПФО 31
2.2. Анализ отраслевой структуры экономики регионов ПФО 45
2.3. Оценка структурных сдвигов в экономике ПФО 52
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 64
3.1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности структурной политики 64
3.2 Разработка модели прогнозирования структурных сдвигов в экономике регионов ПФО 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ

Структура экономики, рассматриваемая как в узком, так и широком понимании, оказывает зачастую решающее влияние на темпы и качество экономического роста, уровень использования ресурсного потенциала общества, целевую эффективность общественного производства, выражающуюся в уровне развития и степени удовлетворения потребностей населения страны в количественном и качественном аспектах.
Механизм реализации структурной политики основывается на взаимодействии одновременно государства, бизнеса, институционального сектора и науки. Совместно разрабатывают и внедряют инновационные технологии через инвестиции в развивающие отрасли региона. Государство, выражая интересы развития экономического потенциала региона, повышения уровня благосостояния населения совместно с наукой определяет стратегические ориентиры инновационной политики и через законодательные, финансовые институты с учётом интересов бизнеса организует разработку и внедрение инновационных технологий на основе инвестиций. Функция бизнеса состоит в развитии интегрированной экономики, обеспечения конкурентоспособной продукции и услуг с целью удовлетворения потребностей потребителей, формировании устойчивой бюджетной составляющей. Органы власти с целью стимулирования инновационной активности бизнеса формируют эффективную финансово-кредитную и налоговую политику.
Следовательно, структурная политика реализуется на основе внедрения инновационных программ с масштабными инвестиционными вливаниями в научный и производственный секторы экономики. Также политика должна быть направлена на решения задач по совершенствованию отраслевой структуры экономики региона с учетом исторических тенденций развития региона, его роли в территориальном разделении труда, геополитического положения региона; - достижение поставленных задач возможно в условиях создания эффективных институтов, взаимодействия всех уровней власти и бизнеса.
Исходя из этого, определяются следующие основные задачи структурной политики:
• обеспечение опережающего развития секторов, определяющих научно-технический прогресс,
• усиление социальной ориентации экономики;
• совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций и так далее.
Общеэкономической задачей структурной политики государства в условиях рынка является планомерное поддержание макроэкономического равновесия, недопущение возникновения нежелательных диспропорций;
Главным компонентом рациональной структурной политики является разработка долгосрочной стратегии структурной перестройки воспроизводства, в соответствии с которой могла бы последовательно проводиться "выбраковка", безусловно, неэффективных предприятий и отраслей и задаваться импульс ускоренному росту потенциально (и реально) жизнеспособных звеньев отечественной экономики - и все это протекало бы без заметной угрозы экономической безопасности страны. Такая оптимизация темпов роста различных отраслей попросту невозможна без соответствующих институциональных преобразований.
Данная тема представляет особую актуальность, так как в настоящее время, кризисные явления в российской экономике и ее регионов во многом зависят от деформации отраслевой структуры. Экономика характеризуется дифференциацией производственной специализации, монофункциональностью отдельных регионов, высокой интенсивностью отраслевых сдвигов регионов, развитием добывающих отраслей в ущерб обрабатывающим производствам. Исходя из этого, следует необходимость проведения эффективной структурной политики в регионах страны с учетом региональных сдвигов.
В научной литературе проблемам реализации структурной политики уделяется достаточно много внимания. Работы Антонюк В. С, Вансович Э. Р., Сухарев С. посвящены изучению теоретических и методологических основ структурной политики, как субъектов России, так и страны в целом. Ерохина Е.В., Елхина И.А. изучили особенности структурных сдвигов и структурных различий хозяйственных систем в России. Вопросы инновационного развития производств в настоящее время в регионах России становятся все более актуальными. Как следствие, множество авторов рассматривают в своих трудах данную проблему. Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли: Бендиков М. А., Хрусталёв О. Е., Евстафьева, А.Х., Комлев А.С. и другие.
В литературе экономическую природу структурной политики, ее механизмы, инструменты, проблемы реализации были изучены экономистами: В. Безруковым, В.Б. Кондратьевым, Старостин А. В., А.М. Филипцов, В. С. Антонюк, Э. Р. Вансович и другие. В ходе исследования была изучена литература, в которой изложены теоретические и практические вопросы реализации структурной политики региона, даны рекомендации по совершенствованию методов, принципов, регулирования, планирования реализации структурной политики.
Объектом исследования является экономика субъектов Приволжского федерального округа. Предмет исследования - структурная политика субъектов Приволжского Федерального округа.
Цель исследования - на основе анализа динамики развития экономики регионов Приволжского Федерального округа и его структурной политики , разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
• Раскрыть теоретико-методические основы формирования и реализации структурной политики региона;
• Провести анализ и оценку эффективности структурной политики на примере регионов Приволжского Федерального округа;
• Выявить проблемы реализации структурной политики в регионах
Приволжского Федерального округа;
• Разработать рекомендации по совершенствованию структурной
политики.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, выводов и списка использованных источников.
Первая глава посвящена изучению основных подходов к формированию структурной политики, методов и инструментов реализации, нормативно-правового обеспечения реализации политики.
Во второй главе проведен анализ динамики социально-экономического развития регионов Приволжского Федерального округа, а также проблем реализации структурной политики на основе изучения отраслевой структуры.
В третьей главе разработана модель прогнозирования структурных сдвигов в экономике регионов Приволжского Федерального округа и представлены рекомендации по совершенствованию структурной политики.
Информационной базой исследования стали учебная и специальная литература, материалы периодической печати, а также официальные сайты глобальной сети интернет, относящиеся к Министерству экономики Российской Федерации и субъектов ПФО, Федеральной службы статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам выполненной работы можно сделать вывод, что обеспечение эффективной экономики, высокий темп роста, возможно только в результате проведения взвешенной, грамотной политики в сфере экономики. Степень развития государства прямо зависит от развития каждого субъекта. В тоже время развитие экономики субъектов в долгосрочной перспективе зависит от динамики развития отраслей самих регионов. В настоящее время субъекты продолжают искать новые парадигмы регионального развития, а также эффективные механизмы их реализации.
В литературе понятие структурная политика рассматривается с двух сторон. С одной стороны, создание отраслевой структуры производства как предпосылка наиболее рационального использования имеющих ресурсов.
С другой стороны, структурная политика отождествляется с промышленной политикой, то есть государство оказывает влияние на отраслевую структуру, в целях стимулирования развития производств и научно технического прогресса.
Рассмотрев основные подходы к определению структурной политики региона, можно сказать, что структурная политика представляет собой систему мер, которую осуществляет государство для совершенствования структуры общественного производства. На региональном уровне структурная политика может быть обеспечена с помощью модернизации уже существующей системы регионального планирования с позиций обеспечения прогрессивных структурных сдвигов, а формирование полноценной структурной политики возможно на основе совершенствования регионального планирования и разработки стратегии и приоритетов долгосрочного развития экономики.
Реализация структурной политики невозможна без такого важного компонента политики как блока ее методов или инструментов. Система мер (инструментов) классифицируется по ряду признаков: по уровню формирования, по характеру воздействия, по охвату объекта регулирования, по направлениям политики и т.д. Многие исследователи предлагают широкое многообразие инструментов структурной политики, в основном они включают инструменты экономической политики. Система мер, используемые в процессе реализации структурной политики зависит от состояния, динамики развития отрасли, от сектора экономики и т.д.
В РФ действует множество программ и стратегий развития, которые обеспечивают эффективную реализацию структурной политики. Данные программы направлены на создание условий для развития отраслей, развития в них современных производств, инновационной инфраструктуры, стимулирование научных исследований и разработок и так далее. На региональном уровне примером могут служить: Закон Республики Татарстан от 02.08.2010 № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан»; государственная программа Чувашской Республики «Развитие промышленности и инновационная экономика» постановление № 337 от 13 августа 2016 г.
В результате анализа динамики показателей социально- экономического развития регионов ПФО можно сказать, что на протяжении 2010 - 2015 гг. валовой региональный продукт округа изменялся интенсивнее валового внутреннего продукта Российской Федерации. Наибольший рост ВРП Приволжского Федерального округа наблюдается в 2011 году. Основной вклад в развитие экономики Приволжского Федерального округа, а также в формирование валового регионального продукта вносят следующие субъекты - республика Татарстан, республика Башкортостан, Пермский край, Самарская область.
В результате, между субъектами округа возникают сильные отличия по таким показателям как ВРП на душу населения, уровень доходов населения (среднедушевые денежные доходы населения ПФО варьируются в диапазоне от 17878 до 32163руб.), объем инвестиций в основной капитал, уровень безработицы и так далее.
В результате анализа отраслевой структуры экономики регионов Приволжского Федерального округа можно сказать, что на протяжении последних лет не было значительных структурных изменений. Наблюдается небольшое снижение удельного веса промышленного сектора и рост сферы услуг. Однако, несмотря на это промышленный сектор остается самым объемным в структуре экономики. В данном секторе преобладает обрабатывающее производство.
В сфере промышленного производства наибольшую долю занимают предприятия топливной, химической и нефтехимической промышленности. На протяжении 2010-2016гг. положительная динамика обрабатывающего производства наблюдается в таких регионах Приволжского Федерального округа как: республика Башкортостан, республика Татарстан, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область. Максимальный рост доли обрабатывающих производств в валовой добавленной стоимости ПФО наблюдается в Кировской, Ульяновской, Саратовской областях. Наибольшая отрицательная динамика относительно других субъектов округа характерна для Республики Мордовия Чувашской Республики.
Таким образом, оценка структурных сдвигов в экономике ПФО показала, структура ВДС округа за 2010-2015гг. практически не меняется. Однако происходит значительное снижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал, инновационной активности организаций регионов, а индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" в регионах Приволжского Федерального округа имеет скачкообразную динамику.
Проанализировав социально-экономическое развитие экономики регионов Приволжского Федерального округа, отраслевую структуру и мероприятия по развитию округа, были выявлены направления по совершенствованию структурной политики. Приоритетными считаются направления - инновационного, научно-технологического развития ключевых отраслей округа.
Для повышения качества отечественной промышленной продукции и услуг, развития наукоемких производств, повышения инвестиционной привлекательности отечественных предприятий необходимо внедрение инновационных технологий и технологических процессов, создание современных высокоэффективных производств.
Чтобы не утерять конкурентоспособность и рынки, необходим промышленный прорыв и выход в новый — седьмой — технологический уклад, в основе которого лежат приборо- и роботостроение, биокомпьютерные системы и биомедицина, т. е. связь искусственных и органических, «живых» систем. Это будет невозможно сделать без фундаментальной науки мирового уровня. Поэтому ключевым направлением структурной политики должно стать осуществление промышленного прорыва на основе седьмого технологического уклада.
В Приволжском федеральном округе необходимо продолжать развивать инвестиционный климат. Инвестиционные проекты должны быть направлены на развитие реального сектора экономики и импортозамещение.
В целях поддержки высокотехнологичного бизнеса и укрепления производственной базы малого инновационного предпринимательства необходимо использовать особые экономические зоны регионального уровня, производственно-технологические центры, и ряд других инструментов.
Предприятиям обрабатывающей промышленности, осуществляющим производство наукоемкой продукции и внедряющим новые технологии, со стороны органов государственного управления должны предоставляться определенные виды льгот, в том числе налоговых. Данные меры будут способствовать притоку инвестиций и появлению новых предприятий в стране.
В результате развития нефтегазохимического комплекса в Приволжском федеральном округе существенно повысится конкурентоспособность выпускаемой продукции, значительно увеличится экспорт продукции и т.д. Основным фактором роста промышленного производства в округе будут выступать обрабатывающие производства, поскольку индекс добычи полезных ископаемых постепенно снижается. Лидерами роста промышленного производства в 2017-2020 гг. окажутся Республики Мордовия, Нижегородская область, Ульяновская область, Самарская область. Существенно будет отставать рост промышленного производства Удмуртской Республики.
В результате разработки модели прогнозирования структурных сдвигов в экономике регионов Приволжского Федерального округа можно сказать, что наибольший удельный вес в валовой добавленной стоимости регионов округа будет принадлежать обрабатывающим производствам от 20,6% до 49,6%, далее производствам в секторе добычи полезных ископаемых до 42,2%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2019 г. будет иметь 4,4% в валовой добавленной стоимости Приволжского Федерального округа.
Однако данные показатели возможно достичь в результате реализации эффективной структурной политики на основе внедрения инновационных, высокотехнологичных производств. Прогноз до 2019 г. показал, что удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций в регионах будет расти, и в 2019г. в Приволжском Федеральном округе составит 12%. Максимальный показатель будет принадлежать республике Татарстан - 25,1% организаций.



1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07. 2012 г. N 717
2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".-утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. - утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
4. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 27.02.2017) О Федеральной целевой программе Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)
5. План мероприятий ("дорожная карта") "Развитие отрасли информационных технологий» -утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2602-р.
6. План мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса" на период до 2018 года. - Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1217-р
7. Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года - утв. Распоряжением Министерства энергетики РФ 14 октября 2016 года
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.-утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. № 2227
9. Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020 г. - утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165-р
Монографии
10. Маковеев В.Н. - Управление инновационной деятельностью в обрабатывающей промышленности: региональный аспект: монография / В. Н. Маковеев, Е. С. Губанова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. - 166 с.
11. ФилипцовА.М../ Отраслевая политика и экономическое развитие:
проблемы теории - Горки: Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия, 2006. - 234 с.
Статьи в периодических изданиях
12. Антонюк В. С, Вансович Э. Р. / Теоретические, методологические и методические основы структурной политики субъектов РФ/ Экономика региона -2013г.
13. Бендиков М. А., Хрусталёв О. Е., //Механизм инновационного развития наукоемких высокотехнологичных производств и рынков- Экономический анализ: теория и практика - 2012г.
14. Денисова И.В., Митин А.Н., Фролова О.А. //Вестник НГИЭИ - № 7 (38) / 2014г.
15. Дубынина Т.Г., Малахов В.А. - Анализ тенденций регионально¬отраслевой структуры экономики субъектов Российской Федерации. - 2014г.
16. Евстафьева, А.Х. Инновационная инфраструктура региона в развитии кластерных систем (на примере Республики Татарстан) / А. Х. Евстафьева, С.В. Капустинская // Основы экономики, упр. и права. - 2012. - № 1. - С. 95-98
17. Елхина И.А. Структурные сдвиги и структурные различия хозяйственных систем в России - Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета - 2014г.
18. Ерохина Е.В., Есина О.И.- Инвестиционная привлекательность как фактор инновационного развития регионов (На материалах Сибирского Федерального Округа) - Потенциал современной науки №1(18) - 2016г.
19. Иванова И.А. // Интегральная оценка и прогнозирование инновационного потенциала регионов Приволжского Федерального округа - Экономический анализ: теория и практика № 36 (387) / 2014г.
20. Калашникова Ю.А., Костарева Л.В. Инновационная инфраструктура Южного Урала// Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 11 (366). Экономика. Вып. 49. С. 64-69
21. Капранова Л.Д. / Приволжский Федеральный Округ: тенденции развития и повышение инвестиционной привлекательности в 2007-2011 гг.- Финансовая аналитика: проблемы и решения- 2013г.
22. Комлев А.С.//Инновационная инфраструктура России -Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева-№ 4 (22) / 2013г.-С.23.
23. Ковалева Т.Ю. - Статистические показатели в анализе структуры социально- экономической системы - Международный научный журнал «Инновационная наука» -2015г.
24. Морозова Н.В, Ивашкова Т.К. - Дифференциация регионального развития субъектов приволжского федерального округа// Транспортное дело России-2013г.
25. Наливайский В.Ю., Бричка Е.И., Гончаренко Т.В.//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика/к № 1(198)/том 33- 2015г.
26. Овчинникова И. В., КарнаковаЕ. А.// Инвестиционная привлекательность
России: проблемы и пути решения - Вестник Кузбасского
государственного технического университета-2015г.
27. Павлутин М.В.//Технологии реализации стратегии инновационного
развития Российской Федерации до 2020 года в Саратовской области - №2(53) Вестник Поволжского института управления-2016г.
28. Паршин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. 2014г.
29. Пивень И.Г/ Региональный маркетинг и региональный бенчмаркинг как составляющие части стратегии управления социально-экономическим развитием краснодарского края// Актуальные вопросы экономических наук.-2011г. -С. 187-202.
30. Прытков Р.М.//Особенности производственной специализации Оренбургской области// Вестник Оренбургского государственного университета- 2014г.-169с.
31. Ростов Е.В. ,Муллагалеева З.З. / Роль региональной структурной политики в государственном управлении региональным развитием Российской Федерации.- Вестник Томского государственногоуниверситета - 2009г.
32. Сухарев С. Структурная политика в экономике России: условия формирования.// Приоритеты России - 2014г.
33. Старостин А. В. - Направления реализации структурной политики в
регионе - Экономика образования - 2009г.
34. Чайникова Л.Н. Чайников В.Н.//Анализ современного состояния
обрабатывающего производства Чувашской Республики: кластеризация промышленности - Региональная экономика: теория и практика № 29 2013г.
Учебники и учебные пособия
35. Белокрылова О. С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие/Белокрылова О. С., Киселева Н. Н., Хубулова В. В. - М.: Альфа¬М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 240 с.
36. Изряднова, О. И. Структурные сдвиги в российской экономике: сравнительный анализ динамики основных показателей / О.И. Изряднова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 112 с.
37. Кузнецов, В. В. Региональная экономика: курс лекций / В. В. Кузнецов, А. В. Одарченко. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 118 с.
Электронные ресурсы
38. Аналитический бюллетень «Социально- экономическое положение регионов РФ. Итоги 2016 года» - Режим доступа: http: //www.гiaгting.гu(дата обращения 15.04.2017)
39. Информация Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2016 г. "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Режим доступа: http://economy.gov.гu(дата обращения 15.04.2017)
40. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Режим доступа:http://www.minregion.ru(дата обращения 21.04.2017)
41. Регионы России. Социально-экономические показатели. - Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http: //www.gks .ги(дата обращения 21.04.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ