ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЙНОГО
ТУРИЗМА 7
1.1. Основные понятия и определения, виды событийного туризма 7
1.2. Технология формирования программ событийного туризма 17
1.3. Влияние событийного туризма на экономику 25
2. АНАЛИЗ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА
ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНИ 33
2.1. Оценка культурно-исторического потенциала и инфраструктуры г.
Казани 33
2.2. Состояние и тенденции событийного туризма г. Казани и его влияние на экономику Казани 42
2.3. Проблемы развития событийного туризма в г. Казани 53
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В
КАЗАНИ 60
3.1. Разработка мероприятий по развитию перспективных форм событийного туризма в г.Казань 60
3.2. Совершенствование системы управления событийным туризмом в
Казани 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Интенсивное развитие туристской отрасли на рубеже двух тысячелетий превратило ее в прибыльную индустрию производства многообразных услуг для удовлетворения потребностей людей в познании, комфорте, безопасности, отдыхе, что превратило туризм в сферу массового потребления.
Динамизм развития отрасли нашел отражение и в разнообразии видов туризма, многие из которых стали неотъемлемой частью жизнедеятельности современного человека, в частности, деловой туризм стал в последние два десятилетия важной составляющей партнерских взаимодействий большинства предпринимателей, работающих в разных отраслях.
Наряду с деловым в последние десятилетия появились и активно развиваются такие новые виды туризма, как интенсив-туризм, конгрессный, клубный, корпоративный, научный, таймшерный, элитарный, этнокультурный, экстремальный, что отображает разнообразие целей совершения туристских поездок.
Обязательным условием активной государственной политики в области туризма является взаимодействие всех субъектов туристской отрасли. Поскольку органы государственной власти обладают административным ресурсом и представляют интересы населения, на взгляд автора, именно они могут инициировать данное взаимодействие, предложив программу сотрудничества для всех органов, участвующих в оказании туристских услуг, поскольку политику в сфере туризма реализуют и негосударственные учреждения - туристские союзы и объединения. Удовлетворению потребностей различных социально-демографических групп в туристских услугах служит эффективно выстроенная система коммуникаций между всеми субъектами управления, обеспечивающая их участие в выработке управленческих решений на отраслевом уровне, координацию их совместных действий и реализацию принятых программ
В современных условиях рынок туристских услуг стал одним из наиболее значимых сегментов рынка услуг, как в отдельных странах, так и в мировой экономике в целом. В то же время под воздействием актуальных экономических и общественных процессов происходят изменения в самой структуре рынка туристских услуг, появляются его новые сегменты и уменьшается роль и значимость других. В частности, появился и усиливает свои позиции такой сегмент данного рынка, как событийный туризм.
Развитие территории невозможно представить без развития туризма в целом, а событийный туризм является новым, но перспективным направлением. Не стоит игнорировать возможности событийного туризма при развитии внутреннего туризма в стране, ведь он основывается на определенном событии, а человеческая фантазия безгранична, что позволяет создавать все новые и новые интересные мероприятия. Для событийного туризма не требуется наличие уникальных туристских ресурсов, в этой связи отметим его значимость для регионов и территорий, не обладающих высокой аттрактивностью, стремящихся повысить свой рейтинг даже во время экономических кризисов. В условиях обострившегося в настоящее время геополитического противостояния с западными странами для российских граждан объективно снижаются возможности выездного (зарубежного) событийного туризма. В то же время остаются и даже возрастают возможности внутреннего событийного туризма. При наличии спроса на туристские услуги на отечественном рынке местные и региональные органы власти и управления должны быть заинтересованы в формировании и стимулировании соответствующего предложения туристских услуг.
Неуклонный рост влияния событийного туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которые сопутствуют формированию и развитию мирового хозяйства. Сегодня эффективное функционирование системы событийного туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. От правильного построения и эффективной реализации туристской политики зависят роль и место конкретного государства на рынке международного туризма.
В Республике Татарстан существуют города, обладающие богатым культурным, историческим и природным потенциалом. Но большая часть туристских ресурсов этих регионов является потенциальной и невостребованной в силу либо недоступности и отсутствия туристской индустрии, либо невозможности генерации и организации потребления туристского продукта по каким-либо иным объективным или субъективным факторам. Поэтому перед туристскими фирмами стоит задача целевого и разумного использования всех туристских ресурсов региона. Событийный туризм становятся все более популярным, все больше появляется людей, которые хотят максимально интересно провести свой отпуск или выходные дни.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня событийный туризм представляет собой наиболее привлекательную область в сфере туризма на территориях, не имеющих достаточных условий для стабильного развития рынка туристских услуг, таких, например, как благоприятные климатические условия, развитая инфраструктура и коммуникации, благоприятная ценовая политика и т.п
Цель работы состоит в изучении теоретических и практических аспектов событийного туризма в регионе.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы организации событийного туризма;
- провести анализ событийного туризма и охарактеризовать его влияние на экономику региона.
Теоретической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам событийного туризма, материалы периодической печати, научных конференций и ресурсы сети Интернет.
Объект исследования - событийный туризм в регионе (на примере г.Казани).
Предмет исследования - особенности и перспективы развития событийного туризма на региональному уровне.
Информационной основой исследования стали материалы региональной статистики по городу Казани.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы.
Туризм - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).
В результате проведенного исследования, нами был сделан анализ терминологии, имеющейся в научной литературе и касающейся функций и мероприятий государственной политики развития индустрии туризма, структурированы особенности индустрии туризма как объекта управления. Сформулировано и обосновано понятие «институт развития индустрии туризма».
Это государственные, частные или смешанные институты в области регулирования индустрии туризма, осуществляющие свою деятельность с целью привлечения к выполнению задач развития индустрии туризма средств из частного сектора экономики, а также поиска взаимовыгодных форм сотрудничества органов управления индустрией туризма различных уровней.
Сам по себе термин «событийный туризм» не имеет практического применения в силу того, что основные понятия, которые используются в трактовке данного термина, являются частью других сегментов и секторов. Поэтому, для полного объяснения термина следует сначала дать определения составным частям выражения.
Слово Event (событие, мероприятие) в английском языке имеет очень много значений, как социально - культурное, так и техническое и даже философское. Но в контексте данной работы интересно именно социально-культурное значение термина, впрочем это значение является и наиболее популярной семантикой слова. В русском языке используется как транслитерированный вариант - ивент, так и аналоговый перевод- событие .
Итак, Event (событие, или специальное событие) - это запланированное социально- общественное событие/мероприятие, которое происходит в определенное время и с определенной целью, и имеет определенный резонанс для общества.
Событийный туризм - это возможность для искушенных путешественников побывать на фестивалях, карнавалах, концертах и спортивных мероприятиях разных стран, совершенно не заботясь об организации поездки.
Этот вид туризма идеально подходит для людей увлеченных, мобильных, но зачастую не располагающих избытком свободного времени. Участники событийных туров предъявляют повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу - гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям общественного питания и особенно к услугам гидов-переводчиков. Особенностью событийного туризма является то, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных.
Следует отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Ряд экспертов полагает, что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров.
Если опираться на данный список, применение слова «событие» в синонимическом контексте мероприятия, сужает свой ареал обозначения. Если в широком смысле слова выражение «событие» означает более обширное понятие, то в связке event - событие/мероприятие - это скорей профессиональный термин. В этом случае, значение слова «событие» используется в более узком семантическом диапазоне и более соответствует выражению «специальный случай». Например, конференция - это специальное событие или мероприятие, а финансовый кризис - это уже событие широком смысле слова.
Определены те институты, которые в той или иной степени влияют на состояние индустрии туризма в регионе (Законодательное собрание Владимирской области, департамент по молодежной политике, спорту и туризму Республики Татарстан, органы исполнительной власти в муниципальных образованиях.
Цель работы состояла в изучении теоретических и практических аспектов событийного туризма в регионе. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Событийный туризм представляет собой вид туризма, связанный с посещением туристами и экскурсантами места проведения события, отличного от места их постоянного проживания, в определенное время, соответствующее срокам проведения события. Событийный туризм многогранен, является привлекательным инструментом продвижения территорий, регионов и относительно новым направлением туристской деятельности в России. Чаще всего событийный туризм классифицируют по такому признаку, как тематика события.
Событийный туризм является новым, динамично развивающимся направлением на туристском рынке Российской Федерации. В силу своих специфичных характеристик он может рассматриваться как высокодоходное направление внутреннего туризма региона.
В системе мирового туристского развития особое и значительное место на сегодняшний день отводится спортивному - событийному туризму. Во всей системе мирового туризма его доля ежегодно увеличивается на 1,5%. Значительно изменилась и структура возрастного состава туристских потоков. Теперь доля путешествующих лиц до 30 лет занимает более 40 % туристских потоков. Спортивно-событийный туризм развивает наиболее динамичный и активный элемент производительных сил региона и потому способствует повышению ресурсного потенциала в целом. Спорт в современных условиях закономерно становится необходимой частью жизни человечества. Все больше детей и взрослых, женщин и мужчин регулярно занимаются спортом. Все более широко развивается туризм с целью посещения спортивных соревнований, спортивных зрелищ, конгрессов и семинаров спортивной науки.
В мире сложилась целая инфраструктура развития спортивно- событийного туризма. Определенное развитие она получает и в Российской Федерации. Примером может служить “Олимпийская концепция Сочи 2014». В мае 2006 г. был принят законопроект, посвященный развитию и созданию туристско-рекреационных зон, предполагающий развитие инфраструктуры с обязательным строительством объектов спортивной направленности. В государстве действует приоритетный национальный проект «Здоровье» который предусматривает строительство детских спортивных площадок, программу поддержки развития детского спорта, которая предполагает предоставления скидок для молодёжи на посещение спортивных мероприятий, на занятия в спортивных школах и в других спортивных учреждениях. Это непосредственно способствует развитию спортивно-событийного туризма. Однако современное состояние инфраструктуры спортивно-событийного туризма в Российской Федерации не в полной мере удовлетворяет международным требованиям и требует пристального к себе внимания.
Обобщая результаты проведенного анализа, стоит отметить, что успешное развитие спортивно-событийного ивента возможно только на основе общего взаимодействия предприятий, задействованных в событийном туризма. Это разновекторное развитие возможно лишь при выполнении главного требования системности - «комплекса избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата».
Для создания событийных туров организаторы используют различные ресурсы: кадровые, инфраструктурные, культурные, природные,
информационные и организационно-управленческие. Развитие событийного туризма влияет на социально-экономическое развитие территории, создавая новые рабочие места и принося экономическую прибыль организаторам. Рассматривая опыт проведения Олимпийских игр, можно сделать вывод, что они оказывают существенное воздействие на различные аспекты развития не только города- хозяина, но других регионов, а также страны проведения Игр в целом.
Казань играет заметную роль в развитии туризма Республики Татарстан, показывая устойчивую положительную динамику по росту туристского потока.
Столица республики обладает возможностями для развития различных направлений событийного туризма: культурно-этнографического
(национальные фестивали и праздники), делового (семинары и конференции), гастрономического (фестивали еды и напитков, дегустации), духовного (поездки к святым местам в дни религиозных праздников), а также проведения всевозможных уличных фестивалей по различным направлениям.
Город Казань при поддержке региональных органов управления все больше вовлекается в событийный туризм. Существенным толчком тому было проведение Универсиады-2013 и Чемпионат Мира по водным видам спорта. Неравномерное заполнение отелей приводит к резким скачкам в основных гостиничных показателях в течение года. Равномерное заполнение гостиниц может оказать положительное влияние на развитие отельного бизнеса республики в целом. Одним из инструментов достижения стабильности заполнения номерного фонда и здоровой конкуренции может стать равномерное распределение событийных мероприятий в течение года в г. Казани и в республике в целом.
Вместе с тем, существует и ряд проблем в развитии событийного туризма в г.Казань и продвижении города, как площадки для проведения массовых мероприятий событийного характера. Среди них выделим следующие: дефицит квалифицированных кадров в event-индустрии, слабая приобщенность местного населения и предпринимателей к мероприятиям событийного туризма и неэффективная система продвижения турпродуктов выраженная в недостатке информации о проведении событийных мероприятий в регионах России и низкая эффективность систем продвижения продукта событийного туризма на рынок. Однако учитывая предлагаемые направления, город имеет хорошие перспективы в продвижении туристической дестинации на внутреннем и международном туристических рынках.
В заключение отметим, что развитие туризма является важной социально-экономической задачей в виду того, что рождает спрос на услуги предприятий сектора экономики, связанных с обслуживанием гостей города (гостиницы, рестораны, транспорт и т.д.), что в свою очередь повышает выход продукции этих отраслей и способствует увеличению ВРП, повышению занятости населения.
1. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" - СПС «Гарант». - Режим доступа:http://base.garant.ru/55171986/
2. Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года"
3. Республиканская программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»
4. Республиканская программа "Развитие туризма в г. Казани на 2016 - 2018 годы"
5. Федеральный закон от 07.06.2013 №108-ФЗ «О подготовке и
проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Учебники и учебные пособия
6. Алексеева О. В. Событийный туризм как фактор социально¬экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.,
2012. 24 с.
7. Амирханов М.М., Мишулина С.И.. Анализ социально¬экономических последствий реализации олимпийского проекта// Модернизация полиэтнического макрорегиона и сопредельных государств: опыт, проблемы, сценарии развития. Материалы Всероссийской научной конференции. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН., 2014. - С.16-22.
8. Леонидова Е.Г. Событийный туризм как новое направление
российского туристического рынка // Universum: экономика и
юриспруденция. 2015. № 7 (18). С. 3.
9. Морева С.Н., Пескова Е.А. Событийный туризм как перспективное направление регионального туризма // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. Т. 12. № 12. С. 82-84.
10. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций // учебник. ОАО «Издательство «Советский спорт» 2014. — 247с.
Статьи в сборниках
11. Анализ портрета туриста, пребывающего в РТ / АНО ЦРТ РТ - Казань, 2016.
12. Анализ основных показателей гостиничного рынка РТ / АНО ЦРТ РТ - Казань, 2016.
13. Вязовская В. В., Изакова Н. Б., Капустина Л. М. Оценка конкурентоспособности России на мировом рынке туристских услуг // Известия УрГЭУ. - 2014. - № 4. - С. 35-43.
14. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2015 год: Отчет от 3 марта 2016 г.
15. Климова Т. Б., Вишневская Е. В. Событийный маркетинг: новый вектор развития территорий // Научный результат. 2014. № 2. С. 80-84.
16. Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2015 году и задачах на 2016 год: Доклад Председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Иванова Сергея Евгеньевича от 16 марта 2016 г.
17. Попов М.Л., Геркина Е.А., Ибрагимова Г.М., Савельева О.В. Перспективы развития спортивно-событойного туризма в городе Казань на основе анализа ресурсного потенциала // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. Т. 12. № 3 (12). С. 70-78
Статьи в периодических изданиях
18. Бердникова О.А., Иванов С.Е. Анализ и динамика показателей развития туристской отрасли на примере Республики Татарстан. // Журнал «Век качества», №1, 2015. - с.73-76.
19. Бердникова О.А., Иванов С.Е. Развитие туристской отрасли в Республике Татарстан // Международный научно-исследовательский журнал.
2015. № 6-3 (37). С. 14-17.
20. Богданов Д.Ю. Специфика событийного туризма в России на
примере фестиваля «Железный Град» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62931
21. Булганина С. В., Лопаткина Н. С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Интернет- журнал Науковедение, 2015. № 3 (28).
22. Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А., Мишунина Ю.В. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта// Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Москва, 2012- 273с.
23. Корчагина Е.В. Социально-экономические и экологические эффекты олимпийских игр: анализ динамики развития Сочи в контексте других олимпийских столиц // Журнал правовых и экономических исследований.- 2013.- №2.- С. 14-19.
24. Кравчук Т.А., Савенкова Д.А. Структурно-функциональная модель организации событийных мероприятий в регионе // Международный научно - исследовательский журнал. 2016. № 11-3 (53). С. 47-51.
25. Леонидова Е.Г. Современное состояние и возможности развития событийного туризма в Российской Федерации // Социальное пространство.
2016. № 2 (4). С. 3-14.
26. Леонидова Е.Г. Событийный туризм: методологический аспект // Социальное пространство. 2015. № 2 (2). С.3-14.
27. Ляменкова Е.А. Событийный туризм как перспективное направление развития рынка туристских услуг // Научный журнал. 2017. № 1 (14). С. 40-42.
28. Матова Н.И. Методы изучения влияния олимпийских игр на принимающий город // Модернизация полиэтнического макрорегиона и сопредельных государств: опыт, проблемы, сценарии развития. Материалы Всероссийской научной конференции. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН. 2014. С. 85-89
29. Миров, Д. П. Формирование туристского кластера в Республике Татарстан / Д. П. Миров // Российские регионы: стратегия и тактика развития : материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - Казань : Познание, 2015. - С. 161.
30. Молчанова Н.В. Влияние олимпийских игр 2014 года на туристское развитие регионов России // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2014. № 2. С. 30-33.
31. Никонова Т.В., Лямов Р.В. Перспективы развития событийного туризма в г. Казань // Вопросы отраслевого управления. 2016. Т. 1. № 1 (10). С. 30-36.
32. Новиков В.С. Организация туристкой деятельности//Издательский центр «Академия», Москва, 2013. - 333с.
33. Носкова Е.П. Спортивный брендинг как инструмент повышения привлекательности региона // Территориальные исследования: цели, результаты и перспективы: Тезисы VIII Всероссийской школы-семинара молодых ученых, аспирантов и студентов. Биробиджан, 22-25 сентября 2015 г. / под ред. Е. Я. Фрисмана. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН - ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом- Алейхема», 2015. С 293-296.
34. Носкова Е.П., Прыгунова М.И., Егоров Д.О. Событийный туризм в контексте международных спортивных мероприятий // Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. под общ. ред. А. Н. Полухиной. 2015. С. 279-283.
35. Павлова А.В. К вопросу о позитивных и негативных социально-экономических последствиях реализации проектов по проведению крупных спортивных мероприятий / А.В. Павлова // Сб. трудов международной научно-практической конференции «Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона»,
2013. С. 77-80.
36. Павлова А.В. О прямых и косвенных социально-экономических эффектах от проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году / А.В. Павлова // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 9. № 4. С. 63-69.
37. Попов М.Л., Геркина Е.А., Ибрагимова Г.М., Савельева О.В. Перспективы развития спортивно-событойного туризма в городе Казань на основе анализа ресурсного потенциала // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. Т. 12. № 3 (12). С. 70-78.
38. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций // учебник. ОАО «Издательство «Советский спорт» 2014. — 247с.
39. Розанова Л.Н. Универсиада-2013: post factum / Л.Н. Розанова, А.Р. Валиуллина // Сб. трудов международной научно-практической конференции «Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона», 2013. С.135-138.
40. Суслова И.А., Морозова Л.С. Событийный туризм: тенденции регионального развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 1 (62). С. 94-104.
41. Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2015 году и задачах на 2016 год: Доклад Председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Иванова Сергея Евгеньевича от 16 марта 2016 г.
Электронные ресурсы
42. Данные Министерства по делам молодежи и спорта Республики Татарстан. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://mdms. tatarstan.ru/rus/turnews .htm
43. Данные Центра развития туризма Республики Татарстан -
Официальный сайт- Режим доступа: http://www.tdc-tatar.ru/for-
professionals/statistics-and-analytics/
44. Данные Министерства по делам молодежи и спорта Республики
Татарстан. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://mdms.
tatarstan.ru/rus/turnews .htm
45. Данные Государственного Комитета Республики Татарстан по
туризму. - Официальный сайт. - Режим доступа:
http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_857409.pdf
46. Розанова Л.Н. Универсиада-2013: post factum / Л.Н. Розанова, А.Р. Валиуллина // Сб. трудов международной научно-практической конференции «Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона», 2013. С.135-138.
Официальный сайт Туристско-информационного центра города Казани. Режим доступа:http://kazantravel.ru./
47. Статистическая информация по субъектам Российской Федерации за 2015 год / Федеральное агентство по туризму Министерства культуры РФ - Режим доступа URL: http://www.russiatourism. ru/rubriki/-1124141088/
48. Суслова И.А., Морозова Л.С. Событийный туризм: тенденции регионального развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 1 (62). С. 94-104.
49. Туристский портал Республики Татарстан. Режим доступа:: http: //www.wanders-k.ru/