Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СЕБЕСТОИМОСТЬ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

Работа №78657

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В БАНКЕ 7
1.1 Понятие банковского продукта и банковской услуги 7
1.2. Понятие себестоимости банковского продукта 15
1.3. Цена банковского продукта и ценовая стратегия банка 21
2. АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «СБЕРБАНК» 27
2.1. Общая характеристика ПАО «Сбербанк» 27
2.2. Анализ ценовой политики ПАО «Сбербанк» 37
2.3. Оценка затрат ПАО Сбербанк 46
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 58
3.1 Совершенствование политики ценообразования ПАО «Сбербанк» 58
3.2 Ценообразование на рынке банковских услуг 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ

Рынок банковских услуг является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих современной рыночной экономики. Поэтому сегодня возрастает интерес к различным аспектам деятельности банковских систем и методов управления ими. Банки постепенно превратились в основных посредников в перераспределении капиталов, в обеспечении процесса диверсификации хозяйственной деятельности, они в то же время являются носителями важной - экономической и финансовой информации.
Актуальность проблемы банковского ценообразования состоит в том, что от правильности установления цен во многом зависят рентабельность банков, его конкурентоспособность и многие другие показатели его деятельности. Особую роль цена играет в рыночной экономике. Ценообразование - сложнейший механизм конъюнктуры финансового рынка. В цене, отражается вся система ценообразующих факторов (инфляция, спрос, предложение и др.). Поэтому изучение ценообразования и совершенствование системы ценообразование необходимо.
Экономические преобразования, происходящие последние десять лет в России, носят характер коренных реформ, направленных на изменение социально-экономического положения в стране. Реформы проникли во все области российской экономики, затронули интересы общества в целом.
Основополагающим изменением в банковском секторе за истекший период стал переход от устоев плановой экономики к рыночным принципам. Это многогранный процесс, вобравший в себя как институциональные изменения формирование двухуровневой банковской системы с кардинально изменившейся ролью Центрального банка, так и установление принципиально иных в сравнении с плановым хозяйством взаимоотношений банков с экономикой. В этот период большинство коммерческих банков, не преодолев трудности, остановились в своем развитии, что оценивается как следствие общей экономической нестабильности.
Сложившаяся ситуация диктует коммерческим банкам настоятельную необходимость изменений устоявшейся технологии работы, реструктуризации деятельности и осуществления организационной и технологической перестройки.
Унаследовав структуру от бывших государственных банков, многие современные коммерческие банки по мере рыночных преобразований столкнулись с проблемой ее несоответствия условиям и потребностям рынка.
Развитие процессов в области ценообразования банковских услуг проходит последовательно - от инфляционного до затратного и в последнее время коммерческого ценообразования, в основе которого - учет ценности услуги и затраты банка на ее осуществление. Цена в условиях рынка проявила такие качества, с которыми банки охотно связывают свое благополучие, величину доходов, расходов. Как конъюнктурная категория, цена постоянно испытывает влияние комплекса различных факторов: политических, экономических, социальных, психологических.
Степень научной разработанности проблемы не соответствует современным потребностям управленческой теории и банковской практики.
Основы российской системы рыночного конкурентного ценообразования закладывался в работах современных отечественных ученых, среди которых Дорошев В.И., Есипов В.Е., Кантарович В.С., Липсиц И.В., Немчинов В.С., Новожилов В.С., Слепов В.Н.
Сложившиеся в области изучения и теоретического обоснования рыночного ценообразования тенденции позволяют оценить этот процесс как перспективный.
Целью работы является исследование механизмов ценообразования и разработка теоретических подходов к формированию модели установления цен на услуги в коммерческих банках.
Для достижения поставленной в работе цели решались следующие взаимоувязанные задачи:
- исследование теоретических основ современного рыночного ценообразования применительно к коммерческим банкам;
- изучение необходимости ценообразования банковских услуг и ее специфика в условиях рыночных отношений;
- выявление и характеристика основных факторов ценообразования в коммерческих банках;
Предмет исследования - экономические отношения, связанные с формированием системы рыночного ценообразования банковских услуг в коммерческом банке.
Объект исследования - система ценообразования, процессы и факторы, формирующие цену банковских услуг.
Теоретической и методической базой исследования явились работы отечественных и зарубежных исследователей процесса ценообразования в условиях плановой, рыночной экономики, экономики переходного периода к рынку материалы статистических органов Российской Федерации, Банка России, коммерческих банков, законодательные и нормативные акты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цена после продуктовой стратегии является вторым элементом комплекса маркетинга. В маркетинговой деятельности банка цена выполняет важную функцию согласования интересов банка и клиентов. Клиенты банка, особенно крупные, в процессе переговоров могут воздействовать на цену, добиваясь определенных скидок. Важным средством конкурентной борьбы за клиента является проводимая банком политика ценообразования - установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являются процентные ставки по кредитам и депозитам, минимальная величина вклада, премии, скидки, комиссионные и тарифы за банковские услуги.
Особенностью ценообразования в банке является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости банковской услуги и ее цены. В этих условиях банк имеет возможность маневрировать ценами в довольно растяжимых границах, проводя разную ценовую политику для разных клиентов (ценовая дискриминация), использовать цены как важное средство привлечения клиентов и продвижения услуг. Конечно, по мере развития рыночных отношений роль цены как основы покупательского выбора снижается, она все больше уступает место неценовым факторам: репутации банка, сервису, рекламе и т.д. Однако в Казахстане методы ценовой конкуренции не исчерпали себя, манипулирование ценами по-прежнему является важным средством конкурентной борьбы за клиентов, самым старым и самым простым с точки зрения технического исполнения.
Актуальность проблем ценообразования в деятельности казахстанских банков определяется несколькими факторами.
1. Ценообразование является одной из важнейших сторон маркетинговой деятельности банка, рычагом управления, который позволяет формировать объем прибыли банка. К получению максимальной прибыли стремятся все банки, но преимущества имеют те из них, которые оказывают уникальные услуги
либо имеют достаточно высокий спрос на свои услуги. Хотя рыночные силы оказывают значительное влияние на определение соотношения риска и вознаграждения, другие факторы, такие как репутация банка, его взаимоотношения с клиентами и способность обеспечить безупречное обслуживание, могут также влиять на оплату услуг.
2. Предоставление банком взаимосвязанного пакета услуг существенно усложняет оценку затрат, связанных с отдельной услугой, которую нелегко вы-делить из пакета. Если удается рассчитать издержки по видам услуг, то можно определить, какие услуги следует развивать, а от каких - отказаться ввиду их нерентабельности. Кроме того, такая информация позволяет устанавливать дифференцированные цены на услуги с учетом фактических затрат на их предоставление.
3. Большинство мелких и средних казахстанских банков не обладают достаточными ресурсами для активного использования методов неценовой конкуренции.
4. Рынок банковских услуг имеет олигопольную структуру, несмотря на довольно большое число коммерческих банков. Это вынуждает банки постоянно следить за ценовой политикой своих конкурентов. Практически все банки регулярно (1-2 раза в месяц) обновляют информацию о ценовой политике других банков.
Ценообразование является комплексным и противоречивым процессом, в ходе которого идет поиск компромиссов, учитывается воздействие множества факторов. Независимо от способа формирования цен на услуги существуют некоторые общеэкономические и общеизвестные факторы, влияющие на уровень цен. Эти факторы могут быть разделены на внутренние, или зависящие от самого банка, его деятельности, руководства и сотрудников, и внешние — не зависящие от вышеупомянутых факторов.
К внутренним факторам относятся:
• реклама (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем выше цена товаров производителя);
• специфика предлагаемых услуг (чем выше качество их предложения, тем выше и цена);
• вид, способ производства (индивидуальные операции имеют более высокую себестоимость, а, следовательно, и цену) продуктовая маркетинговая концепция;
• услуги массового характера имеют низкие издержки, невысокую цену — производственная маркетинговая концепция);
• ориентация на одного и (или) множество рыночных сегментов, т.е. рыночная стратегия и тактика производителя;
• жизненный цикл конкретной услуги (чаще всего она имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле, и наоборот);
• мобильность процесса предоставления услуг (при частых и интенсивных изменениях товар имеет более высокую цену);
• длительность цепочки «производитель — потребитель» («банк — потребитель»);
• цена товара любого производителя выше при большом рынке, хорошо организованном продажном и послепродажном сервисе;
• авторитет производителя банка на внутреннем и внешнем рынках и др.
К внешним факторам относятся:
• политическая стабильность страны-производителя и стран, где находится рынок сбыта ее продукции (т.е. уровень страхового риска);
• отсутствие на свободном рынке некоторых видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
• практика регулирования экономики со стороны государства, что отражается на регулируемом Центральным банком и государством диапазоне цен; тарифных и нетарифных барьерах; юридических нормах и правилах осуществления внутренней и внешней экономической деятельности; таможенных нормах и правилах;
• уровень инфляции;
• вид существующего (реального) и перспективного (или потенциального) покупательского спроса населения на конкретные банковские услуги;
• наличие и уровень конкуренции, которая, со своей стороны, может существовать между банками одного типа (обратно пропорциональна уровню цен), банками, принадлежащими одной отрасли (повышение уровня конкуренции повышает уровень цен), между потребителями (клиентами) и производителями (банками) и между банками различного типа (межотраслевая).
Кроме того, с точки зрения статистического анализа уровень цен на банковские услуги является зависимым фактором. С помощью различных методов факторного анализа, например, могут быть выявлены резервы повышения уровня цен. С этой целью необходимо провести статистический анализ для изучения влияния определенного набора статистических факторов на конечные результаты работы банка, т.е. уровень его прибыли. Точное количественное измерение экономического результата влияния каждого отдельного фактора детализирует механизм формирования конечных результатов работы банка. Это позволяет выделить субъекты (факторы) и объекты (партнеров и филиалы) исследования, что придаст влиянию резервов целенаправленный характер. Разделим всю совокупность резервов условно на перспективные и текущие. Перспективные резервы связаны с преобразованием неуправляемых в текущем периоде (месяц, квартал, год) факторов. Текущие резервы связаны с управляемыми факторами. Они делятся на две части: внутренние резервы и передовой опыт банков-конкурентов. Внутренние резервы выявляются на основе обобщения опыта работы данного конкретного банка. Однако, в качестве основных целей маркетинга могут выступать и обеспечение выживаемости банка, и завоевание лидирующих позиций на рынке. Обеспечение выживаемости, в большинстве своем связано с уровнем конкурентной борьбы на рынке. Если конкуренция на рынке банковских услуг велика, и перспективы не блестящие, банку приходится идти на снижение цен услуги, чтобы устоять.
Нередко банк проводит ценовую политику таким образом, чтобы добиться первенства перед конкурентами, лидерства на рынке. Банк может добиться
такого положения, если обеспечит активное внедрение технических новшеств, в процессе обслуживания своей клиентуры, либо посредством предложения более высокого, в сравнении с конкурентами, качества услуг. Эффективное обслуживание клиентов порой дает банку такие преимущества, которые позволяют банку держать довольно высокие цены на них, не опасаясь потери клиентуры.
Сбербанк сегодня - это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150 - й российской семье.
На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 28,6% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 августа 2015 года).
Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 44,9% вкладов населения, 37,7% кредитов физическим лицам и 32,7% кредитов юридическим лицам (по состоянию на 1 августа 2015 года).
Высоколиквидные активы незначительно изменились. Суммы средств на счетах в Банке России, корсчетов НОСТРО в банках (чистых), межбанковских кредитов, размещенных на срок до 30 дней, высоколиквидных ценных бумаг РФ, уменьшились суммы средств в кассе, сильно уменьшились суммы высоко-ликвидных ценных бумаг банков и государств, при этом объем высоколиквидных активов с учетом дисконтов и корректировок уменьшился за год с 3317.72 до 3286.94 млрд.руб.
На рассматриваемый момент соотношение высоколиквидных активов (средств, которые легко доступны для банка в течение ближайшего месяца) и предполагаемого оттока текущих обязательств дает нам значение 103.86%, что говорит хорошем запасе прочности для преодоления возможного оттока средств клиентов банка.
Объем активов, приносящих доход банка составляет 89.97% в общем объеме активов, а объем процентных обязательств составляет 79.65% в общем объеме пассивов. Объем доходных активов примерно соответствует среднему показателю по крупнейшим российским банкам (87%).
Незначительно изменились суммы Кредиты юр.лицам, Кредиты физ.лицам, Вложения в операции лизинга и приобретенные прав требования, Вложения в ценные бумаги, увеличились суммы Межбанковские кредиты, сильно уменьшились суммы Векселя, а общая сумма доходных активов уменьшилась на 1.5% c20594.34 до 20292.08 млрд.руб.
Банк делает упор на диверсифицированное кредитование, формой обеспечения которого являются имущественные залоги. Общий уровень обеспеченности кредитов достаточно высок и возможный невозврат кредитов, вероятно, будет возмещен объемом обеспечения.
Анализ финансовой деятельности и статистические данные за прошедший год кредитной организации Публичное акционерное общество «Сбербанк России» свидетельствуют о наличии некоторых негативных тенденций, способных повлиять на финансовую устойчивость банка в перспективе.
На 1 января 2017 года, совокупный кредитный портфель Сбербанка сократился по сравнению с концом 2016 года на 1,6%, составив 3 456,5 млрд. руб. Основной причиной сокращения портфеля явилось укрепление курса российского рубля по отношению к доллару США и Евро в течение квартала, что отразилось на рублевой оценке валютных кредитов Сбербанка. Объем корпоративных кредитов сократился на 1,7% по сравнению с концом 2016 года и составил 3 143,6 млрд. руб.. Средства корпоративных клиентов сократились на 1,0% и составили 2 596,8 млрд руб. по сравнению с 2 623,0 млрд. руб. на начало года.
Корпоративная стратегия Сбербанка: сохранение качества кредитного портфеля за счет предотвращения возникновения просроченной задолженности, а также поддержание и развитие сотрудничества с крупными клиентами банка при поиске альтернативных источников финансирования для корпоративного сектора.
Анализируя расходы ПАО Сбербанк можно сделать вывод о том, что для увеличения прибыльности бизнеса необходимо увеличивать расход по расчетным операциям и стоимость проданных товаров. Увеличение доли коммерческих расходов в выручке позволяет за счет более эффективной сбытовой политики увеличить рентабельность продаж. Прочие услуги необходимо либо сделать более рентабельными, либо переориентироваться на оказание более рентабельных услуг.
Из проведенного анализа видно, что непроцентные расходы занимают значительную долю в общих расходах. Банку следует уменьшать затраты, имеющие большой удельный вес в сумме непроцентных расходов, но делать это нужно не в ущерб своей деятельности.
Повышение эффективности деятельности банка требует обновления парадигмы управления банковским капиталом в целом и поиска адекватной возможностям и необходимости развития современного банка модели управления его затратами.



1. Клиентская политика ПАО "Сбербанк России": свод основных принципов и подходов в области привлечения и обслуживания клиентов Банка. - М., 2010 г.
2. Положение о персональном менеджере ПАО "Сбербанк России", утвержденное управляющим Банка. - М., 2012 г.
3. Регламент оперативного реагирования и контроля клиентских служб за характеристиками расчетного обслуживания значимой клиентуры, утвержденный управляющим Банка. - М., 2010 г.
4. Годовой отчет ПАО "Сбербанк России" за 2015 год [Электронный ресурс]: // URL: http://2015.report-sberbank.ru(дата обращения 15.05.2017)
5. Годовой отчет Банка ГПБ (АО) за 2016 год [Электронный ресурс]: // Банк ГПБ (АО): официальный сайт. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.gazprombank.ru(дата обращения 15.04.2017)
6. Корпоративные услуги Банка ГПБ (АО) [Электронный ресурс]: "Газ-промбанк" (Акционерное общество) // официальный сайт. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL http://www.gazprombank.ru(дата обращения 10.04.2017)
7. Корпоративное кредитование [Электронный ресурс]: ПАО "Сбербанк
России" // официальный сайт. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL:
https://online.sberbank.ru/(дата обращения 1.05.2017)
8. Риск-менеджмент [Электронный ресурс]: Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ» КОММЕРСАНТЪ BUSINESS GUIDE № 57. - Электрон. дан. - М., 2014. - URL: http://www.kommersant.ru(дата обращения 15.05.2016)
9. База проектов [Электронный ресурс]: // Единая информационная система государственно-частного партнерства. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://pppi.ru/(дата обращения 3.06.2016);
10. Рейтинг (рэнкинг) российских банков по ключевым показателям дея-тельности [Электронный ресурс]: // Информационный портал о банках. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.banki.ru/(дата обращения 3.05.2017);
11. Рейтинги банков [Электронный ресурс]: // Сервис выбора банковских и страховых услуг.- Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.sravni.ru/(дата обращения 3.05.2017);
12. Багиев Г.Л. Мотивация коммерческих коммуникаций в системе маркетинга / Г.Л. Багиев, Н.И Красикова. - СПб.: СПбУЭФ, 2012.- 499 с.
13. Бакун Т.В. Современные тенденции банковского маркетинга: теория и практика // Вестник Омского университета. - 2014. - № 2. - 5 с.
14. Бондаренко В. А. Маркетинг партнерских отношений и его роль в функционировании коммерческого банка // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2014.- № 4 (48). - 3 с.
15. Горохов А.А. Современные подходы к трансформации концепции государственного регулирования и управления в социально - экономических системах / А.А.Горохов. - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014.- 369 с.
16. Коробова Г.Г. Банковское дело / Г.Г. Коробова. - М.: Магистр: ИН- ФРА-М, 2012. - 592 с.
17. Коробова Г.Г. Банковское дело / Г. Г. Коробова . - М. : Магистр: ИН- ФРА-М, 2015. - 591 с.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2011(2), 505 с.
19. Кетова Н.П. Банковский маркетинг: программы реализации эффективной коммуникативной политики / Н.П. КЕТОВА. - Ростов-на-Дону: Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие - XXI век», 2014. - 144 с.
20. Кетова Н.П. Организация услу комерческими банками:использование потенциала маркетинга, выстраивание взаимодействия с клиентами // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». - 2015. - №3. - 3 с.
21. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг / Ж-Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 2012 - 462 с.
22. Нароян А.А. Маркетинговая составляющая деятельности коммерческого банка в условиях кризиса // Научный альманах. - 2015. - N 11-1. - 2 с.
23. Панюкова В.В. Исследование направлений развития банковского маркетинга в России и за рубежом // Российское предпринимательство. - .- № 22 (268). - 3 с.
24. Рассказова А. Н. Маркетинговое исследование корпоративного рынка как средство проектирования банковских решений // Интернет-журнал «Науко-ведение». - 2014. -№ 2. - С. 5-9.
25. Романов А.Н., Маркетинг / А.Н. Романов. - М: Банки и биржи: Юнити, 2012. - 506 с.
26. Руднева Н.М. Маркетинговые аспекты в банковской деятельности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 2-1.
27. Свиридов О.Ю. Теоретические основы банковского менеджмента / О.Ю Свиридов, А.А Лысоченко.- Ростов н/Д: «Содействие-XXI век», 2017. — 256 с. 199-204
28. Сухий А. А. Государственный оборонный заказ в Российской Федерации и организационо- экономический механизм // РЕГИОН: системы, экономика, управление.- 2014.- № 2 (25).- 5 с.
29. Сысолятин А.В. Комплекс маркетинга на рынке банковских услуг // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - N 13. - 3 с.
30. Тагирбеков K.P. Основы банковской деятельности/ К.Р.Тагирбеков - М.: «ИНФРА-М», 2003.- 712 с.
31. Уткин Э.А. Банковский маркетинг / Э.А. Уткин. - М.: ИНФРА-М, 2010. -304 с
32. Царев А.В. Особенности организации маркетинговой деятельности банка // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - № 2. - 5 с.
33. Колотов К.В., Семерикова Е.А. Разработка АВС-модели банка и ее автоматизация // Банковское кредитование. - 2010. - № 1.
34. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. - СПб.: Питер, 2003. - 237 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ