Введение 4
Глава I. Телешоу как жанр инфотейнмента в журналистике 7
1.1. Исторический аспект: станoвлeниe инфoтeйнмeнта как способа подачи
на телевидении 7
1.2. Приемы инфотейнмента в современном телешоу 17
Глава II. Специфические особенности британского телешоу Top Gear 31
II.1. История развития и роста аудитории телешоу 31
II.2. Уникальность оригинальной британской версии. Отличия от
российского, австралийского, американского Тор Gear 41
II.3. Судьба и переход команды Тор Geaг на проект The Grand Tour.
Современные реалии 47
Заключение 53
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы обусловлена множеством проблем, подлежащих пересмотру. Это связано с тенденциями развития телевидения, прежде всего развлекательного, как наиболее востребованного в современных условиях средства массовой коммуникации, что продиктовано изменяющимися условиями существования телеканалов в новейшем времени. В первую очередь, это относится к избранной теме исследования: анализ
телевизионных программ информационно-развлекательного жанра, каких на современном российском телевидении представлено в большом количестве, уже само по себе представляет некий феномен, требующий обоснования.
Вследствие этого в медийном пространстве возник новый стиль подачи информации - инфотейнмент. Данный термин образован от двух английских слов «information» и «entertainment»: представляет собой подачу информации в развлекательной, упрощенной форме. В массмедийной среде появилась группа информационно-развлекательных программ. В них значительно сокращается процент аналитической информации, которая требует от зрителя осмысления и вдумчивости. Сенсационность, драматизация сюжетов, акценты на интересные детали и подробности во многом стали ключевыми факторами привлечения внимания телезрителей.
Поэтому инфотейнмент является одним из наиболее перспективных и распространенных способов презентации информации и взаимодействия со зрительской аудиторией. Данное явление стало важной частью современного телеэфира и нуждается в изучении и анализе наравне с другими явлениями телевещания.
Степень изученности. В научной среде еще не выработан единый подход к интерпретации понятия «инфотейнмент»: исследователи расходятся во мнениях, как трактовать этот феномен. Это свидетельствует о том, что данная тема недостаточно изучена.
Цель исследования - выявить специфические особенности британского телешоу Top Gear.
Для реализации этой цели предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Провести анализ выпусков программы «Top Gear» на телеканале «BBC Two».
2. Изучить причины мировой популярности телешоу.
3. Определить специфику подачи развлекательной информации.
4. Проанализировать работу творческой команды и судьбу программы.
Объектом исследования является информационно-развлекательное телешоу как особая сфера профессиональной журналистики.
Предметом исследования является специфика британского телешоу на примере телепередачи Top Gear.
Теоретическую базу составляют труды таких ученых, как Драгун Б.М, Цвик В.Л., Нaзарoва М.М., Литвой С.Ю., Бeспалoвой А. Г., Кoрнилoва E. А., Кoрoчeнского А. П., которые исследуют историю мировой журналистики. Звeрeва В. непосредственно обращается к развлекательным жанрам в журналистике, а именно информационно-развлекательным, что непосредственно перекликается с темой работы. Также значительную теоретическую основу составили работы Рудова В.П., Скрябиной O.O., Ильчeнкo С.Н и др. Помимо отечественных специалистов, к работе привлекались исследования Хeйзинги Й. и Тoффлeра Э.
Эмпирическая база данной выпускной квалификационной работы состоит из выпусков программы «Top Gear» на телеканале «BBC Two» с 2002 по 2015 год, а также выпуски The Grand Tour 2016 года.
При проведении данного исследования использовались следующие методы: исторический анализ, сравнительный анализ, анализ содержания.
Практическая новизна и значимость работы заключается в том, что она может быть использована в основах журналистской деятельности, в журналистской этике и в мастерстве журналиста, а также она может быть полезна начинающим журналистам и студентам, обучающимся по направлению журналистики. Был проведен сопоставительный и контент- анализы выпусков телепередачи Top Gear с 2002 по 2015 год, тем самым выявлены специфические особенности, особенности в подаче информации. Кроме того, детально разобраны и проанализированы личности ведущих.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Изучение теоретической базы в сфере журналистики позволили сформировать объективное представление происходящих процессов в области инфотейнмента, кроме того, с помощью исторического аспекта, определить истоки этого направления.
Проведенное исследование та примере одного из известнейших телешоу в мире Тор Эеаг, а именно выявление специфических особенностей, компаративный и контент-анализы, наглядно показали уровень и надолго задали планку для телепередач такого формата.
Таким образом, исследование помогло достичь цели, заявленной в начале работы - выявить специфику британского телешоу на примере телепередачи Тор Оеаг.
Эта специфика видна в сформулированных выводах на основе решенных задач для достижения поставленной цели:
1. Изучен исторический аспект инфотейнмента, как свежего формата подачи информации в журналистике. Примечателен тот факт, что с 1990-х годов сеть такого формата разрастается по всему миру, а в 2000-х настоящий фурор произвели три автомобильных журналиста - Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй.
2. Проанализированы выпуски программы Тор Эеаг с 2002 по 2015 год, где немолодые журналисты позволяют себе ребячество и воплощение безбашенных идей, чем и завоевывают публику, качественное и количественное превосходство которой недостижимо и по сей день.
3. Проведен сопоставительный анализ и контент-анализы, на основе этого выявлена специфика именно британской оригинальной версии. Именно она содержит в себе ту самую «магию», незаменимый шарм, созданный огромной командой из журналистов, продюсеров, рисерчеров, первоклассных операторов и монтажеров. Все это создало гремучую смесь незабываемой атмосферы мужских разговоров, машин и путешествий.
Несомненно, после увольнения Кларксона, больше не удастся увидеть тот самый Top Gear, механизм не будет работать без такого внушительного винта, тем более, что вместе с ним ушли и Джеймс Мэй, и Ричард Хаммонд. Однако нашелся способ вернуться в новом обличии в виде нового шоу. Amazon Prime, видя пиковый успех и уход Кларксона, предложил старой команде создать нечто совершенно новое и беспредельно увлекательное. Им это удалось. Полтора года, сотни миллионов долларов бюджета, сотни машин, плавательных и летательных средств, неповторимый коллектив лучших автомобильных журналистов мира смогли превзойти себя и создать еще более качественную телепередачу, уже не ограничиваясь во времени, бюджете. Если раньше скромность не была их сильной чертой, то теперь все стало еще смелее.
Таким образом, специфика британского телешоу завертелась вокруг троих взрослых мужчин, которые перевернули все предшествующие автомобильные телепередачи, оставили далеко позади современные программы, задали очень высокий уровень для последующих поколений. Они создали новую ветку в информационно-развлекательном стиле, которую сейчас пытаются освоить все автомобильные передачи и каналы, в том числе на видехостинге YouTube.
1. "Би-би-си" потеряла 4 млн зрителей из-за отмены выпуска Top
Gear. [Элeктрoнный ресурс]. - Дoступнo та: URL:
http: //www.interfax.ru/world/430281 http: //www.ronl.ru/knigi/kultura-i-
iskusstvo/791126/ (режим доступа - свободный).
2. AcademeG [Электронный ресурс]. - Доступно на URL: https://www.youtube.com/user/AcademeG(режим доступа - свободный).
3. .IdRick Revazov [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.youtube.com/user/TheWikiHowVlog(режим доступа - свободный).
4. зтоЧаТУ [Электронный ресурс]. - Доступно на URL:
https://www.youtube.com/user/smotraTV (режим доступа - свободный).
5. Top Gear история создания. [Электронный ресурс]. - Доступно на: http://www.liveinternet.ru/users/3974004/post195415246(режим доступа - свободный).
6. История телешоу Тор Gear. Часть 1 [Элeктрoнный рeсурс]. -
Доступно на: URL:
http://topgearrussia.ru/news/25605_Istoriуa_teleshou_Top_Gear_CHast_1 (режим доступа - свободный).
7. Кларксон уволен из Top Gear [Электронный ресурс] - Доступно на: URL: https://www.gazeta.ru/auto/2015/03/25_a_6614113.shtml(режим доступа - свободный).
8. Подводим итоги 2016 года: ТЬе Grand Тоиг — самое популярное шоу на Ата/ои [Элeктрoнный рeсурс]. - Доступно на: URL: http://grandtour- tv.ru/podvodim-itogi-2016-goda-the-grand-tour-samoe-populyarnoe-shou-na- amazon(режим доступа - свободный).
9. Телеведущий Джереми Кларксон уволен с Би-би-си.
[Электронный ресурс] - Доступно на: URL:
http://www.bbc.com/russian/international/2015/03/150325_clarkson_quits_bbc(режим доступа - свободный).
10. Top Gear (Топ Гир) - все сезоны на русском языке [Электронный ресурс] - Дoступнo та: URL: http://itop-gear.ru/#topgear(режим дoступа - свободный).
11. The Grand Tour - Смотреть новое шоу [Электронный ресурс] - Доступно на: URL: http://itop-gear.ru/the-grand-tour/(режим доступа - свободный).
Научная литература:
1. Еремина Д.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа / / Медиаскоп, М., МГУ, 2013. № 4
2. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики. Москва - Ростов-на-Дону, 2003. 372 с. Электрон. версия печ. публикации [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://evartist.narod.ru/text8/49.htm (режим доступа - свободный).
3. Богданова С. Феномент инфотейнмента или о превращении информации в развлечение на телевидении. Прикладная культорология: калейдоскоп идей. М., 2010. С. 145.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Республика. М., 2006. С. 167
5. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 60.
6. Васильева Л.А. Делаем новости!: Учеб. пособие. Изд. М. «Аспект Пресс» 2003 . С. 97.
7. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004. С. 32-34.
8. Гагарина П. А. Приемы звукового оформления телеперадач.
[Электронный ресурс] - Доступно на: URL:
http://jour.vsu.ru/edition/journals/accents/2010/accents_1-2_2010.pdf (режим
доступа - свободный).
9. Гудяков Р. В. Драматизация информации на российском телевидении как фактор фoрмирoвания социальной идeнтичнoсти: М., 2012. С. 4.
10. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дисс. ... канд. филос. наук. М., 2015. С. 122.
11. Журналистика сферы досуга: Учебное пособие / Под ред. Л.Р. Дускаевой и Н.С. Цветаевой. СПб.: Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012 С. 101-102.
12. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Языковая игра // Русская разговорная речь. — М.: 1983.
13. Зверева В. 1п1Ь1аштеп1 на российском телевидении
[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: ййр://си11игса.пагоб.ги/1ИЕО.й1т (режим доступа - свободный).
14. Зверева Н.В. Школа регионального журналиста. М., 2008. С. 196¬203.
15. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб., 2009. С.121.
16. Ильченко С.Н., Познин В.Ф., Почкай Е.П. Технология СМИ. Творческие профессии на радио и телевидении. СПб.., 2003. С.62-63.
17. Качкаева А. Телевидение трэша. Интервью с Д. Дондуреем и О.
Маховской // Радио «Свобода». Программа «Смотрим телевизор» от 19.12.2005. // [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL:
ййр://’№№№.зуоЬоба.огд/ргодгатз/1у/2005/1у.121905.азр (режим доступа - свободный).
18. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь, изд. 2-е, испр. и
доп. Екатеринбург, Уральский государственный университет, 2007. С. 69. [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL:
ййр://у1г11Ь.еиппе1.пе1/те1ой_та1епа1з/]Шс1юпагу/?хз1п=агйс1е.хз11&1б=а81 (режим доступа - свободный).
19. Лисова С.Ю. Телевизионные новости как форма знания о политике / / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2012. № 6
20. Луман Н.. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А.Ю.Антоновского. М.: Праксис, 2005. С.121.
21. Майдурова С.Ф. Инфoрмациoнныe жанры в рeгиoнaльных новостных тeлenрoграммах: актуальные тeндeнции. СПб., 2011. С.23.
22. Манскова Е.А. Роль трэш-эстeтики в формировании сoврeмeннoй концепции тeлeвизиoннoй дoкумeнталистики // Мeдиаскoп. №1, 2009
23. Нaзарoв М.М. Массовая коммуникация и oбщeствo. М., 2004
24. Нескрябина С.Ф. O некоторых тeндeнциях журнaлистскoгo твoрчeства политике / / Система ценностей современного общества, 2010. № 14
25. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. М., 2008. С.91.
26. Познин В.Ф. Основы монтажа изображения. СПб., 2004 . С.26.
27. Постман Н. Информируемся до смерти. Пер. А.Т., 2003.
[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: ууу.пеПроБ1тап.ги (режим доступа - свободный).
28. Поцелуев С. П. Политические парадиалоги: монография / Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. С. 121.
29. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999. С. 221-224.
30. Солганик Г. Я. Общие замечания о формате и жанре, М., МГУ;
2009 [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL:
ййр://’№№№.шеШазсоре.ги/побе/416 (режим доступа - свободный).
31. Саблина А.Н. Принцип увлекательной новости в презентации информации об украинском кризисе // Историческая и социально¬образовательная мысль, Краснодар, 2014, № 5. С. 286
32. Степанян С. К. Формат телепрограммы как рыночный товар. Журналистика и медиарынок: автореф.дисс. канд. филол.наук. Москва, 2006, [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: ййр://сйе1оуекпаика.сош/1Ьгша1- ресйа1подо-зш1-у-зоугешеппоу-гозз1узкоу-шеШатйиз1тп (режим доступа - свободный).
33. Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и
реалити-шоу. [Элeктрoнный ресурс] URL: [Элeктрoнный ресурс]. -
Дoстуnнo на: URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?
level1=main&level2=articles&textid=1729 (режим доступа - свободный).
34. Телевизионная журналистика: учебник. 4-е изд. / Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. М.; МГУ, 2002. С. 172.
35. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. С. 7-12.
36. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2004. С. 391-393.
37. Хейзинга Й. Ното Ludens (Человек играющий). М., 1992. С. 24.
38. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб: Изд. ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Нева, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С.204
39. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей : учеб. пособие / В. Л. Цвик .— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .— (Медиаобразование). С. 261.
40. Шкловский В. Б. Тетива: О несходстве сходного. Собр. соч. Т. 3. М., 1974. С. 272