Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Электронный банкинг в России и за рубежом

Работа №78636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА
1.1. Сущность и роль электронного банкинга в современных условиях 9
1.2. Классификация электронных банковских услуг 16
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА
2.1. Анализ электронного банкинга в банковском секторе России 27
2.2. Современное состояние электронного банкинга в Поволжском регионе и Республике Татарстан
3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА
3.1. Проблемы современного электронного банковского обслуживания в России и пути их решения
3.2. Эконометрический и прогнозный анализ электронного банкинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


От качества и разнообразия банковских услуг зависит состояние экономики в целом, степень удовлетворенности клиента и, как следствие, уровень дохода самого банка. Повышение доступности банковских услуг для населения в настоящее время невозможно без технологических решений, позволяющих существенно расширить существующие каналы доступа к банковским продуктам и услугам. Современный уровень развития информационно-коммуникационных сетей позволяет банкам предложить своим клиентам качественно новый уровень банковского обслуживания, основанного на технологиях электронной передачи данных.
Инновации в банковском бизнесе, прогресс в информационных техно-логиях тесно связаны с инновациями в мировом финансовом секторе. Чтобы выдержать растущую конкуренцию в индустрии банковских услуг XXI века банкам следует оперативно и эффективно осваивать новые информационные и электронные технологии.
Расширение бизнеса требует от банка организации оперативной, удобной системы обслуживания клиентов, создавая возможности самообслуживания клиентов из дома, офиса или мультимедийного киоска, а также эффективного мониторинга предоставления банковских услуг. Однако традиционные способы доставки услуг клиентам не позволяют добиться этого. Переход к электронным банковским услугам с использованием новейших информационных технологий - одна из современных тенденций развития банковского бизнеса.
Использование передовых технологий в банковском обслуживании позволяет банкам дифференцированно работать с клиентами в зависимости от их индивидуальных предпочтений, сделать доступной банковскую услугу в любое время посредством дистанционного обслуживания, минимизировать издержки, усовершенствовать обслуживание, повысить качество предлагаемых банковских услуг, усилить конкуренцию в банковской сфере. За последние 5 лет рынок электронных банковских услуг в России динамично развивается, имеет огромный потенциал роста. Вместе с тем имеют место факторы, которые стимулируют развитие рынка электронных банковских услуг, так и тормозят рост.
Электронный банкинг представляет собой технологию предоставления банковских продуктов и услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом с использованием электронных каналов передачи данных. В основе такого способа обслуживания лежит принцип обмена информацией между банком и клиентом с обеспечением должного уровня безопасности и конфиденциальности. Клиентам предоставляется возможность получать информацию о состоянии своих счетов и управлять ими, не посещая отделение банка, используя в качестве устройств доступа к банковским продуктам и услугам телефоны, компьютеры, подключенные к интернету, банкоматы, платежно-информационные терминалы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности денежного обращения на основе банковских электронных срочных платежей, поиском адекватных форм расчетно-платежных систем, обеспечивающих резкое сокращение времени и затрат на обслуживание платежей, повышение конкурентоспособности банков на базе применения электронного банковского обслуживания, экономию материальных и финансовых ресурсов. В условиях многообразия каналов банковского обслуживания осуществление правильного выбора для практического использования наиболее приемлемых из них позволяет банку выстроить линейку банковских продуктов и услуг, укрепить конкурентоспособность и повысить экономическую эффективность деятельности. Для российской банковской практики характерно весьма слабое использование потенциальных возможностей электронных каналов банковского обслуживания.
В настоящее время наибольшее развитие технологии электронного банкинга клиентов получили в крупных федеральных банках и банках с иностранным участием, предлагающие широкий спектр услуг дистанционного обслуживания, основанного на электронных каналах передачи информации, как юридических, так и физических лиц. В последнее время среди банков, активно развивающих направление электронного обслуживания можно встретить многие банки.
Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность важных аспектов становления и развития электронного банкинга, его активное продвижение на отечественном рынке определили выбор темы бакалаврской работы, её цели и задачи.
Объектом исследования бакалаврской работы является деятельность отечественных, поволжских и татарстанских банков в области электронного банковского обслуживания, предметом исследования выступает уровень раз-вития электронного банкинга, взаимодействие банка и клиента по поводу удовлетворения потребностей в банковских продуктах и услугах с помощью электронных каналов обслуживания.
Основная цель работы состоит в исследовании основных видов электронного банкинга, разработке эффективного механизма решения основных противоречий развития данного канала обслуживания, а также совершенствовании организации электронного способа предоставления банковских продуктов и услуг.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов электронного банковского обслуживания;
- выявление классификационных признаков электронного банкинга в кредитных организациях;
- проведение анализа развития электронного банкинга в банках Российской Федерации;
- обзор тенденций развития электронного банковского обслуживания в банках Поволжья и Республики Татарстан, с определением роли рассматриваемого региона в Поволжье;
- определение основных факторов, сдерживающих развитие электронного банковского облуживания в России и путей его совершенствования посредством стремления к минимизации рисков;
- выработки рекомендаций и предложений по прогнозированию электронного банкинга в России.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенного исследования было определено, что дальнейшее развитие конкурентоспособного банковского бизнеса требует от банков организации оперативной и удобной системы обслуживания клиентов, создание каналов самообслуживания клиентов, а также эффективного мониторинга предоставления банковских продуктов и услуг. Переход к электронному банковскому обслуживанию с использованием новейших информационных технологий - одна из основных современных тенденций развития банковского бизнеса.
В ходе исследования было выявлено, что существует немало суждений по поводу сущности электронного банковского обслуживания. На наш взгляд, электронное банковское обслуживание следует рассматривать как способ удаленного взаимодействия банка и его клиентов, обеспечивающий банку возможность информирования и консультирования клиентов, а также реализации им банковских продуктов и услуг на основе электронных каналов передачи данных.
Использование электронного банкинга выгодно как банкам, так и их клиентам. Для банков основные преимущества данного формата обслуживания заключаются в сокращении объемов бумажного документооборота, снижении операционных затрат на проведение одного платежа, возможности привлечения новых клиентов за счет предоставления им более оперативного банковского обслуживания. Клиенты в свою очередь получают возможность контролировать свои счета и управлять ими, экономить свое время и денежные средства за счет исключения необходимости посещать банк лично для осуществления банковских операций и сделок. Основным недостатком такого формата обслуживания является увеличение источников банковских рисков. Основной упор при управлении банковскими рисками, связанными с использованием электронных каналов передачи данных, следует делать на обеспечение информационно-технологической безопасности применяемых систем электронного банкинга.
Принято выделять три основных признака классификации электронного банковского обслуживания: вид телекоммуникационного канала передачи данных, тип клиента и комплексность операций, предоставляемых в рамках электронного банкинга. При этом было отмечено, что данные классификации должны постоянно совершенствоваться и изменяться в зависимости от развития информационно-телекоммуникационных технологий, применяемых в банковской деятельности, повышения качества обслуживания клиентов, а также появления новых видов операций, осуществляемых через электронные каналы передачи данных. Среди основных видов электронного банковского обслуживания можно выделить следующие: PC-банкинг, интернет-банкинг, телефоны банкинг, мобильный банкинг, внешние, видео-банкинг, интерактивный телевизионный банкинг, серверы - банкоматы, информационные киоски, платежно-информационные терминалы. В целом, различные виды электронного банковского обслуживания не конкурируют между собой, а во многом дополняют друг друга, предоставляя клиентам широкий выбор каналов доступа к собственным банковским счетам.
По итогам практического исследования было выявлено, что развитие электронного банкинга в России происходит во всех сегментах и направлениях банковской деятельности, огромное развитие естественным образом, электронный банкинг получило в расчетном обслуживании банков. В рамках исследования электронного банкинга в России мы проанализировали такие показатели, как расчетные счета клиентов с дистанционным доступом в банках, платежи проводимые клиентами банков с использованием платежных поручений, проведенные электронным способом, операции совершенные посредством платежных карт по оплате товаров и услуг, платежи, распоряжения по которым были составлены и переданы в электронном виде, денежные переводы. Анализ показал, что по всем показателям наблюдается тенденция роста, что отражает большую заинтересованность клиентов к электронному банкингу, чем прежде.
Электронный банкинг на современном этапе развития банков Поволжья и Республики Татарстан является важным рычагом в развитии деятельности кредитных организаций, о чем свидетельствуют увеличивающийся спрос клиентов банков, как физических, так и юридических лиц на электронное банковское обслуживание в разрезе всех его видов проявления. При этом банки Татарстана по многим направлениям развития электронного банкинга своим клиентам улучшили деятельность, так как увеличивалась доля некоторых операций банков Татарстана в структуре банковского сектора Поволжья. Также следует признать об увеличении доверия клиентов электронному банкингу кредитных организаций Поволжья и Татарстана, поскольку клиенты стали осуществлять операции чаще и в больших объемах, чем прежде. Это также стало возможным благодаря совершенствованию электронного банковского обслуживания в банках Поволжья и Татарстана.
В ходе сравнительного анализа проблем, которые препятствуют развитию электронного банкинга в России, нами был сделан вывод, что одним из основных факторов, сдерживающих развитие электронных каналов банковского обслуживания, является недоверие пользователей к уровню безопасности. В основном мошенники используют атаку на клиента и похищение его конфиденциальных данных. С целью снижения таких рисков банки предоставляют своим клиентам рекомендации по обеспечению сохранности критичной информации, необходимой для работы с системой интернет- банкинга. В случаях, когда клиент подвергся атаке мошенника, банки используют механизмы выявления и предотвращения несанкционированных операций. Дальнейшее развитие электронного банковского обслуживания требует от банков постоянных финансовых затрат на совершенствование систем безопасности и защиты электронных каналов передачи информации, а также проведение обучающих мероприятий с клиентами банков с целью сведения к минимуму несанкционированного доступа к их персональным данным. На сегодняшний день уровень защищенности доступа к данным клиента в системах электронного банкинга определяется в основном тем, насколько должным образом клиент позаботился об обеспечении безопасности персональных данных.
В банках должны хорошо понимать, что оказание электронных услуг связано с повышенными финансовыми рисками. Факторами риска на современном этапе являются: злоупотребления с подлинными картами; сбыт и использование поддельных карт; злоупотребления с платежными квитанциями; несанкционированный доступ в электронную систему; умышленные атаки на систему; случаи ошибочных действий пользователей; сбои в работе и поломка электронной системы и оборудования,
Работа с целью минимизации потерь в банках при оказании электронных услуг должна складываться из следующих основных элементов: соблюдение строгого контроля за процессом производств карт, их авторизацией и оформлением трансакций; аккуратная проверка персональных данных потенциальных владельцев карт; четкая регламентация действий всех сотрудников при различных ситуациях; защита информации о клиентах и контрольно-аналитическая деятельность с целью раннего выявления мошеннических действий с картами; постоянное повышение квалификации сотрудников технического персонала и сотрудников, использующих компьютерную технику.
С целью определения перспектив развития электронного банковского обслуживания в России, нами были применены инструменты эконометрического анализа, а именно использование корреляционно-регрессионной статистики. Результирующим показателе выступил объем всех услуг, которые банки оказали клиентам электронно, факторами, влияющими на исследуемый показатель выступали доля банков России, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг пластиковых карт; количество банкоматов и платежных терминалов; количество банковских карт, эмитированных банками России; количество счетов, открытых клиентам с дистанционным доступом; количество платежей с использованием платежных поручений, поступившие в банки России электронным образом; количество распоряжений, оформленных и переданных в банки клиентами в электронном виде и количество денежных переводов, осуществляющих в стране.
По результатам анализа было построено уравнение, посредством которого можно спрогнозировать интересующий нас показатель. Для этого по четырем регрессорам были рассчитаны прогнозные величины поквартально (так как репрезентативная выборка также строилась поквартально) на основе вычисления среднего темпа изменения показателя-регрессора. В результате нами были определены прогнозные величины электронных банковских услуг отечественных кредитных организаций, аккумулировав значения которых, было определено, что за 2015 г. таких услуг будет выполнено банками на 484 573,9 млрд. руб. больше уровня за 2013 г., и на 319 314,5 млрд. руб. больше уровня за 2014 г., а сам показатель к началу 2016 г. должен составить порядка 1 251 355,7 млрд. руб.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 12.12.1993 г., №7-ФКЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г., №14-ФЗ (ред. от 6.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., №395-1 (ред. от 20.04.2015 г.) // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
4. Об электронной подписи [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 6.04.2011 г. №63-ФЗ (ред. от 28.06.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 7.08.2001 г. №115-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
6. О персональных данных [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2006 г. 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
7. Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 24.12.2004 г. №266-П (ред. от 14.01.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
8. О платежной системе Банка России [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 29.06.2012 г. №384-П (ред. от 14.07.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
9. Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 19.08.2004 г. №262-П (ред. от 21.01.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
10. О правилах осуществления перевода денежных средств [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 19.06.2012 г. №383-П (ред. от 29.04.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
11. О порядке информирования кредитными организациями Центрального Банка Российской Федерации об использовании в своей деятельности Интернет-технологий [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 1.03.2004 г. №1390-У (ред. от 30.11.2004 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
12. О рисках при дистанционном банковском обслуживании [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 07.12.2007 г., №197-Т // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
13. О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 23.10.2009 г. №128-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.
14. Воронин А.Н., Ревенков П.В. Электронный банкинг: риски использования для противоправных действий / Воронин А.Н., Ревенков П.В. // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2011. - №6.
15. Гордеев Ю. Настоящее и будущее мобильных денег / Гордеев Ю. // Банковские технологии. - 2012. - №3.
16. Горчакова М.Е. Дистанционное банковское обслуживание: уч. пособие. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
17. Елисеева И.И. Эконометрика / Елисеева И.И. - М.: Финансы и статистика, 2011.
18. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник / Жарковская Е.П. - М.: Омега-Л, 2011.
19. Кабанова О.В. О состоянии и перспективах электронного банкинга в России / Кабанова О. В. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2015. - № 2.
20. Казанская Ю.А. Финансы и кредит: учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям / Казанская Ю.А. - Таганрог: ЮФУ, 2012.
21. Казанский А.В. Электронная коммерция и финансовые услуги: перспективы взаимодействия / Казанский А.В. // Финансы и кредит. - 2013. - №3.
22. Королев О.Г. Повышение эффективности деятельности банков на розничном рынке / Королев О.Г. // Аудит и финансовый анализ - 2015. - №2.
23. Красавина Л.Н., Валенцива Н.И. Российский финансовый рынок и его роль в инновационном развитии экономики / Красавина Л.Н., Валенцива Н.И. // Банковские услуги - 2012. - №7.
24. Орехова З.Н. Перспективы развития российского рынка платежных карт. / Орехова З.Н. // Банковское дело. - 2014. - №12.
25. Пашкова А.В., Иванова Ю.В. Дистанционное банковское обслуживание в России и странах Европы и США / Пашкова А.В., Иванова Ю.В. // Банковский ритейл - 2015. - №2.
26. Путковская С.А. Выбор механизма повышения эффективности банковских услуг / Путковская С.А. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2015. - № 3.
27. Родионова В. Интерактивное телевидение / Родионова В. // Банковские технологии. - 2012. - №10.
28. Саркисянц А. Банковская розница: замедление роста / Саркисянц А. // Бухгалтерия и банки. - 2011. - №8.
29. Соколов Д.А. Управление рисками электронных банковских услуг (на примере Эстонии): Автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Соколов Д.А. - Санкт Петербург, 2014.
30. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие / Тавасиев А.М. - Издательский дом «Дашков и К», 2010.
31. Усоскин В.М. Электронная коммерция банков с пластиковыми картами / В.М. Усоскин - М.: ВАЗАР-ФЕРРО, 2012.
32. Хабаров В.И. и Попова Н.Ю. Банковский маркетинг: учебное пособие / Хабаров В.И., Попова Н.Ю. - М.: МФПА, 2011.
33. Харитонова Р.С. Экономико-математическое моделирование в экономике Учебник. / Харитонова Р.С. - Казань: КГФЭИ, 2009.
34. Шамраев А. Правовые аспекты деятельности коммуникационных систем (на примере SWIFT) [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
35. Шевченко И.В., Нанба Д.Э. Проблемы совершенствования механизмов осуществления электронных финансовых операций в условиях интеграции в мировую экономику / Шевченко И.В., Нанба Д.Э. // Финансы и кредит. - 2012. - №12.
36. Школин М.В. Влияние внедрения дистанционного банковского обслуживания на банковские риски / Школин М.В. // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - №1.
37. Юденков Ю.Н. Интернет-технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски: учебно-практическое пособие / Юденков Ю.Н., Тысячникова Н.А., Сандалов И.В., Ермаков С.Л. - М.: КНОРУС, 2010.
38. Банк России [Электронный ресурс]: Статистика - Официальный сайт Банка России, 2017. - Режим доступа:http: //www.cbr.ru
39. РБК.Рейтинг [Электронный ресурс]: Исследования - Официальный сайт РБК.Рейтинг, 2017. - Режим доступа:http: //www.rbc.ru
40. Bankir.Ru[Электронный ресурс]: Банкоматная сеть как одно из направлений развития розничного банковского бизнеса в России - Информационный портал Bankir.Ru, 2017. - Режим доступа:http://bankir.ru
41. Banki.ru[Электронный ресурс]: Информация о банках и банковских продуктах. - Информационный портал Banki.ru, 2017.- Режим доступа:
http: //www.banki. ru
42. «Эксперт РА» [Электронный ресурс]: Исследования - Официальный сайт
Рейтингового агентства «Эксперт РА», 2017.- Режим доступа:
http://www.raexpert.ru
43. Profi Online Research [Электронный ресурс]: Он лайн опросы - Официальный сайт Маркетинговых исследований онлайн «Profi Online Research», 2017.
- Режим доступа http://profiresearch.ru/
44. BSS [Электронный ресурс]: Информация о предлагаемых системах электронного банкинга. - Официальный сайт компании ООО «Банк софт системс», 2017. - Режим доступа:http://www.bssys.com
45. Basel Committee on Banking Supervision [Электронный ресурс]: Рекомендации Базельского комитета, регулирующие электронную банковскую деятельность. - Официальный сайт Базельского комитета по банковскому надзору, 2017. - Режим доступа:http: //www.bis.org
46. Deeplace [Электронный ресурс]: Основы сетей передачи данных информация. - Официальный сайт компании Deeplace, 2017. - Режим доступа: http: //www. deeplace. md
47. CNews [Электронный ресурс]: Определены лидеры на рынке систем интернет-банкинга по итогам первого полугодия 2016 г. - Официальный сайт издания о высоких технологиях «CNews», 2017.- Режим доступа:
http: //www.cnews.ru
48. Мобильный форум [Электронный ресурс]: Исследования рынка мобильного банкинга, интернет-технологий. - Официальный сайт информационной группы «MForum Analytics», 2017. - Режим доступа:http: //www. mforum.ru
49. Ifin.ru[Электронный ресурс]: Развитие рынка интернет-банкинга, мобильного банкинга. - Официальный сайт проекта «Интернет Финансы», 2017.
- Режим доступа:http://ifin.ru
50. Время и деньги [Электронный ресурс]: Широкополосный интернет перестал быть роскошью. - Официальный сайт газеты «Время и деньги», 2017. - Режим доступа:http://www.e-vid.ru
51. Аналитическое агентство Markswebb Rank &Report [Электронный ресурс]: Internet Banking Rank 2015 - Официальный сайт Аналитического агентства Markswebb Rank &Report, 2015. - Режим доступа:
http://markswebb.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ