ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ БАНКОВСКИХ
ПРОДУКТОВ ДЛЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ 6
1.1. Понятие и классификация продуктов кредитных организаций,
предлагаемых корпоративным клиентам 6
1.2. Организация разработки и продажи банковских продуктов для
корпоративных клиентов 17
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ ДЛЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ 27
2.1. Динамический и структурный анализ продуктов коммерческих банков
России для корпоративных клиентов 27
2.2. Оценка эффективности продаж банковских продуктов для
корпоративных клиентов на примере ПАО «Сбербанк России» 39
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БАНКОВ
И КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ 54
3.1. Перспективные направления работы банков в области продуктовой
линейки для корпоративных контрагентов 54
3.2. Имитационное моделирование, как инструмент определения
эффективности продаж услуг и продуктов для корпоративных клиентов 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях насыщения рынка банковских услуг, конкурентная борьба кредитных организаций за каждого клиента усиливается изо дня в день, еще больше обостряется клиентоориентированность банков в отношении корпоративных клиентов.
Современные банки постоянно работают над каналами сбыта банковских продуктов, улучшают системы банковского обслуживания, в особенности дистанционного и электронного сервиса, оптимизируют время и участки переговоров с клиентами, находят новые площадки для банковских продаж своих продуктов и услуг корпоративным клиентам, расширяют и обновляют ассортиментный ряд продуктовой линейки банковских услуг для корпоративных клиентов. Все это делается лишь с одной целью - привлечь клиента, удержать клиента на банковском обслуживании и как можно извлечь от данных услуг прибыли или иного эффекта.
Учитывая современные реалии российской экономики, а именно его ограниченность и некую степени игнорирования западными странами, иностранные инвестиции стали резко падать в российскую экономику в режиме санкций, что побуждает банки активизировать свою работу в области поддержки реального сектора экономики.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, тема исследования видится актуальной и значимой. Целью бакалаврской работы является поиск перспективных способов разработки банковских продуктов для корпоративных клиентов с позиции эффективности и продажи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основы банковского обслуживания корпоративных клиентов с выделением классификаций продуктов, предлагаемых кредитными организациями предприятиям;
- определить систему разработки и механизм сбыта банковских продуктов кредитными организациями корпоративным клиентам;
- проанализировать современное состояние банковских продаж интересующих юридических лиц продуктов и услуг кредитных организаций России;
- оценить эффективность политики сбыта банковских продуктов ведущего банка России - ПАО «Сбербанк России»;
- выявить проблемы банковских продаж продуктов и услуг для корпоративных субъектов экономики и предложить пути их решения;
- разработать систему принятия решений в рамках определения эффективного и результативного способа банковской продажи корпоративному клиенту через имитационную модель.
Предметом исследования является система продаж банковских продуктов корпоративным клиентам, объектом исследования выступает деятельность ПАО «Сбербанк России».
Что касается степени разработанности темы, то общетеоретические вопросы сущности, состава, принципов, целей, задач, направлений и эффективности банковского обслуживания предприятий корпоративного бизнеса рассмотрены в работах Н.В. Журавлевой, А.И. Полищука, Е.Ф. Жукова, А.В. Романова, А.М. Тавасиева, С.А. Гурьянова и других. В трудах таких ученых, как Н.Б. Куршаковой, А.В. Пухова, Л.В. Конаковой, В.А. Романовой, Е.В. Егорова исследуются вопросы развития эффективности банковских продаж востребованных услуг корпоративным сегментом.
Теоретической и методологической основой бакалаврской работы являются методы сравнительного, структурного и динамического анализа в рамках деятельности кредитных организаций по банковскому обслуживанию корпоративных клиентов.
Источниками информации при написании работы послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области банковского обслуживания, банковских продаж, банковских технологий применительно к корпоративным клиентам. Активно были использованы материалы периодической печати, научных форумов, конференций. Статистическая и аналитическая информация была получена из ресурсов сети Интернет, а именно официальных сайтов Банка России, Ассоциации российских банков, рейтинговых агентств, информационных порталов и форумов. Кроме этого были использованы отчетные материалы ПАО «Сбербанк России» и его официальный сайт.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В заключении исследования необходимо подвести основные итоги проделанной работы в отношении необходимости тщательного и избирательного подхода кредитных организаций в рамках корпоративного банковского обслуживания.
В рамках теоретического обзора было определено, что банковские продукты, разрабатываемые кредитными организациями и реализуемые ими в отношении корпоративных клиентов - это исключительный банковский товар, который доставляется клиенту за определенную плату и/или вознаграждение (комиссию) с использованием различных банковских технологий и документов. Этот процесс принято толковать корпоративным банковским обслуживанием, который может быть либо в офисе банка (стационарное обслуживание), либо удаленным (дистанционное обслуживание). Корпоративный клиент для банков особый и в то же время ключевой сегмент ведения банковского бизнеса, за счет сотрудничества именно с юридическими лицами, во многом и зависит успех и рентабельность деятельности кредитной организации, следовательно, каждый банк преследует грамотный процесс разработки и продажи банковских продуктов для предприятий.
В такой стратегии маркетинг становится одной из важнейших концепций управления банком. Он применяется для повышения эффективности системы управления, позволяет разрабатывать банковские услуги, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке банковских услуг, создает преимущества в конкурентной борьбе. Последовательная реализация маркетинга обеспечивает устойчивый спрос на банковские услуги не только за счет удовлетворения уже существующих потребностей клиентов, но и за счет применения различных средств стимулирования продаж, выбора наиболее эффективных стратегий продвижения на рынок банковских услуг. Было определено, что процесс разработки и продвижения новых банковских продуктов для корпоративных лиц, в сравнении с обновлением продуктовой
линейки банковских услуг для розницы имеет свои особенности:
- во-первых, корпоративный сегмент для банков стратегически важен, и если контрагент является базовым клиентом банка, то в процессе разработки новой услуги, определенное (косвенное) участие может принимать и контрагент банка, таким образом, чтобы новый продукт был привлекательным и востребованным для клиента, и в то же время мог приносить прибыль или иную материальную выгоду для банка;
- во-вторых, процесс продвижения банковского продукта можно задействовать через розничные сегменты, поскольку есть вероятность, что определенная розничная инновация, разработанная банком, будет интересна физическому лицу, который в свою очередь является владельцем или управленцем определенного бизнеса, и при правильном взаимодействии с физическим лицом, банк уже бизнес может предложить актуальную для него услугу или продукт, который недавно был разработан кредитной организацией;
- в-третьих, каждый корпоративный клиент отличается от другого, даже если представлены в одной отрасли, регионе, следовательно, банку тяжелее учитывать индивидуальные особенности каждого корпоративного субъекта при разработке банковского продукта. Поэтому банки, как правило, формируют гибкий банковский продукт, который может различаться по своим условиям, признакам, критериям для каждого юридического лица, тогда как розничные продукты кредитных организаций подвергаются меньшей корректировке в части их предоставления.
В рамках аналитического обзора банковского обслуживания предприятий корпоративного сегмента в России, было отмечено, что по всем сегментам в 2016 г. наблюдается восстановление утраченных в 2015 г. позиций. Предприятия стали больше открывать счета в банках, на которых увеличивается оборачиваемость средств, и увеличиваются остатки средств на счетах, наблюдается рост депозитного портфеля корпоративных клиентов. Банки стремительно увеличивают число корпоративных пластиковых карт, предприятия активно используют карточные продукты банков по операциям 72
оплаты товаров и услуг, а также пренебрегают в большей степени операциями по получению наличных.
Рост активности наблюдался и на кредитном сегменте, объемы кредитования в 2016 г. возросли в сравнении с 2015 г., кредиты стали
погашаться быстрее и больше, что говорит об улучшении кредитоспособности предприятий, кроме того наблюдается положительная динамика и просроченной задолженности предприятий перед банковским сектором. Корпоративные кредиты преимущественно выдаются в рублях, кредитный портфель банковского сектора диверсифицирован по всем ключевым отраслям экономики. Корпоративные кредиты банками России преимущественно выдаются отраслям торговли и сфере обработки производства, прочим видам деятельности, а также большой популярностью пользуются овердрафтное направление кредитования. В целом можно говорить о том, что банковские продукты в России в 2016 г. стали продаваться и доставляться до конечного потребителя - юридического лица больше и чаще, чем в 2015 г., однако их уровень не по всем направлениям дотягивает докризисных величин.
В части анализа тенденций развития корпоративного обслуживания на материалах ПАО «Сбербанк России» было зафиксировано, что в анализируемом периоде Банк достиг роста эффективности предоставления банковских услуг и продуктов предприятиям за счет нескольких факторов - оптимизации расходов по привлеченным средствам предприятий, качественному управлению просроченной задолженности предприятий. Это позволило снизить объем резервируемых средств, и высвободив их направить на активные операции, разработке новых сервисов для предприятий, в рамках предоставления услуг, что также позволило снизить расходную базу Банка. Банк во многом не зациклен на разработке новых банковских продуктов, он их скорее совершенствует, обновляет и модернизирует, также нацелен на улучшении доставки, каналов сбыта данных услуг до конечного клиента, что клиентам и предприятиям естественно очень важно и необходимо.
Поскольку актуальными проблемами развития клиентских взаимоотношений отечественных банков с корпоративными лицами сегодня являются: слабая техническая оснащенность российских банков по разработке новых, интересных, и востребованных для корпоративных клиентов продуктов; низкая эффективность каналов продвижения банковских продаж и сбыта на корпоративном сегменте; недостаточная автоматизация продуктовой продажи наряду с несовершенным информационным обеспечением продвижения новых банковских продуктов в рамках определения эффективности каналов сбыта банковских продаж.
Для устранения данных проблем в работе был предложен алгоритм действий банков, который позволит совершенствовать работу в области корпоративных продаж.
Во-первых, в отношении разработки новых банковских продуктов и услуг банкам необходимо активизировать свои усилия именно в пакетированном обслуживании. Но состав продуктов и услуг в тот или иной пакет должен проходить через определенный фильтр, которым мог бы стать опросник на сайте самого банка среди корпоративных контрагентов. Банкам проще было бы формировать новые пакеты услуг и продуктов, которые в дальнейшем бы успешно продавались и тиражировались. Во-вторых, в части информативно- автоматизационных решений по доставке банковских продуктов и услуг неплохо было бы насытить опросник отдельной вставкой, через которую корпоративный клиент мог бы сам сформировать свой пакет услуг и определить базовую цену для такого пакета. В-третьих, все это применять в различных горизонтах планирования, с учетом сезонности бизнеса контрагентов. Суть сводится к тому, что банковские решения могли быть не портфельными, а индивидуальными и делать это не через активные продажи, а через существующие каналы связи с корпоративными клиентами.
Современные реалии таковы, что холодные звонки и навязывание услуг банков клиентам испытали свой потенциал для развития клиентских взаимоотношений с банками. Более того, данные каналы сбыта никогда не отличались высокой эффективностью, следовательно, в банковской среде необходимо реформировать процесс продвижения и продажи банковских услуг клиентам, в особенности для корпоративных. Тем не менее, с целью определения эффективности каналов сбыта и методов банковских продаж в отношении корпоративных клиентов построена имитационная модель на основе транспортной задачи.
Модель позволяет отобрать наиболее эффективные каналы сбыта в отношении каждого метода продаж, согласно установленным лимитам или порогам кредитной организации в отношении, как каналов сбыта, так и способов продаж. Модель легка в построении, адаптивна к различным массивам данных, гибка в отношении изменения внутренних данных в плане эффективности перекрестных данных. Следовательно, используя данную модель, банки могут управлять эффективностью не только методами продаж, но и каналами сбыта, с учетом моделирования кредитные организации могут трансформировать и модернизировать лимит продаж по каждому каналу сбыта и выстраивать различные стратегии в области продвижения банковских продуктов до корпоративного лица.
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 16.05.2017.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., №86-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 16.05.2017.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209- ФЗ (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 16.05.2017.
4. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления
предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства РФ от 4.04.2016 г., № 265 // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 16.05.2017.
5. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
6. Гурьянов С.А. Маркетинг банковских услуг. М.: Медиа-Пресс, 2006. 332 с.
7. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 258 с.
8. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 191 с.
9. Журавлева Н.В. Кредитование и расчетные операции в России. М.: Экзамен, 2006. 288 с.
10. Ивашкин Ю.А. Мультиагентное моделирование в имитационной системе Simplex3. М.: Лаборатория знаний, 2016. 350 с.
11. Конюховский П.В. Микроэкономическое моделирование банковской деятельности. СПб.: Питер, 2011. 224 с.
12. Куршакова Н.Б. Банковский маркетинг. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
13. Полищук А.И. Управление деятельностью кредитных организаций
(Банковский менеджмент). М.: ЮРИСТЪ, 2004. 478 с.
14. Пухов А.В. Продажи и управление бизнесом в розничном банке. М.: КНОРУС, 2012. 272 с.
15. Семериков А.В. Решение транспортных задач. Ухта: УГТУ, 2013. 58 с.
16. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление и технологии. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. 671 с.
17. Зверев О.А., Нестеренко А.В. Инновационные технологии в розничном банковском бизнесе / под общ. ред. Зверева О.А. М.: Палеотип, 2008. 164 с.
18. Романова В.А., Романов А.В., Егоров Е.В. Маркетинг банковских услуг / под общ. ред. Романовой В.А. М.: ТЕИС, 1999. 102 с.
19. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. ТОМ 2. / под. общ. ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2005. 848 с.
20. Конакова Л.В. Банковский маркетинг: организация, особенности,
тенденции: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург. 2005. 17 с.
21. Акинин П.В., Акинина В.П., Кравченко И.И. Инновации в коммерческом банке как антикризисные инструменты // Банковские услуги. 2017. № 2. С. 25¬33.
22. Банкет И.В. Технология управления взаимоотношениями с клиентами в сфере розничных банковских услуг // Банковские услуги. 2015. № 3. С. 19-25.
23. Гаврилов Д. Оценка эффективности банковской рекламы // Банковское дело. 2016. № 4. С. 38-40.
24. Герасимова Е.Б. Анализ качества банковских услуг // Финансы и кредит. 2015. № 16 (154). С. 19-24.
25. Готовчиков И.Ф. Пути создания эффективных информационно-аналитических банковских технологий // Банковские технологии. 2017. № 3. С. 20-24.
26. Готовчиков И.Ф. Пути внедрения новых банковских технологий // Банковские технологии. 2015. № 9. С. 38-41.
27. Едронова В.Н., Крючков О.А. Анализ подходов к классификации банковских услуг // Финансы и кредит. 2015. № 26. С. 2-8.
28. Жабров В.В. Маркетинг как средство обеспечения надежности банка в современных российских условиях // Финансы и кредит. 2016. №17. С. 17-24.
29. Исин Ж.М. Продуктовый маркетинг и ценообразование в банках // Банковские услуги. 2015. № 10. С. 15-25.
30. Лукьяненько В. Банковский маркетинг: использование зарубежного опыта // Человек и труд. 2016. № 9. С. 69-70.
31. Маланчук О.Н. Банковский продукт - теория и практика // Финансовый бизнес. 2016. № 4. С. 31-36.
32. Мартиросян К.Д. Банковский маркетинг в России: решения и тенденции // Банковские технологии. 2015. № 6. С. 52-54.
33. Николаева Т.Е. К вопросу о прозрачности новых банковских продуктов // Бизнес и банки. 2017. № 47. С. 1-3.
34. Окунь А.Л. Отдельные аспекты продвижения банковских продуктов и услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2016. № 5. С. 420-428.
35. Осиповская А.В. Теоретические аспекты розничных банковских услуг: понятие, особенности, классификация // Проблемы экономики и управления. 2015. № 2. С. 3-5.
36. Перехожев В.А. Современные подходы к пониманию категории «банковский продукт», «банковская услуга» и «банковская операция» // Банковское дело. 2015. № 21. С. 23-32.
37. Секирин А. Практические аспекты маркетинга в банковских учреждениях // Банковские технологии. 2015. № 12. С. 60-64.
38. Уроженко В. Классификация электронных каналов дистрибуции банковских продуктов // Банковские технологии. 2016. № 8. С. 26-29.
39. Филин Д.Н. Перспективы развития сектора продуктов и услуг Национального бюро кредитных историй // Банковское кредитование. 2016. № 2. С. 17-19.
40. Зенов В.В. Нестеренко Е.А. Организационные основы современной системы продаж банковских продуктов // Известия Саратовского университета. 2016. Том 12. С. 72-75.
41. Крылов А., Богачев Д. Банковские рекламные стратегии. Режим доступа: http://b2blogger.com/articles/promotion/90.html (дата обращения 16.05.2017 г.).
42. Ларионова В.А. Развитие услуг для корпоративных клиентов как фактор устойчивости банков. Режим доступа:http://www.reglament.net/bank/bankproduct/2007_1_article.htm (дата обращения 16.05.2017 г.).
43. Информация о ПАО «Сбербанк России». Режим доступа:https://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=350000004 (дата обращения 16.05.2017 г.).
44. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Режим доступа:
https://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1702.pdf (дата обращения
16.05.2017 г.).
45. Сбербанк. Режим доступа:http://www.bankodrom.ru/bank/sberbank/otchetnost/balans-forma-101/ (дата обращения 16.05.2017 г.).
46. Сбербанк России. Режим доступа:http://www.analizbankov.ru/bank.php?BankId=sberbank-rossii-1481 &BankMenu=nadezhnost&fform=kexpress (дата обращения 16.05.2017 г.).
47. Сбербанк России. Режим доступа:http://www.banki.ru/banks/bank/sberbank/(дата обращения 16.05.2017 г.).
48. Сбербанк России. Режим доступа:http://www.kuap.ru/banks/1481/balances/(дата обращения 16.05.2017 г.).
49. Статистический бюллетень Банка России. Режим доступа:http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs (дата обращения 16.05.2017 г.).
50. Финансовая отчетность. Режим доступа: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/ifrs (дата обращения 16.05.2017г.).