Роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие и сущность среднего и малого бизнеса 6
1.2 Организационно-правовые формы среднего и малого бизнеса 15
1.3 Роль и функции малого и среднего бизнеса в мировой экономике 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 31
2.1 Развитие среднего и малого бизнеса в России 31
2.2 Анализ состояния сферы среднего и малого предпринимательства в
промышленно развитых странах (Германии, США, Японии) 44
2.3 Особенности функционирования среднего и малого бизнеса в
странах - членах СНГ и государствах, входящих в БРИКС 59
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА 72
3.1 Правовая, организационная и финансовая подсистемы поддержки
малого и среднего предпринимательства 72
3.2 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ на период
до 2030 г 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие и сущность среднего и малого бизнеса 6
1.2 Организационно-правовые формы среднего и малого бизнеса 15
1.3 Роль и функции малого и среднего бизнеса в мировой экономике 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 31
2.1 Развитие среднего и малого бизнеса в России 31
2.2 Анализ состояния сферы среднего и малого предпринимательства в
промышленно развитых странах (Германии, США, Японии) 44
2.3 Особенности функционирования среднего и малого бизнеса в
странах - членах СНГ и государствах, входящих в БРИКС 59
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА 72
3.1 Правовая, организационная и финансовая подсистемы поддержки
малого и среднего предпринимательства 72
3.2 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ на период
до 2030 г 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Данная исследовательская работа посвящена политике российского государства по поддержке малого и среднего бизнеса и конкретным её аспектам, в частности, - инструментам, законодательству и ресурсам. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие вопросы, связанные с деятельностью малого и среднего бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.
Тема, которая в данной работе поднимается, для современной России, крайне актуальна. Для России в последнее время характерна отрицательная динамика развития среднего и малого бизнеса и уменьшение доли в экономике многих развитых стран. В России доля среднего и малого бизнеса в экономике крайне мала по-прежнему. Из этого вытекает задача анализа того, что делается и делалось государством для изменения сложившейся ситуации.
В данной работе поднимается проблема развития малого и среднего предпринимательства в России и зарубежных стран. Способы модернизации сектора МСП, путем анализа сектора МСП и его функционирования в зарубежных странах.
Объектом исследования являются сфера малого и среднего предпринимательства. Предмет исследования - государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства.
Цель данного дипломного проекта - разработать комплекс мероприятий по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты положения среднего и малого бизнеса в общественной структуре и экономике страны.
2. Провести структурный и ретроспективный анализ состояния среднего и малого предпринимательства в нашей стране и за рубежом
3. Проанализировать и описать методы поддержки малого и среднего бизнеса в разных странах.
4. Сделать выводы по состоянию среднего и малого бизнеса в стране на сегодняшний день.
5. Обосновать мероприятия по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса
Для достижения данной цели работы нами использованы такие методы исследования, как ретроспективный, содержательный, сравнительный и структурный анализ.
Теоретической основы работы явились труды отечественных и зарубежных ученых по становлению и развитию малого бизнеса, его поддержке. К числу авторов можно отнести Читанову О.О., Родионову Н.В., И.Н. Шапкину, А.О. Блинову, С. Лю, Й. Шумпетер.
Эмпирической основой работы явились статистические данные Росстата РФ и РТ, материалы организаций и институтов, занимающихся поддержкой и изучением малого бизнеса в различных странах. Кроме того, в работе использованы интернет-ресурсы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассматривается роль и понятие среднего и малого предпринимательства, состояние этого сектора экономики и его основные проблемы на сегодняшнем этапе развития.
Во второй главе анализируются основы государственного регулирования среднего и малого предпринимательства на примере таких стран, как Япония, США, Германия, характеризуются сильные и слабые стороны среднего и малого предпринимательства. Сильные стороны МСП являются основой для создания государственной эффективной поддержки.
В третьей главе разработаны предложения по правовой, организационной и финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. Кроме этого определены перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ на период до 2030 г.
В заключении приводятся выводы по работе и представлены предложения, разработанные автором в целях совершенствования среднего и малого предпринимательства в России и мировой экономике.
Тема, которая в данной работе поднимается, для современной России, крайне актуальна. Для России в последнее время характерна отрицательная динамика развития среднего и малого бизнеса и уменьшение доли в экономике многих развитых стран. В России доля среднего и малого бизнеса в экономике крайне мала по-прежнему. Из этого вытекает задача анализа того, что делается и делалось государством для изменения сложившейся ситуации.
В данной работе поднимается проблема развития малого и среднего предпринимательства в России и зарубежных стран. Способы модернизации сектора МСП, путем анализа сектора МСП и его функционирования в зарубежных странах.
Объектом исследования являются сфера малого и среднего предпринимательства. Предмет исследования - государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства.
Цель данного дипломного проекта - разработать комплекс мероприятий по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты положения среднего и малого бизнеса в общественной структуре и экономике страны.
2. Провести структурный и ретроспективный анализ состояния среднего и малого предпринимательства в нашей стране и за рубежом
3. Проанализировать и описать методы поддержки малого и среднего бизнеса в разных странах.
4. Сделать выводы по состоянию среднего и малого бизнеса в стране на сегодняшний день.
5. Обосновать мероприятия по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса
Для достижения данной цели работы нами использованы такие методы исследования, как ретроспективный, содержательный, сравнительный и структурный анализ.
Теоретической основы работы явились труды отечественных и зарубежных ученых по становлению и развитию малого бизнеса, его поддержке. К числу авторов можно отнести Читанову О.О., Родионову Н.В., И.Н. Шапкину, А.О. Блинову, С. Лю, Й. Шумпетер.
Эмпирической основой работы явились статистические данные Росстата РФ и РТ, материалы организаций и институтов, занимающихся поддержкой и изучением малого бизнеса в различных странах. Кроме того, в работе использованы интернет-ресурсы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассматривается роль и понятие среднего и малого предпринимательства, состояние этого сектора экономики и его основные проблемы на сегодняшнем этапе развития.
Во второй главе анализируются основы государственного регулирования среднего и малого предпринимательства на примере таких стран, как Япония, США, Германия, характеризуются сильные и слабые стороны среднего и малого предпринимательства. Сильные стороны МСП являются основой для создания государственной эффективной поддержки.
В третьей главе разработаны предложения по правовой, организационной и финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. Кроме этого определены перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ на период до 2030 г.
В заключении приводятся выводы по работе и представлены предложения, разработанные автором в целях совершенствования среднего и малого предпринимательства в России и мировой экономике.
Малое и среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно представлено в данной работе.
Многие страны давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, которые связаны с фирмами, занимающимися деятельностью в малых масштабах. Экономика таких стран как США, Германия, Япония основывается во многом на малых предприятиях.
Для развития предпринимательства все более важной становится гибкая, быстрая, инновационная адаптация внешних взаимосвязей фирм и внутренней среды к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели осознают все чаще необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу заинтересованности и творчества, которые царят в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: совместные научно - исследовательские разработки, экономия на масштабах, разделение риска.
Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались наиболее приспособленными, чем крупные компании, к условиям рыночных ситуаций в кризисные периоды. Крупные фирмы реагируют не столь быстро и чувствительно на какие-то изменения или колебания в экономике. Малые предприятия являются своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике.
Анализ государственной поддержки малого предпринимательства показывает, что ее содержание и формы очень многообразны. Характерная их общая черта - отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства при наличии органа, вырабатывающего национальную политику в этой области и координирующего ее осуществление, множественность каналов получения такой поддержки. За рубежом огромное значение придается также формам взаимодействия органов господдержки малого предпринимательства и институтов его самоорганизации, таких как общества взаимного кредитования, ассоциации, структуры франчайзинга и субконтрактации. В работе исследованы особенности национальных систем регулирования и поддержки малого предпринимательства.
Что касается программ поддержки малого бизнеса, здесь еще пока не сформирована единая правовая, нормативная и методическая база. Почти во всех субъектах страны разрабатываются региональные программы поддержки для малого предпринимательства. Их разобщенность не позволила бы разработать и принять целевые программы поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.
В России федеральные программы призваны обеспечить систематичность оказания поддержки, планирования и прогнозирования объемов финансирования по всему комплексу социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
В работе проанализирована система поддержки малого предпринимательства в зарубежных странах и в России, и выявлены возможности адаптации различных видов форм поддержки малого предпринимательства к отечественным условиям.
В первой главе раскрыта сущность малого предпринимательства, показаны главные направления поддержки малого предпринимательства в России на государственном уровне.
Во второй главе проанализированы государственные программы поддержки среднего и малого и бизнеса в наиболее развитых странах и указаны основные точки приложения усилий данных стран в области развития и поддержки малого бизнеса.
В третьей главе на основе анализа тенденций развития малого предпринимательства предложены меры по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса. Кроме того, даны рекомендации по решению проблем, сдерживающих использование зарубежного опыта государственной поддержки малого бизнеса в России.
К числу основных рекомендаций относятся:
1. Налоговые льготы МСБ главных для экономики страны отраслей, а также предоставление налоговых льгот инвесторам, которые осуществляют вложения в малые и средние предприятия.
На основании исследованного зарубежного опыта мы предлагаем усовершенствовать программу налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, которая существует на данный момент в России. Кроме предоставления права пользования нулевой налоговой ставкой в первые два года существования предприятия, так же нужно ввести и дальнейшее уменьшение в виде уплаты 25% обычной ставки налога в третий год функционирования предприятия, 50% - в четвертый, 75% - в пятый, и только с 6го года вводить полную налоговую ставку.
2. Упрощение системы регулирования МСБ и актуализация норм, предъявляемых к МСБ.
По нашему мнению, предлагается создать систему филиалов Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в крупных центрах каждого федерального округа России. К этому также внедрить систему подразделений на муниципальных уровнях для оказания более плодотворной и централизованной поддержки субъектов МСП, ее наблюдения и контроля на всех уровнях бюджетной системы страны.
3. Обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному заказу.
4. Проведение политики поощрения муниципалитетов к реализации собственных программ поддержки МСБ.
5. Увеличение объемов государственных гарантий (и размера гарантийного покрытия) по инвестиционным кредитам МСБ.
6. Оказание целевых льготных кредитов.
Эффективным примером льготы по кредиту может быть временная отсрочка субъектов МСП от выплат по кредиту в первые 2 года, с возможностью долгосрочного возвращения долга.
7. Внедрение специальных программ, которые поощряют уже добившихся успеха бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям, взамен на предоставление определенных льгот.
8. Создание гибкой системы государственной поддержки, которая предусматривает выдачу денежных средств малым и средним предприятиям, при условии замедления экономики и развитие системы оздоровления МСБ.
9. Создание специального органа, как АО «Корпорация «МСП», в полномочия которой будет входить создание единого центра финансово-кредитной поддержки субъектов МСП, разработка и внедрение стандартов оказания поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, организация системы информационно-консультационной и маркетинговой поддержки МСП.
Поддержка малого бизнеса и предпринимательства является одной из основных задач, которая ставится правительством нашей страны на перспективу. Разработанные нами меры могут быть использованы органами государственной и муниципальной власти при реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Хотелось бы верить, что в ближайшее время Россия, учитывая зарубежный обширный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям в России. Тем более, что в экономической истории нашей страны средний и малый бизнес в полной мере не реализуется, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его сбалансированности и эффективности. Малое предпринимательство приводит к экономическому оздоровлению в целом.
Полагаем, что лучшим выходом из создавшейся кризисной ситуации в России была бы государственная правительственная политика, направленная на развитие и расширение предприятий малого предпринимательства.
Многие страны давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, которые связаны с фирмами, занимающимися деятельностью в малых масштабах. Экономика таких стран как США, Германия, Япония основывается во многом на малых предприятиях.
Для развития предпринимательства все более важной становится гибкая, быстрая, инновационная адаптация внешних взаимосвязей фирм и внутренней среды к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели осознают все чаще необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу заинтересованности и творчества, которые царят в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: совместные научно - исследовательские разработки, экономия на масштабах, разделение риска.
Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались наиболее приспособленными, чем крупные компании, к условиям рыночных ситуаций в кризисные периоды. Крупные фирмы реагируют не столь быстро и чувствительно на какие-то изменения или колебания в экономике. Малые предприятия являются своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике.
Анализ государственной поддержки малого предпринимательства показывает, что ее содержание и формы очень многообразны. Характерная их общая черта - отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства при наличии органа, вырабатывающего национальную политику в этой области и координирующего ее осуществление, множественность каналов получения такой поддержки. За рубежом огромное значение придается также формам взаимодействия органов господдержки малого предпринимательства и институтов его самоорганизации, таких как общества взаимного кредитования, ассоциации, структуры франчайзинга и субконтрактации. В работе исследованы особенности национальных систем регулирования и поддержки малого предпринимательства.
Что касается программ поддержки малого бизнеса, здесь еще пока не сформирована единая правовая, нормативная и методическая база. Почти во всех субъектах страны разрабатываются региональные программы поддержки для малого предпринимательства. Их разобщенность не позволила бы разработать и принять целевые программы поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.
В России федеральные программы призваны обеспечить систематичность оказания поддержки, планирования и прогнозирования объемов финансирования по всему комплексу социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
В работе проанализирована система поддержки малого предпринимательства в зарубежных странах и в России, и выявлены возможности адаптации различных видов форм поддержки малого предпринимательства к отечественным условиям.
В первой главе раскрыта сущность малого предпринимательства, показаны главные направления поддержки малого предпринимательства в России на государственном уровне.
Во второй главе проанализированы государственные программы поддержки среднего и малого и бизнеса в наиболее развитых странах и указаны основные точки приложения усилий данных стран в области развития и поддержки малого бизнеса.
В третьей главе на основе анализа тенденций развития малого предпринимательства предложены меры по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса. Кроме того, даны рекомендации по решению проблем, сдерживающих использование зарубежного опыта государственной поддержки малого бизнеса в России.
К числу основных рекомендаций относятся:
1. Налоговые льготы МСБ главных для экономики страны отраслей, а также предоставление налоговых льгот инвесторам, которые осуществляют вложения в малые и средние предприятия.
На основании исследованного зарубежного опыта мы предлагаем усовершенствовать программу налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, которая существует на данный момент в России. Кроме предоставления права пользования нулевой налоговой ставкой в первые два года существования предприятия, так же нужно ввести и дальнейшее уменьшение в виде уплаты 25% обычной ставки налога в третий год функционирования предприятия, 50% - в четвертый, 75% - в пятый, и только с 6го года вводить полную налоговую ставку.
2. Упрощение системы регулирования МСБ и актуализация норм, предъявляемых к МСБ.
По нашему мнению, предлагается создать систему филиалов Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в крупных центрах каждого федерального округа России. К этому также внедрить систему подразделений на муниципальных уровнях для оказания более плодотворной и централизованной поддержки субъектов МСП, ее наблюдения и контроля на всех уровнях бюджетной системы страны.
3. Обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному заказу.
4. Проведение политики поощрения муниципалитетов к реализации собственных программ поддержки МСБ.
5. Увеличение объемов государственных гарантий (и размера гарантийного покрытия) по инвестиционным кредитам МСБ.
6. Оказание целевых льготных кредитов.
Эффективным примером льготы по кредиту может быть временная отсрочка субъектов МСП от выплат по кредиту в первые 2 года, с возможностью долгосрочного возвращения долга.
7. Внедрение специальных программ, которые поощряют уже добившихся успеха бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям, взамен на предоставление определенных льгот.
8. Создание гибкой системы государственной поддержки, которая предусматривает выдачу денежных средств малым и средним предприятиям, при условии замедления экономики и развитие системы оздоровления МСБ.
9. Создание специального органа, как АО «Корпорация «МСП», в полномочия которой будет входить создание единого центра финансово-кредитной поддержки субъектов МСП, разработка и внедрение стандартов оказания поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, организация системы информационно-консультационной и маркетинговой поддержки МСП.
Поддержка малого бизнеса и предпринимательства является одной из основных задач, которая ставится правительством нашей страны на перспективу. Разработанные нами меры могут быть использованы органами государственной и муниципальной власти при реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Хотелось бы верить, что в ближайшее время Россия, учитывая зарубежный обширный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям в России. Тем более, что в экономической истории нашей страны средний и малый бизнес в полной мере не реализуется, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его сбалансированности и эффективности. Малое предпринимательство приводит к экономическому оздоровлению в целом.
Полагаем, что лучшим выходом из создавшейся кризисной ситуации в России была бы государственная правительственная политика, направленная на развитие и расширение предприятий малого предпринимательства.
Подобные работы
- Тенденции развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Современные тенденции и проблемы развития малого и среднего
бизнеса в России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления малым бизнесом (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Особенности организации малого и среднего бизнеса:
зарубежный опыт и возможности его использования в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Тенденции развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2023



