ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
|
Введение 4
Глава 1. Общие положения о поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 7
1.1. Понятие и правовая природа государственного или муниципального
контакта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд 7
1.2. Особенности субъектного состава гражданских правоотношений по
поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 13
1.3. Развитие законодательства о поставке товаров для государственных и
муниципальных нужд в России 20
Глава 2. Основные стадии договорных отношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 27
2.1. Особенности заключения государственного или муниципального
контракта и договора на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд 27
2.2. Исполнение договорных обязательств по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 31
2.3. Порядок изменения и расторжения государственного и
муниципального контракта и заключаемого в соответствии с ним договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд 37
Глава 3. Особенности правового регулирования отдельных видов поставки товаров для государственных нужд 46
3.1. Особенности правового регулирования отношений по поставке для нужд государственного оборонного заказа 46
3.2. Особенности правового регулирования отношений по поставке и контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд ...52
3.3. Особенности правового регулирования отношений по поставке
товаров для государственного материального резерва 56
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 67
Глава 1. Общие положения о поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 7
1.1. Понятие и правовая природа государственного или муниципального
контакта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд 7
1.2. Особенности субъектного состава гражданских правоотношений по
поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 13
1.3. Развитие законодательства о поставке товаров для государственных и
муниципальных нужд в России 20
Глава 2. Основные стадии договорных отношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 27
2.1. Особенности заключения государственного или муниципального
контракта и договора на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд 27
2.2. Исполнение договорных обязательств по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 31
2.3. Порядок изменения и расторжения государственного и
муниципального контракта и заключаемого в соответствии с ним договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд 37
Глава 3. Особенности правового регулирования отдельных видов поставки товаров для государственных нужд 46
3.1. Особенности правового регулирования отношений по поставке для нужд государственного оборонного заказа 46
3.2. Особенности правового регулирования отношений по поставке и контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд ...52
3.3. Особенности правового регулирования отношений по поставке
товаров для государственного материального резерва 56
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 67
Отказ от административно-плановых методов управления экономикой, переход к рыночным отношениям вызвал потребность в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым, прежде всего, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров для государственных и муниципальных нужд.
Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется несколькими причинами. Во-первых, тем, что роль государственного и муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства и муниципальных образований. Во-вторых, в настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов - открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса. Указанные проблемы должен решить Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) . Данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Цель исследования состоит в выработке целостного представления о правовом регулировании государственного или муниципального заказа на поставку товаров и исполнения государственного или муниципального контракта, как элементов государственного или муниципального заказа, а также в выработке предложений по совершенствованию российского законодательства в исследуемой области.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и правовую природу государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд;
- изучить особенности субъектного состава гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд;
- проанализировать развитие законодательства о поставке товаров для государственных и муниципальных нужд;
- изучить особенности заключения государственного или муниципального контракта;
- исследовать порядок изменения и расторжения государственного или муниципального контракта;
- рассмотреть особенности правового регулирования отношений по поставке для нужд государственного оборонного заказа, поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, поставке товаров для государственного материального резерва.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с поставкой товаров для государственных и муниципальных нужд и исполнением государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.
Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере отношений, а также научные исследования и практика применения данных норм в деятельности судебных органов.
Теоретической основой дипломной работы послужили научные труды О.Г. Алексеевой, А.В. Баркова, А.Н. Борисова, А.В. Гапановича, Д.С. Захарченко, Ю.Ю. Молчанова, С.А. Спиридоновой и других ученых в области гражданского и предпринимательского права.
Методологической основой исследования явились следующие методы: общенаучный, сравнительно-правовой, анализ и синтез учебного и нормативного материала, его сравнение и обобщение.
В соответствии с целями дипломной работы была сформирована следующая ее структура. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется несколькими причинами. Во-первых, тем, что роль государственного и муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства и муниципальных образований. Во-вторых, в настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов - открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса. Указанные проблемы должен решить Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) . Данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Цель исследования состоит в выработке целостного представления о правовом регулировании государственного или муниципального заказа на поставку товаров и исполнения государственного или муниципального контракта, как элементов государственного или муниципального заказа, а также в выработке предложений по совершенствованию российского законодательства в исследуемой области.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и правовую природу государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд;
- изучить особенности субъектного состава гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд;
- проанализировать развитие законодательства о поставке товаров для государственных и муниципальных нужд;
- изучить особенности заключения государственного или муниципального контракта;
- исследовать порядок изменения и расторжения государственного или муниципального контракта;
- рассмотреть особенности правового регулирования отношений по поставке для нужд государственного оборонного заказа, поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, поставке товаров для государственного материального резерва.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с поставкой товаров для государственных и муниципальных нужд и исполнением государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.
Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере отношений, а также научные исследования и практика применения данных норм в деятельности судебных органов.
Теоретической основой дипломной работы послужили научные труды О.Г. Алексеевой, А.В. Баркова, А.Н. Борисова, А.В. Гапановича, Д.С. Захарченко, Ю.Ю. Молчанова, С.А. Спиридоновой и других ученых в области гражданского и предпринимательского права.
Методологической основой исследования явились следующие методы: общенаучный, сравнительно-правовой, анализ и синтез учебного и нормативного материала, его сравнение и обобщение.
В соответствии с целями дипломной работы была сформирована следующая ее структура. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Отношения по государственным закупкам характеризуются сложностью и неоднородностью, имеют длящийся характер, регулируются нормами различных отраслей права. Одной из главных особенностей правового регулирования отношений в сфере государственных закупок является сочетание публично-правовых и частноправовых элементов.
В соответствии с действующим законодательством содержание государственных нужд составляют потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий как государства, так и государственных заказчиков. Критериями отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам можно считать признаки, отражающие как сущностные признаки государственных нужд, так и формально-юридические. Так, те или иные потребности в товарах должны быть признаны государством в качестве государственных нужд; государственные нужды финансируются из средств бюджета и привлекаемых в установленном порядке внебюджетных источников; государственные закупки осуществляют субъекты, получающие статус государственных заказчиков; удовлетворение государственных нужд осуществляется посредством разработки и утверждения специального правового механизма взаимодействия государства и предпринимателей, включая использование установленных законом способов размещения заказов государства и применения особой договорной конструкции - государственного контракта.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит определения понятия «государственные нужды». Представляется правильным, если бы законодатель все же закрепил, что такое «государственные нужды», в нормативном документе. Термин «государственные нужды» как правовое понятие, имеющее самостоятельное юридическое значение! должен иметь законодательную дефиницию.
Несмотря на то, что одной из главных целей принятия Закона № 44-ФЗ была прозрачность закупочного процесса и противодействие коррупции, последняя продолжает оставаться в Российской Федерации серьезной проблемой.
В целях борьбы с коррупцией вся информация о закупках публикуется на Официальном сайте РФwww.zakupki.gov.ru.
При проведении того или иного способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа. Закон № 44 -ФЗ конкретизирует перечень требований, описывает механизм вывода из состава комиссии таких лиц.
Основным способом определения поставщика (исполнителя, подрядчика) на сегодняшний день остается открытый аукцион в электронной форме. Главной особенностью данного способа является изолированность заказчиков от потенциальных подрядчиков (поставщиков, исполнителей) при определении победителя, что, несомненно, предотвращает коррупционные проявления.
Обязанность заказчика осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений так же является одним из методов предотвращения коррупции. При этом любой участник закупки, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в процедуре и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в процедуре, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и открытия доступа к таким заявкам.
Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве со-держится исчерпывающий перечень требований к участникам контрактной системы и недопущением установления иных требований, чем предусмотренные законом и четко определены условиями допуска и отказа к участию в торгах.
При этом законодатель установил ряд обязательных и дополнительных требований.
Не менее 15% совокупного объема закупок, предусмотренного планом- графиком, заказчик обязан распределять среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Участники закупок помимо существующих требований обязаны подтверждать свою правомочность заключения контрактов и декларировать отсутствие судимости за экономические преступления. Кроме того, если начальная (максимальная) цена контракта превысит предельный размер, установленный Правительством РФ, то участник закупки - сторона контракта обязан информировать заказчика о своих выгодоприобретателях.
Все закупки планируются заранее исходя из их целей путем формирования планов-закупок и планов графиков. Приоритетным направлением планирования является приобретение для государственных и муниципальных нужд инновационной и высокотехнологичной продукции. План закупок формируется заказчиками на весь срок действия соответствующего закона о бюджете, с учетом соответствующего обоснования закупок и норм, которые предстоит установить Правительству РФ.
Введение механизма определения цены контракта не дает возможности участникам закупок сознательно завышать цену, а после отсева большинства претендентов идти на ее снижение и соответственно побеждать в торгах.
За исполнением контрактов следят и органы аудита, в качестве которых выступают соответственно Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований. Результаты аудита также будут размещаться в единой информационной системе.
Одновременно законодатель также предусматривает ответственность за нарушение законодательства о закупках, которая закреплена как в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.7.29-7.32), так и в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст.285-286, 288-293).
Помимо всего прочего действует институт общественного контроля. Контролировать осуществление закупочной деятельности могут граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, а государство обязано всячески содействовать осуществлению такого контроля.
В соответствии с действующим законодательством содержание государственных нужд составляют потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий как государства, так и государственных заказчиков. Критериями отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам можно считать признаки, отражающие как сущностные признаки государственных нужд, так и формально-юридические. Так, те или иные потребности в товарах должны быть признаны государством в качестве государственных нужд; государственные нужды финансируются из средств бюджета и привлекаемых в установленном порядке внебюджетных источников; государственные закупки осуществляют субъекты, получающие статус государственных заказчиков; удовлетворение государственных нужд осуществляется посредством разработки и утверждения специального правового механизма взаимодействия государства и предпринимателей, включая использование установленных законом способов размещения заказов государства и применения особой договорной конструкции - государственного контракта.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит определения понятия «государственные нужды». Представляется правильным, если бы законодатель все же закрепил, что такое «государственные нужды», в нормативном документе. Термин «государственные нужды» как правовое понятие, имеющее самостоятельное юридическое значение! должен иметь законодательную дефиницию.
Несмотря на то, что одной из главных целей принятия Закона № 44-ФЗ была прозрачность закупочного процесса и противодействие коррупции, последняя продолжает оставаться в Российской Федерации серьезной проблемой.
В целях борьбы с коррупцией вся информация о закупках публикуется на Официальном сайте РФwww.zakupki.gov.ru.
При проведении того или иного способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа. Закон № 44 -ФЗ конкретизирует перечень требований, описывает механизм вывода из состава комиссии таких лиц.
Основным способом определения поставщика (исполнителя, подрядчика) на сегодняшний день остается открытый аукцион в электронной форме. Главной особенностью данного способа является изолированность заказчиков от потенциальных подрядчиков (поставщиков, исполнителей) при определении победителя, что, несомненно, предотвращает коррупционные проявления.
Обязанность заказчика осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений так же является одним из методов предотвращения коррупции. При этом любой участник закупки, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в процедуре и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в процедуре, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и открытия доступа к таким заявкам.
Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве со-держится исчерпывающий перечень требований к участникам контрактной системы и недопущением установления иных требований, чем предусмотренные законом и четко определены условиями допуска и отказа к участию в торгах.
При этом законодатель установил ряд обязательных и дополнительных требований.
Не менее 15% совокупного объема закупок, предусмотренного планом- графиком, заказчик обязан распределять среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Участники закупок помимо существующих требований обязаны подтверждать свою правомочность заключения контрактов и декларировать отсутствие судимости за экономические преступления. Кроме того, если начальная (максимальная) цена контракта превысит предельный размер, установленный Правительством РФ, то участник закупки - сторона контракта обязан информировать заказчика о своих выгодоприобретателях.
Все закупки планируются заранее исходя из их целей путем формирования планов-закупок и планов графиков. Приоритетным направлением планирования является приобретение для государственных и муниципальных нужд инновационной и высокотехнологичной продукции. План закупок формируется заказчиками на весь срок действия соответствующего закона о бюджете, с учетом соответствующего обоснования закупок и норм, которые предстоит установить Правительству РФ.
Введение механизма определения цены контракта не дает возможности участникам закупок сознательно завышать цену, а после отсева большинства претендентов идти на ее снижение и соответственно побеждать в торгах.
За исполнением контрактов следят и органы аудита, в качестве которых выступают соответственно Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований. Результаты аудита также будут размещаться в единой информационной системе.
Одновременно законодатель также предусматривает ответственность за нарушение законодательства о закупках, которая закреплена как в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.7.29-7.32), так и в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст.285-286, 288-293).
Помимо всего прочего действует институт общественного контроля. Контролировать осуществление закупочной деятельности могут граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, а государство обязано всячески содействовать осуществлению такого контроля.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - «Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд»
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Договор поставки для государственных и муниципальных нужд
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ ТОРГОВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТОВ ПО ПОСТАВКЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2016 - Правовые средства самоорганизации поставок товаров для государственных и муниципальных нужд
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Поставка для государственных и муниципальных нужд (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ЗАКОНЕ № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018



