Тема искусств в русскоязычных изданиях США (на примере Журналов «Чайка» и «Кстати»)
|
Введение 3
Глава 1. Проблемы функционирования русскоязычных СМИ за рубежом..6
1.1. Русскоязычное общество и русскоязычные СМИ США 6
1.2. Особенности современных русскоязычных СМИ Америки 14
1.2.1 Русскоязычная пресса 14
1.2.2 Русскоязычное радио и телевидение 18
1.2.3 Русскоязычный интернет 23
Глава 2. Специфика раскрытия темы искусства в русскоязычных сетевых журналах США 32
2.1. Журналистика об искусстве (арт-журналистика) в разных типах изданий 32
2.2. Обзор сетевых изданий США в контексте освещения темы искусства и
культуры 37
2.3. Особенности журналистских материалов об искусстве в журналах
«Чайка» и «Кстати» 49
2.3.1. Обзор контента журнала "Чайка" 49
2.3.2. Обзор контента журнала "Кстати" 59
Заключение 64
Список использованной литературы и источников
Глава 1. Проблемы функционирования русскоязычных СМИ за рубежом..6
1.1. Русскоязычное общество и русскоязычные СМИ США 6
1.2. Особенности современных русскоязычных СМИ Америки 14
1.2.1 Русскоязычная пресса 14
1.2.2 Русскоязычное радио и телевидение 18
1.2.3 Русскоязычный интернет 23
Глава 2. Специфика раскрытия темы искусства в русскоязычных сетевых журналах США 32
2.1. Журналистика об искусстве (арт-журналистика) в разных типах изданий 32
2.2. Обзор сетевых изданий США в контексте освещения темы искусства и
культуры 37
2.3. Особенности журналистских материалов об искусстве в журналах
«Чайка» и «Кстати» 49
2.3.1. Обзор контента журнала "Чайка" 49
2.3.2. Обзор контента журнала "Кстати" 59
Заключение 64
Список использованной литературы и источников
Актуальность изучения темы русскоязычных изданий обусловлена теми изменениями, которые происходят с русскоязычными СМИ Америки в настоящее время. Расцвет русскоязычных СМИ в США пришелся на 1980-е и 1990-е годы. В ходе четвертой волны иммиграции в США приехало более миллиона человек, которые говорили на русском и плохо владели английским. В ответ на их нужды стали открываться русские газеты, радиостанции, телеканалы, а потом и онлайн порталы. Сейчас, казалось бы, влиятельность и популярность русскоязычных СМИ значительно упала. Вместе с тем, согласно исследованиям Modern Language Association русский язык - четвертый по распространенности в США, а вместе с нелегальными эмигрантами в стране живет около 7 миллионов русскоязычных.
Тема искусства в русскоязычных изданиях является одной из главных тем, и это не случайно. Именно через освещение темы искусства устанавливается «культурный мост» между прошлым и настоящим, между российской культурой и культурой русской диаспоры в США.
Журналистика об искусстве (или арт-журналистика) становится проводником между людьми и искусством, связующим звеном между двух миров, просвещая, воспитывая вкус читающей аудитории, сохраняя духовные традиции.
Степень изученности темы строится на основе истории и развитии журналистики в целом, в частности на истории русскоязычной журналистики, а также на определении понятия культурной области журналистики.
Проблемы русского зарубежья и русскоязычных СМИ в Америке изучены такими авторами, как О.А. Воронова, О.С. Зацепина, А.Б. Ручкин, Е.Н. Краснянская, К.Е. Ситниченко и др.
Вопросы арт-журналистики в современной ситуации разрабатывали российские исследователи Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова, В.В. Перевалов.
Однако тему искусства в контексте новых тенденций развития русскоязычной прессы США никто до сих специально не рассматривал.
Предметом исследования являются русскоязычные СМИ в США.
В качестве объекта выступают материалы об искусстве в журналах "Кстати" и "Чайка".
Цель исследования - рассмотреть особенности освещения темы искусства в русскоязычных изданиях США на примере журналов «Кстати» и «Чайка».
Указанная цель обусловила решение следующих основных задач:
□ изучить особенности функционирования русскоязычных СМИ за рубежом;
□ охарактеризовать особенности современной трансформации русскоязычных СМИ США, включая прессу, радио, телевидение и интернет- издания;
□ изучить особенности журналистики об искусстве (арт- журналистики): направления и способы раскрытия темы;
□ выявить специфику журналистских материалов об искусстве в журналах «Кстати» и «Чайка».
Эмпирическую базу составили статьи американских и российских авторов по искусству в журналах «Кстати» и «Чайка» за период с января по июнь 2017 года, а также высказывания американских издателей о современном состоянии русскоязычной прессы в США.
Теоретическая база. В исследовании мы опирались на теоретические работы по вопросам русского зарубежья и русскоязычных СМИ в Америке таких авторов, как О.А. Воронова, О.С. Зацепина, А.Б. Ручкин, Е.Н. Краснянская, К.Е. Ситниченко и др.
Теоретической базой по проблемам арт-журналистики стали работы российских исследователей Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой, В.В. Перевалова.
Методы исследования. В работе были использованы методы наблюдения, анализа, описания, сравнения и обобщения.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы как практиками, так и исследователями русскоязычных СМИ за рубежом. Материал исследования может быть использован в учебных курсах по основам журналистской деятельности, по аналитической журналистике и художественной публицистике, по мастерству журналиста, а также он может быть полезен начинающим журналистам и студентам, обучающимся по направлению международная журналистика.
Новизна работы заключается в том, что впервые были проанализированы материалы по арт-журналистике в русскоязычных изданиях США, с точки зрения специфики раскрытия темы искусства и выявления жанровых и тематических особенностей этих публикаций.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников и научной литературы.
Тема искусства в русскоязычных изданиях является одной из главных тем, и это не случайно. Именно через освещение темы искусства устанавливается «культурный мост» между прошлым и настоящим, между российской культурой и культурой русской диаспоры в США.
Журналистика об искусстве (или арт-журналистика) становится проводником между людьми и искусством, связующим звеном между двух миров, просвещая, воспитывая вкус читающей аудитории, сохраняя духовные традиции.
Степень изученности темы строится на основе истории и развитии журналистики в целом, в частности на истории русскоязычной журналистики, а также на определении понятия культурной области журналистики.
Проблемы русского зарубежья и русскоязычных СМИ в Америке изучены такими авторами, как О.А. Воронова, О.С. Зацепина, А.Б. Ручкин, Е.Н. Краснянская, К.Е. Ситниченко и др.
Вопросы арт-журналистики в современной ситуации разрабатывали российские исследователи Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова, В.В. Перевалов.
Однако тему искусства в контексте новых тенденций развития русскоязычной прессы США никто до сих специально не рассматривал.
Предметом исследования являются русскоязычные СМИ в США.
В качестве объекта выступают материалы об искусстве в журналах "Кстати" и "Чайка".
Цель исследования - рассмотреть особенности освещения темы искусства в русскоязычных изданиях США на примере журналов «Кстати» и «Чайка».
Указанная цель обусловила решение следующих основных задач:
□ изучить особенности функционирования русскоязычных СМИ за рубежом;
□ охарактеризовать особенности современной трансформации русскоязычных СМИ США, включая прессу, радио, телевидение и интернет- издания;
□ изучить особенности журналистики об искусстве (арт- журналистики): направления и способы раскрытия темы;
□ выявить специфику журналистских материалов об искусстве в журналах «Кстати» и «Чайка».
Эмпирическую базу составили статьи американских и российских авторов по искусству в журналах «Кстати» и «Чайка» за период с января по июнь 2017 года, а также высказывания американских издателей о современном состоянии русскоязычной прессы в США.
Теоретическая база. В исследовании мы опирались на теоретические работы по вопросам русского зарубежья и русскоязычных СМИ в Америке таких авторов, как О.А. Воронова, О.С. Зацепина, А.Б. Ручкин, Е.Н. Краснянская, К.Е. Ситниченко и др.
Теоретической базой по проблемам арт-журналистики стали работы российских исследователей Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой, В.В. Перевалова.
Методы исследования. В работе были использованы методы наблюдения, анализа, описания, сравнения и обобщения.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы как практиками, так и исследователями русскоязычных СМИ за рубежом. Материал исследования может быть использован в учебных курсах по основам журналистской деятельности, по аналитической журналистике и художественной публицистике, по мастерству журналиста, а также он может быть полезен начинающим журналистам и студентам, обучающимся по направлению международная журналистика.
Новизна работы заключается в том, что впервые были проанализированы материалы по арт-журналистике в русскоязычных изданиях США, с точки зрения специфики раскрытия темы искусства и выявления жанровых и тематических особенностей этих публикаций.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников и научной литературы.
В результате исследования было определено, что русскоязычные печатные СМИ традиционно играли важную роль в жизни русской диаспоры за рубежом как институт самоорганизации российских соотечественников, поддерживающий их идентичность за границами РФ. В Америке русскоязычная община сложилась очень давно, и сегодня можно говорить уже не об иммигрантских изданиях, но о СМИ для русскоязычной диаспоры.
В процессе работы было выявлено, что модель русскоязычных СМИ в Америке претерпела значительные изменения по сравнению с той, что существовала во времена СССР, когда печатные русскоязычные СМИ играли неоценимую роль «властителя дум» в жизни представителей первых трех волн миграции из России в США и носили преимущественно интеллектуальный характер. К тому же, представители первых волн эмиграции в США были в большей степени заинтересованы сохранении своей национальной идентичности и даже некоторой замкнутости в своей диаспоре, по сравнению с последней волной эмиграции, имеющей место в наши дни, когда эмигранты (особенно, молодежь) достаточно быстро ассимилируются в американское общество и предпочитают получать любую информацию из американских СМИ.
Изучение теоретической базы в сфере журналистики, культуры и искусства, а также взаимодействия этих двух областей, позволили сформировать объективное представление происходящих процессов в этой области, кроме того, с помощью исторического аспекта, определить истоки такого направления журналистики, как арт-журналистика.
В России и в мире существуют два различных направления в арт- журналистике - публикация статей в специализированных изданиях и публикация статей в универсальных общественно-политических журналах - в специальных рубриках. Вне зависимости от ресурса, главными видами искусства, которые наиболее полно освещаются в СМИ являются: музыка, кино, театр, литература, изобразительное искусство. Основными жанрами материалов на темы искусства в журналах являются: рецензии и репортажи (освещение событий, происходящих в сфере культуры и искусства, часто совмещаются с фото и видеорепортажами), обзоры и обозрения (помогают проанализировать освещаемое событие, часто используется прием авторского мнения и полемики), биографии и интервью (чаще, портретные, помогают раскрыть портрет личности деятеля культуры и искусства). Редко встречаются материалы единого жанра, чаще жанры переплетаются между собой. Такой прием помогает сделать статью более насыщенной и интересной, более глубоко раскрыть проблематику затрагиваемой темы.
Американский журнал на русском языке «Чайка» (Seagull magazine) выходит с августа 2014 года. Он является «духовным наследником» бумажного журнала «Чайка», издаваемого с 2001 и по 2014 год его основателем Геннадием Крочиком.
Анализируя контент журнала "Чайка" мы пришли к выводу, что издание является специализированным, так как в 16 рубриках из 27 освещается тема культуры и искусства. В рубриках представлена достаточно широкая картина культурного мира, освещаются все виды искусства: литература, кино, поэзия, архитектура, музыка, театр, изобразительное искусство. Более того, многие материалы сопровождаются видеорепортажами. Основными приемами, которые используются для раскрытия темы искусства, являются авторское мнение, исторический экскурс, анонс. Обратная связь представлена в разделе "Подписка на рассылку", а также ссылками на журнал в социальных сетях, а именно, "Вконтакте" и "Твиттер". Каждый материал можно комментировать.
Отличительной чертой материалов журнала "Чайка" является их тематическая нагрузка. Преобладают аналитические и художественно - публицистические жанры. Авторы серьезно подходят к написанию материала, глубоко раскрывают проблематику отдельной личности или происходящего события, открыто высказывают личное мнение, вступают в диалог, используют метод полемики, иногда даже иронизируют. В журнале снижена оперативность, но ярко выражена аналитическая подача сообщений. Это помогает читателю определить личный взгляд на происходящие явления, согласиться с автором, либо, наоборот, отказаться от его мнения.
Журнал «Кстати» издается в США и имеет собственный интернет- сайт по адресу http://kstati.net. Слоган журнала - «Российско-американские новости и взгляды». Рубриками журнала являются: политика; общество; бизнес; культура и наука; здоровье и спорт; жизнь; авторские блоги; афиша.
Основной рубрикой, в которой раскрывается тема искусства, в журнале «Кстати» является рубрика «Культура и наука». Раскрытие темы искусства происходит за счет использования различных приемов повествования. Во-первых, мемуары авторов. Такой прием использовался в блоке статей - публикаций рассказов Олега Кофмана. Во-вторых, анонс мероприятий, который использовался в статье «Огюст Роден в Музее Почетного легиона». В-третьих, обзор мероприятий, который использовался в статье «Помнят в России, помнят в Америке, помнят во всем мире». Также в этой статье использовался прием «авторское мнение», основанное на личных впечатлениях гостя культурного мероприятия. В -пятых, прием «исторического экскурса», как, например, в статье «Сказка о Фриде».
Обратная связь представлена в разделе "Подписка на рассылку", а также ссылками на журнал в социальных сетях, а именно, "Фейсбук" и "Твиттер". Более того, каждый материал можно комментировать.
Журнал "Кстати" - разностороннее издание, которое старается
оперативно осветить новости, происходящие в мире, а также проанализировать их. В журнале каждый читать может найти информацию по душе, так как редакция опубликовывает разносторонние новости: от заметок до крупных аналитических статей. Тематический диапазон тоже широкий. Освещаются новости как делового так и просветительского содержания.
В целом, раскрытие темы искусства в журналах «Кстати» и «Чайка» аналогично, используются одинаковые приемы, однако, в журнале «Кстати» статьи написаны более простым обывательских языком, в то время, как в журнале «Чайка» язык повествования более художественный и формализованный, чаще используются научные и специфические термины.
В целом русскоязычные СМИ за рубежом вообще и в Америке в частности сталкиваются с проблемами старения аудитории, доступности национальных СМИ в Интернете, отсутствия интереса со стороны общественных и политических деятелей, ограниченности рекламного рынка и отсюда - финансовой несостоятельности.
Но значение русскоязычных изданий, и в особенности освещение темы искусства и культуры в таких СМИ имеют очень важную миссию для русскоязычной диаспоры. Главная задача их состоит в сохранении традиций русскоязычной общины и русского языка. Русскоязычные СМИ играют немаловажную роль в формировании культуры и мировоззрения мигранта. Эмигрантские СМИ дают существенно отличающийся взгляд на то или иное явление, происходящее в России, так как являются более независимым и объективным источником информации.
Безусловно, русскоязычные СМИ значительно отличаются от собственных СМИ страны, так как создаются преимущественно россиянами для россиян за рубежом.
В процессе работы было выявлено, что модель русскоязычных СМИ в Америке претерпела значительные изменения по сравнению с той, что существовала во времена СССР, когда печатные русскоязычные СМИ играли неоценимую роль «властителя дум» в жизни представителей первых трех волн миграции из России в США и носили преимущественно интеллектуальный характер. К тому же, представители первых волн эмиграции в США были в большей степени заинтересованы сохранении своей национальной идентичности и даже некоторой замкнутости в своей диаспоре, по сравнению с последней волной эмиграции, имеющей место в наши дни, когда эмигранты (особенно, молодежь) достаточно быстро ассимилируются в американское общество и предпочитают получать любую информацию из американских СМИ.
Изучение теоретической базы в сфере журналистики, культуры и искусства, а также взаимодействия этих двух областей, позволили сформировать объективное представление происходящих процессов в этой области, кроме того, с помощью исторического аспекта, определить истоки такого направления журналистики, как арт-журналистика.
В России и в мире существуют два различных направления в арт- журналистике - публикация статей в специализированных изданиях и публикация статей в универсальных общественно-политических журналах - в специальных рубриках. Вне зависимости от ресурса, главными видами искусства, которые наиболее полно освещаются в СМИ являются: музыка, кино, театр, литература, изобразительное искусство. Основными жанрами материалов на темы искусства в журналах являются: рецензии и репортажи (освещение событий, происходящих в сфере культуры и искусства, часто совмещаются с фото и видеорепортажами), обзоры и обозрения (помогают проанализировать освещаемое событие, часто используется прием авторского мнения и полемики), биографии и интервью (чаще, портретные, помогают раскрыть портрет личности деятеля культуры и искусства). Редко встречаются материалы единого жанра, чаще жанры переплетаются между собой. Такой прием помогает сделать статью более насыщенной и интересной, более глубоко раскрыть проблематику затрагиваемой темы.
Американский журнал на русском языке «Чайка» (Seagull magazine) выходит с августа 2014 года. Он является «духовным наследником» бумажного журнала «Чайка», издаваемого с 2001 и по 2014 год его основателем Геннадием Крочиком.
Анализируя контент журнала "Чайка" мы пришли к выводу, что издание является специализированным, так как в 16 рубриках из 27 освещается тема культуры и искусства. В рубриках представлена достаточно широкая картина культурного мира, освещаются все виды искусства: литература, кино, поэзия, архитектура, музыка, театр, изобразительное искусство. Более того, многие материалы сопровождаются видеорепортажами. Основными приемами, которые используются для раскрытия темы искусства, являются авторское мнение, исторический экскурс, анонс. Обратная связь представлена в разделе "Подписка на рассылку", а также ссылками на журнал в социальных сетях, а именно, "Вконтакте" и "Твиттер". Каждый материал можно комментировать.
Отличительной чертой материалов журнала "Чайка" является их тематическая нагрузка. Преобладают аналитические и художественно - публицистические жанры. Авторы серьезно подходят к написанию материала, глубоко раскрывают проблематику отдельной личности или происходящего события, открыто высказывают личное мнение, вступают в диалог, используют метод полемики, иногда даже иронизируют. В журнале снижена оперативность, но ярко выражена аналитическая подача сообщений. Это помогает читателю определить личный взгляд на происходящие явления, согласиться с автором, либо, наоборот, отказаться от его мнения.
Журнал «Кстати» издается в США и имеет собственный интернет- сайт по адресу http://kstati.net. Слоган журнала - «Российско-американские новости и взгляды». Рубриками журнала являются: политика; общество; бизнес; культура и наука; здоровье и спорт; жизнь; авторские блоги; афиша.
Основной рубрикой, в которой раскрывается тема искусства, в журнале «Кстати» является рубрика «Культура и наука». Раскрытие темы искусства происходит за счет использования различных приемов повествования. Во-первых, мемуары авторов. Такой прием использовался в блоке статей - публикаций рассказов Олега Кофмана. Во-вторых, анонс мероприятий, который использовался в статье «Огюст Роден в Музее Почетного легиона». В-третьих, обзор мероприятий, который использовался в статье «Помнят в России, помнят в Америке, помнят во всем мире». Также в этой статье использовался прием «авторское мнение», основанное на личных впечатлениях гостя культурного мероприятия. В -пятых, прием «исторического экскурса», как, например, в статье «Сказка о Фриде».
Обратная связь представлена в разделе "Подписка на рассылку", а также ссылками на журнал в социальных сетях, а именно, "Фейсбук" и "Твиттер". Более того, каждый материал можно комментировать.
Журнал "Кстати" - разностороннее издание, которое старается
оперативно осветить новости, происходящие в мире, а также проанализировать их. В журнале каждый читать может найти информацию по душе, так как редакция опубликовывает разносторонние новости: от заметок до крупных аналитических статей. Тематический диапазон тоже широкий. Освещаются новости как делового так и просветительского содержания.
В целом, раскрытие темы искусства в журналах «Кстати» и «Чайка» аналогично, используются одинаковые приемы, однако, в журнале «Кстати» статьи написаны более простым обывательских языком, в то время, как в журнале «Чайка» язык повествования более художественный и формализованный, чаще используются научные и специфические термины.
В целом русскоязычные СМИ за рубежом вообще и в Америке в частности сталкиваются с проблемами старения аудитории, доступности национальных СМИ в Интернете, отсутствия интереса со стороны общественных и политических деятелей, ограниченности рекламного рынка и отсюда - финансовой несостоятельности.
Но значение русскоязычных изданий, и в особенности освещение темы искусства и культуры в таких СМИ имеют очень важную миссию для русскоязычной диаспоры. Главная задача их состоит в сохранении традиций русскоязычной общины и русского языка. Русскоязычные СМИ играют немаловажную роль в формировании культуры и мировоззрения мигранта. Эмигрантские СМИ дают существенно отличающийся взгляд на то или иное явление, происходящее в России, так как являются более независимым и объективным источником информации.
Безусловно, русскоязычные СМИ значительно отличаются от собственных СМИ страны, так как создаются преимущественно россиянами для россиян за рубежом.



