Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деловое издание как субъект освещения политико-экономического давления на Россию

Работа №132779

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы185
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ДЕЛОВОЕ ИЗДАНИЕ: МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ В
УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 9
1.1. Генезис и развитие деловой прессы 9
1.2. Деловая газета в системе современной периодической печати 27
ГЛАВА 2. ТИПЫ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ В
ДЕЛОВОЙ ПРЕССЕ 35
2.1. Организационно-правовые основы международных экономических
санкций 35
2.2. СМИ как инструмент политико-экономического давления 41
2.3. Санкции как объект внимания медиа 47
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМОВ ОСВЕЩЕНИЯ
САНКЦИЙ В ДЕЛОВЫХ ИЗДАНИЯХ 59
3.1. Международные деловые издания как лидеры мнений 59
3.2. Приемы политико-экономического давления в деловых изданиях “The
Wall Street Journal”, “The Times” и «Коммерсант»: опыт сравнительного
анализа 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
ЛИТЕРАТУРА 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 175


Современная деловая пресса сегодня является одним из авторитетнейших источников информации. В деловой периодике отражается весь процесс политического и экономического развития мира. Основная особенность таких СМИ заключается в их способности к быстрому реагированию на происходящие актуальные события в области политики, экономики, мирового и отечественного финансового рынка, международного права, отраслевой и профессиональной информации, а также событий, происходящих в других сферах общества.
Актуальность исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, к деловым медиа прислушиваются не только властные, финансовые структуры, но и общественность в целом. Такой широкий круг аудитории во многом объясняет тот факт, что деловая пресса становится инструментом управления сознанием человека. Роль этого инструмента возрастает в период обострения международных отношений, становясь полноценным «оружием» информационной войны.
Во-вторых, согласно пособию В. П. Пугачева и А. И. Соловьева «Введение в политологию», сегодня «иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть». В этой связи зачастую в конфликтных ситуациях журналисты, не прибегая к существенным финансовым затратам, используют специальные приемы освещения событий, формируя в силу различных причин у читателя определенное отношение к происходящему. Неоднородная информация на страницах мировых газет об обстановке на Украине - яркий
пример информационно-психологического воздействия со стороны
иностранного медиарынка.
В течение последних двух лет власти США и ЕС ведут необъявленную «войну» против России на нескольких уровнях. С одной стороны, это введение санкций, конечной целью которых является смена режима и дестабилизация финансовых процессов в стране. С другой стороны, бойкотирование России как участника международных групп - «Большой семерки», «БРИКС». Но самым мощным и эффективным, на сегодняшний день, остается политико-экономическое давление в деловых СМИ как элемент информационной войны, поэтому важным видится изучение форм проявления давления и приемов воздействия на аудиторию.
Новизна данной работы заключается в том, что автор впервые анализирует и сравнивает особенности приемов политико-экономического давления в деловых изданиях, а также идентифицирует формы презентации и уровень обозначенного воздействия в зарубежных и отечественных качественных газетах на примере “The Wall Street Journal”, “The Times” и «Коммерсантъ».
Цель исследования - выявить особенности реализации политико-экономического давления в российской и зарубежной деловой прессе.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
• идентифицировать понятие и типологические характеристики деловой журналистики;
• проследить историю развития деловой прессы в ведущих странах мира;
• изучить сущность, структуру санкций и причины их введения;
• проанализировать современный этап влияния санкций в связи с украинским кризисом на отношения Запада и России;
• изучить приемы политико-экономического давления на страницах деловых изданий;
• проанализировать материалы деловых газет “The Wall Street Journal”, “The Times” в качестве представителей стороны «нападения» на Россию и «Коммерсантъ» как противоположную сторону в освещении украинского конфликта;
• на основе анализа выявить свойственные для зарубежной и отечественной деловой прессы приемы и характер политико-экономического давления.
Объектом исследования выступает современная качественная пресса в международном информационном пространстве.
Предметом исследования магистерской диссертации являются приемы политико-экономического давления в деловых изданиях как способ влияния на Россию.
Теоретическую базу исследования представляют собой ряд научных работ, посвященных деловой журналистике. В частности, вопросы развития и генезиса деловой прессы, манипулятивного воздействия на аудиторию со стороны СМИ затрагиваются в трудах Г. C. Мельник и С. М. Виноградовой, Д. Н. Нечаева и В. В. Тулупова, C. Roush, A. Arrese, М. А. Гончарова, Е. Л. Доценко, Г. Шиллера. Кроме того, основой научной базы стали труды и статьи по теории экономики, международного права и информационной политике - И. Горохова, Л. В. Шарончиковой, Д. Б. Левина, Г. И. Тункина и др.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски деловых газет “The Wall Street Journal”, “The Times” и «Коммерсантъ» с марта по август 2014 года. Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что за указанный период были введены три основные, четко структурированные, волны санкций против России, в отличие от последующих «ужесточений», которые не носили столь серьезный и продуманный характер.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы - анализ и синтез изучаемого материала; контент-анализ - выявление приемов политико-экономического давления в деловой прессе; дедукция - переход от общего теоретического пласта к конкретным выпускам газет; экстраполяция - перенос особенностей использования приемов политико-экономического давления в изданиях “The Wall Street Journal”, “The Times” и «Коммерсантъ» на деловую прессу США, Европы и России в целом; обобщение полученных результатов для завершения исследования. Практические методы - мониторинг информационных материалов из открытых источников, посвященных теме санкций; сравнительный анализ приемов информационно-психологического воздействия в материалах вышеуказанных изданий; наблюдение за контентом рассматриваемых деловых газет.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Современное деловое издание: модель развития в условиях глобализации» представлена история развития деловой периодики в России и за рубежом, а также изучены современные тенденции на международном рынке качественной прессы.
Во второй главе «Типы политико-экономического давления в деловой прессе» рассматриваются санкции и деловые средства массовой информации как инструменты политико-экономического давления на общество.
Третья глава «Особенности реализации приемов освещения санкций в деловых изданиях» представляет собой попытку предметно-содержательного анализа материалов ведущих деловых газет США, ЕС и России - “The Wall Street Journal”, “The Times” и «Коммерсантъ», направленного на выявление приемов политико-экономического давления.
Положения, выносимые на защиту:
1. Деловая пресса в период напряжения международных отношений становится инструментом политико-экономического давления.
2. Манипулятивный потенциал деловые СМИ развивают за счет искусной игры в тексте, стирающей различия между реальностью и фикцией.
3. Главная тема в современных деловых изданиях - экономические и политические взаимоотношения США, ЕС и России в связи с украинским кризисом.
4. Приемы политико-экономического давления являются основными в американской газете “The Wall Street Journal” при освещении украинского кризиса и в целях создания образа России-врага, в британском “The Times” находятся на допустимом уровне и практически не используются против Запада в российских изданиях, в частности, в «Коммерсанте».
Практическая значимость. Ввиду новизны выбранной темы можно говорить о том, что сведения, содержащиеся в данной работе, могут стать основой для лекционных курсов и семинаров, курсовых и выпускных квалифицированных работ студентов, занимающихся исследованиями приемов и особенностей манипуляции в деловых средствах массовой информации.
Материалы магистерской диссертации были апробированы на занятиях по аналитической журналистике (дисциплина «Теория и практика современной прессы») в рамках научно-педагогической практики. Для студентов автором были проведены тренинги «Приемы политико-экономического давления в деловых изданиях» и «Способы верификации информации в деловых изданиях. Отсылка». Кроме того, основные положения исследования были представлены в докладах всероссийских научных семинаров и конференций, по итогам которых опубликованы следующие материалы:
1. Деловое издание “The Times” как инструмент политико-экономического давления на Россию // Актуальные проблемы журналистики. Сборник трудов молодых ученых. Томск, 2015. С. 107-109.
2. Деловая пресса об экономических санкциях: приемы подачи материалов // Медиа в современном мире. Молодые исследователи. Материалы 14-й международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов 11 - 13 марта 2015 г. Санкт-Петербург, 2015. С. 126 - 128.
3. Приемы освещения международных отношений в “The Wall Street
Journal” // Средства массовой информации в современном мире. 54-е Петербургские чтения. Санкт-Петербург, 2015. (URL:
http: //j f.spbu.ru/conference/5385.html).
4. Особенности реализации политико-экономического давления в деловых изданиях // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. Санкт-Петербург, 2016. (URL: http://jf.spbu.ru/conference/6081/6096.html).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Деловая пресса имеет глубокие исторические корни. Ее появление еще в XVII веке было вызвано определенными условиями. Процесс капитализации и промышленный рост привели к кардинальным переменам в социуме, что не могло не отразиться на структуре качественной периодики. Капитализация явилась толчком к формированию характерных черт - концентрация на социально-значимой информации, относящейся к миру экономики и политики, и формирование собственной бизнес-аудитории, а развитие электронных технологий привело к расширению территории действия и простоте доступа к материалам, тем самым превратив деловые издания в мощный инструмент влияния на общество и власти в целом.
Французский философ А. Моль пишет: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, весь спектр информации. То, что не попало в каналы коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия деловых СМИ, пока журналисты целенаправленно формируют у читательской аудитории необходимую властям точку зрения об изменениях на международной арене при помощи специальных приемов подачи информации.
В ходе исследования автором были выделены следующие основные методы политико-экономического давления в деловой прессе:
• Фабрикация фактов.
• «Шум».
• Манипулятивная семантика.
• Ссылка на неизвестны источник.
• Навешивание ярлыков.
• Дробление и срочность.
• Эмоциональное заражение.
• Повторение.
• Формирование семантического поля «свои».
В 2014 году нестабильная политическая и экономическая обстановка, связанная с событиями крымского кризиса, неоднородно освещалась на страницах зарубежных бизнес-изданий. Санкции как способ политико-экономического давления, направленный на изменение политики России в отношении Украины, стали главным предметом обсуждения в международных деловых средствах массовой информации. Причина - множество взглядов на сложившуюся ситуацию в связи с аннексией Крыма, большая часть из которых направлена на создание негативного образа России- врага.
Объектом представленного исследования стали опубликованные в период с марта по август 2014 года материалы ведущих деловых газет мира - “The Wall Street Journal” и “The Times” как представители Запада, стороны нападения, и российский «Коммерсантъ» в качестве примера ответных действий против США и ЕС. За указанный период в изданиях регулярно появлялись публикации, анализирующие причины военных действий на Украине, роль российского и американского президентов и правительств в происходящих событиях, а также волны экономических санкций против России.
Были выделены характерные особенности и приемы политикоэкономического давления, свойственные для деловых изданий США, ЕС и России на примере “The Wall Street Journal”, “The Times” и «Коммерсанта».
• США:
У Позиция - атакующая. Деловая пресса публикует абсолютно «свои» новости, в которых транслируется мысль о России как государстве-агрессоре с имперскими амбициями.
У Главные темы - Россия оккупировала Крым, Россия не идет на уступки новой украинской власти, российские вооруженные силы воюют на стороне Донецка и Луганска, Россия в искаженном виде представляет информацию о событиях на Украине, Россия виновата в крушении гражданского самолета Malaysia Airlines над территорией Украины.
У Основные приемы политико-экономического давления - фабрикация фактов, навешивание ярлыков, эмоциональное заражение, дробление и срочность, формирование семантического поля «свои».
• ЕС (Великобритания):
У Позиция - нейтральная. Материалы деловых газет выстроены на противопоставлении различных мнений в форме комментариев и цитат членов политической и бизнес-элиты противоборствующих стран, где и прослеживаются приемы давления. Представители стран ЕС, в частности Великобритании, не высказываются открыто.
У Главные темы - ужесточение санкционных пакетов, рост популярности президента России В. В. Путина, влияние санкций на экономику Великобритании, текущие международные отношения между странами треугольника «США - Россия - ЕС».
У Основные приемы политико-экономического давления - фабрикация фактов, навешивание ярлыков, эмоциональное заражение.
• Россия:
J Позиция - пассивно-атакующая оборона. Каких-либо серьезных угроз или наступательных действий в деловых изданиях не производится - данные получаются с места событий, публикуются разговоры президентов по телефону, что доказывает открытость введения политической деятельности и дает основания не сомневаться в действиях правительства Российской Федерации. Основное даоссийской экономики, ответные меры России против Запада.
J Основные приемы - эмоциональное заражение и навешивание ярлыков.
Таким образом, опираясь на полученные результаты исследования, можно сделать вывод, что в XXI веке приемы политико-экономического давления в деловых средствах массовой информации заменили открытую грубую силу, которая долгое время считалась единственным и непременным орудием управления. Вкладывать в пропаганду стало выгоднее, так как в отличие от новых изощренных способов войны информация работает ежечасно и повсеместно.



I. Источники на русском языке
1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М., 2004.
2. Головко Б. Н. Деловые издания: информационный менеджмент массовой коммуникации. - СПб, 2005.
3. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М., 2001.
4. Деловая пресса России: настоящее и будущее / Сост. В. Давыдов, М. Дзялошинская. - М., 1999.
5. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 2006.
6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2000.
7. Кулев В. С. Деловая пресса России. - М., 1996.
8. Левин Д. Б. История международного права. - М., 1962.
9. Леонов Н. С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях.
- М., 2006.
10. Липпман У. Общественное мнение. - М., 2004.
11. Мельник Г., Виноградова С. Деловая журналистика. - СПб, 2009.
12. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.
13. Нечаев Д. Н., Тулупов В. В. Деловые печатные издания России: становление, специфика, тенденции развития. - Воронеж, 2006.
14. Попов В. Д. Информационно-психологический фактор современного кризиса. М., 2009.
15. Почепцов Г. Г. Информационно-психологическая война. М., 2000.
- Тоффлер Э. Шок будущего. - М., 2002.
16. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. - М., 2005.
17. Тункин Г. И. Теория международного права. - М., 1970.
... Всего источников – 82.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ