Введение 3
Глава 1. Основные характеристики городской среды 5
1.1 Что такое городская среда? 5
1.2 Комфортная городская среда 7
Глава 2. Направления формирования и сохранения городской среды 13
2.1 Изменение общественных пространств и ревитализация 13
2.2 Изменение общественных пространств в формате «сверху вниз» 15
2.3 Примеры изменений «сверху вниз» 20
2.4 Изменение городских пространств «снизу вверх» 29
2.5 Примеры изменений общественных пространств «снизу вверх» 31
2.6 Соучаствующее проектирование 37
2.7 Соучаствующее проектирование на примере Горкинско-Ометьевского
парка 46
Глава 3. Применение краеведческого подхода в воспитании активных горожан на уроках географии 50
3.1 Значение краеведения в методике преподавания географии 50
3.2 Методы изучения мнения школьников 53
3.3 Предложения по использованию ментальных карт на уроке географии в целях изучения родного края 59
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение
Как говорит архитектор и профессор Ян Гейл: «Мы ищем ряд новых параметров качества жизни, которые относятся не только к владению огромным количеством автомобилей или постройке большего количества жилья. Мы все больше хотим, чтобы все вокруг нас было здоровым. И это несколько аргументов в пользу того, что живой город лучше, чем мертвый. Город, с точки зрения оценки человеком, должен быть привлекательным. Чем больше люди гуляют, ходят пешком или ездят на велосипеде, тем больше все это связано с надежностью и доступностью городов» [5].
Действительно, перед нами стоит задача - активно существовать в городской среде. Широко употребляемое выражение «городская среда» [28] не имеет пока статуса научного понятия, это скорее метафора, словесная оболочка, содержание которой зависит от индивидуальных склонностей как проектировщика, так и исследователя. Но даже в таком качестве выражение «городская среда» оказало существенное воздействие на сознание специалистов, традиционно занятых городом как объектом постановки и решения профессиональных задач.
Данная тема является актуальной тем, что в нынешнее время большой интерес со стороны городского населения уделяется местам отдыха, так как восстановление сил после работы и пребывание в приятной среде имеет все большее значение, и городские власти уделяют этому вопросу немалое внимание, создавая новые места отдыха и развлечений и восстанавливая старые. К тому же можно выявить такую тенденцию, что сейчас все больше происходит привлечение население к созданию эффективной комфортной городской среды. Поэтому проведенная работа демонстрирует важность общественных мест в жизни не только человека, но и города.
Выбранная тема способна вызвать интерес у современной молодежи, привлекая их внимание на возможность участвовать в жизни своего города. Мнение каждого жителя важно при создании того или иного места, потому как пространство может быть грамотно спроектировано и хорошо исполнено, но не иметь эмоционального отклика среди населения.
Поэтому основной проблемой этой работы является сложность применения на практике идеи того, каким образом можно повлиять на создание и изменение общественных пространств, и создание комфортной городской среды. В особенности, это привлечение городского населения, попытка разработки эффективного метода выявления потребностей.
Объектом исследования являются общественные места, формирующие городскую среду г. Казани, а предметом исследования выступает городская среда, как организующая основа городского пространства.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении социально-экологических и географических особенностей формирования городской среды.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующего круга задач:
- изучить современное представление о социальных, экологических, географических факторах городской среды;
- изучить пути формирования и сохранение комфортной городской среды;
- рассмотреть перспективы использования на уроках географии краеведческого подхода для образования и воспитания активных горожан.
Методологической базой работы послужили публикации следующих авторов Гейл Ян [5], Джекобс Д. [10], Глазычева В. [7], Хусунтдиновой С. [12]
В ходе исследования были применены методы наблюдения, фотофиксации, картографирования, ментальных карт, интервью.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (50 источников), приложения.
Основной целью работы было изучение социально-экологических и географических особенностей формирования городской среды.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении социально-экологических и географических особенностей формирования городской среды.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующего круга задач:
- изучить современное представление о социальных, экологических, географических факторах городской среды;
- изучить пути формирования и сохранение комфортной городской среды;
- рассмотреть перспективы использования на уроках географии краеведческого подхода для образования и воспитания активных горожан.
Важнейшей характеристикой эффективного города является показатель качества жизни, показывающий степень удовлетворенности горожанами определенными условиями их жизни в городе. Главными тенденциями в развитии городской среды можно считать ее ориентацию на пешеходов. Для этого создаются общественные пространства, разгружается дорожный трафик, развивается велосипедная структура.
Важно сделать город живым (когда улицы заполнены пешеходами), безопасным (когда люди предпочитают проводить большую часть своего времени в общественных пространства), устойчивым ( когда обеспечивается «зеленая мобильность» - передвижение пешком влечет за собой появление на транзитных пешеходных маршрутах и экономической активности, также имеет экологические и социальные перспективы и выгоды для города) и здоровым (когда для людей в порядке вещей передвигаться пешком, отойдя от малоподвижного образа жизни).
Для эффективного устойчивого развития городских территорий власть должна создать мотивацию для активного включения граждан в процесс оперативного градостроительства. Сегодня для обеспечения этого процесса был разработан эффективный способ участия горожан в создании и развитии общественных пространств и городской среды в целом, называемый соучаствующим проектированием. Он объединяет два подхода: снизу вверх, где инициатива и реализация находится в руках местных жителей, и сверху вниз, где проект курируется только муниципалитетом. Такой поход подразумевает вовлечение горожан в проектирование масштабных проектов развития общественных пространств.
Важным аспектом вовлечения может быть привлечение к соучаствующему проектированию школьников, как амбициозной активной группы горожан. Было проведено исследование, которое открыло перспективы использования ментальных карт на уроках географии в условиях краеведческого подхода для образования и воспитания активных горожан.
Актуально получение знаний о том, как школьник воспринимает город, его социально-экологические аспекты, какие городские объекты присутствуют в восприятии учеников, а какие исключены. Это обеспечивается с помощью географического построения и ментальных карт. Такой подход демонстрирует восприятие школьниками городского пространства. Подобные исследования необходимы для того, чтобы на предпроектной стадии развития общественных пространств можно было увидеть этот взгляд «человеческого масштаба», что необходимо брать во внимание, на чем акцентируют совой интерес дети, и анализировать эти данные во время проектирования.
Стоит акцентировать внимание на том, что у современной молодежи можно увидеть особый интерес к участию в городской жизни, что доказывает актуальность проделанной работы.
1. Беляев Ю.М. Проблемы и пути устойчивого инновационного развития страны // Креативная экономика. — 2015. — Том 9. — № 1. — с. 9-22.
2. Битюкова В.Р. Социально-экологические проблемы развития городов России / В.Р. Битюкова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 448 с.
3. Бобылев С.Н. Рациональное природопользование и природный капитал в контексте "зеленой" экономики / С.Н. Бобылев // Рациональное природопользование: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, МГУ, 23-24 ноября 2012 г.; под общ. ред. проф. М.В. Слипенчука. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - С. 16-17.
4. Бренд Райан, Дизайн после упадка: как Америка перестраивает сжимающиеся города / Пер. с анг. - М.: Новое издательство, 2015. - 120 с.
5. Гейл Ян, Города для людей. - перевод с английского: Токтонов А., Крост. Москва. 2012.
6. Генеральный план муниципального образования г.Казань
7. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. — М.: Наука, 1984. — 180 с
8. Горохов В. А. «Городское зеленое строительство: Учеб. пособие для Вузов».— М.: Стройиздат, 1991.—416 с.
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации, 2004 (№ 190-ФЗ)
10. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с анг. - М.: Новое издательство, 2011. - 460 с. - (Библиотека свободы).
11. Доклад о росте. Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития (2009). М.: Весь Мир.
12. Закирова Ю.А., Хуснутдинова С.Р., Касимова А.Р., МЕТОДИКА ПАРТИСИПАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ, журнал: Известия КГАСУ. - Казань.: Изд-во Казанский государственный архитектурно¬строительный университета, 2016. - С. 81-86
13. Закирова Ю.А. Формирование функционально-пространственной модели агломерационного пояса г. Казань / Ю.А.Закирова, С.Р.Хуснтудинова, А.Юринова // Известия КГАСУ.- 2016. №1(35). - С.87- 94
14. Зинченко А.П. Средовой подход и игровые имитации города, - сб. "Культура города: проблемы качества городской среды", - НИИ культуры, М., 1986, 197 с.
15. Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. 328 c.
16. Матрусов И. С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. Сб. статей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 150 с.
17. Методические рекомендации по реализации проектов. - М.: Strelka Press, совместно с НКО «Фонд развития моногородов», 2017. -40с.
18. Николина В. В., Алексеев А. И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997. 192 с.
19. Нордаль Даррин, Без машины? С удовольствием! Как сделать общественный транспорт привлекательным,.2016. - 1-ое издание Альпина Паблишерз 2016.- 188 с.
20. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные мага-зины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Р. Ольденбург; пер. с англ. А. Широкановой. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 456 с.
21. Поланьи Карала, Прошлое, настоящее, будущее, под общей ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. (Серия "Конференции Департамента экономической теории ГУ-ВШЭ")
22. Положение о территориальном планировании муниципального образования г.Казани
23. Программа ООН по населенным пунктам // UN.ORG: ежедн. интернет-изд. URL: http://www.un.org/ru/ga/habitat/(дата обращения: 08.02.2016).
24. Раддац Ю. А. Теоретические аспекты изучения краеведения в школе [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/load/132-1-0-36456.
25. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/.
26. Рыбчинский В., Городской конструктор: Идеи и города/ Рыбчинский В. - М.: Strelka Press, 2014. -220с.
27. Санноф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Пер. с англ.; ред.: Н. Снигирева, Д. Смирнов. - Вологда: Проектная группа 8, 2015. - 170 с.
28. Спек, Джеф., Город для пешехода / Джеф Спек ; пер. с англ. В. Самошкин. - М.: Искусство-XXI век, 2015. - 351 с.
29. Субботина Т.В. Территориальные социальноэколого-экономические системы / Т.В.Субботина, М.Д. Шарыгин; Перм. гос. ун-т.-Пермь, 2011. - 269 с.
30. Федорова В.А. Социально-экологические аспекты развития Казани в восприятии горожан: динамика и сравнительный анализ / В.А. Федорова, С.Р. Хуснутдинова, Э.И. Байбаков // Экологический консалтинг. - 2015. - № 3 (59).
- С. 17-25.
31. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / Д. Хезмондалш; пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 456 с.
32. Шепелев Н.П., Шумилов М.С. «Реконструкция городской застройки: Учеб. для строит, спец. Вузов».— М.: Высш. шк., 2000.—271 с.
33. Gratz Roberta Brandes, Город в Америке: жители и власти /Roberta Brandes Gratz, THE LIVING CITY, Simon and Schuster. N.Y:. Перевод с английского
В. Л. Глазычева
34. Fischer 1976 - Fischer C.S. The Urban Experience. New York: Harcourt Brace
Jovanovich, 1976.
35. William Cronon, Nature’s Metropolis: Chicago and the Great West. New York: W. W. Norton & Company, 1991, Chapter 2.
36. Официальный сайт парвительства РТ: URL:
http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/530918.htm
37. Официальный сайт общественных пространств РТ: URL: http://park.tatar/projects - парк Урицкого
38. Официальный сайт общественных пространств РТ, итоги Весеннего МАРША 2015, проекты реновации общественных пространств: URL: http://park.tatar/kakoj-stanet-ulica-baumana-i-ploshhad-svobody-itogi-vesennego-marsha15
39. Официальный сайт К(П)ФУ: URL: http://kpfu.ru/elabuga/studencheskaya-zhizn/budet-chisto-v-tatarstane- 132355.html
40. Сайт: Мировой опыт проектирования и строительства из дерева: полный спектр современных строительных технологий и ярких архитектурных идей: URL: http://www.archiwood.ru
41. Архитектурный портал: URL:
http://archi.ru/world/news_for_print.html?id=49011
42. Сайт о монопрофильных муниципальных образованиях: многорода.рф
43. Онлайн журнал: URL: http://expert.ru/expert/2016/06/ozhivlenie-goroda/
44. Альметьевский муниципальный район и город Альметьевск. - URL: http://almetyevsk.tatar.ru/
45. Онлайн журнал: URL: http://urbanurban.ru/
46. Международный образовательный портал: URL: http://kladraz.ru/metodika/kraevedcheskaja-rabota-v-shkole.html
47. Официальный Татарстан. - URL: http://tatarstan.ru
48. Официальный сайт администрации города Вологда: URL: http://vologda-portal.ru/o_gorode/detail.php?SECTION_ID=5514&ELEMENT_ID=160879
49. Сайт методических разработок уроков экологии, г.Ярославль: URL: https://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/teachers/database/metodika/intro.html
50. Карта Казани: URL: https://2gis.ru/kazan
51. Карта Googlemaps.ru