Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у учащихся готовности к работе в команде в условиях спортивной секции

Работа №78374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость6700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования у учащихся готовности к работе в команде в условиях спортивной секции……………….6
1.1. Общая характеристика формирования готовности к работе в команде учащихся как педагогическая проблема………………………………………...6
1.2. Структура, критерии и показатели сформированности у учащихся готовности к работе в команде………………………………………………….14
1.3. Возможности спортивной секции по баскетболу в формировании готовности к работе в команде………………………………………………….17
Выводы к главе 1………………………………………………………………...30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся готовности к работе в команде………………………………………………….31
2.1. План и методы опытно-экспериментальной работы……………………...31
2.2. Реализация педагогических условий формирования готовности к работе в команде в условиях спортивной секции по баскетболу………………………38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к работе в команде у учащихся………………….45
Выводы к главе 2
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...55


Актуальность исследования. Физическая культура и спорт предъявляют достаточно жесткие требования к личности человека, к его эффективности, как в индивидуальной, так и в групповой деятельности. В командных видах спорта огромное значение для успешного и результативного выступления на соревнованиях приобретает феномен групповой сплоченности команды, под которым обычно понимают функционирование команды как единого целостного организма.
В научных исследованиях спортивных команд ученые нередко делают акцент на влиянии групповой сплоченности на результативность ее выступления на соревнованиях. Особенности внутрикомандного взаимодействия специфичны для каждого вида спорта, однако влияние групповой сплоченности на эффективность деятельность спортивного коллектива не вызывает практически никаких сомнений.
В сплоченной команде все игроки работают вместе, поддерживают друг друга ради достижения общей цели, то есть победы в каждом конкретном матче и поединке. Групповая сплоченность является своего рода цементирующим материалом, на котором должна строиться групповая командная работа. Поэтому деятельность, направленная на обучение навыкам внеспортивного командного взаимодействия, на улучшение психологического климата, создание чувства взаимной ответственности, повышение уровня доверия, поднятие командного духа, формирование чувства совместной победы и достижения, является очень важной для любой спортивной команды.
Психолого-педагогическое обеспечение тренировочного процесса в командных видах спортсменов выражается, прежде всего, в слаженной организации совместной деятельности игроков в команде и их тренеров во время тренировки и во время соревнований. Это делает чрезвычайно актуальной работу по развитию групповой сплоченности в спортивных коллективах.
Цель любого тренера спортивной команды – сформировать такой коллектив, который отличается слаженностью и согласованностью игровых действий, когда игроки понимают друг друга без слов, могут найти совместными действиями лучшее решение в самых сложных ситуациях, сохраняя при этом самообладание и волю к победе.
Таким образом, актуальность и востребованность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в науке, а также практическая значимость определили выбор тематики исследования.
Теоретическая основа исследования: работы Е.П. Ильина, В.М. Девишвили, Р.Л. Кричевского, М.О. Мдивани, Ю.А. Коломейцева, Н.В. Зайцевой, А.В. Неретина и других специалистов, посвященные социально-психологическим проблемам формирования и развития спортивных коллективов.
Объект исследования - социально-психологические процессы в малой группе.
Предмет исследования – формирование готовности работать в команде.
Цель исследования заключается в изучении уровня развития готовности работать в команде.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) дать общую характеристику формирования готовности к работе в команде учащихся как педагогическая проблема;
2) рассмотреть структуру, критерии и показатели сформированности у учащихся готовности к работе в команде;
3) проанализировать возможности спортивной секции по баскетболу в формировании готовности к работе в команде;
4) наметить план и методы опытно-экспериментальной работы по теме исследования;
5) рассмотреть реализацию педагогических условий формирования готовности к работе в команде в условиях спортивной секции по баскетболу;
6) провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к работе в команде у учащихся.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников, методы сравнения, обобщения и аналогии, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки данных.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
На данный момент в психолого-педагогической литературе накоплен достаточный материал по изучению понятия команды и приводятся различные определения понятия «команда».
Наиболее общее определение понятия «команды» - это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Команда является ценным стратегическим ресурсом организации, обеспечивающим ее стабильное функционирование и конкурентное преимущество.
Проведенный теоретический анализ работ позволил выявить основные характеристики команды: взаимосвязанность и взаимозависимость, саморефлексия, чувство принадлежности к команде, единение с ней, позиционирование членов команды по ролям, командная сплоченность, психологическая готовность к совместной деятельности.
Баскетбол является одним из интеллектуальных видов спорта. Соревновательная деятельность игры протекает в экстремальных условиях, требующих от личности больших физических, моральных и психологических усилий . В этой связи одной из важнейших задач тренировочного процесса баскетболистов является не только повышение результативности тактических взаимодействий, поиск путей наиболее эффективного формирования навыков в организации действий, но и учёт индивидуально-психологических особенностей партнеров при взаимодействии .
До недавнего времени исследование путей повышения игровой деятельности было связано в первую очередь с учетом анатомо-физиологических, антропометрических и физических характеристик, а также их технико-тактической подготовленности. В то же время немаловажным фактором является изучение взаимоотношений и психологического микроклимата внутри спортивного коллектива. Особенно эти исследования касаются командных видов спорта, в которых результат зависит не только от мастерства отдельных игроков, но и от сплоченности и взаимоотношений между коллективом.
В связи с этим нами был разработан комплекс подвижных игр, способствующих минимизации конфликтов в команде девочек 11–12 лет по баскетболу.
Цель исследования заключается в разработке комплекса подвижных игр, влияющих на формирование у учащихся готовности к работе в команде.
В качестве материалов для исследования использовались план-график учебно-тренировочного процесса для детей 11–12 лет, планы-конспекты учебно-тренировочного занятия.
В качестве методов исследования использовались:
– педагогическое наблюдение;
– психолого-диагностические методы (социометрия Дж. Морено);
– педагогический эксперимент;
– методы математической статистики.
В процессе педагогического наблюдения за межличностными отношениями в баскетбольной команде девочек 11–12 лет, которое проводилось во время учебно-тренировочного процесса, а также вне тренировок, было выявлено, что дети очень часто конфликтуют как на тренировочных занятиях, так и вне их. Отсюда возникла необходимость в применении в тренировочном процессе методики, направленной на сплочение команды.
Основной причиной конфликтов в спортивных отношениях является недобросовестное отношение членов команды к тренировочным занятиям и соревнованиям, а в личных отношениях – низкий моральный уровень спортсменов, проявляющийся в эгоизме, неуважении к товарищам, отсутствии взаимопомощи и т. п.
Эффективность тренировочной и соревновательной деятельности снижается при затянувшихся и трудноразрешимых конфликтах. Не стоит придавать большое значение эмоциональной сплоченности, а также и недооценивать ее. Нельзя, чтобы спортсмены в команде были связаны дружескими узами и чтобы в команде существовала атмосфера идиллии. Необходимо научить спортсменов преодолевать конфликтные ситуации, а не избавлять команду от них.
Здоровый эмоциональный климат в команде – необходимое условие ее жизнедеятельности.



1. Воронков В.В. Школьная секция баскетбола / В.В. Воронков // Физкультура в школе. – 2007. – № 1. – С. 73-77.
2. Гомельский Е.Я. Баскетбольная секция в школе / Е.Я. Гомельский // Спорт в школе. – 2008. – № 17. – С. 41-48.
3. Гомельский Е.Я. Материалы курса «Баскетбольная секция в школе»: лекции 5-8 / Е.Я. Гомельский. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 76 с.
4. Дулин А.Н. Баскетбол в школе /А.Н. Дулин. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 400 с.
5. Жуков Ю. М. Технологии командообразования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319 с.
6. Ивлев А.В. Развитие студенческой команды в образовательном процессе вуза: дисс. …канд.пед.наук: 13.00.08 / Антон Васильевич Ивлев. – Магнитогорск, 2006. – 191 с.
7. Лешева Н.С., Гринева Т.А., Макаров Ю.М., Луткова Н.В. Зависимость эффективности игровых ситуаций с различной психоэмоциональной напряженностью от показателей подготовленности квалифицированных волейболисток. Теория и практика физической культуры. 2016; 9: 30-32.
8. Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2015. – 190 с.
9. Максимова Е.А. Командная работа — ресурс развития школы. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 144 с.
10. Малышева А.Д. Способность работать в команде как общекультурная готовность студентов вуза / А.Д. Малышева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science–education.ru/article/ view?id=26191 (Дата обращения 01.04.2019).
11. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации / авт.-сост. А. Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2018. – 167 с.
12. Семенов В.Б. Секция баскетбола в школе / В.Б. Семенов. – М.: Чистые пруды, 2010. – С. 31-33
13. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 «Физ. воспитание» В.Д. Ковалева.- М.: Просвещение, 1988. – 211 с.
14. Федоренков С.Ю. Мини-баскетбол / С.Ю. Федоренков // Физическая культура в школе. – 2011. – № 4. – С. 55-56.
15. Хрусталев Г.А., Губа В.П. Концепция управления соревновательной деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх. Теория и практика физической культуры. 2015; 6: 44-43.
16. Хрусталев Г.А., Губа В.П. Концепция управления соревновательной деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх. Теория и практика физической культуры. 2015; 6: 44-43.
17. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Новые педагогические технологии/ Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 432с.
18. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. – 272 с.
19. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 2. – С. 36–50.
20. Мдивани М.О. Индекс субъектного единства: к разработке методики : тезисы 7-й Российской конференции по экопсихологии. 28–29 сентября 2015 г. / под общ. ред. М.О. Мдивани. – Санкт-Пете5рбург: Нестор-История, 2015. – С. 118–119.
21. Мдивани М.О., Девишвили В.М., Корнеев И.С. Сплоченность спортивной команды и коммуникативная структура группы // Спортивный психолог. – 2013. – № 3(30). – С. 14–18.
22. Мдивани М.О., Марков А.С. Субъектные взаимодействия в сплоченных коллективах // Российский научный журнал. – 2015. – №3. – С. 167–173.
23. Немов Р.С. Межличностные отношения в группах и коллективах. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
24. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. – 2013. – № 3. – С. 13–27.
25. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Москва: МГУ, 1997. – 400 с.
26. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – Москва: Политиздат, 1982. – 255 с.
27. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – Москва: Горбунок, 1992. – 224 с.
28. Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 58–67.
29. Тернер Д. Социальное влияние. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 256 с.
30. Ильин Е.П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – сПб. : Питер, 2012. – 352 с.: ил.
31. Клюев Т.В. Изучение межличностных отношений в команде баскетболистов / Т. В. Клюев // Ученые записи университета имени П. ф. Лесгафта. – 2014. – № 3. – с. 67–70.
32. Волков И.П. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов / И. П. Волков // Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. – сПБ. : Питер, 2002. – 288 с.
33. Жуков М.Н. Подвижные игры : учеб. для студентов пед. вузов по спец. 033100 – физическая культура. – Москва : Академия, 2002. — 160 с. : ил.
34. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
35. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
36. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 c.
37. Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
39. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
40. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2016. - 200 c.
41. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
42. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 567 c.
43. Котова И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c.
44. Макарова И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2016. - 182 c.
45. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
46. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 739 c.
47. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. - 2472 c.
48. Альбаркайи Д.А., Хоршид Х.А. Врублевский Е.П. Подготовка спортивных резервов: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф., Мозырь, 4–6 окт. 2018 г./ УО МГПУ им. И. П. Шамякина; редкол.: С. М. Блоцкий (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2018. – С.165–168.
49. Ивашков П. Л. Подготовка тренеров по баскетболу для работы в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Мозырь, 4–6 окт. 2018 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина; редкол.: С. М. Блоцкий (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2018. – С. 202–205.
50. Купчинов Р. И., Сиводедов И. Л. Система отбора подростков для занятий спортивной деятельностью – основа подготовки спортсменов высокого класса // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф., Мозырь, 4–6 окт. 2018 г. / УО МГПУ им. И. П. Шамякина; редкол.: С. М. Блоцки (отв. ред.) [и р.]. – Мозырь, 2018.– С. 212–214.
51. Строкач С. Г. Критерии отбора на начальном этапе подготовки юных баскетболистов СДЮШОР / С. Г. Строкач // Современные технологии в спортивных играх: материалы всерос. науч.-практ. конф. / Федер. агентство пофиз. культуре и спорту, Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта; редкол.: Г. С. Лалаков, А. А. Гераськин.– Омск, 2005.– С. 118–122.
52. Mellalieu S., Hanton S. Advances in applied sport psychology: a review, Oxford, UK: Routlege. 2009. – 214 p.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ