Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выразительность как коммуникативное качество речи

Работа №78340

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы34
Год сдачи2020
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования выразительности речи………………………………………………………………………………...5
1.1. Чтение как вид речевой деятельности………………………………………5
1.2. Выразительность как коммуникативное качество речи………………….10
1.3. Связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением………………………………………………………...16
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности навыков выразительной устной речи на уроках литературного чтения……………….21
2.1. Организация исследования………………………………………………..21
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………...33



Актуальность исследования. Одной из главных задач уроков литературного чтения в начальной школе является овладение детьми полноценным навыком чтения в совокупности и взаимосвязи его компонентов — правильности, осознанности, беглости, выразительности. Работа над выразительностью чтения направлена на развитие воображения школьников, совершенствование техники речи, позволяет более глубоко понять смысл прочитанного литературного произведения. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, выразительное чтение художественного произведения должно способствовать пониманию школьником идейного содержания литературного произведения, эмоциональному восприятию юными читателями художественных образов литературного произведения и их эстетического воздействия.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучением проблемы формирования умений выразительного чтения детей занимались ученые-методисты и педагоги Л.А. Горбушина, Е.Д. Дмитриева, Т.Ф. Завадская, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, Р.Р. Майман, М.И. Оморокова, К.Д. Ушинский и другие.
Цель исследования заключается в организации работы по формированию навыков выразительной устной речи на уроках литературного чтения.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть чтение как вид речевой деятельности;
2) охарактеризовать выразительность как коммуникативное качество речи;
3) проанализировать связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением;
4) провести экспериментальное исследование сформированности навыков выразительной устной речи на уроках литературного чтения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы.
Категория выразительности трактуется в науке неодинаково, поэтому и выразительные средства языка определяются в специальной литературе по-разному. Выбор и использование средств выразительности зависит от стиля, жанра речи, ситуации общения и авторской индивидуальности. Традиционно выделяют следующие средства выразительности:
- фонетические (звуковые повторы, ударение, интонация, звукопись и др.),
- лексические (омонимы, синонимы, антонимы, окрашенная лексика, диалектизмы, просторечные слова и др.),
- словообразовательные (экспрессивные аффиксы, окказионализмы, словообразовательные архаизмы и др.),
- грамматические (синонимия частей речи и синтаксических конструкций и др.), тропы, риторические и стилистические фигуры.
Работа над выразительностью речи является составной частью обучающей деятельности. Для этой цели целесообразно использовать богатую нравственную силу, заложенную в художественных текстах. Используемые на уроках литературного чтения в качестве упражнений текстовые фрагменты из художественных произведений позволяют не только отработать необходимые умения, но и дать толчок для детского творчества, построить воспитательную беседу с учениками, обязательной частью которой является обращение к выразительности речи, чаще всего рассматриваются риторические и стилистические фигуры и метафоры. Считаем, что выразительность формируется не только на уроках русского языка, развития речи, литературе, как ошибочно полагают в школе и вузе, но и на других, то есть является метапредметной.
Нами было организовано экспериментальное исследование сформированности навыков выразительной устной речи на уроках литературного чтения.
Экспериментальная работа проводилась на базе 4 «а» (экспериментальная группа) и 4 «б» (контрольная группа) классов общеобразовательной школы. В диагностировании приняли участие 60 человек. Оба класса обучаются по системе «Школа 2100», уроки литературного чтения проводятся по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «В океане света» для 4-го класса.
Для выявления уровня сформированности умений выразительного чтения четвероклассникам было предложено прочитать текст Н. Сладкова «Крапивное счастье».
Для выявления уровня восприятия литературного произведения нами была применена специальная методика Т.В. Рыжковой.
К основным недостаткам, выявленным в ходе диагностики умений выразительного чтения в экспериментальной и контрольной группах, относятся следующие:
а) учащиеся не выдерживают паузы, то есть не обращают внимания на соответствующие знаки препинания точку, запятую, тире;
б) испытуемые не соблюдают интонацию (сообщения, вопроса, побуждения);
в) испытуемые неточно определяют идею произведения.
На основе учета результатов констатирующего эксперимента нами были подобраны методы и приемы, способствующие углублению восприятия литературного произведения, совершенствованию интонационных умений обучающихся, формированию умения выражать собственное отношение к прочитанному. К ним относятся: метод творческого чтения, литературно-художественного чтения, объяснительного чтения, метод показа, метод партитурных пометок, чтение по ролям.
Таким образом, обучение младших школьников выразительному чтению предусматривает использование учителем методов и приемов, направленных на углубление восприятия читателями-школьниками литературного произведения, а также совершенствование интонационных умений, овладение громкостью, темпом речи, правильным дыханием, умением придавать голосу соответствующую эмоциональную окраску.



1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. Москва: Языки русской культуры, 1998. – 411 с.
2. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю). Москва, 1991. – 313 с.
3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
5. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
6. Бунаков Н.Ф. «В школе и дома». – М.,1886. – 219 с.
7. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Москва: Высшая школа, 1980. – 317 с.
8. Горобец Л.Н. Современный урок русского языка в поликультурном образовательном пространстве. Армавир: РИО АГПУ, 2019. – 114 с.
9. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
10. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань, 2015. - 128 c.
11. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. Москва: Наука, 1982. – 409 с.
12. Климанова Л. Ф. Проблема совершенствования навыка чтения младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1977. 19 с
13. Копнина Г.А., Сковородников А.П. Выразительность речи. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Москва: Флинта: Наука, 2003. – 301 с.
14. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
15. Кравченко А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
16. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 c.
17. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 204 c.
18. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Риор, 2018. - 112 c.
19. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
20. Кудрявая Н.В. Психология и педагогика в медицинском образовании (специалитет) / Н.В. Кудрявая. - М.: КноРус, 2017. - 158 c.
21. Кудряшева Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
22. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. Москва: Едиториал УРСС, 2004. – 119 с.
23. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие для учителя // Министерство общего и профессионального образования РФ. — М.: Аркти, 1997. — 154 с.
24. Русский язык: Энциклопедия. Главный редактор Ф.П. Филин. Москва, 1979. – 219 с.
25. Савова М.Р. Выразительность. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Москва: Флинта. Наука, 1998. – 219 с.
26. Связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15444/ (дата обращения: 11.06.2020).
27. Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания // Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 237с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ