Введение
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования ВЭД
1.1 Понятие таможенных платежей и налогов
1.2 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС
1.3 Роль и место таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности в развитии страны происхождения таможенной стоимости
2. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России
2.1 Динамика внешней торговли РТ 2015-2016 гг.
2.2 Показатели внешней торговли РФ
2.3 Проблемы и перспективы внешней торговли России в современных
условиях
3. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешней торговли
России
3.1 Проблема таможенно-тарифного регулирования
3.2 Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования
3.3 Проблемы таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Государство как субъект, формирующий общие условия хозяйствования, располагает мощным инструментарием таможенного регулирования для стимулирования инновационно-инвестиционных процессов и поддержки структурных сдвигов в экономике в требуемом русле. При эффективном таможенном регулировании международный обмен позволяет государству увеличивать ВВП в размерах, больших, чем это возможно исключительно на национальной воспроизводственной базе, осуществить перевод национальной экономики на инновационную траекторию развития, углубить участие государства в мирохозяйственных связях в зависимости от целей внешнеторговой политики.
Вместе с тем таможенное регулирование затрагивает как национальные интересы, так и интересы стран - торговых партнеров государства, в связи с чем всегда носит компромиссный характер. В первую очередь это касается основного инструмента внешнеторговой политики - таможенно-тарифного регулирования ВЭД, реализация которого напрямую связана с характером торгово-экономических и политических межгосударственных связей.
Неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования выступает преференциальная система, предполагающая возможность изъятия из базового принципа ВТО - режима наибольшего благоприятствования - в форме снижения ставок или полной отмены ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, импортируемых из стран-получателей преференций как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Преференциальная система является мощным инструментом стратегического регулирования межгосударственных внешнеэкономических связей, позволяющим получить дополнительные преимущества по доступу на рынки и усилить экономические позиции в странах-партнерах.
В свете всех этих факторов, становится актуальным изучение системы тарифных преференций ЕАЭС и её нормативного регулирования. Необходимо анализировать систему тарифных преференций адекватно современным условиям, так как этот инструмент таможенно-тарифного регулирования тесно сопряжен с современным состоянием экономики и сложившейся политической ситуацией. В рамках ЕАЭС особую актуальность приобретает вопрос выработки основных направлений модернизации преференциальной системы для достижения максимальной эффективности от её использования.
Степень разработанности проблемы. Вопрос функционирования и развития системы тарифных преференций в Таможенном союзе, а ныне ЕАЭС достаточно широко освещён в научной литературе. На сегодняшний день, написано немало трудов по этой тематике. Общие аспекты преференциальной системы России, Таможенного союза и ЕАЭС, а также зарубежных стран рассмотрели в своих работах С.В. Халипов, А.Н. Козырин, В.Е. Ковалев, А.В. Пащенко, Ю.А. Максимов, Е.М. Графова, О.В. Гутарина и другие. Вопросы функционирования системы тарифных преференций в рамках присоединения России к ВТО описаны в трудах И.И. Дюмулена, В.П. Горегляда, А.Н. Захарова, А.П. Джабиева. Проблемы и перспективы развития системы тарифных преференций Евразийского экономического союза освещены следующими авторами: С.А. Хапилиным, П.А. Кадочниковым, М.Г. Пташкиной, О.А. Морозовой и др.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Предмет исследования это тарифные преференции и особенности их применения в современных условиях.
Цель исследования - проанализировать механизм таможенно-тарифного регулирования в современных условиях.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие таможенных платежей и налогов;
- изучить товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
- выявить роль и место таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в развитии страны происхождения таможенной стоимости;
- проанализировать динамику внешней торговли РТ 2015-2016 гг.;
- изучить показатели внешней торговли РФ;
- выявить проблемы и перспективы внешней торговли России в современных условиях;
- изучить проблему таможенно-тарифного регулирования;
- проанализировать совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования;
- выявить проблемы таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС.
Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17), Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011), Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли», Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014), Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза», Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», Закон Кыргызской Республики от 30 декабря 2014 года № 173 «О таможенном тарифе Кыргызской Республики» и т.д.
Теоретическая основа исследования включает труды политологов, юристов и экономистов в области таможенного дела. Для проведения исследования были важны труды А.Н. Козырина, О.В. Гутариной, С.В. Халипова осветившие правовое регулирование предоставления таможенных льгот и таможенных преференций. Огромную роль сыграли труды в области анализа изменений преференциальной системы с образованием Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, со вступлением России в ВТО, и с образованием ЕАЭС, в соответствующем хронологическом порядке, под авторством Ю.А. Максимова, Е.М. Графовой, И.И. Дюмулена, В.П. Горегляда, А.Н. Захарова, А.П. Джабиева и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании автором системы тарифных преференций ЕАЭС, в рамках которого:
- оценено влияние тарифных преференций на внешнеэкономическую деятельность;
- освещены современные основы и принципы предоставления тарифных льгот и преференций в рамках ЕАЭС;
- проведён сравнительный анализ элементов преференциальной системы ЕАЭС, США и ЕС;
- выявлены слабые стороны преференциального механизма ЕАЭС и предложены пути его совершенствования.
Структура работы. - состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе проведения исследования были выполнены все поставленные задачи и достигнута конечная цель.
В современном мире, эффективное и разумное использование средств таможенно-тарифного регулирования дает возможность развитым странам регулировать свою экономику на собственных условиях. Автором было проведено исследование и анализ систем предоставления тарифных преференций ЕАЭС и зарубежных стран, в результате чего были сделаны следующие выводы:
1) Система тарифных преференций выступает одним из наиболее эффективных инструментов развития внешнеторговых связей и реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики государств- сторон. Для достижения наибольшей полезности от применения данной системы преференций в рамках ЕАЭС, целесообразно использовать положительный опыт зарубежных стран по данной тематике.
2) Состояние современной нормативно-правовой базы ЕАЭС в области предоставления льгот по уплате таможенных платежей (в частности предоставления тарифных преференций) позволяет сделать вывод о наличии пробелов. Особо явной становится проблема в части правового регулирования предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины. Она оказывает влияние на различную степень реализации прав субъектом таможенных правоотношений при получении определенных преимуществ по уплате ввозной таможенной пошлины в государствах - членах ЕАЭС.
3) Являясь частью таможенно-тарифного регулирование, предоставление отдельным странам тарифных преференций оказывает немалое влияние на структуру импорта и ценовую политику с одной стороны, и на экономическое благосостояние страны-бенефициара с другой.
Страна, которая предоставляет тарифные преференции, там самым, регулирует поступление на свой внутренний рынок тех или иных товаров, учитывая при этом свои экономические интересы и интересы национального производителя. Со стороны страны-бенефицианта тарифные преференции влияют на внешнеэкономическую деятельность через организацию поступления товаров на внутренний рынок страны.
Ситуация обратная со странами-бенефициарами. Предоставляемые им тарифные преференции других стран дают возможность экспортировать свой товар по сниженной или обнуленной ставке таможенной пошлины, что, естественно, влияет на внешнеэкономическую деятельность страны, увеличивая объёмы экспорта.
4) Опыт применения тарифных преференций в рамках Таможенного союза ЕАЭС демонстрирует достаточную стабильность механизма применения тарифных преференций. Если до образования какой-либо интеграций на национальных уровнях стран действовали принципы предоставления преференций странам, образующим с данной страной зону свободной торговли, а также развивающимся и наименее развитым странам, то и после образования сначала Таможенного союза ,затем ЕврАзЭС, а затем и ЕАЭС принципы не изменились. По-прежнему Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения пользуются преференциальным режимом во взаимной торговле и используют принцип содействия развивающимся и наименее развитым странам в торговле с третьими странами.
5) В отношении стран дальнего зарубежья у ЕАЭС сформировался следующий опыт преференциальной торговли: Союз предоставляет тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам в одностороннем порядке, на основе единой системы тарифных преференций Таможенного союза ЕАЭС. Одновременно, Россия участвует в зоне свободной торговли с Сербией (Югославией), Грузией, и другими странами, естественно, на взаимной основе.
Остальные страны ЕАЭС (кроме России) не только предоставляют тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам в рамках единой системы тарифных преференций ЕАЭС, но и одновременно сами являются странами-бенефициарами пользователями тарифных преференций США, ЕС, Канады, Турции и других стран.
6) Существуют определённые минусы функционирования единой системы тарифных преференций ЕАЭС, которые продиктовали следующие направления трансформации единой преференциальной системы:
- исключить отсылочные нормы на национальное законодательство в
части предоставления режима наибольшего благоприятствования, документального подтверждения страны происхождения товаров, принятия таможенными органами предварительных решений о стране происхождения товаров и включить в Таможенный кодекс нормы прямого действия;
- сформировать порядок оформления и выдачи Единого сертификата происхождения товара из ЕАЭС и обеспечить признание Единого сертификата происхождения товара из стран Евразийского экономического союза таможенными службами иностранных государств (групп государств) в качестве документа, подтверждающего происхождение товара;
- конкретизировать международные договоры государств-членов ЕАЭС, в соответствии с которыми предоставляются тарифные преференции. Это обусловлено тем, что международные договоры, заключаемые в рамках зоны свободной торговли, регулирующие, в том числе вопросы правил определения страны происхождения товаров (например, Новая Зеландия, ЕАСТ, Сербия, Черногория), не подпадают под понятие «международные договоры государств-членов ЕАЭС»;
- изменить подход к формированию списка стран-получателей тарифных преференций, где за основу будет взято исключения из списка развивающихся стран последних с динамично развивающейся экономикой, с целью заключения выгодных преференциальных соглашений на взаимной основе.
1. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой
организации от 15.04.1994 г. (Вместе с «Многосторонними соглашениями по торговле товарами»). - URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012. (дата обращения:
18.02.2017);
2. Протокол от 16.12.2011 г. «О присоединении Российской Федерации к
Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». - URL: Официальный интернет-портал правовой
информацииhttp://www.pravo.gov.ru,23.07.2012 (дата обращения: 18.02.2017);
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) (ред. от 8 мая 2015г.). - URL: Официальный интернет- портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,13.01.2015 (дата обращения: 18.02.2017);
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 8 мая 2015г.). - URL: Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,16.01.2015 (дата обращения 18.02.2017);
5. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. - URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru,13.08.2015 (дата обращения 18.02.2017);
6. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. - URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru,13.01.2015 (дата обращения 18.02.2017);
7. Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) // Собрание законодательства РФ. - 01.10.2012, N 40, ст. 5340;
8. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли» // Бюллетень международных договоров. - N 9, 1994;
9. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров». - URL: Официальный сайт Комиссии Таможенного союзаhttp:ZZwww.tsouz.ru/,23.03.2012 (дата обращения 18.02.2017);
10. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» (ред. от 23 ноября 2015г.). - Доступ из справочно¬правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был.
11. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» (ред. от 6 октября 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был.
12. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О
едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (ред. от 2 декабря 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»;
документ опубликован не был;
13. Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. - 14.06.2010, N 24, ст. 2938;
14. Перечень наименее развитых стран - пользователей системы
тарифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением
Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 23 апреля
2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»;
документ опубликован не был;
15. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130). (ред. от 14 апреля 2014г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
16. Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 23 апреля 2015г.). - Доступ из справочно¬правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
17. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 29 декабря 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы
«Консультант плюс»; документ опубликован не был;
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31 января 2016г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
19. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 1 февраля 2016г.). - Доступ из справочно¬правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
20. Федеральный закон Российской Федерации N 311-ФЗ от 27.11.2010
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13 июля 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»;
документ опубликован не был;
21. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 13 июля 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
22. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных
палатах в Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
23. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 28 ноября 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
24. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 «О
Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (ред. от 25 декабря 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
Правоприменительная практика
25. Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 10.07.2013 «О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, положений пп.7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, пунктом 1 и 3 Решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728». - URL: Официальный сайт Суда Евразийского экономического сообществаhttp://sudevrazes.org,10.07.2013 (дата обращения: 18.02.2017);
26. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 октября 2010 г. по делу № А43-3714/2010. - Доступ из правового портала «Гарант»;
27. Постановление ФАС Московского округа от 16 июля 2013 г. по делу № А40-82159/12-152-395 - Доступ из правового портала «Гарант»;
28. Постановление ФАС Центрального округа от 15 октября 2013 г. по делу № А62-7565/2012. - Доступ из правового портала «Гарант»;
Справочная литература
29. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2015. - 73 с.;
Специальная литература
30. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография.- 3-е изд., доп. М.: ВАВТ, 2012. - 360 с. - ISBN 978-5-9547-0118-0;
31. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. - 295 с. - ISBN 978-5-5389-2488-3;
32. Косикова Л.С. Евразийская стратегия России как форма участия в глобальной экономике. Евразийская интеграция в XXI веке. / Ред. группа: А.А. Климов, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М.: Ленанд, 2012. - 288 с. - ISBN 978-5-5331-231-05;
33. Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Ю.В. Гинзбург, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова и др.; под ред. А.Н. Козырина. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. - 233 с. - ISBN 978-5-4271-0113-7;
34. Унификация правовых основ экономических инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС: монография / И.Л. Аверичева, А.В. Богданова, О.В. Гутарина и др.; под ред. Т.Н. Трошкиной. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. - 230 с. - ISBN 978-5¬4480-5378-6;
Учебники и учебная литература
35. Буваева Н.Э. Международное таможенное право : учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 376 с. - ISBN 978-5-9916-2333-9;
36. Зубач А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 479 с. - ISBN 978-5-9916-2488-6;
37. Коник Н.В. Таможенное дело: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. -М.: Омега-Л, 2011. - 192 с. - ISBN 978-5-370-01584-7;
38. Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 408 с. - ISBN 978-5-9916-2998-0;
39. Международная торговля: учебник для бакалавриата и
магистратуры / Под ред. Р.И. Хасбулатова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 489 с. - ISBN 978-5-9916-4041-1;
40. Налоги и налогообложение: Учебник / Н. В. Миляков. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 519 с. - ISBN 978-5-16-003256-6;
41. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России: учебник / А. П. Джабиев. - М.: Экономика, 2012. - 478 с. - ISBN 978-5-282-03228-4;
42. Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового оборота. Учебное пособие / Под ред. проф.В.В. Безбаха, доц.А.Я. Капустина, проф. В.К. Пучинского. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. - 400 с. - ISBN5- 8078-0035-8;
43. Романова М.Е. Европейское таможенное право: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Абрамович, Т.Ф. Цеханович, X. Херрманна, С.А. Балашенко, Т. Борича, В. А. Гошина. - Минск: Тезаурус, 2010. - 104 с. - ISBN 978-985-6957¬21-8;
44. Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 512 с. - ISBN 978-5-9916¬4379-5;
Статьи
45. Алифанов С.Д. Общие системы внешнеторговых преференций в торгово-экономическом сотрудничестве ЕС и России // Экономический журнал. - 2008. - № 6. - С. 5-7;
46. Горегляд В.П. Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, оценка влияния
норм и правил ВТО на отрасли экономики // Бюллетень Счетной палаты РФ. - 2013. - № 4(184). - С. 9 - 16;
47. Гутарина О.В. К вопросу о таможенной пошлине и таможенно-
тарифномрегулировании в связи с образованием Евразийского
экономического союза // Реформы и право. - 2014. - № 4. - С. 3 - 11;
48. Енадарова М.Г. Правовое регулирование льгот по уплате таможенных платежей в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С. 44 - 51;
49. Захаров А.Н. Проблемы присоединения России к ВТО // Российский
внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 12. - С. 26 - 34;
50. Ивантер А.Е. «Серые зоны» Таможенного союза - результат
недоинтеграции // Эксперт. - 2014. - № 4(883). - С. 48-55;
51. Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 6. - С. 1- 9;
52. Кобзарь-Фролова М.Н. Особенности и специфика таможенного
регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и
современное состояние // Финансовое право. - 2015. - № 5. - С. 21 - 26;
53. Ковалев В.Е. Применение защитных мер в условиях гармонизации
политики внешнеторгового регулирования ЕЭП // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2013. - № 13. - С. 72 - 81;
54. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2012. - № 1. - С. 2 - 14;
55. Новиков М.В., Землянская С.В. Система тарифных преференций Таможенного союза // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 223 - 321;
56. Орлов И.В. Таможенные сборы в Таможенном союзе Беларусь - Казахстан - Россия // Таможенное дело. - 2015. - № 2. - С. 16 - 19;
57. Саличкина А.Ю. Применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации // Таможенное дело. - 2012. - № 1. - С. 5 - 7;
58. Семенихин В.В. Налог на добавленную стоимость: перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза // Налоги. - 2014. - № 42. - С. 3 - 8;
59. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г. Правовое регулирование порядка и сроков уплаты таможенных платежей // Право и экономика. - 2015. - № 11. - С. 63 - 69;
60. Сенюк Г. Таможенная пошлина: первое слово дороже второго // ЭЖ-Юрист. - 2015. - № 8. - С. 12 - 18;
61. Трошкина Т.Н. Финансово-правовые инструменты в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. - 2014. - № 4. - С. 52 - 61;
62. Халипов С.В. Таможенно-тарифное регулирование в условиях Таможенного союза и членства России во Всемирной торговой организации // Таможенное дело. - 2014. - № 1. - С. 11 - 16;
63. Хапилин С. А. Преференциальная система Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана: модернизационный потенциал // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2015. - № 1. - С. 193 - 202;
64. Шахмаметьев А.А. Международно-правовые источники в системе
правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Гражданское право. - 2007. - № 2. - С. 50 - 62;
Диссертации и авторефераты диссертаций
65. Хапилин С.А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования. дис. ... канд. эк. наук.: 08.00.14 / С.А. Хапилин. - Ростов-на-Дону, 2015. - 510 с.
Электронные ресурсы
66. Comparison of U.S. and European Union Preference Programs [Электронный ресурс]. URL: http://www.gao.gov/assets/240/231655.pdf(дата обращения: 16.02.2017);
67. Country and Lending Groups [Электронный ресурс]. URL:
http://data.worldbank.org/about/country-and-lending-groups#High_income (дата
обращения: 16.02.2017);
68. Harmonized Tariff Schedule (HTS) [Электронный ресурс]. United
States International Trade Commission URL:
https://www.usitc.gov/tata/hts/bychapter/index.htm (дата обращения 03.03.2017);
69. The EU’s new Generalised Scheme of Preferences (GSP) [Электронный ресурс]. URL:
http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2012/december/tradoc 150164.pdf (дата
обращения: 16.02.2017);
70. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и
группам стран за январь-декабрь 2014г. [Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL:
http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/countries_breakdown/(дата обращения 30.01.2017);
71. Гармонизированный таможенный тариф США. [Электронный ресурс]. URL: http://rustradeusa.org/usa/307/312/1270// (дата обращения: 17.02.2017);
72. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 10
«О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. URL:
http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3045925 (дата обращения 28.01.2017);
73. Закон Кыргызской Республики от 30 декабря 2014 года № 173 «О
таможенном тарифе Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/,31.12.2014 (дата
обращения 28.01.2017);
74. Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф»http://prg.kz/,11.01.2014 (дата обращения 28.01.2017);
75. Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О
таможенном деле в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/,31.06.2010 (дата
обращения 28.01.2017);
76. Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544-II «О
регулировании торговой деятельности» [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/,13.04.2004 (дата
обращения 28.01.2017);
77. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных
платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008 г. N 99-IV [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан:
http://www.salyk.gov.kz/ru/Pages/default.aspx (дата обращения: 16.01.2017);
78. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V
«Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» [Электронный
ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/document/?doc (дата обращения
28.01.2017);
79. Максимов Ю.А., Графова Е.М. Проблемы совершенствования
таможенно-тарифной политики Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности страны [Электронный ресурс]. URL:
http://www.terrahumana.ru/arhiv/11_02/11_02_13.pdf (дата обращения:
16.01.2017);
80. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года № 230 [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/,18.10.2008 (дата обращения 28.01.2017);
81. О состоянии и перспективах развития торгово-экономического
сотрудничества Вьетнама и России [Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/vn/vn_ru_relations/vn_ru_trade/ (дата
обращения 30.01.2017);
82. О торговле Индонезии с Российской Федерацией [Электронный
ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/id/id_ru_relations/id_ru_trade/ (дата
обращения 30.01.2017);
83. Обзор внешней торговли Таиланда с Российской Федерацией
[Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/th/th_ru_relations/th_ru_trade/ (дата
обращения 30.01.2017);
84. Обзор о состоянии и перспективах развития торгово-экономических
отношений Бразилии и России [Электронный ресурс]. Портал
внешнеэкономической информации URL:
http://www.ved.gov.ru/files/images/country/Brazil/2014.pdf (дата обращения
03.02.2017);
85. Обзор торговых отношений Республики Сербии с Российской
Федерацей за 2014 год [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/rs/rs_ru_relations/rs_ru_trade/ (дата
обращения 03.02.2017);
86. Потапенко М. Применение тарифных преференций во внешнеторговой практике Европейского союза [Электронный ресурс]. URL:
http://elib.bsu.by/bitstream (дата обращения: 24.03.2015);
87. Применение общего таможенного тарифа в странах Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http:// www.brokert.ru// (дата обращения: 20.03.2015);
88. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации URL:
http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/China/Rus_China_TES_2014.pdf (дата
обращения 03.02.2017);
89. Система GSP: преференции и льготные тарифные ставки на товары в
Европейском союзе [Электронный ресурс]. URL:
http://www.brokert.ru/material/sistema-gsp-lgoty-tarifnye-stavki-na-tovary (дата
обращения 03.03.2017);
90. Таможенный кодекс Республики Армения от 9 августа 2000 года № ЗР-83 [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/,10.08.2005 (дата обращения 28.01.2017);
91. Тарифные льготы и преференции [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь http://mfa.gov.by/export/tariffs/preferences/ (дата обращения 02.02.2017);
92. Тарифные преференции российским экспортерам в рамках Общей
системы преференций ООН [Электронный ресурс]. Портал
внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/eng/general/news/3863.html (дата обращения
03.03.2017);
93. Экспорт-импорт важнейших товаров за 2015 год
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=20646&Itemid=1981 (дата обращения 30.01.2017).