ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ……………………………….5
1.1. Художественные особенности лирических произведений……………5
1.2. Выразительность чтения - одно из важных качеств навыка чтения….8
1.3. Методы и приёмы формирования навыка выразительного чтения в ходе изучения лирических произведений……………………………………...10
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ………………15
2.1. Программные требования к формированию навыка выразительного чтения УМК Начальная школа 21 века………………………………………...15
2.2 Методика формирования навыка выразительного чтения в современных учебниках по литературному чтению (анализ учебников)……17
2.3. Разработки уроков……………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.………26
Ученые, методисты, учителя литературы неоднократно подчеркивали в своих работах огромную роль выразительного чтения на уроках литературы. Большое значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др. Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К.С. Станиславского, Г.В. Артоболевского, В.Н. Аксенова и др.
Исследования, которые проводились, Л.А. Горбушиной, Т.Ф. Завадской, М.И. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30% до 40% младших школьников слабо владеют навыками выразительного чтения. Многие учащиеся читают монотонно, не умеют общаться со слушателями. Дети ошибаются в расстановке пауз, а некоторые и вовсе их игнорируют. По мнению педагогов и методистов, это происходит потому, что работе над выразительностью чтения уделяется недостаточно внимания.
Таким образом, актуальность проблематики курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время мало внимания уделяется выразительному чтению на уроках литературы, а это важно для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение. Умение читать выразительно не приходит само, его надо развивать.
Цель исследования – проследить особенности навыков выразительного чтения в процессе изучения лирики в начальной школе.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть художественные особенности лирических произведений;
2) проанализировать выразительность чтения как одно из важных качеств навыка чтения;
3) охарактеризовать методы и приёмы формирования навыка выразительного чтения в ходе изучения лирических произведений
4) рассмотреть программные требования к формированию навыка выразительного чтения УМК Начальная школа 21 века;
5) проанализировать методику формирования навыка выразительного чтения в современных учебниках по литературному чтению (анализ учебников);
6) привести фрагменты уроков.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Уроки литературного чтения имеют важное значение в обучении и воспитании младших школьников, ведь именно на них формируются навыки чтения и основы читательской культуры, эмоционально-оценочное отношение к содержанию и к характеристикам отдельных героев прочитанных произведений, а также средства художественного слова оказывают значительное влияние на развитие личностных качеств обучающихся. Как показывают результаты практической деятельности, литературное чтение является мощным средством развивающего и воспитательного воздействия на младших школьников, способствует их моральному, этическому и эстетическому развитию.
Процесс формирования навыков чтения у младших школьников довольно длительный. Он требует от учителя начальных классов системного подхода к организации процесса обучения на уроках литературного чтения, к осуществлению своевременной диагностики возможностей обучающихся, а также своевременной коррекции в случае необходимости. Отрабатывая способы чтения, необходимо особое внимание также уделять формированию умений читать текст выразительно, правильно, осознанно и в быстром темпе. Эти качества тесно взаимосвязаны между собой, и благодаря им младшие школьники познают красоту окружающего мира, осознают роль и значимость литературных произведений в жизни каждого человека.
1. Артёмова С.Ю. Лирические жанры сегодня: монография / С.Ю. Артёмова. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – 191 с.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 6. – Москва: Русские словари, 1997. – 211 с.
3. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». – М., 2017. – 213 с.
4. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. Смысловое чтение: тетрадь для проверки читательских умений. – М., 2016. – 412 с.
5. Ильин В.С. Формирования личности школьника: целостный процесс. - – М.: Педагогика, 2009. – 198 с.
6. Кравцова Л.Ф., Муждабаева А.Э. Оптимизация учебной деятельности как условие успешности обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-2. С. 233–241.
7. Кудряшова В.А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка. – М., 1994. – 207 с.
8. Кузнецова М. И., Антипкина И. В., Карданова Е. Ю. Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 206–233.
9. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. – Екатеринбург: ИФИОС «Словесник» УРО РАО; Урал. гос. пед. ун-т, 2010. – 229 с.
10. Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении // Бахтин М. (Под маской). Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. Москва: Лабиринт, 2000. 411 с.
11. Молокова А.В. Современная начальная школа: стандартизация и вариативность // Сибирский учитель. 2016. № 2. С. 5–9.
12. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001. – 46 с.
13. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11.
14. Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. – М.: 2009. – 212 с.
15. Тамарченко Н.Д. Жанр // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. – Москва: Изд-во Кулагиной «Intrada», 2008. – 319 с.
16. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – Москва: «Наука», 1977. – 197 с.
17. Удовиченко М.А., Кравцова Л.Ф. Теоретические основы формирования учебной мотивации у младших школьников // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. Симферополь, 2018. С. 280–283.
18. Волобуева М.И. Выразительное чтение на уроках литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) // Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/23/doklad-vyrazitelnoe-chtenie-na-urokah-literatury (дата обращения 02.04.2021).