Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..6
1.1. История создания института военных судов в России…………………….6
1.2. Особенности функционирования военных судов в судебной системе Российской Федерации…………………………………………………………...9
Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…15
2.1. Целесообразность существования военных судов в Российской Федерации………………………………………………………………………..15
2.2. Современные проблемы регулирования деятельности военных судов в России…………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..33
Актуальность исследования. Вооруженные Силы и иные воинские формирования России играют значимую роль в обеспечении необходимых условий для осуществления государственных реформ. Судебная реформа как одно из направлений государственных преобразований включает изменения в организации и деятельности военных судов.
В последние годы законодательство, регулирующее деятельность военных судов, претерпело существенные изменения, связанные с расширением подведомственности дел и необходимые для обеспечения безопасности, как всего государства, так и его граждан.
Вопросы, связанные с расширением подведомственности и подсудности дел военным судам, изменением процессуального и судопроизводственного законодательства, а также другие вопросы, касающиеся построения системы полномочий военных судов и статуса судей, требуют теоретического анализа и выработки практических предложений по совершенствованию некоторых правовых норм, регулирующих деятельность военных судов, с целью повышения эффективности их деятельности.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы теории и практики функционирования и развития отечественной военно-судебной системы в разное время исследовались многими российскими учеными.
Среди ученых, проводивших исследования по рассматриваемой теме, можно выделить несколько основных групп:
- по организации судебной системы: B.C. Авдонкин, С.С. Алексеев, М.И. Баишев, П.О. Бобровский, М.В. Боровской, В.В. Ершов, В.М. Жуйков, Н.В. Радутная, С.С. Максимов, А.С. Мамыкин, В.М. Савицкий, Ю.Н. Туганов и другие;
- по процессуальных аспектам деятельности судов, в том числе военных судов: Р.С. Абдулин, А.Д. Бойков, В.М. Бозров, Ф.С. Бражник, Г.И. Загорский, В.И. Качалов, А.Т. Уколов, И.Б. Цымбаренко, В.В. Хомчик и другие;
- по судоустройсвенным и иным вопросам деятельности военных судов: В.К. Аулов, Г.И. Бушуев, С.И. Викторский, С.Е. Вицин, Е.А. Григорьева, С.А. Голунский, В.З. Гущин, В.Е. Звягинцев, В.А. Золотарев, С.М. Иншаков, Ю.А. Калиниченко, Д.С. Карев, Е.В. Китрова, А.С. Кобликов, Д.Н. Козак, М.И. Клеандров, Н.А. Петухов, М.П. Розенгейм, А.С. Самойлов, Н.А. Шулепов, В.П. Шупленков и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности военных судов Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие и развивающие организацию, полномочия и статус судей военных судов Российской Федерации, статистические данные, историко-правовые и другие источники, касающиеся проблем организации и деятельности военных судов.
Цель работы заключается в исследовании особенностей образования военных судов Российской Федерации, их системы и структуры, а также компетенции и порядка назначения.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать историю создания института военных судов в России;
2) рассмотреть особенности функционирования военных судов в судебной системе Российской Федерации;
3) исследовать вопросы целесообразности существования военных судов в Российской Федерации;
4) рассмотреть современные проблемы регулирования деятельности военных судов в России.
Методологической основой исследования являются общенаучные (диалектический, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический) методы исследования. С их помощью выявлена правовая природа военных судов в судебной системе, определены особенности правового регулирования деятельности военных судов. Для определения особенностей организации и деятельности военных судов РФ использовались системный и структурно-функциональный методы.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
Военные суды являются специализированными судами, объективно необходимой подсистемой единой системы судов Российской Федерации; не относятся к чрезвычайным судам, поскольку их организация в соответствии с требованием независимости, беспристрастности и осуществления правосудия посредством различных видов судопроизводств соответствуют тем же принципам и правилам, которые предусмотрены для всех судов общей юрисдикции, включая особенности обжалования и требования к исполнению вступивших в законную силу судебных решений.
По нашему мнению, ключевое отличие специальных военных судов состоит в том, что они должны быть способны осуществлять правосудие в войсках не только в мирное время, но и в военное время и в боевой обстановке.
Именно в этом, по нашему мнению, и заключается важнейшее основание функционирования в судебной системе Российской Федерации подсистемы военных судов.
Нами были рассмотрены проблемы регулирования деятельности военных судов России.
Первая проблема – это проблема подсудности.
Вторая проблема – долгие сроки попадания дел в ведомство военного суда.
Третья проблема – деятельность судов в военное время, а также уровень образования. В условиях военного положения и военных действий действует закон о статусе судей и работников военных судов, которые обязаны носить погоны при объявлении военного положения.
По нашему мнению, в настоящее времени нет насущной необходимости как в существовании военных судов в качестве самостоятельной ветви судов общей юрисдикции, так и особых проблем, связанных с их упразднением. Ликвидация военно-судебных органов позволила бы перераспределить порядка восьмисот судейских должностей военных судов и Коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, оптимизировать кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов, а высвобождаемые здания передать для использования в своих нуждах органам местной власти.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3170.
Юридическая литература
4. Алехина М. ВШЭ зафиксировало перегрузку 62% российских судей [электронный ресурс] // rbc.ru: официальный сайт информационного агентства РосБизнесКонсалтинг. 2019. – URL: https://www.rbc.ru/society/17/04/2018/5ad094389a79472df75fa052 (дата обращения: 26.12.2020)
5. Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
6. Веретенников Н.Н. Военные суды российской империи в условиях усиленной и чрезвычайной охраны // Сборники конференций НИЦ Социоосфера. 2013. № 45.
7. Военная юстиция России: история и современность / под общ. ред. В.В. Ершова, В.В. Хомчика, С.Н. Фридинского. М., 2013. С. 170 - 171.
8. Дикарев И.С. Об основаниях функционирования военных судов в судебной системе Российской Федерации // Российская юстиция, 2020, № 7. С. 21 – 23.
9. Изварина А.Ф. Судебная система России: концептуальные основы организации, развития и совершенствования: монография. М., 2014. С. 99.
10. История военных судов России. Монография / Петухов Н.А. Под ред., с предисл.: Лебедев В.М. М.: Норма. 2003.
11. Калашников В.В. Деятельность военных судов в период мобилизации, в военное время и на территориях, где введено военное положение, нуждается в законодательном регулировании // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. № 10. С. 71.
12. Карев Д.С. Военная подсудность. М., 1950. С. 12.
13. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России. М., 2005. С. 198.
14. Кобликов А.С. Подсудность уголовных дел военным трибуналам: учебное пособие. М., 1965. С. 38 - 39.
15. Муранов А.И. Авторитет военных трибуналов всегда был на высочайшем уровне // Вестник Московского окружного военного суда. 2018. № 1(17). С. 1113.
16. Петухов Н. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» // Российская юстиция. 1999. № 9. С. 7.
17. Петухов Н.А. Упразднение военных судов фактически лишит военнослужащих права на судебную защиту // Вестник Московского окружного военного суда, 2018. № 1(17). С. 710.
18. Порцева О.Б. Подсудность уголовных дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2004. С. 18.
19. Птицын М.Ю. О роли и месте окружного военного суда в системе противодействия экстремизму и терроризму в современных условиях // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2012. № 11. С. 37.
20. Фатыков И.А. Современные проблемы регулирования деятельности военных судов России // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2020/11/93934 (дата обращения: 26.12.2020)
Практические материалы
21. Определение Конституционного Суда РФ от 14 октября 2004 г. № 328-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потурайко Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», частью шестой статьи 30, частями пятой и шестой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», федеральных законов «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда» // СЗ РФ. 2006. № 16. Ст. 1775.