ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования внеурочной деятельности в школе……………………………………………………………..6
1.1. Организация внеурочной деятельности в школе……………………………6
1.2. Особенности внеурочной деятельности при обучении иностранному языку……………………………………………………………………………….9
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование организации внеурочной деятельности по иностранным языкам в средней школе……………………..14
2.1. Анализ внеурочной деятельности по иностранным языкам в средней школе……………………………………………………………………………..14
2.2. Программа внеурочной деятельности по иностранному языку, рассчитанная на учеников средней школы…………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….26
Актуальность исследования. Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации творческой и познавательной активности в различных видах деятельности .
В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, личностных результатов удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
При изучении иностранных языков возникает вопрос: как организовать процесс обучения иностранному языку в школе так, чтобы он способствовал достижению основной цели - формированию иноязычной коммуникативной компетенции и развитию личности учащегося в условиях реализации ФГОС нового поколения, поиска ответа на который и обосновывает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы внеурочной деятельности по иностранным языкам в школе разрабатывались многими авторами, выделим лишь некоторых из них: Е.П. Ильин, А. К. Маркова, Г. В. Рогова и другие.
Объект исследования представляет собой внеучебную деятельность по иностранным языкам в средней школе.
Предмет исследования – организация внеучебной деятельности по иностранным языкам обучающихся средних классов.
Цель исследования - на основе теоретических и эмпирических данных разработать некоторые внеурочные занятия по иностранным языкам с обучающимися средних классов общеобразовательной школы.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть организацию внеурочной деятельности в школе;
2) проанализировать особенности внеурочной деятельности при обучении иностранному языку;
3) провести опытно-экспериментальное исследование организации внеурочной деятельности по иностранным языкам в средней школе.
В работе использовались как общетеоретические (например, метод научного описания и другие), так и экспериментальные методы исследования (методика «5 уровней учебной мотивации», разработанная Лускановой Н.Г.).
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире
Личностно - ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.
Сложность организации учебно - воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений.
Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.
В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование на базе лицея при УЛГТУ г. Ульяновск. В исследовании приняли участие учащиеся средних классов.
В исследовании принимали участие обучающиеся 5-9 классов, в количестве 23 человек.
Для определения уровня мотивации у младших школьников была выбрана методика «5 уровней учебной мотивации», разработанная Лускановой Н.Г.
Проведенный эксперимент показал, что у учащихся среднего школьного возраста преобладал низкий уровень сформированности мотивации к урокам иностранного языка.
Опираясь на данные, полученные в ходе экспериментального исследования, нами был разработан проект внеурочной деятельности «Вокруг Света», в который входит несколько самостоятельных проектов и различные мероприятия.
1. Агдавлетова А.М., Белоусова И.Д. Инновационные технологии при внедрении государственных образовательных стандартов нового поколения // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2015. Т.1. № 11. – С. 396-402.
2. Арутян К.А. Роль внеурочной деятельности в обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/01/10/rol-vneurochnoydeyatelnosti-v-obuchenii-inostrannomu (дата обращения: 20.06.2020).
3. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2015. – 176 c.
4. Габитова С.В., Юсупова А.Р., Мовчан И.Н. Учебный проект по информатике для младших школьников как технология здоровьесбережения // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. – 2015. – С. 138-142.
5. Гуткина Л. Д. Дополнительное образование как составная часть внеурочной деятельности образовательного учреждения / Л. Д. Гуткина // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2015 – № 3. – С. 74-94.
6. Мовчан И.Н. Профилактика киберэкстремизма в молодежной среде в рамках школьного курса информатики // Современные наукоемкие технологии. – 2015. № 10. – С. 93-96.
7. Мовчан И.Н. Универсальная модель информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сб. науч. тр. III Международной научной конференции: в 2 частях. Под редакцией: О.Г. Берестневой, О.М. Гергет, Т.А. Гладковой; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – 2016. – С. 383-386.
8. Новые информационно-коммуникационные технологии в образовании в условиях ФГОС: учебное пособие / Л.А. Савельева, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан. – 3 изд. стер. – М.: Флинта, 2017. – 150 с.
9. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. – 2017. – № 1. – С. 219-226.
10. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе: монография / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991. – 317 с.