ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БОКСЕРОВ………………………………………...6
1.1 Общая характеристика этапа начальной подготовки в боксе……….6
1.2 Двигательно-координационные способности и их значение при занятии боксом…………………………………………………………………..10
1.3 Средства и методы тренировки начинающих боксеров…………..13
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей 10-12 лет………20
1.5 Специальные упражнения и подвижные игры, применяющиеся для развития координационных способностей в боксе……………………………25
Резюме по первой главе………………………………………………….29
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………31
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………31
2.2. Методы исследования………………………………………………..31
2.2.1. Изучение психолого-педагогических особенностей контингента испытуемых………………………………………………………………………32
2.2.2. Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………………..33
2.2.3. Изучение передового педагогического опыта по изучаемой проблеме………………………………………………………………………….35
2.2.4. Педагогический эксперимент……………………………………..36
2.2.5. Контрольные испытания………………………………………….37
2.2.6. Методы математической статистики……………………………..37
2.3. Организация исследования…………………………………………..38
Резюме по второй главе…………………………………………………..39
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………….40
3.1 Методические особенности воспитания двигательно-координационных способностей юных боксеров……………………………..40
3.2. Изучение уровня двигательно-координационных способностей…43
3.3. Определение динамики уровня двигательно-координационных способностей юных боксеров за период проведения эксперимента…………44
3.4. Результаты и анализ проведенного анкетирования………………..53
Резюме по главе 3………………………………………………………...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………………………….59
Актуальность исследования. В настоящее время успешное выступление боксеров на международных соревнованиях в значительной степени зависит от целенаправленной и планомерной работы с резервом, начиная с детского и юношеского возраста. Особенно важным и ценным этапом в многолетнем тренировочном процессе подготовки спортсмена высокого класса является этап начальной подготовки, который начинается с 10-11 лет. Именно на этом этапе у юных боксеров формируются основы техники бокса и закладывается база общей и специальной физической подготовки.
На современном этапе развития бокса значительно увеличился объем и интенсивность двигательной нагрузки, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях. Это требует проявления быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности и биомеханической рациональности движений. Все эти характеристики специалисты связывают с понятием двигательно-координационных способностей.
Противоречия и проблема исследования. Высокая скорость действий боксера, насыщенность разнообразными движениями различной сложности создают жесткие условия ведения поединка, в которых требуется в десятые доли секунды найти эффективный прием для проведения нейтрализующего или опережающего удара. Эти задачи требуют высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности боксера. Также предусматривают поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации двигательно-координационных возможностей организма.
Проблема исследования позволяет определить цель исследования.
Объект исследования – двигательно-координационные способности юных боксеров.
Предмет исследования – тренировочный процесс юных боксеров на начальном этапе подготовки.
Гипотеза исследования – развитие двигательно-координационных способностей юных боксеров будет эффективнее с помощью разработанного нами комплекса упражнений.
Цель исследования – рассмотреть существующие методики воспитания двигательно-координационных способностей юных боксеров на начальном этапе тренировочного процесса и предложить пути их совершенствования.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику этапа начальной подготовки в боксе;
2) рассмотреть двигательно-координационные способности и их значение при занятии боксом;
3) проанализировать средства и методы тренировки начинающих боксеров;
4) дать психолого-педагогическую характеристику детей 10-12 лет;
5) рассмотреть специальные упражнения и подвижные игры, применяющиеся для развития координационных способностей в боксе;
6) обозначить цель, задачи, методы исследования;
7) описать организацию исследования;
8) проанализировать результаты исследования.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование координационных способностей с помощью контрольных испытаний, имеющих наиболее высокие значения надежности и информативности.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые спроектирован и экспериментально обоснован комплекс упражнений развития двигательно-координационных способностей у юных боксеров на начальном этапе тренировочного процесса.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Подростковый возраст – это единый целостный период, который в советской психологии был разделен Д. Б. Элькониным на два периода, несколько отличающихся друг от друга по психическим характеристикам детей: младший подростковый возраст и старший подростковый возраст.
Дети 10-12 лет находятся на границе между детством и отрочеством. Данный период характеризуется совпадением двух кризисов: возрастной кризис, связанный со спецификой переходного периода и условно-педагогический кризис, связанный с изменениями в организации обучения. В ходе взаимодействия двух кризисов возникают противоречия развития ребенка, как «изнутри», так и «извне».
Физическое развитие это незаменимый компонент в системе развития всесторонне развитой личности. Рационально построенный тренировочный процесс – это ключ к гармонично развитому телу и полноценному развитию всех двигательных качеств.
При развитии физических качеств совершенствуются и функции организма, происходит освоение определенных двигательных навыков. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, чаще всего, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.
Бокс является одним из наиболее массовых олимпийских видов спорта. Высокая популярность бокса объясняется, прежде всего, его зрелищностью, значительным эмоциональным накалом спортивной борьбы и многогранным воздействием на двигательные, психические и волевые качества спортсмена. Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Совершенствование функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания, уравновешенности и сдержанности.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы приводятся цель и задачи эмпирической части исследования. Подробно раскрывается содержание методов педагогического исследования, которые были использованы при написании данной работы для достижения поставленной цели и решения поставленных задач исследования, а также для подтверждения выдвинутой рабочей гипотезы. В тексте приводится анализ изучения опыта организации и проведения тренировочных занятий, осуществляемых на базе СДЮСШОР «Юпитер».
Особое место при описании методов педагогического исследования, занимает изложенная методика проведения формирующего педагогического эксперимента, направленная на оптимизацию процесса физической подготовки юных боксеров. В тексте главы приводится подробное описание экспериментальной методики, специально разработанной для проведения педагогической апробации в тренировочном процессе юных боксеров.
Суть разработанной методики заключается в гармоничном развитии на начальном этапе подготовки юных боксеров двигательно-координационных способностей, оптимальное развитие которых позволит в дальнейшем с легкостью овладевать техническими элементами тренировочно-соревновательных упражнений в боксе. Все это в целом положительно должно сказаться на достижении значительных результатов на последующих этапах тренировки.
Также в данной главе приводятся этапы организации исследовательской деятельности, связанной с постановкой и реализацией формирующего педагогического эксперимента. Описывается база проведения исследования и особенности контингента испытуемых.
Применяя разработанной нами комплекс упражнений, удалось улучшить результаты двигательно-координационной подготовленности у юных боксеров. В тоже время, результаты занимающихся в контрольной группе, также претерпели некоторые положительные изменения, но носили при этом недостоверный характер. Это позволяет сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс упражнений по целенаправленному формированию двигательно-координационной подготовленности юных боксеров является эффективным и может быть рекомендован к дальнейшему внедрению в учебно-тренировочный процесс на начальном этапе.
Таким образом, использование в учебно-тренировочном процессе общепринятой методики с акцентом на метод стандартного упражнения и вариативного упражнения обеспечивают определенные сдвиги в абсолютных значениях показателей, характеризующих уровень развития координационных способностей, которых достаточно для успешного овладения программным материалом в подготовке юных боксеров, но не для победы на соревнованиях.
Проведенное исследование показало, что у испытуемых экспериментальной группы результаты по воспитанию координационных способностей значительно выше, чем у боксеров контрольной группы.
Таким образом, включение в учебно-тренировочный процесс юных боксеров специально подобранных комплексов с преимущественным использованием общеразвивающих и специальных физических упражнений, подвижных и спортивных игр с направленностью на развитие координационных способностей позволяет значительно повысить их уровень развития.
1. Алимов А. Бокс. Ростов-на-Дону. «Феникс». - 2008. – 77 с.
2. Божович Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности: сборник текстов / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - Москва : Директ-Медиа, 2008. - 658 с.
3. Бутенко Б.И. Специальная физическая подготовка боксеров / Б.И. Бутенко // Вопросы современного бокса. – 2014. – № 10. – С. 53-59.
4. Веккер Л.М. Психологические процессы // ТиПФК, № 7, 1988. – с. 11 – 13. Годик М.А. Физическая подготовка футболиста. М.: ФиС, 2009. – 361 с.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорта, 1988. –331 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Москва : Директ-Медиа, 2008. - Т. 3-4. - 953 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - Т. 3-4. - 953 с.
8. Гайдамак И.И., Остьянов В.Н. Бокс. Обучение и тренировка. / Гайдамак И.И., Остьянов В.Н. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 207 с.
9. Гаськов А.В. Теоретико-методологические основы управления соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных боксеров: автореф. дис. .д-ра пед. наук / Гаськов А.В. – М., 1999. –41 с.
10. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980. – 198 с.
11. Горбунов Г.Д Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 208 с.
12. Дегтярев И.П. Тренированность боксеров / И.П. Дегтярев. – Киев: "Здоровя», 1985. – 144 с.
13. Киселев Ю.Я. Психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки спортсменов. - В кн.: Управление процессом подготовки спортсменов высших разрядов. М.: Фис, 1991. – с. 119 – 131
14. Климов И.О. Психологическая характеристика современного учащегося среднего звена обучения // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 8(28). URL: https://sibac.info/journal/student/28/104207 (дата обращения: 14.05.2019).
15. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 1994. – 78 с.
16. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. Психология: хрестоматия / Современная гуманитарная академия. - Москва: Современная гуманитарная академия, 2004. - Ч. 2. - 161 с.
17. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов / В.В. Кузнецов. – М.: ФиС, 1970. – 208 с.
18. Литвинов Е.Н. Как стать сильным и выносливым / Е.Н. Литвинов. – М: Просвещение, 2014. – 63 с.
19. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта как экстремального вида деятельности / А.В. Родионов // Спортивный психолог. 2007. – № 2 (11). – С. 4-6.
20. Родионов В.И. Силовая подготовка боксера // Бокс: Ежегодник / Родионов В.И. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 112 с.
21. Рябинин С.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. – Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. – 211 с.
22. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для вузов физической культуры / А. С. Солодков .– М. : Терра-Пресс : Олимпия Пресс, 2001 .– 519с.
23. Средства и методы совершенствования технического мастерства боксеров: методическое пособие для тренеров /Под ред. Таймазова В.А. – Л., 1987. – 127 с.
24. Стрельников В.А. Силовые и скоростные качества бокса: Учебное пособие / В.А. Стрельников. – Улан-Удэ, 1992. –125 с.
25. Филимонов В.И. Бокс. //Теория и методика. М.: «Инсон» - 2007. – 398 с.
26. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка / Филимонов В.И. – М.: Инсан, 2000. – 114 с.
27. Ширяев А.Г. Филимонов В.И. Бокс и кикбоксинг. М.: ФиС, - 2007. – 376 с.
28. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Психология личности: сборник текстов / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - 658 с.