Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика брака по российскому и мусульманскому законодательству 7
1. Понятие, порядок, условия заключения брака по российскому
законодательству 7
2. Особенности заключения брака по мусульманскому законодательству .. 13
Глава 2. Расторжения брака и его правовые последствия по российскому и мусульманскому законодательству 23
1. Особенности расторжения брака и его правовые последствия по российскому праву 23
2. Особенности расторжения брака и его правовые последствия по мусульманскому законодательству 27
3. Специфика, сходства и различия расторжения брака по российскому и мусульманскому законодательству 44
Заключение 57
Список использованной литературы 52
Можно полностью согласиться с мнением американского кинорежиссера, сценариста и актера Вуди Аллен, но лишь заменить «католиков» на «мусульман».
Тема семьи - одна из важнейших тем, касающихся каждого из членов общества и в особенности, общества мусульманского. И тот распад семьи, и распространение безбрачия и разводов, которые мы наблюдаем сегодня, является очевидным доказательством того, насколько сегодня многие мусульмане далеки от учения и нравов этой божественной религии. Причина этого заключается в том, что они подверглись влиянию западных обществ, от которых посредством разрушительных средств массовой информации и иных современных технологий, мы переняли социальные болезни....И это вместо того, чтобы перенять технический прогресс. Хочется найти истину, чтобы мы отдали должное семье и сделали вопрос создания семьи и ее сохранения, и работу над тем, чтобы семья начала выполнять свои функции, одним из важнейших приоритетов и задач нашей жизни.
По данным статистики Росстата за период 2015-2016 годов, во всех регионах России (кроме Мордовии), количество бракоразводных процессов увеличилось. Наивысший показатель разводов (из расчета на 1000 браков) отмечен в Пензенской области - 655 разводов, самый низкий - у нас, в Татарстане (646). Что касается именно Российской Федерации, то наивысший показатель разводов отмечен в Магаданской и Ленинградской областях - 752. Далее идут Чукотский автономный округ (748) и Еврейская автономная область (741). Исходя из данных статистики по бракам и разводам получается то, что половина из заключенных браков распадается. В сравнении с мусульманскими странами (а у них это не приветствуется), статистика весьма неутешительная, и данная тенденция становится привычной для России. Но государство старается и создает множество различных программ для поддержки молодых семей. Например, Федеральная целевая программа «Жилище» и программа «Молодая семья» на 2015-2020 годы, Государственная программа «Жилье для российской семьи» на 2014¬2017 годы, различные ипотеки и программа «Материнский капитал» тоже способствуют для помощи молодой семьи.
Сравнительный анализ института расторжения брака российской и мусульманской правовой семьи вызывает неподдельный интерес, поскольку данные правовые системы существенно различаются в регулировании одного института. Институт расторжения брака является неотъемлемой частью жизни современного общества. Расторжение брака является юридическим актом, прекращающим на будущее время права и обязанности между супругами, за исключениями, предусмотренными законом.
Мусульманское право представляет собой уникальное юридическое явление. Его своеобразие определяется, прежде всего, наличием неразрывной связи между правом и религией. Однако не только эта специфичная черта выделяет мусульманское право среди различных правовых систем. Обращает на себя внимание и то, что, находясь в существенной зависимости от религии ислама, мусульманское право сумело сохранить свою актуальность вплоть до сегодняшнего дня. Иными словами, никакая другая мировая религия не имеет столь существенного значения и влияния на законодательство своей страны. Ярким примером является российское право, которое, как и любое другое нерелигиозное право, исходит из принципа разделения религии и права.
Важно знать, почему браки распадаются, и важно сравнить этот институт с теми странами, где наименее редко это случается, а именно с мусульманскими. В чем и проявляется актуальность моей квалификационной работы, тема которой называется «Сравнительный анализ расторжения брака по российскому и мусульманскому законодательству».
Объектом исследования представленной работы является семейные отношения, а предметом - расторжение брака по российскому и мусульманскому законодательству.
Цель представленной дипломной работы - сформулировать научное представление о расторжении брака по российскому и мусульманскому законодательству. В соответствии с определенной целью были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику брака по российскому и мусульманскому законодательству;
- определить понятие, порядок, условия заключения брака по российскому законодательству;
- выявить особенности заключения брака по мусульманскому законодательству;
- изучить о расторжении брака и его правовых последствиях по российскому и мусульманскому законодательству;
- отдельно рассмотреть особенности расторжения брака и его правовые последствия по российскому праву;
- отдельно изучить особенности расторжения брака и его правовые последствия по мусульманскому законодательству;
- сравнить специфику, сходства и различия расторжения брака по российскому и мусульманскому законодательству.
Теоретическая основа работы. Были рассмотрены научные работы по вопросам религии и права таких ученых, как: Л.Р.Сюкияйнена, Е.А.Веселковой, Ю.А.Королева, П.В.Крашенинникова, В.И.Лафитского, Ф.Ш.Шабанова, Р.Я.Алиева, Н.А.Матросова, З.Х.Мисрокова, В.Ацветкова, а также учебник специалиста в области гражданского и семейного права О.Н.Низамиевой. Из мусульманских авторов использована работа Камаль Эль Занта, опубликованная на русском языке, а также труды Сакр Ахмад Х., Абдуррохман бни Мухаммад Авзи аль Джузирийю, Мавераннахра Бурхануддин Маргинани.
Структура квалификационной работы определяется целями и задачами исследования. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
В представленной дипломной работе была исследована тема - «Сравнительный анализ расторжения брака в российском и мусульманском законодательстве». В ходе работы над этой темой были сделаны следующие выводы.
При заключении брака будущим супругам стоит подходить к этому вопросу не только с точки зрения чувств, но и исходя из правовых последствий заключения брака в Российской Федерации, чтобы избежать проблем, связанных как с процедурой заключения брака, так и с вопросами признания документа о браке.
Между российским и мусульманским правом имеются значимые различия по вопросу заключения брака. Как правило, между мусульманами заключается «никах» - брачный обряд, брак между мужчиной и женщиной по шариату. Без никаха женщина является запретной для мужчины, жить с женой без оформления шариатского брака является грехом.
Приведенные положения законодательства указывают на интерес государства в обеспечении интересов и прав супругов и их несовершеннолетних детей, а также сохранении такой значимой ячейки общества как семья. Законодательством определены отдельные особенности рассмотрения дел о расторжении брака. Так, в СК РФ закрепляются случае, при которых вопрос о расторжении брака решается в судебном порядке, и при любом из них на суд возлагается задача по поиску вариантов возможного примирения супругов, прежде всего таким выступает примирительный трехмесячный срок. К кругу лиц, имеющих право на обращение в суд с иском о расторжении брака, относят: супругов (супруга) и опекуна недееспособного супруга. Когда в суд обращается один из супругов, он становится истцом, второй супруг принимает на себя роль ответчика. Основания, условия и порядок расторжения брака регламентируются главой 4 СК РФ. ГПК РФ и СК РФ регламентируют процедуру подачи искового заявления о 57 расторжении брака, предъявляют определенные требования к его содержанию, форме и перечню прилагаемых документов. К тому же устанавливаются ограничения на рассмотрение таких дел в суде, например, беременность жены. Развод влечет прекращение имущественных и личных правоотношений супругов.
Согласно исламскому праву, стремящемуся сохранить единство семьи, бракоразводный процесс предусматривает возможность трехэтапного развода (первые два могут быть незавершенными, но последний уже окончателен) и обязательность разводного периода.
Смысл удлинения процедуры и ограничения ее жесткими рамками состоит в необходимости всесторонней оценки принимаемого решения и, в случае признания его скоропалительности и ошибочности, восстановления супружеских уз.
Определение брака как союза мужчины и женщины с целью создания семьи одинаково присуще и для российского и для мусульманского права. Ни российское законодательство, ни мусульманская правовая доктрина не признают однополые браки. Пожалуй, на этом абсолютные сходства мусульманского и российского права заканчиваются. В последнее время наблюдается рост числа браков, заключаемых российскими гражданами с иностранцами. Однако далеко не все из лиц, вступающих в интернациональные браки, осознают правовые последствия их заключения. Особенно остро эта проблема касается браков россиянок с гражданами стран мусульманского мира. Так, зачастую, женщина, не знакомая с нормой мусульманского права, вступая в брак с мусульманином, с удивлением узнает, что согласно исламским предписаниям свободный мусульманин становится законным супругом, только состоя в браке со свободной женщиной-мусульманкой. Если же он состоит в браке с христианской (или иудейкой), то она через него становится женой по закону, но он через нее мужем не становится. Жене полагается нести обязанности и выполнять все предписания, но муж-мусульманин, если пожелает, может не считать себя законным супругом по отношению к своей жене. Неудивительно, что для укрепления брака и повышения своего статуса жены склонны официально принять ислам. На самом деле проблема данного вопроса заключается не в юридической неграмотности россиянок или пробелах международного законодательства, а в контрастности национального менталитета, норм обыденного поведения и различия идеологической направленности мусульманского и российского права. Мусульманское брачное право - не просто совокупность религиозных предписаний, обличенных в шариатских законах, регулирующих брачно-семейные отношения в мусульманской семье; это целый свод нравственных определений и постулатов должной морали, целая колея запретов и рекомендаций, огромное количество правил и установлений, создающих специфическую правовую основу института брака для большинства современных мусульманских стран.
А также сделан вывод о том, что часто возникает расхождения между нравственной и правовой нормой:
- нормы ислмаского права различаются в зависимости от обстоятельств и людей, к которым они применяются, и брак, например, с точки зрения права иногда будет обязательным, иногда - предпочтительным, а иногда - нежелательным или запретным, то же самое можно сказать и о разводе. Здесь проявляется важная роль нравственности в правильном применении нормы исламского права и в правильной привязке его к реальной действительности. В противном же случае, например, брак решит заключить человек, для которого женитьба нежелательна, и тогда с точки зрения судебных норм его брак правильный, но с точки зрения нравственности его действие заслуживает порицания, так как он не является тем человеком, для которого брак предпочтителен.
- то, что судебные решения основываются на явном, а не на скрытом. Здесь наступает очередь норм нравственных, обращающихся к совести человека и его богобоязненности, и предостерегающих его от того, чтобы его внешние слова и дела противоречили тому, что он скрывает в сердце. Например, Всевышний Аллах поставил для мужчины, желающим вернуть жену после развода, условием то, что его намерением должно быть хорошее отношение к ней, а не вред. Но может ли кто-либо знать, что в сердце у человека? Предположим, что он вернул ее ради того, чтобы навредить ей, и тогда можно сказать, что возврат супруги после развода в этом случае с точки зрения суда является состоявшим, но не является нравственным поступком, и совершивший подобное будет подвергнут расчету за это.
И завершить свою работу хочется словами американской писательницей Верджилией Питерсон: «Хотя многие браки распадаются, они остаются нерасторжимыми. Настоящий развод, развод сердец, нервов и чувств невозможен, потому что нельзя развестись со своей памятью».
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст] // Российская газета. - 1993. - №237.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. [Текст]: [федер. закон РФ: от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 января 1996 г. №14-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Часть третья. [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №49. - Ст.4552.
5. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. [Текст]: [федер. закон РФ: от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №52. - Ст.5496.
6. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№1. - Ст.170.
7. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. [Текст]: [федер. закон РФ: от 05.08.2000 №117-ФЗ с изм. и доп. ] // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.
8. Федеральный закон РФ от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [Текст] // Российская газета. - 20.11.97- №224.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №1. - Ст.19.
10. Федеральный закон РФ от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Текст] // Российская газета. - 22.07.2009 - №133.
11. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №5 - Ст.739.
12. Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №19. - Ст.2438
13. Республика Татарстан. Законы. Семейный кодекс РТ [Текст]: [закон гос.совета РТ: от 13 января 2009 г. №4-3РТ с изм. и доп.] // Республика Татарстан. - 2009. - №8. - Ст.154.
Материалы судебной практики:
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 №15 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжения брака» [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. - №1.
15. Постановление Пленму Верховного Суду РФ от 27.05.1998 №10
(ред. от 06.02.2007) «О приминении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» [Текст] // Бюллетень
Верховного Суда РФ. - 1998. - №7.
16. Решение Майминского районного суда Руспублики Алтай от 21 апреля 2017 г. по делу № 2-293/2017 «О расторжении брака, взыскании алиментов, разделе имущества» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
17. Апелляционное определение Рудничного районного суда г.Кемерево № 11-32/2017 от 12 апреля 2017 г. по делу № 11-32/2017 [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
18. Решение Верховного суда РФ от 27 марта 2017 г. по делу № 2-1449/2017 «О расторжении брака» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
19. Решение Верховного суда РТ от 6 марта 2017 г. по делу № 2-1715/2017 «О расторжении брака» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
20. Апелляционное определение Красноярского краевого суда (Красноярского края) № 33-1628/2017 от 27 февраля 2017г. по делу № 33-1628/2017 [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
21. Определение Ленинского районного суда г.Махачкала РД от 20 декабря 2016 г. по делу № 2-297/2017 «О расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
22. Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г.Санкт-Петербург № 33А-720/2016 от 15 декабря 2016г. по делу № 33А-720/2016 «Об отказе в досрочном увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
23. Решение Верховного суда РФ от 25 ноября 2016 г. по делу № 2-1101/2016 «О расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
24. Решение Верховного суда РТ от 18 октября 2016 г. по делу № 2-3775/2016 «О расторжении брака» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
25. Определение Беловского городского суда Кемеровской области от 27 сентября 2016 г. по делу № 2-540/2016 «О расторжении брака и разделе имущества, встречному исковому заявлению о разделе совместно нажитого имущества супругов» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
26. Апелляционное определение Ступинского городского суда Московской области № 11-51/2016 от 19 августа 2016 г. по делу № 11¬51/2016 [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
Специальная литература:
27. Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. Китаб-уль- фикхи‘алал мазахиб-иль-арба’ати.-. Книга о законодательстве по четырем мазхабам. Перевод с арабского. // - Издательский центр «Бейрут» - 1996. - 510 с.
28. Вагабов М. В. Ислам, женщина, семья. /М.В.Вагабов -
Махачкала:Даг.кн.изд-во,1994. - 191с.
29. Веселкова Е.А. Коллизионные проблемы заключения и
расторжения брака. // «Законодательство и экономика», 2014. - №8. - 7 с.
30. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т./ авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб.: Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. - 1050 с.
31. Камаль Эль Зант. Нравы мусульманской семьи в благородном Коране (магистерская дисертация). Перевод с арабского. / Эль Зант Камаль. - Издательский центр «Рисаля» - 2015. - 543 с.
32. Коран, перевод И. Ю. Крачковского. // -М. 2004. - 1300 с.
33. Коржаков И. Доказывание по делам о расторжении брака. //Российская юстиция, 1997. - №10. - 150 с.
34. Королев Ю.А. Семейное право России: Учебное пособие. /Ю.А.Королев — М.: Юридическая литература,1999. - 346 с.
35. Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ФЗ «Об актах гражданского состояния». / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2012. - 397 с.
36. Кузнецова И.М. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации. / И.М.Кузнецова - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2000. - 450 с.
37. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Том 3. Правовые системы Азии. / В.И.Лафитский- Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013 г. - 478 с.
38. Мавераннахра Бурхануддин Маргинани, Хидоя.Комментарии мусульманского права. // - Ташкент: Узбекистон, 1994. - 645 с.
39. Матросов Н.А. К вопросу о специфике судебного разбирательства по делам о расторжении брака. // Юридическая наука. - 2012.
- №4. - 168 с.
40. Мисроков З.Х. Феномен мусульманского права в процессе динамики систем права России (Х1Х-начало XXI века). // «Журнал российского права», 2002. - №10. - 7 с.
41. Низамиева О.Н. Семейное право России: учебное пособие для студентов юридического факультета / О.Н.Низамиева. - 2-е изд., пересмотр.
— Казань: Изд-во «Юниверсум», 2013. - 150 с.
42. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
43. Сакр Ахмад X. Семейные ценности в Исламе. Перевод Пузикова П. / Ахмад Х.Сакр. - Издательский центр «Диля», 2012. - 192 с.
44. Сюкияйнен Л. Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. -М.: «Наука», - 1985 г. - 290 с.
45. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л.Р.Сюкияйнен. - Ин-т государства и права РАН.-М.,-1997. - 378 с.
46. Цветков В.А. Мотивы расторжения брака по российскому семейному праву // Вестник Омской юридической академии. - 2013. - №1 (20). - 299 с.
47. Шабанов Ф. Ш., Алиев Р. Я. Некоторые положения ханифитской юриспруденции. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. - М.: Наука, - 1985. - 346 с.