ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
1.1. Понятие и основные направления конкурентного анализа рынка 5
1.2. Конкурентоспособность предприятия гостиничных услуг: понятие и
факторы ее определяющие 14
1.3. Методы оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия 26
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА
ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ «РИВЬЕРА») 33
2.1 Характеристика конкурентной среды рынка гостиничных услуг
г.Казани 33
2.2. Оценка конкурентоспособности гостиницы «Ривьера» 44
2.3. Анализ конкурентоспособности гостиницы «Ривьера» 53
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЦЫ «РИВЬЕРА» 62
3.1. Предложения по повышению конкурентоспособности гостиницы
«Ривьера» 62
3.2. Расчет социально-экономического эффекта от предлагаемых
мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Актуальность темы исследования. В современных рыночных условиях, под воздействием внутренних и внешних факторов тема анализа конкурентоспособности становится важнейшим элементом обеспечения эффективной деятельности предприятия.
Для гостиничных предприятий тема работы актуальна еще и в связи с высоким уровнем конкуренции на рынке. Рост количества гостиничных предприятий в России, повышение качества гостиничных услуг, освоение российского рынка зарубежными гостиничными цепями приводит к постоянному усилению конкуренции в сфере гостиничной индустрии. Экономический спад в России, выражающийся в сокращении ВВП, снижении инвестиционной активности, сокращении реальных доходов населения приводит, с одной стороны, к снижению темпов строительства и ввода в эксплуатацию новых гостиничных предприятий, что способствует снижению темпов роста конкуренции; с другой стороны, экономический спад, приводя к падению спроса на гостиничные услуги вследствие сокращения числа поездок как с деловыми целями, так и с целями отдыха, ведет к усилению конкуренции между гостиничными предприятиями, стимулирует их к реализации мер по завоеванию лояльности клиентов, пользующихся их услугами, и привлечению новых.
Таким образом, актуальность темы работы обосновывается с теоретической и практической точек зрения. Теоретическая актуальность темы работы связана с проблемой выбора наиболее эффективной методики анализа конкурентоспособности предприятия. Практически актуальность темы работы объясняется необходимостью повышения конкурентоспособности объекта исследования на рынке.
Цель исследования - рассмотреть комплекс теоретических и практически значимых вопросов оценки конкурентоспособности предприятия.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, факторы и методы оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия;
- проанализировать конкурентоспособность гостиницы «Ривьера»;
- разработать предложения по повышению конкурентоспособности гостиницы «Ривьера»;
- рассчитать социально-экономический эффект от предлагаемых мероприятий.
Объект исследования: гостиничное предприятие.
Предмет исследования - оценка конкурентоспособности предприятия.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области рыночной управления конкурентоспособностью. Были использованы труды таких ученых, как: М.Портер, Ф. Котлер, Г. А. Черчилль, Т. Д.Браун, Р.А. Фатхутдинов, В.С. Кретов, Г.А. Васильев, В.В. Качалин, В.В. Ковалев, И.А. Липсиц, и др.
В качестве информационной базы исследования использованы статистические и информационно-аналитические материалы исследовательских, финансовых и консалтинговых организаций; статьи в периодической литературе по теме работы; аналитические ресурсы сети Интернет; а также внутренние управленческие документы и данные объекта исследования.
Для выполнения и достижения цели были использованы современные методы экономического исследования и анализа: монографический, экономико - статистический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, графический и соответствующие им научные приемы, расчетные методы, коэффициентный и аналитический методы, методы анализа конкурентоспособности.
Структура дипломного проекта определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В ходе написания данной работы, для достижения поставленной цели, были изучены как теоретические, так и практические вопросы организации гостиничного сервиса. Особое внимание уделялось вопросам повышения конкурентоспособности, как одной из самых главных задач гостиничного предприятия.
В результате проделанной в теоретической части работы было выявлено, что конкурентоспособность и работы по ее совершенствованию являются одной из главных задач деятельности гостиничных предприятий, которая обеспечит привлечения определенного потребительского сегмента, позволит повысить свой статус и увеличит прибыль предприятия.
Для развитого гостиничного рынка характерна четкая внутренняя сегментация: как правило, в этом бизнесе есть крупные отели международных брендов, местные бренды, небольшие отели или так называемые семейные гостиницы, гостиницы с местным колоритом, а также базы отдыха и другие рекреационные объекты.
В настоящее время, в условиях все возрастающей конкуренции на рынке услуг гостеприимства проблема обеспечения конкурентоспособности гостиницы и ее услуг становится особенно значимой. При этом необходимым является определение группы факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность отдельно взятой гостиницы.
Следует учесть, что в гостиничном бизнесе, первостепенное значение имеют внутренние факторы обеспечения конкурентоспособности, такие как качество оказания услуг, качество и культура обслуживания гостя, обеспечение безопасности его проживания и др.
В аналитической части выпускной квалификационной работы был проведен PEST-анализ, который позволил сделать вывод о том, что в настоящее время гостиничный рынок г.Казани развивается динамично и стремительно.
Но при этом наблюдаются определенные перекосы, которые связаны с:
- слабым использованием потенциала делового туризма.
- нескоординированностью действий структур муниципалитетов Казани и казанской агломерации, республики и организаций туристического рынка (даты крупных событий не всегда согласованы).
- дефицитом профессионализма и недостатки в лицензировании турагентской и туроператорской деятельности.
- неразвитостью культуры гостеприимства среди жителей Казани и низкая обеспеченность туристического рынка квалифицированными кадрами.
Низкий уровень загрузки отелей определяет ряд значимых проблем. На современном этапе эта одной из значимых проблем всего рынка гостиничной недвижимости
Общие социально-экономические тенденции предопределили конкурентные преимущества рынка гостиничных услуг:
- лидирующие позиции среди городов-миллионников по обороту в сфере торговли и услуг и объему строительства.
- развитая производственная база.
- туристическая привлекательность города с имиджем развлекательного и спортивного центра России.
Также проанализирована деятельности гостиницы «Ривьера», исследованы и проанализированы конкурентоспособность, потребители и конкуренты.
Проведенный анализ позволил сделать следующее заключение:
- организационная структура управления отелем не требует существенных изменений;
- предприятие рентабельно, имеет достаточно высокий объем продаж;
- гостиница материально и технически хорошо оснащена;
- в работе используются современные технологии и разработки;
- персонал службы обрабатывает большой объем информации, находится в постоянном взаимодействии с другими отделами гостиницы;
- конкурентоспособность гостиницы находится на высоком уровне;
- гостиница имеет свои достоинства и недостатки;
Также было выявлено, что предприятие имеет сильных конкурентов и нуждается в повышении конкурентоспособности за счет привлечения новых клиентов, расширения ассортимента услуг, расширения сегмента потребителей с детьми и совершенствования качества услуг.
Для повышения конкурентоспособности гостиницы «Ривьера» были разработаны для внедрения следующие рекомендации и мероприятия.
С целью привлечения новых клиентов - провести мероприятия по введению дополнительной рекламы гостиницы «Ривьера». А именно было предложено разработать рекламную брошюру гостиницы и рекламную стойку для размещения в VIP залах аэропорта.
С целью расширения ассортимента дополнительных услуг и увеличения сегмента клиентов с детьми - ввести услугу няни. Для этого было рекомендовано заключить контракт с фирмой, предоставляющей услуги няни.
Ожидаемые результаты от внедрения разработанных мероприятий:
Привлечение новых клиентов, совершенствование качества обслуживания клиентов, повышение комфорта проживания для клиентов с детьми, увеличение процента потребителей с детьми, повышение заполняемости номерного фонда, повышение узнаваемости предприятия, увеличение прибыли предприятия, закрепление позиций на гостиничном рынке и повышение конкурентоспособности предприятия.
Проведенные экономические расчеты внедрения рекомендаций подтверждают целесообразность и эффективность реализации предложенных мероприятий и позволяют сделать прогноз об окупаемости произведенных затрат.
Таким образом, все поставленные в выпускной квалификационной работе задачи выполнены, а, значит, конечная цель по формированию конкурентных преимуществ гостиницы «Ривьера» достигнута.
1. Андреева А.Е. Влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность гостиничных предприятий в России // В сборнике: Направления и механизмы развития науки нового времени: от теории до внедрения результатов. 2017. С. 163-164.
2. Арсений К.А., Куценко Е.И. Инновации как фактор конкурентоспособности гостиничных услуг // Вестник магистратуры. 2016. № 6 -4.С. 89-91.
3. Бегагаян Е.Г. Анализ и оценка конкурентоспособности гостиничных услуг // Вестник Московского института государственного управления и права.
2016. № 13. С. 45-48.
4. Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслов Т.Д. Маркетинг. - СПб.: Питер,2017.- 400 с.
5. Бритвина В.В., Шабалина Н.В., Дусенко С.В., Седенков С.Е., Шинков С.О. Внедрение инноваций для повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий // Научное обозрение. 2016. № 2. С. 96-99.
6. Буйко О.В., Колупаева Д.А. Конкурентоспособность гостиничного предприятия в условиях современного рынка // В сборнике: Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент. 2016. С. 131-133.
7. Васильев Г. А., Поляков В. А. Рекламный маркетинг: Учеб.пособие. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 276 с.
8. Вершицкая Е.Р., Шаркова А.В. Повышение конкурентоспособности предприятий, предоставляющих гостиничные услуги // В сборнике: Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации. 2016. С. 42¬
44.
9. Гончарова С.Н. Проблемы конкурентоспособности гостиничного сектора в региональном аспекте // В сборнике: Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества. 2016. С. 108-115.
10. Грищенко Д.А. Инновационное развитие гостиничного предприятия // Инновационная наука. 2016. № 1-1. С. 53-56.
11. Даниленко Н.Н., Арбатская Е.А. Комплексный подход к оценке конкурентоспособности организаций гостиничного сектора // В сборнике: Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний. Под научной редакцией С. В. Чупрова, Н.Н. Даниленко. 2017. С. 93-97.
12. Дашков Л.П., Вьюник А.В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности гостиничных услуг // Экономические системы. 2016. №
4. С. 20-22.
13. Егорова Е.Н. Маркетинговые исследования конкурентоспособности предприятия на рынке гостиничных услуг // Курорты. Сервис. Туризм. 2016. № 3-4. С. 27-30.
14. Егорова Е.Н. Методы оценки конкурентоспособности гостиничных предприятий // Велес. 2017. № 1-2. С. 90-92.
15. Еременко В.И. Особенности российского законодательства о защите конкуренции // Государство и право. 2010. № 12. С.22-33.
16. Замураева Л.Е., Сулиз М.А. Конкурентоспособность предприятий гостиничного бизнеса: исследование методов, оценка и разработка мероприятий // В сборнике: Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Ответственный редактор А.В. Коричко, 2016. С. 939-943.
17. Зуб А.Г. Стратегический менеджмент: теория и практика управления. М.: Аспект-Пресс, 2015. 415 с.
18. Ивашина Н.С., Улякина Н.А. Управление конкурентоспособностью организации гостиничной сферы // В сборнике: Наука, образование и инновации. 2016. С. 132-136.
19. Кабаненко М.Н., Бруяка В.Н. Конкурентоспособность предприятий гостиничного бизнеса // Экономика и социум. 2017. № 1. С. 778-785.
20. Кантемирова Е.С. Исследование направлений конкурентоспособности гостиничного предприятия // В сборнике: Императивы развития инфраструктуры гостеприимства в регионе. 2016. С. 146-150.
21. Качалин В.В. Культура конкуренции // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 7. - С.26-32.
22. Ковальчук А.П., Блинова Е.А. Управление конкурентоспособностью предприятий индустрии гостеприимства в современных условиях в России // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 6. С. 917-928.
23. Колтунова А.А., Колтунова Ю.И. Конкурентоспособность гостиничного предприятия и его услуг в современном гостиничном бизнесе // В сборнике: Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права. - М.: 2015. С. 200-203.
24. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2016.
25. Котлярова И. Сотрудничество с конкурентами - путь к рыночному успеху // Маркетинг. - 2011. - № 3. - С.92-98.
26. Круглик В.М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы) /под общ. ред. В.М. Круглик. М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. 285 с.
27. Лайко М.Ю., Ильина Е.Л., Латкин А.Н., Панова Е.А. Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничных услуг // Дискуссия. 2017. № 3. С. 30-34.
28. Лебедь О.Л. Управление конкурентоспособностью гостиничного предприятия: теория и практика // Вестник Алматинского технологического университета. - 2013. - № 4. - С. 65-68.
29. Макарова Д.Д., Магжанова Л.П., Марутько С.С. Инновационные услуги в гостиничном бизнесе как инструмент повышения конкурентоспособности // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 2. С. 173-186.
30. Макарская Е.А., Комиссарова Т.С. Роль интернет-технологий в повышении конкурентоспособности гостиничного продукта // В сборнике: сервису и туризму - инновационное развитие. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. 2017. С. 125-129.
31. Максимова Д.А. Инновационные стратегии развития как фактор конкурентоспособности гостиничного предприятия // Экономика и социум. 2016. № 10. С. 380-383.
32. Мамедкулиева О.А. Стратегия повышения конкурентоспособности как фактор развития предприятия гостиничного хозяйства // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. Т. 10. С. 28-31.
33. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. - 4-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2016. - 476 с.
34. Меркулова Ю. Ситуационное формирование программ конкурентного товарного предложения фирмы // Общество и экономика. - 2012. - № 9. - С.67¬95.
35. Мещерякова Е.С. Стратегия повышения конкурентоспособности услуг гостиничного предприятия // Экономика. Инновации. Управление качеством.
2015. № 4. С. 91.
36. Морева С.Н., Косых Е.А. Показатели оценки конкурентоспособности региональных гостиничных предприятий // В сборнике материалов круглого стола: Саяпинские чтения. 2017. С. 217-225.
37. Никматуллаева Р.С. Внедрение автоматизированных систем управления гостиничным хозяйством, как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Экономика и предпринимательство.
2016. № 4. С. 559-562.
38. Орлова Д.И. Технология проведения маркетинговых исследований факторов конкурентоспособности в сфере гостиничных услуг // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 10. С. 127-129.
39. Орлова Д.И., Бурцева Т.А. Факторы, обуславливающие конкурентоспособность гостиничных предприятий. Их состояние и тенденции развития // В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК-2016). Вятский государственный университет. 2016. С. 4041-4047.
40. Перепелицын К.Н. Факторы конкурентоспособности гостиничного предприятия // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-1. С. 30-31.
41. Половинкина В.Ю. Повышение конкурентоспособности гостиничного
предприятия // В сборнике: Императивы развития инфраструктуры
гостеприимства в регионе. 2016. С. 150-154.
42. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина паблишер, 2016. - 453 с.
43. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 13-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 479 с.
44. Рейтинг конкурентоспособности сектора туризма и путешествий. Режим доступа: www.gtai.de[Дата обращения:12.05.2017]
45. Суржикова Т.Б., Жаворонок Е.А. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия гостиничной индустрии // Инновационная экономика и общество. 2016. № 3. С. 43-53.
46. Таран В.В., Захарова Л.Н. Особенности конкурентоспособности организаций сферы гостиничных услуг // В сборнике: Устойчивое развитие: общество и экономика. 2016. С. 127-130.
47. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учебное пособие. - М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2015. - 288 с.
48. Толстых Т.Н., Нагамова М.С. Интегрированная система повышения конкурентоспособности гостиничного бизнеса на рынке туристических услуг // В сборнике: Российская экономика: взгляд в будущее. Ответственный редактор: Я.Ю. Радюкова. 2016. С. 430-437.
49. Тремасова А.О. Концептуализация гостиничного предприятия как способ повышения его конкурентоспособности // В сборнике: Университетские чтения - 2016. ПГЛУ. 2016. С. 164-168.
50. Ушакова С.Г., Шалимова Ю.С. Факторы конкурентоспособности гостиничного предприятия // В сборнике: Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма. 2016. С. 66-71.
51. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. - 227 с.
52. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. М.: ЮНИТИДАНА, 2014. 240с.
53. Чернецова Г.М., Фетляева Э.П. Оценка конкурентоспособности предприятия гостиничной сферы // В сборнике: Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы. 2016. С. 161-165.
54. Черчилль Г. А., Браун Т. Д. Маркетинговые исследования. 8-е изд. / Пер. с англ. - СПб: Питер, 2017. - 704 с.
55. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник. - М.: Юркнига, 2010. - 400 с.
56. Штомпель Л.В. Разработка внутрифирменных стандартов обслуживания как фактор конкурентоспособности гостиничного предприятия // В сборнике: Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций. 2016. С. 148-151.
57. Сайт интернет-бронирования TripAdvisor (электронный ресурс) https://www.tripadvisor.ru/Hotels-g298520-Kazan_Republic_of_Tatarstan_Volga_ District-Hotels.html