Социальная работа с молодежью на примере города Волгоград
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных технологий работы с молодежью……………………………………………………………...8
1.1. Российская молодежь: как социальная группа……………………………..8
1.2. Организация социальной работы в молодежных центрах………………..13
1.3. Классификация технологий социальной работы с молодежью………….18
Глава 2. Особенности социальной работы с молодежью на примере города Волгоград………………………………………………………………………...24
2.1. Реализация молодежной политики города Волгоград: общая характеристика…………………………………………………………………...24
2.2. Деятельность молодежных центров города Волгоград…………………..35
2.3. Перспективные направления социальной работы с молодежью………...38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...45
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных технологий работы с молодежью……………………………………………………………...8
1.1. Российская молодежь: как социальная группа……………………………..8
1.2. Организация социальной работы в молодежных центрах………………..13
1.3. Классификация технологий социальной работы с молодежью………….18
Глава 2. Особенности социальной работы с молодежью на примере города Волгоград………………………………………………………………………...24
2.1. Реализация молодежной политики города Волгоград: общая характеристика…………………………………………………………………...24
2.2. Деятельность молодежных центров города Волгоград…………………..35
2.3. Перспективные направления социальной работы с молодежью………...38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...45
Актуальность исследования. Рост значимости социальной работы с молодежью в большинстве стран мира можно объяснить рядом факторов, связанных со все более сложными переходными процессами, с которыми сталкивается молодежь повсеместно, например, безработица среди молодежи и ее бездеятельность являются одной из наиболее важных причин, а также потребность в улучшении качества жизни молодых людей, включая их благосостояние и социальную интеграцию. Работа с молодежью играет значительную роль в обеспечении молодых людей навыками, необходимыми как на рынке труда, так и в сфере образования, а также для их собственного личностного развития и благополучия.
Организации по работе с молодежью, равно как и персонально социальные работники, несут в себе функцию механизма, направленного на улучшение качества жизни общества и его благосостояния в целом, поскольку именно от благополучия и социального ориентирования нынешнего молодого населения зависит дальнейшее развитие социальных институтов и мира в целом. Молодежь считается будущей основой государства, поскольку определяет его будущее развитие, однако из-за изменений в социальных институтах, последствий индустриализации, урбанизации и экологических факторов, молодежь в настоящее время сталкивается с постоянными и периодически возникающими социальными проблемами, в частности: проблемы со здоровьем, безработица, различные зависимости, бездомность и другие. Социальные работники призваны осуществлять поддержку в решении этих проблем, направляя свои усилия на создание условий, улучшающих качество жизни молодежи, удовлетворяющих её основных потребностей, улучшающих отношений между социальными группами.
В последнее десятилетие сектор работы с молодежью продолжает развиваться и приобретает все большее значение в политической повестке дня на уровне многих стран мира. Сами организации по работе с молодежью также адаптируются к меняющимся потребностям и условиям жизни молодых людей. Существует ряд ключевых тенденций, которые были выделены на основе исследованных статей, докладов стран и тематических исследований, имеющих последствия как для политики, так и для практики. Сочетание растущего спроса на деятельность по работе с молодежью, растущих ожиданий от работы с молодежью для достижения качественных результатов приводит к тому, что организации, занимающиеся социальной работой с молодежью, должны найти баланс между выполнением приоритетов, установленных в политике и механизмах финансирования, с постоянно растущей тенденцией к тому, чтобы практика работы с молодежью была в большей степени ориентирована на целевую группу, реагированием на индивидуальные потребности и интересы молодых людей, сохраняя при этом основные принципы, лежащие в основе практики работы с молодежью.
Успешные результаты работы с молодежью достигаются благодаря сочетанию моделей поведения, установок и методов. Основными направлениями качественной работы с молодежью являются: установление доверительных отношений между молодежным работником и молодым человеком; проведение активной разъяснительной работы с молодежью, нуждающейся в помощи и поддержке; гибкость, доступность и адаптация к потребностям молодежи; возможность обучения молодежи, постановка её целей и признание достижений; создание безопасной благоприятной среды, позволяющей молодым людям переживать стрессовые ситуации и анализировать свои ошибки со своими сверстниками в благоприятной и комфортной обстановке; обеспечение автономией молодых людей, которая будет способствовать их личностному развитию. Организации по социальной работе с молодежью, волонтеры и иные лица, которые работают в сфере социальной поддержки, должны найти правильный баланс между поддержкой и самостоятельностью молодых людей. Молодые люди извлекают выгоду из такого сочетания благоприятных и безопасных пространств, а также автономии для создания среды, способствующей их собственному личностному развитию.
Степень разработанности проблемы исследования. В работе использованы научные труды следующих авторов Белый О.И., Бохан А.Е., Зеленин А.А., Мкртчян Н.В., Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. и др.
Объект исследования - молодежная политика в городе Волгоград.
Предмет исследования: технологии социальной работы с молодежью города Волгоград в условиях молодежного центра.
Целью исследования является изучение состояния социальной работы с молодежью города Волгоград в условиях молодежного центра.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть российскую молодежь как социальную группу;
2) проанализировать организацию социальной работы в молодежных центрах;
3) рассмотреть классификацию технологий социальной работы с молодежью;
4) охарактеризовать молодежную политику города Волгоград;
5) проанализировать деятельность молодежных центров города Волгоград;
6) предложить перспективные направления социальной работы с молодежью.
В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования информации, содержащейся в работе, при дальнейшем изучении темы.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные данные для практической деятельности муниципального образования в работе с молодёжью, удовлетворяющей потребности молодых людей.
В качестве эмпирической базы исследования были использованы статистические данные проводимой в городе Волгоград молодежной политики.
Научная новизна исследования заключается в проведенном впервые комплексном исследовании социальной работы с молодежью в городе Волгоград в условиях молодежного центра.
Положения, выносимые на защиту:
1. Молодежь – это поколение людей, усвоивших образовательные, культурные функции, ее особенность заключается в возрастных характеристиках и социальном положении. Данная группа имеет сходные черты образа жизни и массового сознания, место и функции в социальной структуре общества. Является переходным поколением и преемником опыта предшествующего поколения, но при этом всегда вносит новое.
2. Развитие технологического подхода в социальной работе с молодежью происходит с помощью направлений: 1) разработка способов конструирования процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации; 2) выявление технологических характеристик процесса сопровождения молодежи: методов и принципов социальной работы с молодежью, этапов социального сопровождения, разработка рекомендаций для практиков социальной работы с молодежью; 3) предварительное проектирование процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации и воспроизводимость этого проекта.
3. В Волгограде имеется ряд серьезных проблем в сфере молодежной политики, среди которых можно выделить следующие:
– вновь появляющаяся тенденция к росту преступности среди молодежи;
– частичное несоответствие инфраструктуры муниципальных учреждений по реализации молодежной политики на территории Волгограда, их ресурсного обеспечения современным требованиям;
– сохранение контингента, занимающегося в секциях и молодежных объединениях на базе подростково-молодежных клубов и центров;
– отток молодежи в московский регион и, как следствие, снижение количества высококвалифицированных кадров.
4. В качестве перспективных направлений социальной работы с молодежью автором предложен опыт реализации инновационных технологий социальной работы с молодежью в Москве.
Организации по работе с молодежью, равно как и персонально социальные работники, несут в себе функцию механизма, направленного на улучшение качества жизни общества и его благосостояния в целом, поскольку именно от благополучия и социального ориентирования нынешнего молодого населения зависит дальнейшее развитие социальных институтов и мира в целом. Молодежь считается будущей основой государства, поскольку определяет его будущее развитие, однако из-за изменений в социальных институтах, последствий индустриализации, урбанизации и экологических факторов, молодежь в настоящее время сталкивается с постоянными и периодически возникающими социальными проблемами, в частности: проблемы со здоровьем, безработица, различные зависимости, бездомность и другие. Социальные работники призваны осуществлять поддержку в решении этих проблем, направляя свои усилия на создание условий, улучшающих качество жизни молодежи, удовлетворяющих её основных потребностей, улучшающих отношений между социальными группами.
В последнее десятилетие сектор работы с молодежью продолжает развиваться и приобретает все большее значение в политической повестке дня на уровне многих стран мира. Сами организации по работе с молодежью также адаптируются к меняющимся потребностям и условиям жизни молодых людей. Существует ряд ключевых тенденций, которые были выделены на основе исследованных статей, докладов стран и тематических исследований, имеющих последствия как для политики, так и для практики. Сочетание растущего спроса на деятельность по работе с молодежью, растущих ожиданий от работы с молодежью для достижения качественных результатов приводит к тому, что организации, занимающиеся социальной работой с молодежью, должны найти баланс между выполнением приоритетов, установленных в политике и механизмах финансирования, с постоянно растущей тенденцией к тому, чтобы практика работы с молодежью была в большей степени ориентирована на целевую группу, реагированием на индивидуальные потребности и интересы молодых людей, сохраняя при этом основные принципы, лежащие в основе практики работы с молодежью.
Успешные результаты работы с молодежью достигаются благодаря сочетанию моделей поведения, установок и методов. Основными направлениями качественной работы с молодежью являются: установление доверительных отношений между молодежным работником и молодым человеком; проведение активной разъяснительной работы с молодежью, нуждающейся в помощи и поддержке; гибкость, доступность и адаптация к потребностям молодежи; возможность обучения молодежи, постановка её целей и признание достижений; создание безопасной благоприятной среды, позволяющей молодым людям переживать стрессовые ситуации и анализировать свои ошибки со своими сверстниками в благоприятной и комфортной обстановке; обеспечение автономией молодых людей, которая будет способствовать их личностному развитию. Организации по социальной работе с молодежью, волонтеры и иные лица, которые работают в сфере социальной поддержки, должны найти правильный баланс между поддержкой и самостоятельностью молодых людей. Молодые люди извлекают выгоду из такого сочетания благоприятных и безопасных пространств, а также автономии для создания среды, способствующей их собственному личностному развитию.
Степень разработанности проблемы исследования. В работе использованы научные труды следующих авторов Белый О.И., Бохан А.Е., Зеленин А.А., Мкртчян Н.В., Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. и др.
Объект исследования - молодежная политика в городе Волгоград.
Предмет исследования: технологии социальной работы с молодежью города Волгоград в условиях молодежного центра.
Целью исследования является изучение состояния социальной работы с молодежью города Волгоград в условиях молодежного центра.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть российскую молодежь как социальную группу;
2) проанализировать организацию социальной работы в молодежных центрах;
3) рассмотреть классификацию технологий социальной работы с молодежью;
4) охарактеризовать молодежную политику города Волгоград;
5) проанализировать деятельность молодежных центров города Волгоград;
6) предложить перспективные направления социальной работы с молодежью.
В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования информации, содержащейся в работе, при дальнейшем изучении темы.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные данные для практической деятельности муниципального образования в работе с молодёжью, удовлетворяющей потребности молодых людей.
В качестве эмпирической базы исследования были использованы статистические данные проводимой в городе Волгоград молодежной политики.
Научная новизна исследования заключается в проведенном впервые комплексном исследовании социальной работы с молодежью в городе Волгоград в условиях молодежного центра.
Положения, выносимые на защиту:
1. Молодежь – это поколение людей, усвоивших образовательные, культурные функции, ее особенность заключается в возрастных характеристиках и социальном положении. Данная группа имеет сходные черты образа жизни и массового сознания, место и функции в социальной структуре общества. Является переходным поколением и преемником опыта предшествующего поколения, но при этом всегда вносит новое.
2. Развитие технологического подхода в социальной работе с молодежью происходит с помощью направлений: 1) разработка способов конструирования процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации; 2) выявление технологических характеристик процесса сопровождения молодежи: методов и принципов социальной работы с молодежью, этапов социального сопровождения, разработка рекомендаций для практиков социальной работы с молодежью; 3) предварительное проектирование процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации и воспроизводимость этого проекта.
3. В Волгограде имеется ряд серьезных проблем в сфере молодежной политики, среди которых можно выделить следующие:
– вновь появляющаяся тенденция к росту преступности среди молодежи;
– частичное несоответствие инфраструктуры муниципальных учреждений по реализации молодежной политики на территории Волгограда, их ресурсного обеспечения современным требованиям;
– сохранение контингента, занимающегося в секциях и молодежных объединениях на базе подростково-молодежных клубов и центров;
– отток молодежи в московский регион и, как следствие, снижение количества высококвалифицированных кадров.
4. В качестве перспективных направлений социальной работы с молодежью автором предложен опыт реализации инновационных технологий социальной работы с молодежью в Москве.
Успешные результаты работы с молодежью достигаются благодаря сочетанию моделей поведения, установок и методов. Основными направлениями качественной работы с молодежью являются: установление доверительных отношений между молодежным работником и молодым человеком; проведение активной разъяснительной работы с молодежью, нуждающейся в помощи и поддержке; гибкость, доступность и адаптация к потребностям молодежи; возможность обучения молодежи, постановка её целей и признание достижений; создание безопасной благоприятной среды, позволяющей молодым людям переживать стрессовые ситуации и анализировать свои ошибки со своими сверстниками в благоприятной и комфортной обстановке; обеспечение автономией молодых людей, которая будет способствовать их личностному развитию.
Социальная работа осуществляется целым рядом организаций. Некоторые из них работают с молодежью в целом, в то время как другие организации имеют различные узконаправленные целевые группы. Одна организация может заниматься целым рядом мероприятий по работе с молодежью и работать с различными целями в зависимости от типа молодых людей. В целом, на основе обзора исследований, были определены следующие наиболее эффективные методы социальной работы с молодежью:
- создание молодежных клубов / клубов по интересам, открытых для всех по вечерам, в выходные и праздничные дни. Эта форма организации работы с молодежью хорошо зарекомендовала себя и используется многими европейскими странами;
- организация работы с молодежью, обеспечивающей дополнительную специализированную поддержку в рамках существующей (формальной) службы или учреждения, например, на базе школ, библиотек, больниц, университетов и колледжей. Деятельность в школьной среде может включать наставничество и консультирование; самостоятельную работу в коридорах, общих комнатах и игровых зонах; работу со школьными газетами или школьными советами и форумами; создание клубов помощи по выполнению домашних заданий и освоению сложных тем; внутришкольные праздники и ярмарки; работу с молодыми людьми, испытывающими трудности в учебе, а также работу школьного психолога;
- проведение информационно-пропагандистская, специализированной работы с молодежью, так называемой «уличной» работы, которая сосредоточена на необходимости привлечения «труднодоступных» слоев населения. Она включает в себя прогулки молодых работников по улицам и посещение мест, популярных среди местной молодежи, предоставление мобильных услуг и/или проведение домашних визитов с целью вербовки молодых людей для участия в молодежных мероприятиях или оказания поддержки на местах. В ряде европейских стран наблюдается рост такого рода молодежной работы в рамках более широкого перехода от более долгосрочных, зональных проектов к краткосрочной работе с конкретными группами высокого риска или по конкретным проблемам в результате признания того факта, что основные услуги не доходят до многих из этих молодых людей. Информационно-пропагандистская работа также все чаще проводится в интернете, а не на улицах. Информационно-пропагандистская работа также может быть реализована в упомянутых молодежных клубах. Такая работа с молодежью может также включать развивающие ознакомительные кампании, проводимые либо государственным сектором, заинтересованными организациями, либо самими молодыми людьми. Обеспечение молодежной работы также зависит от степени вовлеченности взрослых, которая может варьироваться от в основном управляемой взрослыми молодежной работы (особенно для самых молодых) до полностью самостоятельной молодежной работы, осуществляемой самими молодыми людьми (как правило, молодыми взрослыми).
Молодежь является будущим нашего общества и государства и от того, какими качествами она обладает, какие цели преследует и на что ориентируется в принятии решений зависит наше дальнейшее развитие. Эффективная интеграция проблемной молодежи в социум, а также своевременная профилактика и реагирование на возникающие проблемы в молодежной среде являются залогом успешного функционирования социальных институтов. Социальная работа с молодежью является одним из наиболее приоритетных направлений развития, поскольку именно социальные работники занимаются непосредственным близким общением с дискриминируемыми и уязвимыми группами населения, содействует переменам во взаимодействии индивида и общества. Права человека и социальная справедливость являются фундаментальными принципами социальной работы. Поэтому разработка новых стратегий, методов и технологий социальной работы с молодежью является важным направлением современности.
Социальная работа осуществляется целым рядом организаций. Некоторые из них работают с молодежью в целом, в то время как другие организации имеют различные узконаправленные целевые группы. Одна организация может заниматься целым рядом мероприятий по работе с молодежью и работать с различными целями в зависимости от типа молодых людей. В целом, на основе обзора исследований, были определены следующие наиболее эффективные методы социальной работы с молодежью:
- создание молодежных клубов / клубов по интересам, открытых для всех по вечерам, в выходные и праздничные дни. Эта форма организации работы с молодежью хорошо зарекомендовала себя и используется многими европейскими странами;
- организация работы с молодежью, обеспечивающей дополнительную специализированную поддержку в рамках существующей (формальной) службы или учреждения, например, на базе школ, библиотек, больниц, университетов и колледжей. Деятельность в школьной среде может включать наставничество и консультирование; самостоятельную работу в коридорах, общих комнатах и игровых зонах; работу со школьными газетами или школьными советами и форумами; создание клубов помощи по выполнению домашних заданий и освоению сложных тем; внутришкольные праздники и ярмарки; работу с молодыми людьми, испытывающими трудности в учебе, а также работу школьного психолога;
- проведение информационно-пропагандистская, специализированной работы с молодежью, так называемой «уличной» работы, которая сосредоточена на необходимости привлечения «труднодоступных» слоев населения. Она включает в себя прогулки молодых работников по улицам и посещение мест, популярных среди местной молодежи, предоставление мобильных услуг и/или проведение домашних визитов с целью вербовки молодых людей для участия в молодежных мероприятиях или оказания поддержки на местах. В ряде европейских стран наблюдается рост такого рода молодежной работы в рамках более широкого перехода от более долгосрочных, зональных проектов к краткосрочной работе с конкретными группами высокого риска или по конкретным проблемам в результате признания того факта, что основные услуги не доходят до многих из этих молодых людей. Информационно-пропагандистская работа также все чаще проводится в интернете, а не на улицах. Информационно-пропагандистская работа также может быть реализована в упомянутых молодежных клубах. Такая работа с молодежью может также включать развивающие ознакомительные кампании, проводимые либо государственным сектором, заинтересованными организациями, либо самими молодыми людьми. Обеспечение молодежной работы также зависит от степени вовлеченности взрослых, которая может варьироваться от в основном управляемой взрослыми молодежной работы (особенно для самых молодых) до полностью самостоятельной молодежной работы, осуществляемой самими молодыми людьми (как правило, молодыми взрослыми).
Молодежь является будущим нашего общества и государства и от того, какими качествами она обладает, какие цели преследует и на что ориентируется в принятии решений зависит наше дальнейшее развитие. Эффективная интеграция проблемной молодежи в социум, а также своевременная профилактика и реагирование на возникающие проблемы в молодежной среде являются залогом успешного функционирования социальных институтов. Социальная работа с молодежью является одним из наиболее приоритетных направлений развития, поскольку именно социальные работники занимаются непосредственным близким общением с дискриминируемыми и уязвимыми группами населения, содействует переменам во взаимодействии индивида и общества. Права человека и социальная справедливость являются фундаментальными принципами социальной работы. Поэтому разработка новых стратегий, методов и технологий социальной работы с молодежью является важным направлением современности.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МЕТЕРИАЛАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ Г. АСИНО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ШЕБЕКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
(НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Социальная зрелость и инфантилизм современной молодежи (на примере Санкт-Петербурга)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ
ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПРИМЕРЕ МИНИ-ФУТБОЛА
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОГО ИСПАНСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (на примере университетской лекции)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование инновационного менеджмента в организации сферы услуг (на примере АО «Камский индустриальный парк «Мастер»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017



