Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа с молодежью на примере города Волгоград

Работа №78085

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы51
Год сдачи2020
Стоимость6800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
437
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных технологий работы с молодежью……………………………………………………………...8
1.1. Российская молодежь: как социальная группа……………………………..8
1.2. Организация социальной работы в молодежных центрах………………..13
1.3. Классификация технологий социальной работы с молодежью………….18
Глава 2. Особенности социальной работы с молодежью на примере города Волгоград………………………………………………………………………...24
2.1. Реализация молодежной политики города Волгоград: общая характеристика…………………………………………………………………...24
2.2. Деятельность молодежных центров города Волгоград…………………..35
2.3. Перспективные направления социальной работы с молодежью………...38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...45


Актуальность исследования. Рост значимости социальной работы с молодежью в большинстве стран мира можно объяснить рядом факторов, связанных со все более сложными переходными процессами, с которыми сталкивается молодежь повсеместно, например, безработица среди молодежи и ее бездеятельность являются одной из наиболее важных причин, а также потребность в улучшении качества жизни молодых людей, включая их благосостояние и социальную интеграцию. Работа с молодежью играет значительную роль в обеспечении молодых людей навыками, необходимыми как на рынке труда, так и в сфере образования, а также для их собственного личностного развития и благополучия.
Организации по работе с молодежью, равно как и персонально социальные работники, несут в себе функцию механизма, направленного на улучшение качества жизни общества и его благосостояния в целом, поскольку именно от благополучия и социального ориентирования нынешнего молодого населения зависит дальнейшее развитие социальных институтов и мира в целом. Молодежь считается будущей основой государства, поскольку определяет его будущее развитие, однако из-за изменений в социальных институтах, последствий индустриализации, урбанизации и экологических факторов, молодежь в настоящее время сталкивается с постоянными и периодически возникающими социальными проблемами, в частности: проблемы со здоровьем, безработица, различные зависимости, бездомность и другие. Социальные работники призваны осуществлять поддержку в решении этих проблем, направляя свои усилия на создание условий, улучшающих качество жизни молодежи, удовлетворяющих её основных потребностей, улучшающих отношений между социальными группами.
В последнее десятилетие сектор работы с молодежью продолжает развиваться и приобретает все большее значение в политической повестке дня на уровне многих стран мира. Сами организации по работе с молодежью также адаптируются к меняющимся потребностям и условиям жизни молодых людей. Существует ряд ключевых тенденций, которые были выделены на основе исследованных статей, докладов стран и тематических исследований, имеющих последствия как для политики, так и для практики. Сочетание растущего спроса на деятельность по работе с молодежью, растущих ожиданий от работы с молодежью для достижения качественных результатов приводит к тому, что организации, занимающиеся социальной работой с молодежью, должны найти баланс между выполнением приоритетов, установленных в политике и механизмах финансирования, с постоянно растущей тенденцией к тому, чтобы практика работы с молодежью была в большей степени ориентирована на целевую группу, реагированием на индивидуальные потребности и интересы молодых людей, сохраняя при этом основные принципы, лежащие в основе практики работы с молодежью.
Успешные результаты работы с молодежью достигаются благодаря сочетанию моделей поведения, установок и методов. Основными направлениями качественной работы с молодежью являются: установление доверительных отношений между молодежным работником и молодым человеком; проведение активной разъяснительной работы с молодежью, нуждающейся в помощи и поддержке; гибкость, доступность и адаптация к потребностям молодежи; возможность обучения молодежи, постановка её целей и признание достижений; создание безопасной благоприятной среды, позволяющей молодым людям переживать стрессовые ситуации и анализировать свои ошибки со своими сверстниками в благоприятной и комфортной обстановке; обеспечение автономией молодых людей, которая будет способствовать их личностному развитию. Организации по социальной работе с молодежью, волонтеры и иные лица, которые работают в сфере социальной поддержки, должны найти правильный баланс между поддержкой и самостоятельностью молодых людей. Молодые люди извлекают выгоду из такого сочетания благоприятных и безопасных пространств, а также автономии для создания среды, способствующей их собственному личностному развитию.
Степень разработанности проблемы исследования. В работе использованы научные труды следующих авторов Белый О.И., Бохан А.Е., Зеленин А.А., Мкртчян Н.В., Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. и др.
Объект исследования - молодежная политика в городе Волгоград.
Предмет исследования: технологии социальной работы с молодежью города Волгоград в условиях молодежного центра.
Целью исследования является изучение состояния социальной работы с молодежью города Волгоград в условиях молодежного центра.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть российскую молодежь как социальную группу;
2) проанализировать организацию социальной работы в молодежных центрах;
3) рассмотреть классификацию технологий социальной работы с молодежью;
4) охарактеризовать молодежную политику города Волгоград;
5) проанализировать деятельность молодежных центров города Волгоград;
6) предложить перспективные направления социальной работы с молодежью.
В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования информации, содержащейся в работе, при дальнейшем изучении темы.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные данные для практической деятельности муниципального образования в работе с молодёжью, удовлетворяющей потребности молодых людей.
В качестве эмпирической базы исследования были использованы статистические данные проводимой в городе Волгоград молодежной политики.
Научная новизна исследования заключается в проведенном впервые комплексном исследовании социальной работы с молодежью в городе Волгоград в условиях молодежного центра.
Положения, выносимые на защиту:
1. Молодежь – это поколение людей, усвоивших образовательные, культурные функции, ее особенность заключается в возрастных характеристиках и социальном положении. Данная группа имеет сходные черты образа жизни и массового сознания, место и функции в социальной структуре общества. Является переходным поколением и преемником опыта предшествующего поколения, но при этом всегда вносит новое.
2. Развитие технологического подхода в социальной работе с молодежью происходит с помощью направлений: 1) разработка способов конструирования процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации; 2) выявление технологических характеристик процесса сопровождения молодежи: методов и принципов социальной работы с молодежью, этапов социального сопровождения, разработка рекомендаций для практиков социальной работы с молодежью; 3) предварительное проектирование процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации и воспроизводимость этого проекта.
3. В Волгограде имеется ряд серьезных проблем в сфере молодежной политики, среди которых можно выделить следующие:
– вновь появляющаяся тенденция к росту преступности среди молодежи;
– частичное несоответствие инфраструктуры муниципальных учреждений по реализации молодежной политики на территории Волгограда, их ресурсного обеспечения современным требованиям;
– сохранение контингента, занимающегося в секциях и молодежных объединениях на базе подростково-молодежных клубов и центров;
– отток молодежи в московский регион и, как следствие, снижение количества высококвалифицированных кадров.
4. В качестве перспективных направлений социальной работы с молодежью автором предложен опыт реализации инновационных технологий социальной работы с молодежью в Москве.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Успешные результаты работы с молодежью достигаются благодаря сочетанию моделей поведения, установок и методов. Основными направлениями качественной работы с молодежью являются: установление доверительных отношений между молодежным работником и молодым человеком; проведение активной разъяснительной работы с молодежью, нуждающейся в помощи и поддержке; гибкость, доступность и адаптация к потребностям молодежи; возможность обучения молодежи, постановка её целей и признание достижений; создание безопасной благоприятной среды, позволяющей молодым людям переживать стрессовые ситуации и анализировать свои ошибки со своими сверстниками в благоприятной и комфортной обстановке; обеспечение автономией молодых людей, которая будет способствовать их личностному развитию.
Социальная работа осуществляется целым рядом организаций. Некоторые из них работают с молодежью в целом, в то время как другие организации имеют различные узконаправленные целевые группы. Одна организация может заниматься целым рядом мероприятий по работе с молодежью и работать с различными целями в зависимости от типа молодых людей. В целом, на основе обзора исследований, были определены следующие наиболее эффективные методы социальной работы с молодежью:
- создание молодежных клубов / клубов по интересам, открытых для всех по вечерам, в выходные и праздничные дни. Эта форма организации работы с молодежью хорошо зарекомендовала себя и используется многими европейскими странами;
- организация работы с молодежью, обеспечивающей дополнительную специализированную поддержку в рамках существующей (формальной) службы или учреждения, например, на базе школ, библиотек, больниц, университетов и колледжей. Деятельность в школьной среде может включать наставничество и консультирование; самостоятельную работу в коридорах, общих комнатах и игровых зонах; работу со школьными газетами или школьными советами и форумами; создание клубов помощи по выполнению домашних заданий и освоению сложных тем; внутришкольные праздники и ярмарки; работу с молодыми людьми, испытывающими трудности в учебе, а также работу школьного психолога;
- проведение информационно-пропагандистская, специализированной работы с молодежью, так называемой «уличной» работы, которая сосредоточена на необходимости привлечения «труднодоступных» слоев населения. Она включает в себя прогулки молодых работников по улицам и посещение мест, популярных среди местной молодежи, предоставление мобильных услуг и/или проведение домашних визитов с целью вербовки молодых людей для участия в молодежных мероприятиях или оказания поддержки на местах. В ряде европейских стран наблюдается рост такого рода молодежной работы в рамках более широкого перехода от более долгосрочных, зональных проектов к краткосрочной работе с конкретными группами высокого риска или по конкретным проблемам в результате признания того факта, что основные услуги не доходят до многих из этих молодых людей. Информационно-пропагандистская работа также все чаще проводится в интернете, а не на улицах. Информационно-пропагандистская работа также может быть реализована в упомянутых молодежных клубах. Такая работа с молодежью может также включать развивающие ознакомительные кампании, проводимые либо государственным сектором, заинтересованными организациями, либо самими молодыми людьми. Обеспечение молодежной работы также зависит от степени вовлеченности взрослых, которая может варьироваться от в основном управляемой взрослыми молодежной работы (особенно для самых молодых) до полностью самостоятельной молодежной работы, осуществляемой самими молодыми людьми (как правило, молодыми взрослыми).
Молодежь является будущим нашего общества и государства и от того, какими качествами она обладает, какие цели преследует и на что ориентируется в принятии решений зависит наше дальнейшее развитие. Эффективная интеграция проблемной молодежи в социум, а также своевременная профилактика и реагирование на возникающие проблемы в молодежной среде являются залогом успешного функционирования социальных институтов. Социальная работа с молодежью является одним из наиболее приоритетных направлений развития, поскольку именно социальные работники занимаются непосредственным близким общением с дискриминируемыми и уязвимыми группами населения, содействует переменам во взаимодействии индивида и общества. Права человека и социальная справедливость являются фундаментальными принципами социальной работы. Поэтому разработка новых стратегий, методов и технологий социальной работы с молодежью является важным направлением современности.



1. Постановление администрации Волгограда от 29.12.2018 № 1879 (ред. от 26.11.2020) // «Об утверждении муниципальной программы «Реализация молодежной политики на территории Волгограда» // «Городские вести. Царицын – Сталинград – Волгоград», – 02.02.2019. – № 11. С. 7 – 9.
2. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. – М: 2019. 264 с.
3. Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. – М: Проспект, 2017. – 238 с.
4. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. – 184 с.
5. Байков А.А., Лукьянец А.С., Письменная Е.Е., Ростовская Т.К., Рязанцев С.В. Эмиграция молодежи из России: масштабы, каналы, последствия // Социологические исследования. – 2018. – № 11. С. 75–84.
6. Белый О.И. Определение понятия «молодежь» // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12 – с. 156-158.
7. Бохан А.Е. Особенности социализации современной молодежи в российском обществе // Науковедение. 2012. № 2. – С. 1-5.
8. Бочарова В.Г. Современные приоритеты научных исследований в отечественной социальной педагогике // Социальная педагогика в России.– 2014. – № 5. – С. 3–11.
9. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне // Науковедение. 2014. Выпуск 3 – С. 1-9.
10. Великанова Е.В. Мотивационные составляющие участников волонтерского/добровольческого движения // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2012. № 8 (112). С. 172–179.
11. Веричева О.Н. Теоретико-методологические аспекты инновационных технологий в социальной работе с молодежью / О.Н. Веричева // Технологии социальной работы с молодежью: материалы III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием (Кострома, 23–27 октября 2015 г.) / сост. О.Н. Веричева; науч. ред. Н.Ф. Басов. – Кострома: КГУ, 2015. – С. 10–16.
12. Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сборник. Волгоград: Волгоградстат, 2019. – 311 С.
13. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социальная работа по решению проблем самовольных уходов несовершеннолетних из семей: технологический подход // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т. 9. – № 9. – С. 139–147.
14. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : науч. монография / под общ. ред. Вал. А. Лукова. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013 – 718 с.
15. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2019. 428 с.
16. Гусев А.Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. – М: Проспект. 2020. 112 с.
17. Гусев Н.Н., Огнева М.В. Проблемы включения молодых людей в систему социальной стратификации российского общества // Социально-гуманитарное обозрение. – 2018. – № 1. – С. 65–69.
18. Дивеева Н.И., Доброхотова Е.Н., Захаров А.А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. – М: Юрайт, 2017. – 384 с.
19. Дружинина А.А. Инновационный опыт решения проблем формирования навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов. – 2015. – Вып. 9 (149). – С. 50–56.
20. Задонская И. А. Влияние молодежной политики на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи. // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 1. – С. 111 – 116.
21. Захарова Н.А., Горшков А.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. 170 с.
22. Зеленин А.А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. Нижний Новгород. 2009 – 58 с.
23. Зернов Д.В. Социальное самочувствие населения в пространстве родного города // Социальные преобразования и социальные проблемы. Нижний Новгород: Издательство НИСОЦ. 2015. Вып. 15. С. 16–37.
24. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. – М.: Мысль, 2007. – 214 с.
25. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М., 2001. – 647 с.
26. Иудин А.А., Подольская Т.О. Многообразие факторов профессионального выбора молодежи // Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Вып. 17). – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, – 2017. С. 43–51.
27. Иудин А.А., Ситникова И.В. Современное студенчество: становление образа профессионального будущего // Социология образования. – 2018. – № 3. – С. 89–103.
28. Иудин А.А., Ситникова И.В. Студенческая молодежь: проблемы и стратегии трудоустройства // I чтения памяти В.Т. Лисовского: сборник научных трудов / Под редакцией Т.К. Ростовской, Т.Э. Петровой. – М.: Перспектива, – 2017. – С. 152–158.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. заведений. Изд. 2-е, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, – 176 с.
30. Комкова Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
31. Комкова Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для СПО. – М: Юрайт, 2019. 188 с.
32. Кондратьева Я.В. Проблемы социальной работы с молодежью. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2011 – 278 с.
33. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. – М: КноРус, 2019. 240 с.
34. Кризис в сфере занятости молодежи: Время действовать // Международная конференция труда, 101-я сессия, 2012 г. Пятый пункт повестки дня Международное бюро труда. Женева. 2012 – 132 с.
35. Крикунова А. Молодежная политика в современной России: понятие, субъекты, факторы формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 101 – С. 278-283.
36. Мкртчян Н.В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 1. С. 225– 242.
37. Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности: коллект. моногр. / сост. и науч. ред. Е.Л. Омельченко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 502 с.
38. Молодежь: актуальные социальные практики: монография / Б.И. Бедный, Г.Л. Воронин, В.П. Козырьков [и др.]; Под науч. ред. Т.Э. Петровой. – Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2020. – 250 с.
39. Одинцов А.В., Шипицин А.И., Марченко А.Ю. Центростремительная миграция молодежи из Российской провинции: причины и тенденции (на примере Волгоградской области) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 3 (157). – С. 335 – 354.
40. Орлова Ю.В. Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т 5. № 4. С. 110–114.
41. Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. Молодежная политика как фактор развития социальной активности молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34 – с. 28-33.
42. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2020 г.и в среднем за 2019 г.// Федеральная служба государственной статистики. 2020. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Popul2020.xls (дата обращения: 04.02.2021).
43. Паршина В.В. Молодежь как особая социально-демографическая группа в социальной структуре общества // актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, – 2015. – №10-5. – С.114-117.
44. Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий. – М.: ИКАР, 2018. – 320 с
45. Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 81–88.
46. Педагогика и психология современного образования: Теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» [5–6 марта 2020 г.] / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. – Ч. 1. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. – 307 с.
47. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. — М: Юрайт, 2019. 406 с.
48. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, – 2010. – №1. – С. 127-133.
49. Симонян Р.Х. Миграционные настроения российской молодежи: региональный аспект // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 6. С. 313—326.
50. Социальная работа в современном российском обществе: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2020. – 213 с.
51. Социально-экономическое положение Волгоградской области в январе 2019 года: доклад. Волгоград : Волгоградстат, 2019. – 205 с.
52. Степанищенко О.В. Актуальные проблемы формирования молодежной политики в Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ. 2012. №84(10) – с. 1-11.
53. Степанищенко О.В. Исследование молодежи как особой социальной группы в социально-гуманитарных науках // Научный журнал КубГАУ. 2011. №73 (09) – с. 1-14.
54. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. 430 с.
55. Технологии социальной работы с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2018. − 392 с.
56. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1998, – 511 с.
57. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
58. Уман А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: учеб. пособие / А.И. Уман. − Орел: ОГПИ, 1993. – 128 с.
59. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: МПА, 2015. – 368 с.
60. Хасуев А.Э. Социально-философский анализ понятий молодежь и молодость // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 – с. 1574-1578.
61. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие. – М.: Наука, 1992. – 121 с.
62. Шарапова Н.С. Социально-культурные условия формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодёжи средствами игровых технологий: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Н.С. Шарапова. - Тамбов, 2015. - 25 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ