Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных технологий работы с молодежью……………………………………………………………...8
1.1. Российская молодежь: как социальная группа……………………………..8
1.2. Организация социальной работы в молодежных центрах………………..13
1.3. Классификация технологий социальной работы с молодежью………….18
Глава 2. Особенности социальной работы с молодежью на примере города Волгоград………………………………………………………………………...24
2.1. Реализация молодежной политики города Волгоград: общая характеристика…………………………………………………………………...24
2.2. Деятельность молодежных центров города Волгоград…………………..35
2.3. Перспективные направления социальной работы с молодежью………...38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...45
Актуальность исследования. Рост значимости социальной работы с молодежью в большинстве стран мира можно объяснить рядом факторов, связанных со все более сложными переходными процессами, с которыми сталкивается молодежь повсеместно, например, безработица среди молодежи и ее бездеятельность являются одной из наиболее важных причин, а также потребность в улучшении качества жизни молодых людей, включая их благосостояние и социальную интеграцию. Работа с молодежью играет значительную роль в обеспечении молодых людей навыками, необходимыми как на рынке труда, так и в сфере образования, а также для их собственного личностного развития и благополучия.
Организации по работе с молодежью, равно как и персонально социальные работники, несут в себе функцию механизма, направленного на улучшение качества жизни общества и его благосостояния в целом, поскольку именно от благополучия и социального ориентирования нынешнего молодого населения зависит дальнейшее развитие социальных институтов и мира в целом. Молодежь считается будущей основой государства, поскольку определяет его будущее развитие, однако из-за изменений в социальных институтах, последствий индустриализации, урбанизации и экологических факторов, молодежь в настоящее время сталкивается с постоянными и периодически возникающими социальными проблемами, в частности: проблемы со здоровьем, безработица, различные зависимости, бездомность и другие. Социальные работники призваны осуществлять поддержку в решении этих проблем, направляя свои усилия на создание условий, улучшающих качество жизни молодежи, удовлетворяющих её основных потребностей, улучшающих отношений между социальными группами.
В последнее десятилетие сектор работы с молодежью продолжает развиваться и приобретает все большее значение в политической повестке дня на уровне многих стран мира. Сами организации по работе с молодежью также адаптируются к меняющимся потребностям и условиям жизни молодых людей. Существует ряд ключевых тенденций, которые были выделены на основе исследованных статей, докладов стран и тематических исследований, имеющих последствия как для политики, так и для практики. Сочетание растущего спроса на деятельность по работе с молодежью, растущих ожиданий от работы с молодежью для достижения качественных результатов приводит к тому, что организации, занимающиеся социальной работой с молодежью, должны найти баланс между выполнением приоритетов, установленных в политике и механизмах финансирования, с постоянно растущей тенденцией к тому, чтобы практика работы с молодежью была в большей степени ориентирована на целевую группу, реагированием на индивидуальные потребности и интересы молодых людей, сохраняя при этом основные принципы, лежащие в основе практики работы с молодежью.
Успешные результаты работы с молодежью достигаются благодаря сочетанию моделей поведения, установок и методов. Основными направлениями качественной работы с молодежью являются: установление доверительных отношений между молодежным работником и молодым человеком; проведение активной разъяснительной работы с молодежью, нуждающейся в помощи и поддержке; гибкость, доступность и адаптация к потребностям молодежи; возможность обучения молодежи, постановка её целей и признание достижений; создание безопасной благоприятной среды, позволяющей молодым людям переживать стрессовые ситуации и анализировать свои ошибки со своими сверстниками в благоприятной и комфортной обстановке; обеспечение автономией молодых людей, которая будет способствовать их личностному развитию. Организации по социальной работе с молодежью, волонтеры и иные лица, которые работают в сфере социальной поддержки, должны найти правильный баланс между поддержкой и самостоятельностью молодых людей. Молодые люди извлекают выгоду из такого сочетания благоприятных и безопасных пространств, а также автономии для создания среды, способствующей их собственному личностному развитию.
Степень разработанности проблемы исследования. В работе использованы научные труды следующих авторов Белый О.И., Бохан А.Е., Зеленин А.А., Мкртчян Н.В., Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. и др.
Объект исследования - молодежная политика в городе Волгоград.
Предмет исследования: технологии социальной работы с молодежью города Волгоград в условиях молодежного центра.
Целью исследования является изучение состояния социальной работы с молодежью города Волгоград в условиях молодежного центра.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть российскую молодежь как социальную группу;
2) проанализировать организацию социальной работы в молодежных центрах;
3) рассмотреть классификацию технологий социальной работы с молодежью;
4) охарактеризовать молодежную политику города Волгоград;
5) проанализировать деятельность молодежных центров города Волгоград;
6) предложить перспективные направления социальной работы с молодежью.
В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования информации, содержащейся в работе, при дальнейшем изучении темы.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные данные для практической деятельности муниципального образования в работе с молодёжью, удовлетворяющей потребности молодых людей.
В качестве эмпирической базы исследования были использованы статистические данные проводимой в городе Волгоград молодежной политики.
Научная новизна исследования заключается в проведенном впервые комплексном исследовании социальной работы с молодежью в городе Волгоград в условиях молодежного центра.
Положения, выносимые на защиту:
1. Молодежь – это поколение людей, усвоивших образовательные, культурные функции, ее особенность заключается в возрастных характеристиках и социальном положении. Данная группа имеет сходные черты образа жизни и массового сознания, место и функции в социальной структуре общества. Является переходным поколением и преемником опыта предшествующего поколения, но при этом всегда вносит новое.
2. Развитие технологического подхода в социальной работе с молодежью происходит с помощью направлений: 1) разработка способов конструирования процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации; 2) выявление технологических характеристик процесса сопровождения молодежи: методов и принципов социальной работы с молодежью, этапов социального сопровождения, разработка рекомендаций для практиков социальной работы с молодежью; 3) предварительное проектирование процесса сопровождения молодого человека для его успешной социализации и воспроизводимость этого проекта.
3. В Волгограде имеется ряд серьезных проблем в сфере молодежной политики, среди которых можно выделить следующие:
– вновь появляющаяся тенденция к росту преступности среди молодежи;
– частичное несоответствие инфраструктуры муниципальных учреждений по реализации молодежной политики на территории Волгограда, их ресурсного обеспечения современным требованиям;
– сохранение контингента, занимающегося в секциях и молодежных объединениях на базе подростково-молодежных клубов и центров;
– отток молодежи в московский регион и, как следствие, снижение количества высококвалифицированных кадров.
4. В качестве перспективных направлений социальной работы с молодежью автором предложен опыт реализации инновационных технологий социальной работы с молодежью в Москве.
Успешные результаты работы с молодежью достигаются благодаря сочетанию моделей поведения, установок и методов. Основными направлениями качественной работы с молодежью являются: установление доверительных отношений между молодежным работником и молодым человеком; проведение активной разъяснительной работы с молодежью, нуждающейся в помощи и поддержке; гибкость, доступность и адаптация к потребностям молодежи; возможность обучения молодежи, постановка её целей и признание достижений; создание безопасной благоприятной среды, позволяющей молодым людям переживать стрессовые ситуации и анализировать свои ошибки со своими сверстниками в благоприятной и комфортной обстановке; обеспечение автономией молодых людей, которая будет способствовать их личностному развитию.
Социальная работа осуществляется целым рядом организаций. Некоторые из них работают с молодежью в целом, в то время как другие организации имеют различные узконаправленные целевые группы. Одна организация может заниматься целым рядом мероприятий по работе с молодежью и работать с различными целями в зависимости от типа молодых людей. В целом, на основе обзора исследований, были определены следующие наиболее эффективные методы социальной работы с молодежью:
- создание молодежных клубов / клубов по интересам, открытых для всех по вечерам, в выходные и праздничные дни. Эта форма организации работы с молодежью хорошо зарекомендовала себя и используется многими европейскими странами;
- организация работы с молодежью, обеспечивающей дополнительную специализированную поддержку в рамках существующей (формальной) службы или учреждения, например, на базе школ, библиотек, больниц, университетов и колледжей. Деятельность в школьной среде может включать наставничество и консультирование; самостоятельную работу в коридорах, общих комнатах и игровых зонах; работу со школьными газетами или школьными советами и форумами; создание клубов помощи по выполнению домашних заданий и освоению сложных тем; внутришкольные праздники и ярмарки; работу с молодыми людьми, испытывающими трудности в учебе, а также работу школьного психолога;
- проведение информационно-пропагандистская, специализированной работы с молодежью, так называемой «уличной» работы, которая сосредоточена на необходимости привлечения «труднодоступных» слоев населения. Она включает в себя прогулки молодых работников по улицам и посещение мест, популярных среди местной молодежи, предоставление мобильных услуг и/или проведение домашних визитов с целью вербовки молодых людей для участия в молодежных мероприятиях или оказания поддержки на местах. В ряде европейских стран наблюдается рост такого рода молодежной работы в рамках более широкого перехода от более долгосрочных, зональных проектов к краткосрочной работе с конкретными группами высокого риска или по конкретным проблемам в результате признания того факта, что основные услуги не доходят до многих из этих молодых людей. Информационно-пропагандистская работа также все чаще проводится в интернете, а не на улицах. Информационно-пропагандистская работа также может быть реализована в упомянутых молодежных клубах. Такая работа с молодежью может также включать развивающие ознакомительные кампании, проводимые либо государственным сектором, заинтересованными организациями, либо самими молодыми людьми. Обеспечение молодежной работы также зависит от степени вовлеченности взрослых, которая может варьироваться от в основном управляемой взрослыми молодежной работы (особенно для самых молодых) до полностью самостоятельной молодежной работы, осуществляемой самими молодыми людьми (как правило, молодыми взрослыми).
Молодежь является будущим нашего общества и государства и от того, какими качествами она обладает, какие цели преследует и на что ориентируется в принятии решений зависит наше дальнейшее развитие. Эффективная интеграция проблемной молодежи в социум, а также своевременная профилактика и реагирование на возникающие проблемы в молодежной среде являются залогом успешного функционирования социальных институтов. Социальная работа с молодежью является одним из наиболее приоритетных направлений развития, поскольку именно социальные работники занимаются непосредственным близким общением с дискриминируемыми и уязвимыми группами населения, содействует переменам во взаимодействии индивида и общества. Права человека и социальная справедливость являются фундаментальными принципами социальной работы. Поэтому разработка новых стратегий, методов и технологий социальной работы с молодежью является важным направлением современности.
1. Постановление администрации Волгограда от 29.12.2018 № 1879 (ред. от 26.11.2020) // «Об утверждении муниципальной программы «Реализация молодежной политики на территории Волгограда» // «Городские вести. Царицын – Сталинград – Волгоград», – 02.02.2019. – № 11. С. 7 – 9.
2. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. – М: 2019. 264 с.
3. Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. – М: Проспект, 2017. – 238 с.
4. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. – 184 с.
5. Байков А.А., Лукьянец А.С., Письменная Е.Е., Ростовская Т.К., Рязанцев С.В. Эмиграция молодежи из России: масштабы, каналы, последствия // Социологические исследования. – 2018. – № 11. С. 75–84.
6. Белый О.И. Определение понятия «молодежь» // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12 – с. 156-158.
7. Бохан А.Е. Особенности социализации современной молодежи в российском обществе // Науковедение. 2012. № 2. – С. 1-5.
8. Бочарова В.Г. Современные приоритеты научных исследований в отечественной социальной педагогике // Социальная педагогика в России.– 2014. – № 5. – С. 3–11.
9. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне // Науковедение. 2014. Выпуск 3 – С. 1-9.
10. Великанова Е.В. Мотивационные составляющие участников волонтерского/добровольческого движения // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2012. № 8 (112). С. 172–179.
11. Веричева О.Н. Теоретико-методологические аспекты инновационных технологий в социальной работе с молодежью / О.Н. Веричева // Технологии социальной работы с молодежью: материалы III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием (Кострома, 23–27 октября 2015 г.) / сост. О.Н. Веричева; науч. ред. Н.Ф. Басов. – Кострома: КГУ, 2015. – С. 10–16.
12. Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сборник. Волгоград: Волгоградстат, 2019. – 311 С.
13. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социальная работа по решению проблем самовольных уходов несовершеннолетних из семей: технологический подход // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т. 9. – № 9. – С. 139–147.
14. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : науч. монография / под общ. ред. Вал. А. Лукова. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013 – 718 с.
15. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2019. 428 с.
16. Гусев А.Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. – М: Проспект. 2020. 112 с.
17. Гусев Н.Н., Огнева М.В. Проблемы включения молодых людей в систему социальной стратификации российского общества // Социально-гуманитарное обозрение. – 2018. – № 1. – С. 65–69.
18. Дивеева Н.И., Доброхотова Е.Н., Захаров А.А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. – М: Юрайт, 2017. – 384 с.
19. Дружинина А.А. Инновационный опыт решения проблем формирования навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов. – 2015. – Вып. 9 (149). – С. 50–56.
20. Задонская И. А. Влияние молодежной политики на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи. // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 1. – С. 111 – 116.
21. Захарова Н.А., Горшков А.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. 170 с.
22. Зеленин А.А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. Нижний Новгород. 2009 – 58 с.
23. Зернов Д.В. Социальное самочувствие населения в пространстве родного города // Социальные преобразования и социальные проблемы. Нижний Новгород: Издательство НИСОЦ. 2015. Вып. 15. С. 16–37.
24. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. – М.: Мысль, 2007. – 214 с.
25. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М., 2001. – 647 с.
26. Иудин А.А., Подольская Т.О. Многообразие факторов профессионального выбора молодежи // Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Вып. 17). – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, – 2017. С. 43–51.
27. Иудин А.А., Ситникова И.В. Современное студенчество: становление образа профессионального будущего // Социология образования. – 2018. – № 3. – С. 89–103.
28. Иудин А.А., Ситникова И.В. Студенческая молодежь: проблемы и стратегии трудоустройства // I чтения памяти В.Т. Лисовского: сборник научных трудов / Под редакцией Т.К. Ростовской, Т.Э. Петровой. – М.: Перспектива, – 2017. – С. 152–158.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. заведений. Изд. 2-е, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, – 176 с.
30. Комкова Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
31. Комкова Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для СПО. – М: Юрайт, 2019. 188 с.
32. Кондратьева Я.В. Проблемы социальной работы с молодежью. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2011 – 278 с.
33. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. – М: КноРус, 2019. 240 с.
34. Кризис в сфере занятости молодежи: Время действовать // Международная конференция труда, 101-я сессия, 2012 г. Пятый пункт повестки дня Международное бюро труда. Женева. 2012 – 132 с.
35. Крикунова А. Молодежная политика в современной России: понятие, субъекты, факторы формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 101 – С. 278-283.
36. Мкртчян Н.В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 1. С. 225– 242.
37. Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности: коллект. моногр. / сост. и науч. ред. Е.Л. Омельченко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 502 с.
38. Молодежь: актуальные социальные практики: монография / Б.И. Бедный, Г.Л. Воронин, В.П. Козырьков [и др.]; Под науч. ред. Т.Э. Петровой. – Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2020. – 250 с.
39. Одинцов А.В., Шипицин А.И., Марченко А.Ю. Центростремительная миграция молодежи из Российской провинции: причины и тенденции (на примере Волгоградской области) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 3 (157). – С. 335 – 354.
40. Орлова Ю.В. Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т 5. № 4. С. 110–114.
41. Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. Молодежная политика как фактор развития социальной активности молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34 – с. 28-33.
42. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2020 г.и в среднем за 2019 г.// Федеральная служба государственной статистики. 2020. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Popul2020.xls (дата обращения: 04.02.2021).
43. Паршина В.В. Молодежь как особая социально-демографическая группа в социальной структуре общества // актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, – 2015. – №10-5. – С.114-117.
44. Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий. – М.: ИКАР, 2018. – 320 с
45. Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 81–88.
46. Педагогика и психология современного образования: Теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» [5–6 марта 2020 г.] / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. – Ч. 1. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. – 307 с.
47. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. — М: Юрайт, 2019. 406 с.
48. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, – 2010. – №1. – С. 127-133.
49. Симонян Р.Х. Миграционные настроения российской молодежи: региональный аспект // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 6. С. 313—326.
50. Социальная работа в современном российском обществе: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2020. – 213 с.
51. Социально-экономическое положение Волгоградской области в январе 2019 года: доклад. Волгоград : Волгоградстат, 2019. – 205 с.
52. Степанищенко О.В. Актуальные проблемы формирования молодежной политики в Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ. 2012. №84(10) – с. 1-11.
53. Степанищенко О.В. Исследование молодежи как особой социальной группы в социально-гуманитарных науках // Научный журнал КубГАУ. 2011. №73 (09) – с. 1-14.
54. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. 430 с.
55. Технологии социальной работы с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2018. − 392 с.
56. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1998, – 511 с.
57. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
58. Уман А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: учеб. пособие / А.И. Уман. − Орел: ОГПИ, 1993. – 128 с.
59. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: МПА, 2015. – 368 с.
60. Хасуев А.Э. Социально-философский анализ понятий молодежь и молодость // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 – с. 1574-1578.
61. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие. – М.: Наука, 1992. – 121 с.
62. Шарапова Н.С. Социально-культурные условия формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодёжи средствами игровых технологий: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Н.С. Шарапова. - Тамбов, 2015. - 25 с.