ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Экологические представления как элемент экологической культуры младших школьников 6
1.2. Средства формирования экологических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 24
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию экологических представлений у младших школьников 24
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию экологических представлений у младших школьников 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Экологические представления у учащихся младших классов формируются, прежде всего, на уроках окружающего мира. Экологическое воспитание объединяет экологическое сознание и экологическое поведение. При этом экологическое поведение вырабатывается как результат отдельных поступков и отношения к ним, под влиянием мотивов и целей личности. Особенное внимание во время обучения в начальной школе необходимо уделять становлению именно экологического сознания, в связи с тем, что экологическое поведение вырабатывается преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности.
Важно отметить, что процесс становления и развития экологически грамотных взаимоотношений школьников с окружающей средой имеет многоэтапный и продолжительный характер.
При изучении процессов и явлений окружающего мира учащиеся знакомятся с компонентами природы (неживой и живой), изучают взаимосвязь среды, индивида и результатов его деятельности. В дальнейшем экологическая культура обучающихся формируется в процессе постижения особенностей природы России и родного края. Так постепенно ученики накапливают знания об окружающей среде, овладевают элементами научного мировоззрения, воспринимая целостность картины окружающего мира.
Для формирования экологических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира необходимо уделять время на проведение различных общеклассных занятий, игр, викторин (в учебное время и в рамках внеурочной деятельности). Полезными и интересными для детей будут так же познавательные прогулки, экскурсии, различные эко-спектакли и эко-праздники. Полезно проводить экологические минутки, повышающие познавательную активность детей и усвоение знаний, экологическую грамотность. На уроках окружающего мира можно использовать различные формы обучения: работа в парах, группах.
Важное значение на разных этапах процесса экологического образования приобретают приемы вовлечения учеников в практическую и проектно-исследовательскую деятельность по защите, уходу и улучшению окружающей среды, а так же пропаганде экологических знаний. В процессе этой деятельности происходит становление ответственности как черты личности. Также повышению интереса к урокам способствует включение в образовательный процесс современных средств и методов обучения. Это создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Проблемой формирования экологических представлений у младших школьников занимались такие авторы, как С.Д. Деребо, В.А. Ясвин [11], Н.В. Донских [13], А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева [15], Г.А. Комова [24], Л.П. Молодова [33], Т.В. Смирнова [44], и другие. Вопросы преподавания курса окружающий мир освещены в трудах З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой [21], А.В. Миронова [31, 32], Н. К. Павловской [37], М.С. Смирновой [43], Е.В. Чудиновой, Е. Н. Букваревой [47], и т.д.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы данный выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: проанализировать возможности формирования экологических представлений младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у младших школьников;
Предмет исследования: уроки окружающего мира как возможность формирования экологических представлений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать экологические представления как элемент экологической культуры школьников;
2. Раскрыть особенности формирования экологических представлений у младших школьников;
3. Рассмотреть средства формирования экологических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира;
4. Провести экспериментальную работу по формированию экологических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира;
5. Выявить результативность экспериментальной работы по формированию экологических представлений у младших школьников.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования), эмпирические (тест на выявление исходного уровня экологических представлений на основе методик Л. В. Моисеевой, Ю. А. Полещук [Л.В. Моисеева]), математические методы обработки данных.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологических представлений у младших школьников будет проходить более эффективно, если соблюдать следующие педагогические условия:
использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания;
применение дидактических игр экологического содержания.
Практическая значимость исследования: материал данной выпускной квалификационной работы может быть использован в практической деятельности учителей начальных классов на уроках окружающего мира.
База исследования – СОШ № 173 г. Новосибирска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Экологические представления – это информация об отношениях между растениями и животными и их средой обитания и адаптации к ней, о человеке как о части природы, об использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и т.д. [Миронов]. Что особенно важно для развития личности ученика, так это усвоение им представления о взаимоотношениях природы и человека. Овладение приемами реального взаимодействия с окружающей средой может обеспечить формирование у детей мировоззрения и личностного роста.
Таким образом, экологические представления представляют собой основу для формирования экологической культуры младших школьников. В результате дети начинают понимать, что природные объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, а мир вокруг них постоянно меняется.
Таким образом, урок как традиционная и основная форма учебно-воспитательного процесса, невзирая на строго регламентированную структуру, дает большие возможности для развития экологических представлений учащихся. Чем насыщеннее и увлекательнее материал, тем результативнее будет происходить овладение экологическими представлениями.
Соответственно, для повышения уровня сформированности экологических представлений у младших школьников педагогом должны быть учтены рассмотренные различные методы и средства экологического воспитания и использованы в соответствии с поставленными целями урока.
Во второй главе выпускной квалификационной работы была проведена экспериментальная работа по формированию экологических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира.
В экспериментальной работе приняли участие 20 младших школьников, обучающихся 2 класса СОШ № 173 г. Новосибирска, возраста 8-9 лет.
Для определения уровня сформированности экологических представлений у младших школьников можно использовать следующие методики: модифицированная анкета Л. В. Моисеевой, методика Ю. А. Полищук.
По результатам первоначального анкетирования по обеим методикам было выявлено, что показатели уровня сформированности экологической знаний об окружающем мире у большинства младших школьников на начальном этапе экспериментальной работы находятся на низком или среднем уровне.
С целью повышения уровня сформированности экологических представлений младших школьников был проведен формирующий эксперимент, в который входила деятельность по формированию экологических представлений младших школьников на уроках окружающего мира.
После проведения системы мероприятий нами было проведено повторное анкетирование, для того, чтобы поверить эффективность экспериментальной работы по формированию экологических представлений у младших школьников.
По результатам повторного проведения обеих методик выявлено, что показатели уровня сформированности экологической знаний об окружающем мире у большинства младших школьников значительно повысились.
Для подтверждения результативности проведенной экспериментальной работы проследим динамику результатов по обеим методикам.
Динамика результатов анкетирования младших школьников по методике Л.В. Моисеевой показала, что после проведенной экспериментальной работы число младших школьников со средним уровнем сформированности экологического отношения снизилось на 25%. Число младших школьников с высоким уровнем сформированности экологического отношения повысилось 55%. Низкий уровень сформированности экологического отношения по результатам экспериментальной работы не определен ни у одного младшего школьника.
Динамика результатов анкетирования младших школьников по методике Ю.А. Полещук показала, что что после проведенной экспериментальной работы число младших школьников со средним уровнем сформированности экологической культуры снизилось на 25%. Число младших школьников с высоким уровнем сформированности экологической культуры повысилось 50%. Низкий уровень сформированности экологической культуры по результатам экспериментальной работы также не определен ни у одного младшего школьника.
Полученные результаты показали результативность проведенной работы и подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале.
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – N 2. – Ст. 133.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – N 53 (часть I). – Ст. 7598.
3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения 24.01.2021)
4. Алексеев, С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л.В. Симонова // Начальная школа. – 2013. – №1. – С. 15-19.
5. Алексеева, Е.В. Формирование универсальных учебных действий средствами экологического образования школьников / Е.В. Алексеева // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность : Материалы 11 научно-практической конференции. – Н. Новгород : НГПУ, 2011. – С. 101-103.
6. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. ‒ Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУУПИ, 2000. ‒ 937 с.
7. Вахтеров, В.П. О новой педагогике / В.П. Вахтеров. – СПб: Лань, 2013. – 589 с.
8. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие / Е. В. Григорьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
9. Губарева, С.В. Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС / С.В. Губарева // Методист. – 2013. – № 5. – С. 63-65.
10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. 240 с.
11. Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. – Ростов-н/Д. : Феникс, 1996. – 480 с.
12. Добротин, Д. Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира / Д. Ю. Добротин // Начальная школа. – 2016. ‒ № 1. ‒ С. 32-37.
13. Донских, Н. В. Формирование эколого-краеведческих знаний у младших школьников : автореф. дисс. … к.п.н. / Н. В. Донских; Комс.-на-Амуре. гос. пед. ун-т. – Комсомольск-на-Амуре, 2005. – 27 с.
14. Ермакова, Д.С. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителей / Д.С. Ермакова, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 190 с.
15. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева. – М.: Педагогика, 2001. – 266 с.
16. Захлебный, А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Стандарты и мониторинг в образовании : научно-методический и информационный журнал. – 2008. – № 2. – С. 11-15.
17. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С. Иванова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 56 с.
18. Ивченкова, Г.Г. Окружающий мир 4 класс / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: Просвещение 2014. – 192 с.
19. Квасцова, Л.С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / К Л.С.васцова, Н.А. Фролова // Биология в школе. – 2004. – № 3. – 85 с.
20. Кевбрин, Б. Ф. Философия познания : учеб. пособие / Б. Ф. Кевбрин, Ф. А. Айзятов, О. В. Кукушкин. – Саранск: Изд. Саран. кооп. ин-та, 2011. – 60 с.
21. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. ‒ М.: Академия, 2013. ‒ 336 с.
22. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. ‒ М.: Академия, 2000. ‒ 176 с.
23. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степонян. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
24. Комова, Г.А. Экологические тропы как форма экологического образования / Г.А. Комова // Начальная школа. – № 4. – 2000.
25. Кузьминский, А.И. Педагогика в вопросах и ответах / А.И. Кузьминский, В.Л. Омельяненко. – М.: Знание, 2006. – 472 с.
26. Лазарева, О. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе : учеб. пособие / О. Н. Лазарева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. – 392 с.
27. Леднева, О.С. Экологическое воспитание школьников / О.С. Леднева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар : Новация, 2015. – С. 74-79.
28. Лисицына, Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т.Б. Лисицына // Молодой ученый. – 2012. – №6. – С. 401-404.
29. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младших школьников / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
30. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. псих. тр. / Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. – 218 с.
31. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: методическое пособие / А.В. Миронов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.
32. Миронов, А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе / А.В. Миронов. – М.: Феникс, 2013. – 510 с.
33. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л.П. Молодова. – Минск : Асар, 2004. – 158 с.
34. Мухина, В.С. Младший школьник / В.С. Мухина. – М.: Новая школа, 2014. – 367 с.
35. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
36. Новокрещенова, Н.А. Реализация концепции экологического образования в интересах устойчивого развития / Н.А. Новокрещенова, А.Т. Шилкина. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kontseptsii-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения 24.01.2021)
37. Павловская, Н.К. Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как развить мотивацию в начальной школе / Н.К. Павловская // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 101-104.
38. Пахомов, В.И. Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся / В.И. Пахомов, Т.Н. Пахомова // Эксперимент и инновации в школе. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/polevaya-ekologicheskaya-praktika-kaksredstvo-formirovaniya-ekologicheskoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (дата обращения 27.12.2020)
39. Плешаков, А.А. Окружающий мир: 1-4 классы: рабочие программы: предметная линия учебников «Перспектива» пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.
40. Потапов, И.В. Программа курса «Окружающий мир» / И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин // Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно-методический комплект «Планета знаний». – М.: Астрель, 2013. ‒ С. 164-196.
41. Симонова, Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками / Л.П. Симонова //Начальная школа. – 1999. №5. С. 45-51.
42. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2013. – 576 с.
43. Смирнова, М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира / М.С. Смирнова // Начальная школа. – 2016. ‒ № 4. ‒ С. 30-36.
44. Смирнова, Т.В. Формирование у детей основ экологической культуры / Т.В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 39 (173). – С. 102-103.
45. Тарасова, Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // Начальная школа. – 2014. – №10. – 128 с.
46. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы : Игры и проекты : Попул. пособие для родителей и педагогов / И.В. Цветкова. – Ярославль: Акад. развития, 1997. – 189 с.
47. Чудинова, Е.В. Методика преподавания курса «Окружающий мир». 1 класс : пособие для учителя / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. – М: Вита-Пресс, 2015. – 151 с.
48. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. М.: Знание, 1974. – 64 с.