ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей в сфере розничной купли-продажи
1.1. Понятие, правовая природа договора розничной купли-продажи
1.2. Права потребителя в сфере розничной купли-продажи и основания их защиты 12
1.3. Развитие законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации 22
Глава 2. Формы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи
2.1. Юрисдикционная форма защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи 26
2.2. Нерисдикционная форма защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи 31
Глава 3. Способы защиты права потребителей.
3.1. Расторжение и изменение договора розничной купли-продажи как способ защиты прав потребителей 35
3.2. Взыскание неустойки, убытков и морального вреда как способ защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи 40
Заключение 54
Список использованных нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей в сфере розничной купли-продажи
1.1. Понятие, правовая природа договора розничной купли-продажи
1.2. Права потребителя в сфере розничной купли-продажи и основания их защиты 12
1.3. Развитие законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации 22
Глава 2. Формы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи
2.1. Юрисдикционная форма защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи 26
2.2. Нерисдикционная форма защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи 31
Глава 3. Способы защиты права потребителей.
3.1. Расторжение и изменение договора розничной купли-продажи как способ защиты прав потребителей 35
3.2. Взыскание неустойки, убытков и морального вреда как способ защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи 40
Заключение 54
Список использованных нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы
За последние годы на российских рынках появилось большое количество предпринимателей, гражданский оборот стал основываться на рыночных отношениях и свободном рынке. В связи с этим, появилась необходимость систематизации норм защищающих права потребителей и регулирования, новых правоотношений.
Важным средством максимального удовлетворения потребностей граждан в качественных и безопасных для жизни, здоровья и имущества товаров, защиты их прав и интересов, формирования и развития цивилизованного рынка потребительских товаров, повышения уровня жизни, выступает договор розничной купли - продажи, который является заключительной правовой формой, опосредующей процессы обращения товаров в сферу потребления.
Государство активизировало политику по защите прав потребителей, понимая, что в системе взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей последний наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты. Отнесения потребителя к слабой стороне не случайно, это обусловлено тем, что контрагентом выступаем профессиональный участник рынка, т. е предприниматель. Государство старается защитить слабую сторону, используя соответствующие приемы правого регулирования: предоставляя ей дополнительные права и возлагая на ее контрагентов дополнительные обязанности.
Россия законодательно закрепила основные права и интересы потребителей, которые соответствуют международно-правовым стандартам в этой сфере. Как всем известно, основным источником защиты прав потребителей стал Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»1(Далее - Закон). Закон определил круг прав потребителей и механизм их реализации. К тому же, не считая Закона, потребитель может найти защиту своих прав и в других отраслях законодательства, таких как: конституционное, гражданское, административное и уголовное.
В связи с тем, что договор розничной купли - продажи является одним из наиболее массовых потребительских договоров применяющихся в гражданском обороте, логично будет предположить, что законодатель защитит интересы «слабой стороны», не связанной с предпринимательской деятельностью, не только нормами ГК РФ, но и как указываемыми ранее, законодательством о защите прав потребителей. К сожалению, на практике, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. В связи с этим тема данной работы видится актуальной, ведь правильное понимание Закона с точки зрения его правового толкования, и дальнейшее применение законодательства о защите прав потребителей создаст условия для существования эффективного механизма для реализации и защиты прав потребителей.
В данной работе мы проанализируем, какие права имеет покупатель, а также проблемы защиты прав потребителей при их нарушении. Практика применения новейшего законодательства о защите прав потребителя требует всестороннего изучения, с учетом того, что не все спорные моменты получили надлежащего законодательного урегулирования.
Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей, среди которых важно выделить разработки В.Н. Аргунова, Челышева М.Ю. А.Е. Шерстобитова, В.И. Витрянского, А.М. Эрделевского и многих других.
Цели и задачи исследования. Цель данной дипломной работы - формирование научного представления о защите прав потребителей в договоре розничной купли-продажи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать общие положения о договоре розничной купли-продажи;
- проанализировать формы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи;
- рассмотреть способы защиты прав потребителей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Важным средством максимального удовлетворения потребностей граждан в качественных и безопасных для жизни, здоровья и имущества товаров, защиты их прав и интересов, формирования и развития цивилизованного рынка потребительских товаров, повышения уровня жизни, выступает договор розничной купли - продажи, который является заключительной правовой формой, опосредующей процессы обращения товаров в сферу потребления.
Государство активизировало политику по защите прав потребителей, понимая, что в системе взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей последний наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты. Отнесения потребителя к слабой стороне не случайно, это обусловлено тем, что контрагентом выступаем профессиональный участник рынка, т. е предприниматель. Государство старается защитить слабую сторону, используя соответствующие приемы правого регулирования: предоставляя ей дополнительные права и возлагая на ее контрагентов дополнительные обязанности.
Россия законодательно закрепила основные права и интересы потребителей, которые соответствуют международно-правовым стандартам в этой сфере. Как всем известно, основным источником защиты прав потребителей стал Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»1(Далее - Закон). Закон определил круг прав потребителей и механизм их реализации. К тому же, не считая Закона, потребитель может найти защиту своих прав и в других отраслях законодательства, таких как: конституционное, гражданское, административное и уголовное.
В связи с тем, что договор розничной купли - продажи является одним из наиболее массовых потребительских договоров применяющихся в гражданском обороте, логично будет предположить, что законодатель защитит интересы «слабой стороны», не связанной с предпринимательской деятельностью, не только нормами ГК РФ, но и как указываемыми ранее, законодательством о защите прав потребителей. К сожалению, на практике, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. В связи с этим тема данной работы видится актуальной, ведь правильное понимание Закона с точки зрения его правового толкования, и дальнейшее применение законодательства о защите прав потребителей создаст условия для существования эффективного механизма для реализации и защиты прав потребителей.
В данной работе мы проанализируем, какие права имеет покупатель, а также проблемы защиты прав потребителей при их нарушении. Практика применения новейшего законодательства о защите прав потребителя требует всестороннего изучения, с учетом того, что не все спорные моменты получили надлежащего законодательного урегулирования.
Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей, среди которых важно выделить разработки В.Н. Аргунова, Челышева М.Ю. А.Е. Шерстобитова, В.И. Витрянского, А.М. Эрделевского и многих других.
Цели и задачи исследования. Цель данной дипломной работы - формирование научного представления о защите прав потребителей в договоре розничной купли-продажи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать общие положения о договоре розничной купли-продажи;
- проанализировать формы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи;
- рассмотреть способы защиты прав потребителей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Процесс формирование правовой основы, регламентирующий правовые отношения между потребителями и предпринимателями, привел к принятию ФЗ «о защите прав потребителей». Причин способствующих к принятию данного решения на пути становления было не мало, но именно становления рыночных отношений, растущий быстрыми темпами гражданский оборот стал причиной крайней необходимости должного правового регулирования, новых для тех времен отношений.
На сегодняшний день потребителем в соответствии с действующим законодательством России признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В ходе исследования были изучены все имеющий у потребителей права, закрепленные законодательством, и мы пришли к выводу, что государство понимает всю важность регулирование этой сферы отношений, поэтому наделяет слабозащищенную сторону большим количеством прав, давая ей дополнительные права, в отличие от ее контрагента.
В работе нами рассмотрен субъектный состав участников правоотношений, по договору розничной купли-продажи. Так продавцом по договору может быть только предприниматель (индивидуальный или коммерческая организация), а покупателем выступают субъекты, приобретающие товар для использования его не в предпринимательских целях (такими субъектами чаще всего являются граждане, но ими могут быть и юридические лица).
В настоящее время потребители располагают широким диапазоном инструментов защиты своих гражданских прав. В частности, можно выделить судебную, гражданскую, административную и уголовно правовые формы защиты, каждая из которых обладает определенными преимуществами и недостатками. Как отдельную форму нельзя не выделить и самозащиту.
Проанализировав законодательство о защите прав потребителей, мы сделали следующий вывод, потребителю предоставлено несколько способов защиты своих прав, к ним относятся: самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда. Потребитель может воспользоваться как всеми способами сразу, и так выбрав какой то один. Так же помимо способов защиты прав, потребитель может выбрать форму защиты своих прав, к таким формам относятся: судебный порядок защиты, внесудебный порядок защиты.
В ходе данной дипломной работы мы, всесторонне изучив законодательство о защите прав потребителей, сделали вывод о том, что существует несколько недостатков. Таковыми являются:
- в случае непредставления продавцом информации о наименование хозяйствующего субъекта, а так же его юридического адреса, потребитель лишается возможности направить претензию нарушителю;
- ст. 8 Закона обязывает продавца довести информацию в «наглядной и доступной форме», данная норма не конкретизирована. Часто изготовители (исполнители, продавцы) доводят информацию до потребителей в том форме, в которой они считают нужной.
- отсутствие положений, предусматривающих ответственность за непредставление информации о рекламодателе, изготовителе и продавце.
- недоработка отдельных статей законов в вопросах защиты прав потребителей.
Так же стоит обратить внимание на статьи ФЗ «О защите прав потребителей», содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 12, 13, 23 и др.). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, вправе предъявить требования к продавцу либо уполномоченной организации, выполняющей функции продавца. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.
Вышеизложенные выводы позволили осуществить основную цель данной дипломной работы - изучение и анализ российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Оценивая достигнутый уровень работы законодательства о защите прав потребителей, необходимо сделать вывод о том, что он в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами в количественных характеристиках, а так же в расширении и качественном наполнении направлений потребительской политики.
На сегодняшний день потребителем в соответствии с действующим законодательством России признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В ходе исследования были изучены все имеющий у потребителей права, закрепленные законодательством, и мы пришли к выводу, что государство понимает всю важность регулирование этой сферы отношений, поэтому наделяет слабозащищенную сторону большим количеством прав, давая ей дополнительные права, в отличие от ее контрагента.
В работе нами рассмотрен субъектный состав участников правоотношений, по договору розничной купли-продажи. Так продавцом по договору может быть только предприниматель (индивидуальный или коммерческая организация), а покупателем выступают субъекты, приобретающие товар для использования его не в предпринимательских целях (такими субъектами чаще всего являются граждане, но ими могут быть и юридические лица).
В настоящее время потребители располагают широким диапазоном инструментов защиты своих гражданских прав. В частности, можно выделить судебную, гражданскую, административную и уголовно правовые формы защиты, каждая из которых обладает определенными преимуществами и недостатками. Как отдельную форму нельзя не выделить и самозащиту.
Проанализировав законодательство о защите прав потребителей, мы сделали следующий вывод, потребителю предоставлено несколько способов защиты своих прав, к ним относятся: самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда. Потребитель может воспользоваться как всеми способами сразу, и так выбрав какой то один. Так же помимо способов защиты прав, потребитель может выбрать форму защиты своих прав, к таким формам относятся: судебный порядок защиты, внесудебный порядок защиты.
В ходе данной дипломной работы мы, всесторонне изучив законодательство о защите прав потребителей, сделали вывод о том, что существует несколько недостатков. Таковыми являются:
- в случае непредставления продавцом информации о наименование хозяйствующего субъекта, а так же его юридического адреса, потребитель лишается возможности направить претензию нарушителю;
- ст. 8 Закона обязывает продавца довести информацию в «наглядной и доступной форме», данная норма не конкретизирована. Часто изготовители (исполнители, продавцы) доводят информацию до потребителей в том форме, в которой они считают нужной.
- отсутствие положений, предусматривающих ответственность за непредставление информации о рекламодателе, изготовителе и продавце.
- недоработка отдельных статей законов в вопросах защиты прав потребителей.
Так же стоит обратить внимание на статьи ФЗ «О защите прав потребителей», содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 12, 13, 23 и др.). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, вправе предъявить требования к продавцу либо уполномоченной организации, выполняющей функции продавца. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.
Вышеизложенные выводы позволили осуществить основную цель данной дипломной работы - изучение и анализ российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Оценивая достигнутый уровень работы законодательства о защите прав потребителей, необходимо сделать вывод о том, что он в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами в количественных характеристиках, а так же в расширении и качественном наполнении направлений потребительской политики.
Подобные работы
- ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Договор розничной купли-продажи
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Договор розничной купли-продажи: характеристика и проблемы правового регулирования (Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Защита прав потребителей в сфере розничной купли-продажи
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Договор розничной купли-продажи (Международный институт бизнеса и управления)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



