Введение 3
Глава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) и конкурсном производстве.
§ 1. Понятие, значение и основы правового регулирования несостоятельности (банкротства) 7
§2. Понятие и виды процедур, применяемых в деле о банкротстве. Конкурсное производство в системе процедур, применяемых в деле о банкротстве 13
Глава 2. Общая характеристика субъектов конкурсного производства.
§1. Правовой статус должника 22
§ 2. Правовой статус конкурсного кредитора и уполномоченного органа 30
§3 Правовой статус конкурсного управляющего 39
Глава 3. Особенности проведения конкурсного производства
§1. Выявление и формирование конкурсной массы должника 46
§ 2. Удовлетворение требований кредиторов 64
Заключение 73
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
На сегодняшний день рыночная экономика предполагает активное участие в экономической жизни государства различных его участников - хозяйствующих субъектов. При этом далеко не все участники гражданского оборота могут эффективно осуществлять свою деятельность в экономических отношениях. Время от времени многие из них могут сталкиваться с определенными финансовыми трудностями.
Сегодня вопросы адекватного регулирования несостоятельности (банкротства) - одни из самых острых для экономики многих государств. Пути выхода из экономического кризиса, способы поддержки предпринимателей и очистки рынка от негативных элементов часто становиться предметом различных дискуссий и обсуждений, в том числе в высших эшелонах власти. Экономика нашей страны в условиях длительного кризиса переживает не самые лучшие времена. Наблюдаются такие негативные явления, как нехватка инвестиций, не обеспечение кредитов, наличие противоречий между законами и иными нормативными актами, отсутствуют необходимые условия для поддержки малого и среднего бизнеса и др. Эти причины и предпосылки во многом определяют состояние большого спектра компаний, находящихся имеющие определенную неплатёжеспособность. Эти характеристики определили особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям.
Актуальность данной работы связана с наличием различных теоретических и практических проблем, связанных с проведением конкурсного производства. Это обусловлено разными причинами: как объективными, выраженными динамикой развития экономических и правовых отношений, наличием огромного массива нормативно-правовых актов разного уровня, регулирующих данные отношения, наличием ошибок и пробелов в законодательстве, так и субъективными: определенными проблемами толкования и понимания соответствующих норм правоприменителями и другими. Важно, что эффективный режим несостоятельности послужит мощным фактором надежного экономического развития, гарантией возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений.
Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру банкротства предприятия должника. Нормы, регулирующие данную процедуру, составляют конкурсное право, которое понимается как совокупность норм, регулирующих отношения между должником, не исполнившим взятые на себя обязательства в течение определенного времени его кредиторами, третьими лицами, устанавливающая их права и обязанности.
Таким образом, институт несостоятельности и банкротства призван решить две главные задачи:
• обеспечить защитой должника, который не в состоянии исполнить требования кредиторов;
• защитить интересы кредиторов от неправомерных действий по отношению друг к другу и со стороны должника, путем обеспечения сохранности имущества и его справедливого распределения между кредиторами.
Поэтому более эффективная правовая регламентация отношений несостоятельности (банкротства) выступит залогом устойчивого финансового положения субъектов предпринимательской деятельности, повышения устойчивости экономических отношений, защищенности участников оборота, станет фактором надежного экономического развития в целом.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу проведения конкурсного производства (процедуры, применяемой в деле о банкротстве).
Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы российского права, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при проведении процедуры конкурсного производства, а также судебно-арбитражная практика, научные взгляды, теории, концепции в изучаемой области.
Институт несостоятельности (банкротства) нашел свое отражение в теоретических исследованиях и трудах как дореволюционных ученых- цивилистов, так и современных российских и зарубежных специалистов. В качестве теоретической основы изучения широко применялись труды и учебные пособия российских авторов, таких как: Витрянский В.В., Телюкина М.В., Пахаруков А.А., Карнаух В.П., Дорохина Е.Г., Попондопуло В.Ф., Степанов Е.И., Карелина С.А., Михтахутдинов Р.Т., Шершеневич Г.Ф., Поташник О.А., Никитина О.А., Круглова О.Г., Чернова М.В. и других.
Целью настоящей работы является формирование целостного представления о правовой природе и особенностях конкурсного производства как процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Задачи квалификационной работы:
• раскрыть особенности законодательства о банкротстве, определить тенденции его развития;
•провести анализ процедур банкротства, предшествующих конкурсному производству,
• раскрыть процедуру конкурсного производства, изучить ее сущность;
• определить правовой статус каждого из субъектов конкурсного производства;
• исследовать стадии конкурсного производства, выявить проблемные стороны их практической реализации.
Нормативной основой квалификационной работы является российское гражданское законодательство, законодательство о предпринимательской деятельности, в том числе законодательство о несостоятельности (банкротстве), иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с проведением процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Теоретическую основу исследования составили научные труды по проблемам конкурсного права таких ученых, как Белых В. С., Борисенкова Т.В., Витрянский В.В., Дорохина Е.Г., Дубинский Д.Р., Дубинчин А.А, Карелина С.А., Кораев К.Б., Круглова О.Г., Курбатов А.Я., Марков П.А., Марчевская А.М., Мифтахутдинов Р.Т., Никитина О.А., Оленин А.Е., Панов С.Я., Пахаруков А.А., Пирогова Е.С., Попондопуло В.Ф., Рубцова Н.В., Свириденко О.М., Свирин Ю.А., Семеусов В.А., Синякина А.М., Скуратовский М.Л., Сторчак Н.Ф., Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Цветкова И.О., Шишмарева Т.П., Щербович И.А. и др.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ; Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ; Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Федеральных арбитражных судов округов; а также статистические данные Высшего Арбитражного Суда РФ.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез,
статистическое изучение, метод экспертных оценок, анализ литературных источников и документов.
Согласно статистике Арбитражного суда РТ, в более 70 % случаев по итогам проведения процедуры наблюдения собрание кредитов, а затем и суд принимают решении проведении конкурсного производства. Тщательное и последовательное регламентация данной процедуры позволяет исполнить цели, установленные Законом о банкротстве. На сегодняшний день только профессиональная и грамотная работа участников данной процедуры позволит соблюсти интересы и права сторон производства, положительно скажется на экономическом развитии государства.
В правовой доктрине конкурсное производство понимается в широком и узком смысле. Так, в первом случае под конкурсным производством значится весь процесс урегулирования обязательств неплатежеспособного должника, т.е. как производство по делу о несостоятельности. Другой подход отводит место конкурсному производству как одной из стадий (процедур) несостоятельности (банкротства).
В данной исследовательской работе были рассмотрены такие вопросы, как понятие банкротства и несостоятельности, даны общие характеристики участников процесса, охарактеризованы их роли в конкурсном производстве, вопросы, связанные с формированием конкурсной массы, удовлетворением требований кредиторов, проведения процедур конкурсного производства в целом и их проблемы.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
• рассмотрено понятие конкурсного производства;
• раскрыто понятие каждого из субъектов конкурсного производства;
• изучен правовой статус каждого из субъектов конкурсного производства;
• исследованы этапы проведения конкурсного производства;
Я полагаю, что на сегодня в большинстве случаев у арбитражных судов различных субъектов РФ сформулированы четкие позиции относительно необходимости контроля за действием арбитражного управляющего (вопросы о жалобах в порядке ст. 60 Закона о банкротстве), всесторонним образом проверяется и обосновываются основания включения требований в реестр кредиторов должника.
Между тем, как мне кажется, законодатель лишь в общих чертах изложил вопросы, касающиеся оспаривания сделок должника. Многие вопросы на сегодня сформулированы судебной практикой. Для придания отношений по проверке совершенных должником сделок, считаю, что необходимо выделить вопросы об оспаривании сделок в приоритет работы законодателя в части совершенствования закона.
До настоящего времени так и решенным вопросом остается
определение правового статуса конкурсного управляющего. Данный участник конкурсного производства в силу Закона о несостоятельности обладает предельными полномочиями, необходимыми для выполнения поставленных перед ним задач. При этом зачастую конкурсные
управляющие самостоятельно не выполняют возложенные на себя обязанности, меры ответственности в виде штрафов не всегда эффективны.
Однако самой важной проблемой является то, что в стадии конкурсного производства лишь не более, чем 30-40 % предприятий-
должников своими активами при грамотных действиях конкурсных управляющих могу удовлетворить требования кредиторов по обязательствам. Для решения этой проблемы, считаю необходимом усилить контроль за назначением арбитражных управляющих как со стороны СРО, так и суда чтобы избежать всякой заинтересованности. Думаю, что в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о снижении вознаграждения конкурсных управляющих (фиксированной суммы) с целью более ответственного выполнения своих обязанностей, стимулированию арбитражных управляющих на поиске и возврат имущества должника.
Также актуальной проблемой является не передача руководителем должника документации юридического лица конкурсному управляющему, а также его возможные действия по сокрытию имущества должника. При чем эта же проблема исследуется и с точки зрения других отраслей права, например, уголовного - ст. 195 УК РФ и административного - ст. 14.13 КоАП. Поскольку недвижимое имущество состоит на учете в реестре, сокрыть его будет вряд ли возможно, однако совершение таких действий в отношении иного имущества будет несколько проще.
Интересным показался вопрос об оценке имущества. Федеральный закон «Об оценке и оценочной деятельности в РФ» предлагает несколько разных подходов к оцениванию имущества. Важно, что несогласованная позиция по поводу оценки того или иного имущества с его последующей продажей по соответствующей стоимости может стать предметом судебного разбирательства. В рамках процессов по разрешению разногласий в части продажи имущества должника для определения реальной стоимости активов нередко привлекаются эксперты- оценщики.
В заключении хотелось добавить, что несмотря на постоянное внимание законодателя к сфере регулирования отношений по банкротству, на сегодня важным моментом остается вопросы добросовестности участников по делу о банкротстве. Только правильно понимание механизма банкротства, стремление достичь целей процедуры конкурсного производства законными действиями, позволит достичь баланса интересов общества в целом.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 года №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 года № 230- ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410; СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552; СЗ РФ. - 2006. - № 52 (часть 1). - Ст. 5496.;
3. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 13 июня 1996 года № 25-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
5. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [федер. закон РФ: от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ изм. и доп.]// СЗ РФ. - 2002. - № 1. -Ст.1
6. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ] // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.
7. Российская Федерация. Законы. О рынке ценных бумаг [Текст]: [федер. закон РФ: от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ] // СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
8. Российская Федерация. Законы. Об исполнительном производстве [Текст]: [федер. закон РФ: от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ] // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3591.
9. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст]: [федер. закон РФ: от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ] // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.
10. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: [федер. закон РФ: от 08 февраля 1998 года № 14- ФЗ] // СЗ РФ. - 1998. - № 14. - Ст. 785.
11. Российская Федерация. Законы. Об оценочной деячтельности в Российской Федерации обществах [Текст]: [федер. закон РФ: от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3813.
12. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2002. - № 43 - Ст. 4190.
13. Российская Федерация. Законы. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2003. - N 52 (часть I), Ст. 5029.
14. Российская Федерация. Законы. О саморегулируемых организациях [Текст]: [федер. закон РФ: от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2007. - № 49 - Ст. 6076.
15. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Текст]: [федер. закон РФ: от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2011. - № 50 - Ст. 7344.
16. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа [Текст]: [постановление Правительства РФ: от 25 июня 2003 года № 367 с изм. и доп.] // СЗ РФ. -N 26-Ст. 2664
17. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве [Текст]: [постановление Правительства РФ: от 29 мая 2004 года № 257 с изм. и доп.] // СЗ РФ. -N 23-Ст. 2310
18. Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих [Текст]: [постановление Правительства РФ: от 24 декабря 2004 года № 308 с изм. и доп.] // СЗ РФ. -N 22-Ст. 2169.
19. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих [Текст]: [постановление Правительства РФ: от 24 декабря 2004 года № 308 с изм. и доп.] // СЗ РФ. -N 22-Ст. 2169.
20. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов [Текст]: [постановление Правительства РФ: от 09 июля 2004 года № 345 с изм. и доп.]//Российская Бизнес-газет- № 27,-Ст.20
21. Российская Федерация. Приказ Минэкономразвития России. Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве [Текст]: [постановление Минэкономразвия: от 05 апреля 2013 года № 178 с изм. и доп.]//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo .gov.ru, 26.02.2013.