ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 5
Глава 1 Общая характеристика органов управления акционерного общества. 8
1.1 Система органов акционерного общества 8
1.2 Система органов управления публичных акционерных обществ 18
1.3 Система органов управления непубличных акционерных обществ 31
Глава 2 Правовое положение отдельных органов акционерных обществ 36
2.1 Правовое положение высшего органа управления акционерного общества
36
2.2 Правовое положение Совета директоров 49
2.3 Правовое положение исполнительных органов акционерных обществ ... 58
Заключение 76
Список использованных источников и литературы
Глава 1 Общая характеристика органов управления акционерного общества. 8
1.1 Система органов акционерного общества 8
1.2 Система органов управления публичных акционерных обществ 18
1.3 Система органов управления непубличных акционерных обществ 31
Глава 2 Правовое положение отдельных органов акционерных обществ 36
2.1 Правовое положение высшего органа управления акционерного общества
36
2.2 Правовое положение Совета директоров 49
2.3 Правовое положение исполнительных органов акционерных обществ ... 58
Заключение 76
Список использованных источников и литературы
Мировой практике известны два подхода в регулировании формирования органов управления акционерными обществами (далее по тексту - АО): романо-германский, предполагающий легальное решение этих вопросов, и англо-американский, предоставляющий большую свободу компаниям в данной сфере. Россия занимает промежуточное положение, хотя традиционно тяготеет к романо-германской системе: порядок образования и компетенция органов юридических лиц в России определяются законом и учредительным документом (абз. 2 п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ , далее по тексту - ГК РФ).
В нашей стране предоставление этих вопросов на усмотрение юридического лица, а именно их органам управления, или судебным органам приводило к конфликтам. За рубежом наблюдается противоположная тенденция. Так органы власти осуществляют контроль за порядком функционирования органов акционерных обществ, объемом их правомочий, нормами законов и подзаконных актов, а не их учредительными документами. Речь идет не об ущемлении прав самостоятельных субъектов хозяйствования, а о достижении определенного единообразия в сфере, где наиболее острым может оказаться столкновение интересов разных сторон.
В отечественном правовом поле можно выделить следующую актуальную проблему управления акционерными обществами -
неопределенную и не всегда оправданную степень диспозитивности.
Так, «уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абз. 3 п.1 ст. 53)» (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Возможно, существование на практике большого числа «директоров» - генеральный, исполнительный, коммерческий и т.д. - было неудачным, но ГК РФ, учредительные документы и сложившаяся деловая практика позволяли четко разграничивать единоличный исполнительный орган и разных должностных лиц со статусом, близким к заместителю директора (т.е. такого органа). Сейчас же наличие нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга, с правом подписи финансовых документов и без указания на необходимость разграничения полномочий может повлечь за собой возникновение корпоративных конфликтов, спровоцировать экономическую нестабильность юридического лица.
При этом необходимо не забывать о действующей норме закона, в которой указано о возможности передачи полностью или частично полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (со своей системой органов управления) или управляющему (абз. 3 п. 1 ст. 69 ФЗ «Об Акционерных обществах»), то возможность возникновения конфликта трансформируется в закономерность.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, целесообразно более детально ознакомиться со спецификой органов управления акционерных обществ после внедренных изменений в российское законодательство.
Научная разработанность темы исследования. Особенности деятельности органов управления акционерных обществ в правовом поле Российской Федерации исследовали Т.Е. Абова, Е.Г. Афанасьева, В.А. Белов, Д.А. Вавулин, В.В. Витрянский, С.В. Гомцян, Е.П. Губин, В.И. Добровольский, В.В. Долинская, И.А. Зенин, С.А.Карелина, Г.А. Корнийчук, Д.В. Ломакин, С.Д. Могилевский, А.Е. Молотников, О.В. Осипенко, О.Н. Садиков, М.В. Телюкина, Ю.К. Толстой, Ю.Л. Фадеев, Ю.С. Цицерман, А.Е. Шерстобитов, А.М. Эрделевский.
Вместе с тем, имеющийся массив научных публикаций не снижает актуальности выбранной темы исследования, поскольку рассматриваемые в научных работах вопросы являются по-прежнему дискуссионными.
Объектом исследования являются органы управления акционерных обществ.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение органов управления акционерных обществ.
Цель настоящего исследования состоит в формировании комплексного представления о правовом статусе органов управления акционерных обществ согласно российскому законодательству и о системе таких органов.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
- дать общую правовую характеристику системы управления акционерным обществом;
- исследовать правовое положение органов управления акционерного общества;
- выявить правовые особенности управления публичным акционерным обществом и не публичным акционерным обществом.
В нашей стране предоставление этих вопросов на усмотрение юридического лица, а именно их органам управления, или судебным органам приводило к конфликтам. За рубежом наблюдается противоположная тенденция. Так органы власти осуществляют контроль за порядком функционирования органов акционерных обществ, объемом их правомочий, нормами законов и подзаконных актов, а не их учредительными документами. Речь идет не об ущемлении прав самостоятельных субъектов хозяйствования, а о достижении определенного единообразия в сфере, где наиболее острым может оказаться столкновение интересов разных сторон.
В отечественном правовом поле можно выделить следующую актуальную проблему управления акционерными обществами -
неопределенную и не всегда оправданную степень диспозитивности.
Так, «уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абз. 3 п.1 ст. 53)» (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Возможно, существование на практике большого числа «директоров» - генеральный, исполнительный, коммерческий и т.д. - было неудачным, но ГК РФ, учредительные документы и сложившаяся деловая практика позволяли четко разграничивать единоличный исполнительный орган и разных должностных лиц со статусом, близким к заместителю директора (т.е. такого органа). Сейчас же наличие нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга, с правом подписи финансовых документов и без указания на необходимость разграничения полномочий может повлечь за собой возникновение корпоративных конфликтов, спровоцировать экономическую нестабильность юридического лица.
При этом необходимо не забывать о действующей норме закона, в которой указано о возможности передачи полностью или частично полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (со своей системой органов управления) или управляющему (абз. 3 п. 1 ст. 69 ФЗ «Об Акционерных обществах»), то возможность возникновения конфликта трансформируется в закономерность.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, целесообразно более детально ознакомиться со спецификой органов управления акционерных обществ после внедренных изменений в российское законодательство.
Научная разработанность темы исследования. Особенности деятельности органов управления акционерных обществ в правовом поле Российской Федерации исследовали Т.Е. Абова, Е.Г. Афанасьева, В.А. Белов, Д.А. Вавулин, В.В. Витрянский, С.В. Гомцян, Е.П. Губин, В.И. Добровольский, В.В. Долинская, И.А. Зенин, С.А.Карелина, Г.А. Корнийчук, Д.В. Ломакин, С.Д. Могилевский, А.Е. Молотников, О.В. Осипенко, О.Н. Садиков, М.В. Телюкина, Ю.К. Толстой, Ю.Л. Фадеев, Ю.С. Цицерман, А.Е. Шерстобитов, А.М. Эрделевский.
Вместе с тем, имеющийся массив научных публикаций не снижает актуальности выбранной темы исследования, поскольку рассматриваемые в научных работах вопросы являются по-прежнему дискуссионными.
Объектом исследования являются органы управления акционерных обществ.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение органов управления акционерных обществ.
Цель настоящего исследования состоит в формировании комплексного представления о правовом статусе органов управления акционерных обществ согласно российскому законодательству и о системе таких органов.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
- дать общую правовую характеристику системы управления акционерным обществом;
- исследовать правовое положение органов управления акционерного общества;
- выявить правовые особенности управления публичным акционерным обществом и не публичным акционерным обществом.
С 1 сентября 2014 года все юридические лица можно организовать лишь в организационно-правовых формах, которые закреплены главой 4 ГК РФ. Согласно с п. 1 ст. 96 ГК РФ акционерным обществом является хозяйственное общество, уставный капитал которого дифференцирован на определенное количество акций; участники акционерного общества (несут риск убытков, связанных с функционированием самого общества, в границах стоимости внесенных им акций. Публичные и непубличные акционерные общества существенно отличаются друг от друга. Характерными чертами публичного акционерного общества являются публичность, то есть открытость (возможность открытой подписки), публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, которые конвертируются в акции акционерного общества, независимо от того, что указанные черты и свойства являются событиями, время течения которых либо ограничено (публичное размещение) либо может быть прекращено по различным основаниям (публичное обращение).
Отечественная модель управления акционерным обществом должна развиваться в духе германской модели, которой характерно детальное разграничение контрольных (надзорных) функций и исполнительных (менеджерских) функций. Однако по причине заимствования положений из американской модели, а именно: включение в акционерное законодательство термина «совет директоров», произошло смешение двух моделей. поскольку совет директоров в отечественных акционерных обществах не является исполнительным органом. При этом, в российских АО исполнительные органы подконтрольны общему собранию акционеров и совету директоров, т.е. совет директоров обладает контрольными полномочиями, которые присущими наблюдательному совету.
Система управления российскими акционерными обществами фактически представляет собой комбинацию американской и германской систем. С одной стороны, законодательство закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом (общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган), соответствующую германской модели.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99- ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» были изменены положения о юридических лицах, в том числе и об акционерных обществах. На смену нынешнему делению акционерных обществ на закрытые и открытые предлагается деление обществ на публичные и непубличные.
Публичные и непубличное акционерные общества, обладая общими чертами, имеют ряд отличий, которые оказывают существенное влияние на систему органов указанных юридических лиц.
Отечественная модель управления акционерным обществом должна развиваться в духе германской модели, которой характерно детальное разграничение контрольных (надзорных) функций и исполнительных (менеджерских) функций. Однако по причине заимствования положений из американской модели, а именно: включение в акционерное законодательство термина «совет директоров», произошло смешение двух моделей. поскольку совет директоров в отечественных акционерных обществах не является исполнительным органом. При этом, в российских АО исполнительные органы подконтрольны общему собранию акционеров и совету директоров, т.е. совет директоров обладает контрольными полномочиями, которые присущими наблюдательному совету.
Система управления российскими акционерными обществами фактически представляет собой комбинацию американской и германской систем. С одной стороны, законодательство закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом (общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган), соответствующую германской модели.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99- ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» были изменены положения о юридических лицах, в том числе и об акционерных обществах. На смену нынешнему делению акционерных обществ на закрытые и открытые предлагается деление обществ на публичные и непубличные.
Публичные и непубличное акционерные общества, обладая общими чертами, имеют ряд отличий, которые оказывают существенное влияние на систему органов указанных юридических лиц.
Подобные работы
- Правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере туризма в России и Японии: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере туризма в России и Японии: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Инвестиционный банкинг и перспективы его развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ, КУРСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовые основы системы нормативного правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Татарстан
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



