Введение 1-4
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВАЯ ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
1.1. Понятие языковой оценки. Её структура 5-12
1.2. Выражение языковой оценки в разных стилях речи 12-19
1.3. Способы и средства выражения языковой оценки 19-21
Краткие выводы по I главе 22
ГЛАВА II. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ЯЗЫКОВОЙ ОЦЕНКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Понятие языковой нормы в художественном тексте. Способы её
оценки 23-30
2.2. Мотивированные отклонения от языковой нормы в художественных
текстах 31-35
2.3. Классификация мотивированных и немотивированных отступлений от
языковой нормы в произведениях детских писателей (В. Драгунский, Ю.Коваль, А. Алексин) 35-55
Краткие выводы по II главе 56
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ “ЯЗЫКОВАЯ ОЦЕНКА ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА В.Ю. ДРАГУНСКОГО “ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА”
3.1. Анализ художественного произведения в начальной школе 57-58
3.2. Разработка плана-конспекта урока по изучению способов языковой
оценки в рассказе В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква» 58-63
Краткие выводы по III главе 64
Заключение 65-67
Библиография 68-73
Приложение
Процесс преподавания русского языка и литературы в современной школе носит гибкий и подвижный характер и отражает все изменения, происходящие как в профессиональной, так и в социальной среде. Как никакой другой предмет, русский язык оказался в эпицентре начавшегося в нашей стране в конце 80-х годов так называемого «четвертого информационного взрыва», следствием которого стало бурное развитие информационных технологий, всеобщая компьютеризация, сделавшая возможным приобщение широких слоев населения, начиная от школьников и заканчивая людьми пенсионного возраста, к всемирной информационной сети. Вследствие этого методика преподавания русского языка в современных отечественных школах претерпевает в последние два десятилетия очень значительные изменения.
Технологии развивающего обучения, интерактивные формы обучения заставляют искать новые подходы к преподаванию как отдельных разделов школьного курса русского языка, так и всего курса в целом. В настоящее время все больше уделяется внимание обучению методике анализа художественного текста, вводятся инновационные формы лингвистического и филологического анализа, при сохранении традиционных. Этим определяется актуальность данной выпускной квалификационной бакалаврской работы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод о том, что на данном этапе развития русской лингвистики изучение лексических единиц в функционально-стилистическом аспекте в различных сферах художественной коммуникации является одним из перспективных направлений. Следовательно, в вовлечении в научный оборот (также в образовательный процесс) нового лингвистического материала, отобранного из современных художественных текстов детской литературы, и заключается новизна работы. Новизна также заключается в необходимости внедрения в образовательный процесс обучающихся начальных классов утверждения, что текст допускает множественность интерпретаций, использование разнообразных языковых средств, отражает многие аспекты как внешнего мира, так и человеческого сознания.
Также возникает вполне предсказуемая проблема обучения школьников методике языковой оценки на уроках русского языка и литературы. Для ее решения в процессе нашей деятельности привлекаются произведения современных отечественных детских писателей В.Драгунского, А. Алексина, Ю. Коваля, большая часть работ которых входит в школьную программу младшего и среднего школьного звена.
Этим определяется цель исследования - выявить и описать средства и способы выражения языковой оценки в произведениях детских писателей на уроках русской литературы.
В работе поставлены и находят разрешение следующие задачи:
1. Определение понятия языковая оценка в современной лингвистике и методике преподавания русского языка;
2. Уточнение понятия языковая норма;
- языковая норма и основные типологические случаи ее преднамеренного или непреднамеренного нарушения в художественном тексте;
3. Выделение форм и способов выражения традиционной и инновационной речевой оценки художественного текста;
4. Анализ существующих классификаций речевой оценки в работах отечественных лингвистов и методистов;
5. Классификация языковой игры по типам и функциям;
6. Дифференциация и интеграция понятий «языковая норма» и «языковая игра» в художественном тексте на примере анализа произведений детских писателей: В.Драгунского, Ю. Коваля, А. Алексина.
Цели и задачи исследования, а также изучаемый материал определяют и его методы. В рамках классификационного и описательного методов в нашей деятельности был применён метод сплошной выборки, использовалась методика контекстуального и количественного анализа, стилистической идентификации.
Стоит также отметить, что вопросы, касающиеся понятия «языковая оценка», затрагивали многие исследователи в своих трудах, посвящённых:
- выявлению связи между языковой оценкой и отличительными чертами личности (психологическими, гендерными, национальными);
- анализу процесса формирования экспрессивного и оценочного значения на разных уровнях языка;
- функционированию экспрессивно-оценочных единиц в тексте и дискурсе и т. д.
Огромную роль в изучении языковой оценки имеет деятельность таких выдающихся лингвистов, как Нины Давидовны Арутюновой [1988], Елены Михайловны Вольф [1985], Нины Александровны Лукьяновой [1976, 1980,1986, 1991].В последние годы на способы и средства выражения языковой оценки в художественном тексте были нацелены труды Е.В.Кочетковой [2004], Т. В. Латкиной [2006], Н. Н. Кузнецовой [2011].
Таким образом, данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию способов выражения языковой оценки в произведениях детских писателей на уроках русского языка и литературы.
Объектом исследования выпускной работы выступили средства выражения языковой оценки в прозаических текстах детской литературы таких авторов, как В. Драгунский, Ю. Коваль и А. Алексин.
Предмет исследования - семантические, структурные и функциональные характеристики оценочных единиц в восприятии текста.
Материалом послужили оценочные единицы, извлеченные методом сплошной выборки из ряда рассказов вышеупомянутых авторов.
В сферу наших интересов вошли прежде всего те произведения указанных авторов, которые включены в основную образовательную программу, предназначенные не только для изучения на уроке, но и выведенные на самостоятельное изучение (внеклассное чтение).
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке новых подходов обучению методики анализа текста, в частности, методики языковой оценки; в выявлении способов выражения и функций оценочных единиц в произведениях детских писателей.
Практическая значимость работы заключается в выявлении фонда языковых оценочных единиц в текстах В. Драгунского, Ю. Коваля, А. Алексина; в возможности использования результатов работы при дальнейшем изучении особенностей выражения языковой оценки, художественных приёмов не только данных авторов. Материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями начальных и средних классов на уроках русского языка и литературы, студентами филологических факультетов, а также всеми, кому интересны категориальные способы языковой оценки литературных произведений известных писателей.
Апробация работы. Основные результаты исследования представлены в статье «Способы языковой оценки в произведениях детских писателей на уроках литературы», опубликованной в журнале «Филология и лингвистика» №1 (5), январь 2017г. (ISSN 2412-4028). 1 статья опубликована в сборнике РИНЦ, а вторая - «Мотивированные и немотивированные отступления от языковой нормы в произведениях детских писателей (на примере произведений В. Драгунского, Ю. Коваля, А. Алексина)» - отправлена в ВАК-журнал "Вопросы современной филологии" и принята к печати. Работа также была отправлена на Открытый конкурс научных работ среди обучающихся на соискание премии им.Н.И.Лобачевского и заняла первое место в международном творческом конкурсе «Росмедаль» в номинации «Педагогические проекты».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Во Введении объясняется выбор темы, уточняются объект и предмет исследования, выявляются актуальность, цели, задачи и методы работы, приводится обоснование теоретической и практической значимости, её научной новизны, приводятся положения, выносимые на защиту, представлена апробация исследования.
В первой главе содержатся теоретические сведения и положения, необходимые в данном исследовании, а также краткий обзор исследований, посвященных сходной тематике; вторая глава является основной, в которой находит реализацию практическая часть работы и включает в себя анализ групп и конкретных примеров оценочных и экспрессивных единиц, извлечённых из текстов методом сплошной выборки. В третьей главе приводится пример урока литературного чтения, проведённого во втором классе.
Наше исследование посвящено актуальной проблеме обучения школьников начальных классов методике языковой оценки, поскольку именно в начальном звене формируется фундамент будущей интеллектуальной, эрудированной личности. Для решения этого вопроса в ходе нашей работы к анализу были привлечены произведения современных отечественных детских писателей В. Драгунского, А. Алексина и Ю. Коваля.
Стоит отметить, что на данном этапе развития русской лингвистики изучение лексических единиц в функционально-стилистическом аспекте в различных сферах художественной коммуникации является одним из перспективных направлений. Следовательно, вовлечение в научный оборот (также в образовательный процесс) нового лингвистического материала, отобранного из современных художественных текстов детской литературы, является маркером научной новизны работы и ценным материалом для учителей-словесников в дальнейшей работе по обучению школьников основам языкового анализа текста.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что восприятие художественного текста в начальном звене опирается, первооочередно, на буквальное понимание текста. Так возникает потребность внедрения в образовательный процесс обучающихся начальных классов утверждения, что текст допускает множественность интерпретаций, использование разнообразных языковых средств, отражает многие аспекты как внешнего мира, так и человеческого сознания.
В рамках исследовательской деятельности, для подтверждения теоретических заключений, было проведено два самостоятельных урока во втором и в одиннадцатом классах. Основной задачей урока в начальном звене было внедрение понятие языковая оценка в образовательный процесс и практическое её использование. На уроке в 11 классе основной акцент был сделан на навыках дифференциации способов выражения языковой оценки конкретных слов и оборотов. Отметим, что поисково-исследовательская деятельность являлась ключевой в обоих случаях.
Нами была достигнута поставленная цель - выявить и описать средства и способы выражения языковой оценки в произведениях детских писателей на уроках русской литературы. Стоит отметить, что в процессе подготовки к уроку учителю необходимо изучить и сопоставить большой объем теоретического материала для того, чтобы отобрать (при необходимости, выявить) определенную классификацию способов и приемов языковой оценки, учитывающую особенности класса, поскольку в настоящий момент отсутствует единая общая классификация этого филологического явления.
Выбор произведений детских писателей в качестве объекта исследования - не случаен. Тексты детских писателей являются важной составляющей большой литературы. Язык этих произведений даёт возможность судить о современных языковых процессах в целом. Несложно заметить существование двух параллельных процессов в языкознании: если с одной стороны, литературная и языковая норма сохраняются в языке в определенной мере стабильно, то с другой, наблюдается рождение новых словоформ. Наиболее ярким показателем рождения нового в области языка становится намеренное отступление авторов от языковой нормы с целью поиска новых средств выражения языковой оценки, что, в свою очередь, обогащает словарный запас читателей. Часто эти отступления выражаются в форме языковой игры - одного из наиболее важных и сравнительно молодых приёмов выражения языковой оценки, который был внедрён в филологическую науку лишь во II половине XX века.
В поисках определённых способов выражения языковой оценки каждый художник слова выражает свою творческую индивидуальность. Например, мы отметили преобладание языковых игр различного типа и различной функциональности в рассказах Виктора Юзефовича Драгунского. Использование просторечной лексики - особенность рассказов Юрия Иосифовича Коваля. А избыточное употребление лексических сравнений, достаточно большое количество морфологических отступлений от нормы - отличительная черта повести Анатолия Георгиевича Алексина «Безумная Евдокия».
Проделанный нами глубокий языковой анализ может быть перенесен в школьную практику. Учащиеся, используя методику определения нормированности языка, могут самостоятельно узнать и проанализировать идейно-художественное и лингвистическое своеобразие произведений, и это будет способствовать усовершенствованию их навыков анализа художественного текста. Благодаря освоению методики языковой оценки художественных текстов, школьники обогатят не только свой словарный запас, но и подготовят солидную базу знаний для успешного выполнения различных блоков ЕГЭ (в том числе, части «Сочинение») по русскому языку и литературе, а также по остальным предметам гуманитарного цикла.
1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. - М.: 1988-339с.
2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов. - М.: 2001.-368с.
3. Булыгина Т.В. Аномалии в тексте: проблемы интерпретации. Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста / Т.В.Булыгина, А.Д.Шмелёв. - М.: 1990.-278с.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи / Ростов-на Дону, 2003.-189с.
5. Вежбицкая А. Прототипы и инварианты // Вежбицкая А. Язык, Культура. Познание. М., изд. «Русские словари»,1997.- 231с.
6. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зар
убежной лингвистике. Вып. XVI. - М., 1985. - 320с.
7. Вольф Т.М. Функциональная семантика оценки/ Вступ.ст. Н.Д.Арутюновой, И.И.Челышевой. Изд. 3-е стереотип. М., 2006.-280с.
8. Выготский Л.С.Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. №6 - 1966.- 74с.
9. Чернявская, 2001г. -54с.
10. Гаранина Е.А. Языковые средства выражения комического в детской литературе. Дис.канд.филол. наук. Самара, 1998.-189с.
11. Гибатова Г.Ф. Семантические категории оценки и средства ее выражения в современном русском языке.: Автореф. дис.канд.филол.наук. Уфа, БашГУ, 1996.-15с.
12. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Уч. пособие. М., МГУ,2010.-448с.
13. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. 3-изд. испр. М., Просвещение,1989.-208с.
14. Донгак С. Языковая игра и обманутое ожидание // Критика и семиотика. Вып. %. Новосибирск, 2001. - с. 78-86.
15. Драгунский В.Ю.Денискины рассказы. Астрель, М., 2012. - 639с.
16. Гридина Т.А., Боровикова Т.П. Языковая игра в детской речи// Актуальные проблемы лингвистики. 5-е февральские лингвистические чтения. Екатеринбург, 1992.- с.83-90.
17. Гридина Т.А. Языковая игра в детской речи// Русский язык в школе №4, 1993. - с.61-65.
18. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Языковая игра // Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М., 1983. - с. 172-214 .
19. Ивин А.А. Основания логики оценок. М., 1970. - 230с.
20. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб, 1997.-205с.
21. Карамова А.А. Категория оценки в современном русском языке: учебное пособие. Уфа, РИО БАШГУ,2003. - 52с.
22. Коновалова Ю.О. Языковая игра в современной русской разговорной речи. Владивосток, изд. ВГУЭС, 2008. - 196с.
23. Кукушкина О.В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах. М., МГУ,1998.-173с.
24. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Академический проект, 2006.-590с.
25. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. Уч. пособие. М., изд.центр Академия,2004.- 272с.
26. Максимов В.И. Стилистика и литературное редактирование. М., 2007.-653с.
27. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в рус.яз.: автореф. дис.док.наук.-М., 1996.-47с.
28. Никаноров С.А. Приемы словообразовательной игры в повести-сказке Э. Успенского «Меховой интеркот» // Язык, система, личности. Екатеринбург, 1999. -с.89-94.
29. Нухов С.Ж. Языковая игра в словообразовании: автореф. дис. на соиск. учен. степени док. филол. наук. М, 1997. -39с.
30. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999.- 541с.
31. Усолкина А.В. Языковая игра как текстообразующий фактор: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук. М, 1997. -39с.
32. Темиргазина З.К. Оценочные высказывания в русском языке. Монография. Павлодар, ЭКО, 1999.-272с.
33. Трипольская Т.А. Языковые механизмы эмоциональной и оценочной интерпретации действительности // Проблемы интерпрет. лингвистики: межвуз. сб. научн.тр. Новосибирск, 2000.- с.14-27.
34. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1973. - 159с.
35. Фомина Ю.А. Функциональный потенциал номинативных оценочных высказываний в современном русском языке. Дис.канд.фил.н. Нижний Тагил, Уральский гос. пед ун-т, 2009.-203с.
36. Хейзинга Е. Опыт исследования игрового элемента в культурологии// Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.- 69с.
37. Зверева Е.И. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008. -34с.
38. Юдаева М.В. Внеклассное чтение (для 2-го класса). - М., Самовар, 2005.- 128 с.
39. Драгунский В. Ю. Друг детства: [Электронный ресурс]. URL: https://deti-online.com/skazki/rasskazy-dragunskogo/drug-detstva/. (Дата обращения: 12.05.2017).
40. Драгунский В. Ю. Смерть шпиона Гадюкина: [Электронный ресурс]. URL: https://deti-online.com/skazki/rasskazy- dragunskogo/smert-shpiona-gadyukina/. (Дата обращения: 12.05.2017).
41. Коваль Ю.И. Чистый Дор. Рассказы. - М.: Детская литература, 1991. -64 с.
42. Драгунский В. Ю. Мотогонки по отвесной стене:
[Электронный ресурс]. URL: https://deti-online.com/skazki/rasskazy- dragunsko go/moto gonki-po-otvesnoy- stene/. (Дата обращения:
15.06.2017).
43. Драгунский В. Ю. Одна капля убивает лошадь: [Электронный ресурс]. URL: https://deti-online.com/skazki/rasskazy- dragunskogo/odna-kaplya-ubivaet-loshad/. (Дата обращения: 15.06.2017).
44. Драгунский В. Ю. Кот в сапогах: [Электронный ресурс]. URL: http ://www. razumniki. ru/kot v sapo gah dragunskiy. html. (Дата обращения: 15.06.2017).
45. Алексин А. Г. Безумная Евдокия: [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PROZA/ALEKSIN/ewdokia.txt. (Дата обращения: 15.06.2017).
46. Фонвизин Д. И. Недоросль: [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. ilibrary. ru/text/1098/p.1/index. html. (Дата обращения:
15.06.2017).
47. Петрушевская Л. С. Свой круг: [Электронный ресурс]. URL:http://www.lib.ru/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/swoj _krug.txt_with -big-pictures.html. (Дата обращения: 15.06.2017).
48. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973 - 542с.
49. Программа общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 класс /М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский.- М., 2002.
50. Лингвистический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.-685с.
51. Соболева О.А. Полный справочник по орфографии и пунктуации / О.А. Соболева - М.: 1999 - 267с.
52. Словарь русского языка. В 4-х т. Изд. второе, испр. и доп. М., Изд. «Русский язык», 1981.
53. Ушаков Д.Н. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 кл / Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков - М.: 2000. - 697с.
54. Рябцева Н.К. Коммуникативный модус и метаречь. Логический анализ языка: Культурные концепты / Н.К.Рябцева. - М.:1996. - 98с.
55. Красильникова Л.В. Жанр научной рецензии: сенмантика и прагматика / Л.В. Красильникова. - М.: 1999. - 50с.
56. Усминский О.И. Сенсорно-прагматические и типологические аспекты русских тропов / О.И.Усминский. - Екатеринбург: 1997.- 363с.
57. Кочеткова Е. В. Синтаксические средства выражения
негативной оценки в поэзии И. Северянина: дис. канд. филол. наук: [Электронный ресурс]. URL: http://www.poet-
severyanin. ru/library/yazikovie-sredstva-virazheniya8. html. (Дата
обращения: 07.10.2016).
58. Шейдаева С. Г. Категория субъективной оценки в русском языке: автореф. дис. доктора филол. наук: [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/kategoriya-subektivnoy-otsenki-v-russkom- yazyke. (Дата обращения: 08.10.2016).
59. Маркелова Т. В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке. - М.:МПУ, 1993. - 341 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 - 4 классы): [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/922. (Дата обращения: 17.06.2017).
61. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс / Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. - М.: 2012 - 224с.
62. Образовательная система «Школа 2100»: [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.com/. (Дата обращения: 17.06.2017).
63. УМК «Перспективная начальная школа»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.akademkniga.ru/projects/prospective-primary- school/ . (Дата обращения: 17.06.2017).