Правовые основы промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов
|
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. Общие положения о промышленной безопасности опасных производственныхэнергетическихобъектов
§ 1. Понятие, значение и виды опасных производственных промышленных объектов 8-19
§2.Понятие, социальное и экономическое значение опасных производственных энергетических объектов 20-25
§ 3. Источники правого регулирования отношений, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов 26-34
ГЛАВА 2. Основы правового регулирования и контроля в сфере промышленной безопасности опасных производственных
энергетических объектов
§1. Система публичных требований, связанных с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов 35-44
§ 2. Государственный контроль (надзор) и функционирование
саморегулируемых организаций в сфере промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов 44-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56-58
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
ГЛАВА 1. Общие положения о промышленной безопасности опасных производственныхэнергетическихобъектов
§ 1. Понятие, значение и виды опасных производственных промышленных объектов 8-19
§2.Понятие, социальное и экономическое значение опасных производственных энергетических объектов 20-25
§ 3. Источники правого регулирования отношений, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов 26-34
ГЛАВА 2. Основы правового регулирования и контроля в сфере промышленной безопасности опасных производственных
энергетических объектов
§1. Система публичных требований, связанных с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов 35-44
§ 2. Государственный контроль (надзор) и функционирование
саморегулируемых организаций в сфере промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов 44-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56-58
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Энергетика - один из важнейших секторов экономики, основа всего материального производства, ключевой элемент жизнеобеспечения страны и основа ее экспортной базы. Научно-технический прогресс в сфере энергетике со всеми его положительными сторонами, так же имеет и отрицательные последствия, которые выражаются многочисленными авариями и катастрофами. Это отрицательно сказывается на природную окружающую среду, на благополучие общества, на жизнь и здоровье людей, а так же влечет за собой огромные потери материальных ценностей. Но, не смотря на это, сегодня общество зависимо от энергетики.
Энергетика обеспечивает стабильное экономическое развитие. И в течение следующих лет ожидается значительное увеличение энергопотребления, связанное с развитием экономики и приростом населения. Это приведет к росту давления на систему энергоснабжения и потребует повышенного внимания к эффективности использования энергии, а также ее безопасности. Это проблемы современной энергетики, которые надо решать прямо сейчас. Доступность энергоресурсов является ключевым фактором для развития экономики и способствует улучшению качества жизни. Как правило, в основе прогнозов энергопотребления лежат такие факторы, как рост мировых экономик и увеличение численности населения, которые выступают в качестве основной движущей силы непрерывного роста энергопотребления. С этим связано увеличение опасных производственных энергетических объектов.
В России защищённость от аварий и их последствий призвана поддерживать промышленная безопасность, главным понятием которой является опасный производственный объект.
Для гарантированной компенсации ущерба, наносимого авариями, во многих странах, включая Россию, введено обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов. К опасным факторам энергетических объектов на производстве необходим системный подход, основанный на управлении безопасностью технологических процессов, контроле за использованием опасных веществ и материалов и наукоёмком понятии инжиниринга безопасности, тесно связанным с системотехникой.
Кроме того, в результате активного и динамичного развития энергетической отрасли в нашей стране, возникает необходимость совершенствовать законодательное регулирование. Энергетическое законодательство представлено значительным количеством нормативно-правовых актов различного уровня, однако оно не сложилось в единую систему. Законы и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения в энергетике, не имеют общей основы, единой терминологической базы. Все эти обстоятельства диктуют необходимость совершенствования энергетического законодательства.
Необходимо отметить, что бурный рост целого ряда опасных производственных объектов энергетической отрасли сопровождается резким увеличением количества разнообразных техногенных ситуаций. Поэтому необходимо усилить контроль за подобными объектами и за эффективностью мероприятий в сфере промышленной безопасности.
Не менее актуальной остается проблема, связанная с промышленной безопасностью. К сожалению, уровень несчастных случаев на производстве продолжает оставаться высоким 7137 случаев: групповые, с тяжелым и смертельным исходом. Состояние промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов непосредственно зависит именно от правового регулирования государства. Государство предъявляет определенные требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые предусматриваются с первоначальных стадий проектирования и строительства опасных производственных энергетических объектов и касаются не только данных объектов в целом, но и отдельных его элементов. Помимо государственного контроля (надзора), необходимо обратить внимание так же на функционирование саморегулируемых организаций, которые значительно повышают безопасность данных объектов, в связи получением разрешений на определенные работы. Специфика их полномочий, обуславливает установление особый требований, среди которых кадровый состав членов, их квалификации, наличие определенного оборудования и т.д.
Приведенные соображения в сочетании с неоспоримой актуальностью промышленной безопасности энергетических объектов, то есть безопасность на производстве, охрана труда, соблюдение требований и контроль за опасными производственными энергетическими объектами, делают, на мой взгляд, своевременным и нужным. Написание, подготовка и защита данной работы связанна с формированием комплексного представления правового регулирования вышеуказанных объектов.
Степень разработанности темы -при написании дипломной работы были использованы научные труды отечественных ученых, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам дипломной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.Были изученыучебная и специальная литература, в том числе монографические и периодические издания, которая непосредственно связана с темой «Правовые основы промышленной безопасности опасных
производственных энергетических объектов». Кроме того, были использованы исследования в области энергетических объектов, промышленной безопасности, опасных производственных объектов, содержащиеся в трудах В.В. Романова, А.А. Ефимова, С.С. Занковский, В.Ф. Попондопуло, А.В. Белицкая, Л.И. Шевченко, А.И. Грещенко, О.А. Городов, П.Г. Лахно и других.
В ходе выполнения данной работы мною были получены профессиональные навыки, которые пригодятся мне в будущей практической деятельности. Этот факт непосредственно обуславливает практическую значимость работы.
Объект - общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов.
Предмет - нормыроссийского и международного законодательства, опосредующие указанные выше отношения, материалы судебной практики и иной юридической практики.
Целью исследования является формирование комплексного представления о современном правовом обеспечении промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов.
Для достижения цели работы автором были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты производственных промышленных объектов
- ознакомиться с основными моментами промышленной безопасности;
- рассмотреть и выявить социальное, экономическое значение опасных производственных энергетических объектов;
- проведение анализа соответствующих правовых норм, регулирующих данную тему и выявить пробелы в действующем российском законодательстве;
-выявить систему публичных требований к опасным производственным энергетическим объектам;
- установить и проанализировать функции государственных органов и саморегулируемых организаций для обеспечения промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов.
Методология исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались социологические приемы в том числе - изучение материалов судебной практики.
Теоретическая основа исследования представлена работами классиков российского права, корифеями отечественного гражданского и предпринимательского права, такие как В.П. Грибанов, О.С. Иоффе, В.К. Райхера,В.С. Мартемьянов, Л.А. Лунц, Д.И. Мейер, К.П. Победоносцев, Ю.К. Толстого, И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич, В.А. Семеусов, Б.Б.Черепахин, О.А. Красавчиков, Е.А. Суханов, В.Ф. Яковлев и многие другие.
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ,
федеральное законодательство, основополагающими которые стализаконы «О промышленной безопасности» и «Об
электроэнергетике»,ведомственные акты Министерство
Энергетики;Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.
Эмпирическая основа - судебная практика судов общей юрисдикции, арбитражных судов субъектов и Верховного суда Российской Федерации. Юридическая практика коммерческих организаций, органов государственного контроля.
Энергетика обеспечивает стабильное экономическое развитие. И в течение следующих лет ожидается значительное увеличение энергопотребления, связанное с развитием экономики и приростом населения. Это приведет к росту давления на систему энергоснабжения и потребует повышенного внимания к эффективности использования энергии, а также ее безопасности. Это проблемы современной энергетики, которые надо решать прямо сейчас. Доступность энергоресурсов является ключевым фактором для развития экономики и способствует улучшению качества жизни. Как правило, в основе прогнозов энергопотребления лежат такие факторы, как рост мировых экономик и увеличение численности населения, которые выступают в качестве основной движущей силы непрерывного роста энергопотребления. С этим связано увеличение опасных производственных энергетических объектов.
В России защищённость от аварий и их последствий призвана поддерживать промышленная безопасность, главным понятием которой является опасный производственный объект.
Для гарантированной компенсации ущерба, наносимого авариями, во многих странах, включая Россию, введено обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов. К опасным факторам энергетических объектов на производстве необходим системный подход, основанный на управлении безопасностью технологических процессов, контроле за использованием опасных веществ и материалов и наукоёмком понятии инжиниринга безопасности, тесно связанным с системотехникой.
Кроме того, в результате активного и динамичного развития энергетической отрасли в нашей стране, возникает необходимость совершенствовать законодательное регулирование. Энергетическое законодательство представлено значительным количеством нормативно-правовых актов различного уровня, однако оно не сложилось в единую систему. Законы и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения в энергетике, не имеют общей основы, единой терминологической базы. Все эти обстоятельства диктуют необходимость совершенствования энергетического законодательства.
Необходимо отметить, что бурный рост целого ряда опасных производственных объектов энергетической отрасли сопровождается резким увеличением количества разнообразных техногенных ситуаций. Поэтому необходимо усилить контроль за подобными объектами и за эффективностью мероприятий в сфере промышленной безопасности.
Не менее актуальной остается проблема, связанная с промышленной безопасностью. К сожалению, уровень несчастных случаев на производстве продолжает оставаться высоким 7137 случаев: групповые, с тяжелым и смертельным исходом. Состояние промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов непосредственно зависит именно от правового регулирования государства. Государство предъявляет определенные требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые предусматриваются с первоначальных стадий проектирования и строительства опасных производственных энергетических объектов и касаются не только данных объектов в целом, но и отдельных его элементов. Помимо государственного контроля (надзора), необходимо обратить внимание так же на функционирование саморегулируемых организаций, которые значительно повышают безопасность данных объектов, в связи получением разрешений на определенные работы. Специфика их полномочий, обуславливает установление особый требований, среди которых кадровый состав членов, их квалификации, наличие определенного оборудования и т.д.
Приведенные соображения в сочетании с неоспоримой актуальностью промышленной безопасности энергетических объектов, то есть безопасность на производстве, охрана труда, соблюдение требований и контроль за опасными производственными энергетическими объектами, делают, на мой взгляд, своевременным и нужным. Написание, подготовка и защита данной работы связанна с формированием комплексного представления правового регулирования вышеуказанных объектов.
Степень разработанности темы -при написании дипломной работы были использованы научные труды отечественных ученых, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам дипломной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.Были изученыучебная и специальная литература, в том числе монографические и периодические издания, которая непосредственно связана с темой «Правовые основы промышленной безопасности опасных
производственных энергетических объектов». Кроме того, были использованы исследования в области энергетических объектов, промышленной безопасности, опасных производственных объектов, содержащиеся в трудах В.В. Романова, А.А. Ефимова, С.С. Занковский, В.Ф. Попондопуло, А.В. Белицкая, Л.И. Шевченко, А.И. Грещенко, О.А. Городов, П.Г. Лахно и других.
В ходе выполнения данной работы мною были получены профессиональные навыки, которые пригодятся мне в будущей практической деятельности. Этот факт непосредственно обуславливает практическую значимость работы.
Объект - общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов.
Предмет - нормыроссийского и международного законодательства, опосредующие указанные выше отношения, материалы судебной практики и иной юридической практики.
Целью исследования является формирование комплексного представления о современном правовом обеспечении промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов.
Для достижения цели работы автором были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты производственных промышленных объектов
- ознакомиться с основными моментами промышленной безопасности;
- рассмотреть и выявить социальное, экономическое значение опасных производственных энергетических объектов;
- проведение анализа соответствующих правовых норм, регулирующих данную тему и выявить пробелы в действующем российском законодательстве;
-выявить систему публичных требований к опасным производственным энергетическим объектам;
- установить и проанализировать функции государственных органов и саморегулируемых организаций для обеспечения промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов.
Методология исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались социологические приемы в том числе - изучение материалов судебной практики.
Теоретическая основа исследования представлена работами классиков российского права, корифеями отечественного гражданского и предпринимательского права, такие как В.П. Грибанов, О.С. Иоффе, В.К. Райхера,В.С. Мартемьянов, Л.А. Лунц, Д.И. Мейер, К.П. Победоносцев, Ю.К. Толстого, И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич, В.А. Семеусов, Б.Б.Черепахин, О.А. Красавчиков, Е.А. Суханов, В.Ф. Яковлев и многие другие.
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ,
федеральное законодательство, основополагающими которые стализаконы «О промышленной безопасности» и «Об
электроэнергетике»,ведомственные акты Министерство
Энергетики;Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.
Эмпирическая основа - судебная практика судов общей юрисдикции, арбитражных судов субъектов и Верховного суда Российской Федерации. Юридическая практика коммерческих организаций, органов государственного контроля.
Проведенная работа, посвященная изучению правовому регулированию промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов, позволила сделать следующие выводы.
1. Промышленный объект - предприятие, цех, участок, агрегат и другие производственные подразделения, используемые для осуществления промышленной деятельности. Необходимо ограничивать между собой смежные правовые категории такие, как "опасные объекты", «особо опасные объекты», "объекты повышенной опасности". Данные понятие между собой неравнозначны.
Опасные производственные объекты предполагает деление на 4 класса опасности, критерии которые приведены в приложении № 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
2. Промышленная безопасность направлена на две основные составляющие. Во-первых, предупреждение аварий на опасных производственных объектах. Во-вторых, обеспечение готовности субъектов эксплуатирующих опасные производственные объекты к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Кроме того, обеспечение промышленной безопасности функционирования опасных производственных энергетических объектов России предусматривает минимизацию негативного влияния добычи, производства, транспортировки и потребления энергоресурсов на окружающую среду и климат.
3. В энергетической стратегии России на период до 2030 года, должное внимание уделяется энергетическим проектам, имеющие стратегическое и социальную значимость. Исходя из этого, следует, что строительство опасных производственных энергетических объектов имеет важное экономическое значение - повышение бюджетной эффективности, обеспечение взаимоотношение государства и энергетического бизнеса, в формировании доходов бюджетной системы, создание благоприятной среды частных инвестиций. Социальный характер производственных энергетических объектов выражается в обеспечении непрерывной и бесперебойной работы промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунальных хозяйств, без чего человек не может обойтись в своей повседневной жизни.
Важность опасных производственных энергетических объектов определяется вкладом всех ее составляющих: экономической, социальной, правовой, энергетической и других сфер жизни страны.
4. Энергетической стратегией на период до 2020 года предусматривается формирование целостной и систематизированной нормативно-законодательной базы, данная задача связана с проблемами правового регулирования, вызваны в первую очередь с несовершенством нормативных правовых актах. Следует совершенствовать понятийный аппарат, отсутствует законодательное определение «энергетической системы». Также есть необходимость определения и уточнения правового статусы отдельных лиц, участвующих в отношения, связанных с электроэнергетикой, к примеру собственники объектов электросетевого хозяйства.
5. Государство предъявляет публичные требования, для достижения гарантированного высокого уровня промышленной безопасности в функционировании опасных производственных энергетических объектов.
6. Что касается, государственного контроля (надзора), то здесь отсутствует жесткое разграничение в законодательстве Российской Федерации определений и предметов «государственного контроля» и более отраслевого понятия «контроль в сфере электроэнергетики». Идет тенденция передачи определенных полномочий и функций саморегулируемым организациям.
Проведенная работа показала, что целесообразно в виду особой сложности энергетической отрасли права, более комплексно уделить внимание ко всем аспектам электроэнергетики. Так как в данном случае это будет способствовать эффективному правовому регулированию промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов.
Основная цель государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов является последовательное ограничение нагрузки на окружающую среду путем снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
1. Промышленный объект - предприятие, цех, участок, агрегат и другие производственные подразделения, используемые для осуществления промышленной деятельности. Необходимо ограничивать между собой смежные правовые категории такие, как "опасные объекты", «особо опасные объекты», "объекты повышенной опасности". Данные понятие между собой неравнозначны.
Опасные производственные объекты предполагает деление на 4 класса опасности, критерии которые приведены в приложении № 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
2. Промышленная безопасность направлена на две основные составляющие. Во-первых, предупреждение аварий на опасных производственных объектах. Во-вторых, обеспечение готовности субъектов эксплуатирующих опасные производственные объекты к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Кроме того, обеспечение промышленной безопасности функционирования опасных производственных энергетических объектов России предусматривает минимизацию негативного влияния добычи, производства, транспортировки и потребления энергоресурсов на окружающую среду и климат.
3. В энергетической стратегии России на период до 2030 года, должное внимание уделяется энергетическим проектам, имеющие стратегическое и социальную значимость. Исходя из этого, следует, что строительство опасных производственных энергетических объектов имеет важное экономическое значение - повышение бюджетной эффективности, обеспечение взаимоотношение государства и энергетического бизнеса, в формировании доходов бюджетной системы, создание благоприятной среды частных инвестиций. Социальный характер производственных энергетических объектов выражается в обеспечении непрерывной и бесперебойной работы промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунальных хозяйств, без чего человек не может обойтись в своей повседневной жизни.
Важность опасных производственных энергетических объектов определяется вкладом всех ее составляющих: экономической, социальной, правовой, энергетической и других сфер жизни страны.
4. Энергетической стратегией на период до 2020 года предусматривается формирование целостной и систематизированной нормативно-законодательной базы, данная задача связана с проблемами правового регулирования, вызваны в первую очередь с несовершенством нормативных правовых актах. Следует совершенствовать понятийный аппарат, отсутствует законодательное определение «энергетической системы». Также есть необходимость определения и уточнения правового статусы отдельных лиц, участвующих в отношения, связанных с электроэнергетикой, к примеру собственники объектов электросетевого хозяйства.
5. Государство предъявляет публичные требования, для достижения гарантированного высокого уровня промышленной безопасности в функционировании опасных производственных энергетических объектов.
6. Что касается, государственного контроля (надзора), то здесь отсутствует жесткое разграничение в законодательстве Российской Федерации определений и предметов «государственного контроля» и более отраслевого понятия «контроль в сфере электроэнергетики». Идет тенденция передачи определенных полномочий и функций саморегулируемым организациям.
Проведенная работа показала, что целесообразно в виду особой сложности энергетической отрасли права, более комплексно уделить внимание ко всем аспектам электроэнергетики. Так как в данном случае это будет способствовать эффективному правовому регулированию промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов.
Основная цель государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных энергетических объектов является последовательное ограничение нагрузки на окружающую среду путем снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Подобные работы
- Исследование и разработка методов обеспечения промышленной безопасности при хранении нефтепродуктов (на примере ООО «Тольятти нефтепродукт Сервис» (ООО «ТНПС»)
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Организация и осуществление мероприятий по подготовке, обучению и аттестации работников на опасных производственных объектах в области энергетики. Практика применения. Рекомендации по улучшению процесса
Бакалаврская работа, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления»
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Обеспечение промышленной безопасности опасного производственного объекта площадка насосной станции (ДНС) Верхне-Шапшинского месторождения ПАО НК «РуссНефть»
Бакалаврская работа, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Концепция системного анализа документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (на примере ООО «РусНефтеПроект-Мск»)
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2019 - Интегрированная система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды при монтаже газораспределительных трубопроводов на примере ООО «Продезайн» (Prodesign Mimarlik LTD)
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Промышленная безопасность как компонент хозяйственной политики предприятий нефтегазового комплекса: оценка состояния и перспективы развития
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование методов и средств для обеспечения комплексной безопасности на предприятиях нефтегазового комплекса (на примере ООО «Лапасское»)
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ РОСТЕХНАДЗОРОМ (НА ПРИМЕРЕ МЕЧЕЛКОКС)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



