ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы по использованию интерактивных методов на уроках иностранного языка 8
1.1. Виды интерактивных методов на уроках иностранного языка 8
1.2. Интерактивно-игровые формы работы над лексикой. Анаграммы, кроссворд и другие интерактивные игры 13
Выводы по главе I 18
ГЛАВА II. Практические аспекты организации работы по использованию интерактивных методов на уроках иностранного языка. Опытное исследование 21
2.1. Описание констатирующего этапа 23
2.2. Описание формирующего этапа 27
2.3. Описание контрольного этапа 31
Выводы по главе II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложения 40
В настоящее время растут требования к выпускникам средней общеобразовательной школы по овладению иностранными языками. Целью обучения становится не только знание языка, но и формирование профессионально значимых компетенций и подготовку к самореализации в условиях прогрессивного развития общества.
В рамках базового курса обучения иностранному языку в школе у обучающихся требуется сформировать различные виды компетенций: предметные, метапредметные, личностные, коммуникативные.
Однако на уроках по иностранному языку основным способом формирования языковой картины мира остается сам язык и, главным образом, его лексическая сторона как форма отражения реальности и системы вещей в понимании носителя языка и того, кто изучает иностранный язык. Лексика является одним из основных компонентов языкового общения и выступает его наиболее важным инструментом. Особую значимость лексическая компетенция приобретает у обучающихся 10-11 классов. Старшая ступень школы представляет собой своеобразный этап достижения функциональной грамотности во владении иностранным языком, этапом дальнейшего развития и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции. Но при этом количество аудиторных часов иностранного языка остается на уровне трех часов в неделю, увеличивая нагрузку самостоятельной работы старшеклассника.
К исследованию формирования иноязычной лексической компетенции обращались такие выдающиеся педагоги, лингвисты и психологи, как Рогова Г. В., Перестонина И. Л., Гальскова Н. Д., Мачхелян Г. Г., Соловова Е. Н.
Лексическая компетенция, согласно Шамову А.Н., составная часть коммуникативной компетенции, становление которой протекает как градуированный процесс. В нем можно выделить несколько уровней. Под уровнем сформированности лексической компетенции нами понимается способность учащихся решать задачи, связанные с усвоением иноязычного слова при практическом пользовании им в речи на основе приобретенных знаний и соответствующих навыков [30, с. 19].
Анализ проведенных исследований, результатов методической работы учителей общеобразовательных школ показали, что уровень владения старшеклассниками лексическим материалом не отвечает в полной мере требованиям образовательных стандартов. Недостаточное развитие лексической компетенции учащихся старших классов ставит необходимость разработки рациональной методики обучения иноязычной лексике.
В традиционной методике учебного процесса в качестве способа сообщения информации используется односторонняя форма коммуникации. Существенно другим является интерактивное обучение. Согласно Борису Михайловичу Бим-Баду при интерактивном обучении «учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску» [3, с. 107].
Согласно Гальсковой Н.Д. научить творчески использовать иностранный язык возможно только в ходе активной коммуникации (взаимодействия) обучающихся на этом языке. Поэтому способы обучения, которые направлены на усвоение системы языка, нужно заменить новыми, интерактивными формами обучения, объединяющими учеников и «придающими процессу обучения поистине деятельностный характер» [4, с. 84].
Проблема исследования позволила сформулировать тему: «Использование интерактивных методов для формирования лексической компетенции обучающихся на старшем этапе обучения».
Актуальность темы курсовой работы обусловлена возрастающим значением в методике преподавания интерактивных методов обучения: это один из путей повышения мотивации обучающихся и формирования их лексической компетенции. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.
Объект исследования – процесс формирования лексической компетенции обучающихся старших классов.
Предмет исследования – интерактивные методы при формировании лексической компетенции обучающихся старшей школы.
Гипотеза, основанная на предположении о том, что если в учебном процессе по иностранному языку будут использоваться интерактивные методы обучения, то это положительно повлияет на формирование лексической компетенции обучающихся старшей школы.
Цель опытной работы – повысить уровень лексической компетенции обучающихся старшей школы посредством использования интерактивных методов обучения.
Задачи исследования:
- изучить и систематизировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения иностранному языку исследования по данной теме;
- раскрыть сущность влияния интерактивных методов обучения на формирование лексической компетенции;
- выявить наиболее эффективные методы и приемы обучения;
- при помощи опытного обучения доказать эффективность данного метода.
Методы исследования: метод изучения и систематизации научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебным процессом, тестирование, интервьюирование, метод отбора учебного материала для проведения опытного исследования, метод статистической и математической обработки полученных данных в ходе опытного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что обучение с использованием интерактивных технологий значительно отличается от привычной логики образовательного процесса старшеклассников: от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение, а не от теории к практике.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и систематизации теоретических положений по данной теме, определении методологических основ и научно-методологического аппарата исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и использовании в учебном процессе по английскому языку дидактического комплекса заданий и упражнений, направленных на применение интерактивных методов с целью формирования лексической компетенции обучающихся старшей школы.
Структура курсовой работы состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель, задачи и актуальность исследования.
Первая глава посвящена понятию интерактивных методов в обучении и их видам.
Во второй главе на констатирующем этапе описана опытная работа, ее цель и задачи. На формирующем этапе представлен дидактический комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование лексической компетенции старшеклассников. На контрольном этапе представлены результаты опытной работы.
Заключение представляет собой обобщение курсовой работы и выводы по результатам исследования.
В настоящее время растут требования к выпускникам средней общеобразовательной школы по овладению иностранными языками. Целью обучения становится не только знание языка, но и формирование профессионально значимых компетенций, в том числе лексической компетенции. Особую значимость лексическая компетенция приобретает у обучающихся 10-11 классов. Однако при этом количество аудиторных часов иностранного языка остается на уровне трех часов в неделю.
В традиционной методике обучения иностранному языку используется односторонняя форма коммуникации. Существенно другим является интерактивное обучение.
В процессе изучения проблемы нами были предложены задачи, связанные с повышением уровня лексической компетенции обучающихся старшей школы, посредством использования интерактивных методов на уроках английского языка: 1) изучение и систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования; 2) изучение и обобщение имеющихся в методике обучения иностранному языку исследований по данной теме; 3) раскрытие сущности влияния интерактивных методов обучения на формирование лексической компетенции; 4) выявление наиболее эффективных методов и приемов обучения; 5) доказательство эффективности данного метода при помощи опытного обучения.
На первоначальном этапе удалось полностью раскрыть сущность интерактивных методов обучения лексике и их классификации. На основе полученного материала был сделан вывод о положительном влиянии интерактивных методов на формирование лексической компетенции. В связи с этим были определены интерактивно-игровые формы работы над лексикой, которые бы отвечали требованиям цели эксперимента: соответствовали возрасту школьников и изучаемому материалу, правила игры были просты и понятны для всех участников, способствовали доброжелательной и комфортной обстановке и вовлечению в игру всех школьников, стимулировали интерес обучающихся и были наглядны. Анаграмма и кроссворд предлагают богатый и разнообразный подход в обучении.
На основном этапе нами был разработан дидактический комплекс заданий и упражнений по английскому языку. Для проверки уровня сформированности лексической компетенции до проведения опытной работы была проведена самостоятельная работа. При сравнении результатов работ, было отмечено, что использование интерактивных методов обучения положительно повлияло на формирование лексической компетенции: показатель высокого уровня повысился на 59%, показатель среднего уровня уменьшился на 34% и показатель низкого уровня уменьшился на 25%.
Таким образом, методика использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка оказалась эффективной и наша гипотеза подтвердилась.
1. Антипина, А.Д. Использование анаграмм на уроках английского языка // [Электронный ресурс]. – URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-anaghramm-na-urokakh-anghliiskogho.html (дата обращения: 15.09.2020)
2. Аронова, Г. А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. – 2012. — URL: http://festival.1september.ru/articles/513950. (дата обращения: 20.09.2020).
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., – 2002. – 528 с.
4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова – М.: Просвещение, 2010. – 55 с.
5. Гулакова, М. В., Харченко, Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – с. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13219.htm (дата обращения: 21.09.2020)
6. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2, с. 1-18.
7. Дзюба, Е.В., Массалова, А.Э. Игровые интерактивные технологии на уроках РКИ в системе профессионально ориентированного обучения // Педагогическое образование в России. – 2019. – №2 [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-interaktivnye-tehnologii-na-urokah-rki-v-sisteme-professionalno-orientirovannogo-obucheniya/viewer // (дата обращения: 30.09.2020).
8. Дзюина, Е. В. Поурочные разработки по английскому языку. М.: Вако, 2007 – 180 с.
9. Жгарова, Ю. А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании [Текст] / Ю.А. Жгарова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – с. 13-15.
10. Зеленская, Т.Г. Прием анаграмма как активная форма, обеспечивающая усвоение понятий на уроках истории // [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/priem-anagramma-kak-aktivnaya-formaobespechivayuschaya-usvoenie-ponyatiy-na-urokah-istorii-2230235.html (дата обращения: 12.09.2020).
11. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
12. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. – М. : ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
13. Мачхелян, Г.Г. Современную английскую лексику – в учебный процесс! / Г.Г. Махчелян. // Иностранные языки в школе, 1999. - №2. – С. 13-17.
14. Омельченко, Л. Кейс-метод на уроках английского языка [Текст] / Л. Омельченко // Интернет-издание для учителя. – 2012. – № 4. – С. 18-
15. Павлова, Л.В. Кроссворд как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка // [Электронный ресурс]. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/502073 (дата обращения: 12.09.2020).
16. Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения – М.: Академия – 176 с.
17. Пассов, Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. / Е.И. Пассов. - Воронежский педагогический институт, Воронеж, 1999. – 189 с.
18. Рогова, Г.В. Цели и задачи обучения иностранному языку / Г.В. Рогова // Иностранные языки в школе. – 1974, №4. – с. 20-23.
19. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение, 1994. – 43 с.
20. Семенчук, Ю.А. Интерактивное обучение студентов английской экономической лексике: моног. / Под науч. ред. О. Б. Тарнопольского. – Тернополь : Вектор, 2017. – 212 с.
21. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Ю. П. Сурмин [и др.]. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
22. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н. Скаткин. — М. : Просвещение, 1980. — с. 144
23. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М., 2002. – 236 с.
24. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. – 2004. – №2. – с. 66-68.
25. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – с. 62 – 78.
26. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.
27. Устинина, Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Гуманитарные научные исследования. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6081 (дата обращения: 20.09.2020).
28. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый — М., 1996. — с. 269.
29. Шабалина, С.Н. Кроссворд на уроках истории, обществознания, МХК [Электронный ресурс]. –URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-ekhnologii/library/2013/01/31/krossvord-na-urokakh-istorii // (дата обращения: 11.09.2020).
30. Шамов, А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2007. № 4, с. 19-25.