Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАФИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Работа №77665

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы134
Год сдачи2020
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
484
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Принципы визуального сопровождения мероприятий культуры и искусства в системе графического дизайна ХХ века 7
1.1. Графическое сопровождение мероприятий в сфере культуры и искусства в первой половине ХХ века: основные принципы 7
1.2. Графические принципы и визуальные стратегии сопровождения
мероприятий в сфере культуры и искусства во второй половине ХХ века 34
1.3. Визуальные элементы и графические принципы сопровождения
мероприятий в области культуры и искусства: актуальные
направления 37
Глава 2. Графические принципы и визуальная система поддержки мероприятий в области культуры и искусства в среде высших учебных
заведениях 50
2.1. Система визуальной поддержки мероприятий в области культуры и
искусства в высших учебных заведениях в середине ХХ века 50
2.2. Принципы графического сопровождения мероприятий в области культуры и искусства в высших учебных заведениях во второй половине ХХ
века 53
2.3. Актуальные принципы сопровождения мероприятий в области культуры и искусства в системе высших учебных заведений 57
Глава 3. Проектирование носителей графического сопровождения проекта «Культура и искусство в классическом университете» 71
Заключение 76
Список использованной литературы 83
Приложения 88


В русском искусствознании на протяжении более ста лет сохраняется интерес к прикладной графике. Предметом исследования в данной области научного знания становятся рекламный плакат, афиши, программки, открытки и другие предметы печати, имеющие художественную составляющую.
Графические материалы в современных условиях используются повсеместно, в том числе и государственными образовательными учреждениями. Классические университеты, такие как Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), регулярно проводят различные мероприятия в области культуры и искусства для повышения интереса обучающихся к студенческой жизни в университете, их личностного развития, привития им моральных и нравственных качеств и т.д.
Современным университетам необходимо постоянное графическое сопровождение подобных мероприятий для привлечения к ним большого количества участников, регулярного оповещения студентов, аспирантов, преподавательского состава и других лиц о проведении мероприятий.
Актуальность диссертационного исследования состоит в том, что в классических университетах России наблюдается недостаток графического сопровождения мероприятий, посвященных сферам культуры или искусства. Графическое оформление таких мероприятий осуществляется, зачастую, бессистемно, разрозненно, без собственного постоянно узнаваемого стиля. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете в настоящее время не имеется единой системы графического оформления указанных мероприятий.
Наличие профессионального графического сопровождения в университете, наличие фирменного стиля учебного заведения, кроме основной функции по привлечению к мероприятиям участников, будет способствовать повышению узнаваемости университета и его репутации, в том числе, на международной арене, интереса к учебному заведению со стороны как отечественных граждан, так и иностранных лиц.
Целью настоящей работы является создание единой системы графического оформления мероприятий «Культура и искусство в классическом университете».
Для достижения названной цели подлежат решению следующие задачи:
1. Изучить особенности графического сопровождения мероприятий в сфере культуры и искусства в ХХ веке;
2. Рассмотреть графические принципы и визуальные стратегии сопровождения мероприятий в сфере культуры и искусства в высших учебных заведениях в ХХ веке.
3. Определить актуальные направления визуальных элементов и графические принципы сопровождения мероприятий в области культуры и искусства и применить их для создания графического сопровождения мероприятий культуры и искусства в СПбГУ.
Объектом диссертационного исследования является графическое сопровождение мероприятий культуры и искусства, отраженное в визуальных средствах коммуникации.
Предмет исследования - характерные особенности графического сопровождения мероприятий «Культура и искусство в классическом университете».
В ходе проведенного исследования нами были проанализированы российские и зарубежные графические материалы (афиши, плакаты и др.) XX и XXI века в области мероприятий культуры и искусства, в том числе в учебных заведениях.
Новизна исследования состоит в разработке впервые единой комплексной системы графического сопровождения мероприятий «Культура и искусство в классическом университете».
Теоретическая значимость данной работы состоит в комплексном подходе к изучению вопросов графического сопровождения мероприятий культуры и искусства в классическом университете.
Практическая значимость исследования состоит в возможности дальнейшего использования в искусствоведении и графическом дизайне:
- результатов анализа графических материалов (плакатов, афиш и др.) мероприятий культуры и искусств, в том числе, в учебных заведениях;
- разработанных носителей графического сопровождения проекта «Культура и искусство в классическом университете».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного нами исследования сформулированы следующие выводы.
Одним из основных элементов графического сопровождения мероприятий культуры и искусства являются афиши. Афиша для России была явлением по большей части заимствованным, поэтому мы увязывали ее зарождение и развитие с общеевропейскими тенденциями. Основной период развития художественной афиши приходится на вторую половину XIX - начало XX вв.
В Россию афиша пришла из западной культуры, особо следует отметить искусство Франции. Тем не менее, рисованные художественные афиши нельзя считать полным заимствованием.
В целом, можно сказать, что в России визуальная культура традиционно была на высоком уровне. До появления афиши были достаточно развиты станковая и книжная графика. Кроме того, на развитие афиши большое значение оказал традиционный лубок, устное народное творчество, фольклор. Они нашли отражение в стилистике историзма в русской афише.
Можно говорить о том, что изначально отстающее от Запада искусство афиши в России компенсировалось бурным развитием всех сфер изобразительного искусства в конце XIX в. Особенно здесь следует отметить графику.
Историзм мог проявляться по-разному. Элементы историзма, привнесенные из русских сказок и фольклора тяготеют к неорусскому стилю. В афишах Императорских театров присутствуют различные классицистические и барочные элементы.
Историзм в афишах и плакатах для широких масс выражал связь с народом. В первую очередь - с лубком, произведением народного творчества. Здесь можно отметить яркое цветовое оформление, связь с мифологией и фольклором.
Стиль «модерн» стал движущей силой для развития искусства плаката, поскольку он давал художнику свободу для выражения творческой мысли. Кроме того он был признан дизайнерским стилем, поэтому идеально подходил для использования в рекламной графике. Афиши, выполненные в стиле «модерн», в качестве целевой аудитории обращены к людям, имеющим образование, вкус и высокий уровень достатка. Модерн часто апеллировал символическими устоявшимися образами и аллегорией.
Еще одним стилем афиши начала ХХ в. является футуризм, однако работ в этом стиле было выполнено немного. Изображения на этих афишах отличают угловатые линии, резкость движения. Цветовая гамма построена на сочетании черного, красного и синего. Афиши в стиле футуризма являлись не рекламой театра или актера, а отражением визуальных элементов постановки.
При переходе к конструктивизму афиши начинали все больше приобретать вид плаката. В плакатной графике активно начинали использоваться шрифтовые композиции. Шрифт сам по себе становился изображением. И стал «говорить» не только своим смыслом, но и формой, цветом, характером изображения.
Русская афиша вобрала в себя все наиболее важные художественные достижения Запада в области оформления данного типа печатной продукции.
При этом она создала свою собственную форму, с учетом национального колорита, особого мироощущения, поскольку афиша, плакат должны нести народу информацию, а, следовательно, быть понятными.
В России художественная афиша в начале XX в. задала жизнеутверждающий тон развития данному искусству, которое в дальнейшем вылилось в традицию всемирно известного искусства советского плаката.
Одной из основных особенностей художественных афиш являлось строгое разграничение шрифтовой и изобразительной части. Кроме того в афишах стала развиваться традиция использования таких декоративных элементов как марка и эмблема. Они характерны для молодых коллективов, которые желали заявить о своей самобытности.
Далее следует отметить постепенную утрату театральным плакатом функции афиши. Это было вызвано возникновением все более тесной связи художественного решения афиши с содержанием конкретного спектакля.
В 1920-х гг. театральный плакат обрёл определенные черты, ставшие отражением эпохи. Стремления большинства художников этого времени были направлены на формирование новой среды, нового подхода к графическому дизайну.
В России графический дизайн получил дальнейшее развитие благодаря новым направлениям авангардного искусства: абстракционизму и
супрематизму.
Следует отметить такое явление как создание Окон РОСТА, оказавших влияние на развитие отечественного дизайна. В них использовалась традиционная лубочная графика, характеризующаяся лаконичностью и простотой.
Следует отметить появление фотомонтажа, как особого средства художественного выражения в 1910-20 гг. Таким образом обеспечивалась взаимосвязь с реальной действительностью.
В период с 1920 по 1930 года в области графического дизайна стали заметными такие высшие учебные заведения как ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Их деятельность способствовала формированию общего стиля советских плакатов.
В 1940-е гг. (в послевоенное время) стилистика дизайна стала сводиться к простоте, чистоте, экономичности, практичности. Пропагандировался спокойный размеренный образ жизни, которому должен был соответствовать и дизайн.
В 1950-е гг. основными составляющими стилистики графического дизайна стали: высокая техничность, реалистичность, оптимистичность, понятность, контрастность, динамичность, красочность. В этот период оформилось понятие графический дизайн. Дизайнеры стали полноценными творцами визуального продукта.
В 1960-е гг. в массовом сознании прочно утвердился культ молодости. В это время молодежь стала политически активной, начала принимать активное участие во всех значимых социальных явлениях. Этот период являлся эпохой бунтарского искусства. В графическом дизайне эти тенденции нашли свое выражение в новых направлениях.
Поп-арт признан уникальным феноменом своего времени. Он стер границу между массовым и элитарным искусством. Поп-арт стал обращением к молодежной аудитории. Он отличается отсутствием серьезности, эфемерностью формируемых предметов, китчевой манерой.
Хэппенинг стал еще одним направлением в искусстве, оказавшим влияние на дизайн. Он представляет собой смесь разнообразных видов искусства (живопись, музыка, литература, театр).
1980-е гг. характеризуются активным ростом идей в сфере продвижения и эффективности рекламы. Основной идеей того времени стала идея позиционирования, которая заключается в оказании влияния на образ мысли потенциальных клиентов.
В 1990-х гг. активно формировалась новая сфера графического дизайна - индустрия видео игр. Возникает все больше новых технических возможностей. Этому способствует также развитие Интернета, представляющее пространство для визуального дизайна и рекламы.
В те же годы возникло и понятие визуальной культуры, являющееся актуальным в настоящее время. Это сложное понятие, включающее в себя формирование зрительного образа, направленного на трансляцию определенной информации в массы.
Графические элементы оформления мероприятий, связанных с искусством, также относятся к области визуальной культуры.
Следует отметить, что визуальная культура всегда является отражением основных веяний времени, тенденций в области искусства, коммуникаций, социальных явлений. Таким образом, визуальная культура в настоящее время позиционируется как новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении философии, теории культуры, социологии и искусствознания.
Центральной проблемой визуальной культуры является исследование культурной логики «постмодернистского», «масс-медийного»,
«визуального» поворота. Визуальная культура на данный момент может стать доминирующей формой культуры как таковой.
В данной работе были проанализированы средства оформления мероприятий, связанных с культурой и искусством, в высших учебных заведениях. Было выявлено, что основным средством информационной поддержки мероприятий в области культуры и искусства в высших учебных заведениях Советского Союза в середине ХХ в. являлись афиши и информационные плакаты. Они создавались в формате ручной графики непосредственно силами студентов.
Первые студенческие афиши имели характер агитационных плакатов. К их основным характеристикам можно отнести графичность подачи, лаконичность, броскость, использование максимум трех цветов.
Изменения происходят в сторону ухода от жесткой формы агитплаката. Это нашло выражение в использовании более округлых шрифтов, статичной композиции, уходе от контрастных цветовых сочетаний к их разнообразию.
В характере оформления отсутствует единое стилистическое решение, что обусловлено отсутствием профессиональной подготовки оформителей.
Плюсом студенческого творчества в графическом оформлении мероприятий в области искусства является четкое, пусть и не всегда умелое, следование тематике.
Одним из важных отличий афиш о проведении мероприятий культуры или искусства в современных высших учебных заведениях является отсутствие стремления к коммерциализации. Однако, все зависит от статуса мероприятия. В случае привлечения спонсорской помощи афиша становится рекламным продуктом не только данного мероприятия, но и его организаторов. Такие афиши зачастую выполняются профессионалами и отвечают всем требованиям продукта наружной рекламы. Все сопутствующие элементы также отличаются единой концепцией оформления.
В целом, можно отметить, что графические элементы оформления мероприятий культуры и искусства в вузах всегда соответствовали общим тенденциям развития графического искусства определенного времени.
При разработке элементов графического сопровождения мероприятий культуры и искусства на примере СПбГУ была применена концепция «многоходовой игры» или «игры в пятнашки». Суть концепции заключается в использовании в графических элементах шаблона, содержащего геометрические фигуры с прямыми углами (квадраты, прямоугольники), похожего на шахматную доску или конструктор.
Опираясь на изложенную концепцию, был разработан «составной» логотип и различные вариации этого логотипа с различным расположением, применены четыре фирменных цвета, разработаны элементы графического сопровождения отдельно для нескольких видов деятельности университета: выставки, театральные постановки, музыкальные концерты, праздники. Спроектированы такие носители как афиши, информационная газета, сувениры, в том числе, уникальные сувениры, медиаресурсы (сайт и промо¬ролик).



1. Арнхейм Н. Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.
- 392 с.
2. Бабурина, Н. И. Дореволюционный русский плакат / Н.И. Бабурина // Творчество. - 1975. - №10 (226).
3. Бабурина, Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века.
— Л., 1988.
4. Бакланова Т. Художественная самодеятельность в СССР накануне и в период перестройки (1980-1991 гг.). - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 69 с.
5. Бельченкова А.С. Общие положения развития плаката как вида
графического искусства // Труды МГТА: электронный журнал. - www.e- magazine.meli.ru/vipuski/vipusk_24/331_v24_Belchenkova.doc (дата
обращения: 12.04.2017)
6. Баранов Г. С. Понятие и образ в структуре социальной теории / под ред. М.П. Завьяловой; Кемеров. гос. ун-т. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. - 172 с.
7. Барт Р. Риторика образа // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. - С. 297-318.
8. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lit.lib. ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation. shtml (дата обращения: 24.03.2017).
9. Быченков В. М. Коммуникация массовая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iphras.ru/elib/1473.html (дата обращения: 26.03.2017).
10. Ващук О. А. Швейцарская школа графического дизайна как явление проектной культуры XX в.: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. - СПб., 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://flatik.ru/shvejcarskaya- shkola-graficheskogo-dizajna-kakyavlenie-proekt (дата обращения: 26.03.2017).
11. Визуализация // Википедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/840376 (дата обращения: 24.02.2017).
12. Визуализация // Новый словарь иностранных слов: статья. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/43914 (дата обращения: 11.02.2017).
13. Владимирский государственный университет. Музей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum.vlsu.ru/index.php?id=48 (дата обращения: 11.04.2017).
14. Владимирский политехнический институт: сайт выпускников. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vpi-70.narod.ru/ (дата обращения: 12.04.2017).
15. Выставка «Студенческая художественная самодеятельность: ВПИ - 1970¬е - 1990-е гг. ВлГУ - 2000-е гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum.vlsu.ru/index.php?id=48 (дата обращения: 12.04.2017).
16. Генисаретский/ О. И. Образ и пространство // Художественное
проектирование: сб. ст. - М.: Советский художник, 1987. - С. 147-163.
17. Графический дизайн // Википедия: статья. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 15.02.2016).
18. Глинтерник Э. М. Историческое самоопределение графического дизайна
в проектной культуре России, 1880-1980-е гг.: дисс. ... д. искусствоведения. - СПб., 2001. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=15991242 (дата обращения: 26.03.2017).
19. Глинтерник Э. М. Понятие «графические искусства» в печатном деле и становление терминологической системы дизайн-графики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25558410 (дата обращения: 26.03.2017).
20. Желондиевская Л.В. Эмоции графики: Изобразительные и выразительные возможности графических техник , 2009. -18-25 с.
20. История развития плаката // Рекламная группа Адмос. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admos-outdoor.ru/article/list-71.html
21. Казакова Е.П. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. - СПб.: Питер, 1995. - 129 с.
22. Книговедение: энциклопедический словарь / Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (главный редактор) и др. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - 664 с.
23. Кнорре К. Наружная реклама. - М.: Бератор - Пресс, 2002. - 192 с.
24. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университская книга, 1997. - 640 с.
25. Лапина К.В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов ХХ века.: дис. к. и. н. - Москва, 2008.
26. Лола Г.Н. Дизайн-код : методология семиотического дискурсивного моделирования. - СПб: ИПК Береста, 2016. - 259 с.
27. Лотман Ю. М. Семиосфера. - С. - Петербург: «Искусство-СБР», 2000. - 704 с.
28. Маца И. Наука об искусстве. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://enc-dic.com/enc_philosophy/Hauka-ob-iskusstve-6412.html (дата
обращения: 26.02.2017).
29. МГУ. Сайты организаций культуры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.msu.ru/ulife/ (дата обращения: 18.04.2017).
30. Мягкова, Г. К истории театра // Русский глобус: международный интернет-журнал. - 2005. - №5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russian-globe.com (дата обращения: 4.03.2017)
31. Меркулова Т.А. Проектные технологии в формировании межкультурной компетентности в профессиональной подготовке иностранных студентов вузов культуры и искусств / Т.А. Меркулова // «Вестник МГУКИ». - 2011. - № 3 (41). - С. 240-242.
32. Овчинникова Р. Ю. Социокультурные основания и специфика кича в
графическом дизайне; Омский гос. техн. ун-т (ОмГТУ). - М.: Магистр;
ИНФРА-М, 2015. - 136 с.
33. Овчинникова Р. Ю. Графический дизайн в контексте искусствоведения // Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. - СПб., 2002. - С. 264-265.
34. Панкратова А. В. История графического дизайна и его использования в рекламе: XX и XXI век: Учебное пособие к курсу «История графического дизайна и рекламы».- Смоленск, 2010. - 280 с.
35. Петрова Е. Визуальное обеспечение досуговых мероприятий // Народное образование. - 2013. - №7.- С. 232-240.
36. Плешкова И. С. Концептуальное направление в дизайне одежды // Наука и современность. - 2015. - № 35. - С. 30-35.
37. Перетина А.В. Теория и история культуры. Кинематограф и живопись: сравнительный культурфилософский анализ: Выдержки из автореферата диссертации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kinematograf-i-zhivopis-sravnitelnyi- kulturfilosofskii-analiz
38. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. - М.: Едиториал УРСС, 2009. - 269 с.
39. Серов С. И. Стилевые процессы в советском графическом дизайне 1960¬80-х годов: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. - М., 1990. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15684690 (дата обращения: 26.03.2017).
40. СПбГУ. Мероприятия, ДКН. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://students.spbu.ru/mmen-meroprijatija/2948-kontsert-ansamblej-
starinnoj-muzyki-spbgu.html (дата обращения: 2.04.2017).
41. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. - СПб.: A-cad., 1994. - 403 с.
42. Фуко М. Это не трубка. Пер. с франц. И Кулик - М.: Художественный журнал, 1999. - 143 с.
43. Черневич Е. В. Исследование языка графического дизайна: автореф. дисс.
канд. искусств. - М., ЕНИИТЭ 1975. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://search.rsl.ru/en/record/01004024242 (дата обращения:
10.03.2017).
44. Чухнов И.П. Культуроохранные технологии как средство реализации
региональной культурной политики. - 2006. - Теория, методика и
организация социально-культурной деятельности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referun.com/n/kulturoohrannye-tehnologii-kak-
sredstvo-realizatsii-regionalnoy-kulturnoy-politiki (дата обращения: 10.05.2017).
45. Шолохов А.В. Техническая эстетика и дизайн. Образно-художественные аспекты формирования визуального содержания в рекламной графике. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referun.com/n/obrazno- hudozhestvennye-aspekty-formirovaniya-vizualnogosoderzhaniyav-reklamnoy- grafike (дата обращения: 23.04.2017).
46. Museums and collections: University of Cambridge - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.museums.cam.ac.uk/whats-on/india-unboxed (дата обращения: 18.04.2017).
47. Oxford Arts Blog: University of Oxford - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.ox.ac.uk/news/arts-blog (дата обращения: 15.04.2017).
48. Politecnico di Milano: home. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.polimi.it/ (дата обращения: 10.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ