ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 8
1.1. Понятие и цели аудиторской деятельности 8
1.1. История развития правового регулирования аудиторской деятельности в
дореволюционной и советской России 13
1.2. Источники правового регулирования аудиторской деятельности в
современной России 17
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 26
2.1. Понятие и виды государственного регулирования аудиторской
деятельности 26
2.2. Общее государственное регулирование аудиторской деятельности 30
2.3. Специальное государственное регулирование аудиторской деятельности . 34
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
3.1. Понятие, предмет и стороны договора оказания аудиторских услуг 42
3.2. Форма и содержание договора оказания аудиторских услуг 47
3.2. Гражданско-правовая ответственность аудитора 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 8
1.1. Понятие и цели аудиторской деятельности 8
1.1. История развития правового регулирования аудиторской деятельности в
дореволюционной и советской России 13
1.2. Источники правового регулирования аудиторской деятельности в
современной России 17
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 26
2.1. Понятие и виды государственного регулирования аудиторской
деятельности 26
2.2. Общее государственное регулирование аудиторской деятельности 30
2.3. Специальное государственное регулирование аудиторской деятельности . 34
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
3.1. Понятие, предмет и стороны договора оказания аудиторских услуг 42
3.2. Форма и содержание договора оказания аудиторских услуг 47
3.2. Гражданско-правовая ответственность аудитора 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С переходом к рыночным отношениям и появлению предпринимательства в России появляется острая необходимость в специалистах, способных оказывать связанные с бизнес - процессами услуги в области финансов, права, рекламы, коммерческого дизайна. В большей степени это связано с тем, что в период плановой экономики отсутствовала необходимость в получении знаний такого рода: не было соответствующей литературы, в учебных заведениях - соответствующих образовательных программ.
Однако появляется частная собственность, возникают первые компании, во главе которых не всегда стоят лица, разбирающиеся во всех тонкостях предпринимательской деятельности в новых условиях рынка. При этом естественным и понятным является желание руководителей иметь полное представление об экономическом состоянии своего бизнеса и возможность устранить возможные ошибки учета хозяйственных операций до визита государственных контролирующих органов. Субъектам рынка необходим специалист, который будет компетентен проанализировать финансовую документацию компании, результаты проведенных инвентаризаций, правильность исчисления налогооблагаемой базы и применения налоговых ставок, направленные на расчеты с контрагентами операции и выполнить многие другие действия, требующие высокого уровня квалификации. Именно данная потребность лежит в основе спроса на такого специалиста, как аудитор - лица, сдающего специализированный экзамен и имеющего право проводить независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о ее достоверности, то есть соответствия реально существующему положению дел.
Как и большинство экономических явлений, с момента своего появления институт отечественного аудита нуждался в надлежащем регулировании. В свою очередь, правовое регулирование аудиторской деятельности требует постоянного обновления, что связано с меняющимися потребностями как участников рынка, так и государства.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, как уже было сказано, постоянно изменяющимися экономическими условиями, влияющими на рынок аудиторских услуг, и возникающей вследствие этого потребности научно обоснованного реагирования законодателя. Второй фактор, определяющий актуальность исследования института аудита - возрастающая роль проводимого аудиторами «превентивного» контроля, осуществляемого с целью устранения ошибок в процессе ведения бухгалтерского учета и недопущения их в дальнейшем, что в целом положительно отражается на развитии бизнеса. В - третьих, актуальность представленной работы обусловлена существующей тенденцией стандартизации аудиторской деятельности, в том числе под большим влиянием международных стандартов, что предопределяет необходимость изучения особенностей применения указанных положений на практике.
Правовое регулирование аудиторской деятельности как комплексная система норм на сегодняшний день мало исследована. В частности, наиболее всесторонне институт аудита исследован в совместном труде проф. И.В. Ершовой и А.А. Ершова «Правовое регулирование аудиторской деятельности» и научной работе Л.И. Булгаковой «Аудит в России: механизм правового регулирования». Существует ряд важных с точки зрения науки и практики исследований, посвященных отдельным аспектам регулирования аудиторской деятельности, например, А. А Чирков, В.В. Гущин,
А.Н. Зевайкина, М.В. Леус анализировали особенности договора оказания аудиторских услуг, работы Л. Л. Арзумановой, О.Е. Немыкиной, Р.Е. Кузнецова посвящены государственному регулированию аудиторской деятельности, Х.Х. Курбанова, И. Перелетова исследовали проблемы регулирования ответственности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. К вопросу о степени разработанности темы исследования также необходимо отметить наличие в большинстве учебниках и учебных пособиях экономической специализации, посвященных аудиту, отдельного раздела, содержащего положения о правовом регулировании данного института. В качестве примера приведем учебник по редакцией проф. Р.П. Булыги - «Основы аудита».
Объектом исследования выступают общественные отношения возникающие в сфере осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы законодательства и подзаконных актов, посвященных полностью или в части правовому статусу аудиторов и аудиторских организаций, порядку осуществления их деятельности, договору оказания аудиторских услуг, материалы судебной практики, а также научные разработки отечественных авторов по заявленной тематике.
Цель представленной работы - сформировать целостное представление о правовых основах регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации на основе анализа действующего законодательства, судебной практики и теории по обозначенной проблематике.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи: во - первых, сформулировать понятие и цели аудиторской деятельности, во -вторых, проследить историю становления и развития регулирования аудиторской деятельности в России, и в - третьих, охарактеризовать современные правовые источники регулирования указанного института. Для более глубокого анализа государственного регулирования аудиторской деятельности нам необходимо, в первую очередь, сформулировать понятие и определить виды данного регулирования, далее проанализировать нормы, относящиеся к общему и специальному государственному регулированию. Далее последовательно переходим к исследованию гражданско - правового регулирования аудиторской деятельности и формулируем поставленные задачи следующим образом: во-первых, охарактеризовать понятие, предмет и стороны договора оказания аудиторских услуг, во-вторых, проанализировать форму и содержание указанного договора, и последняя задача, поставленная нами, - исследовать гражданско - правовую ответственность аудитора.
Поставленная цель исследования, а также сформулированные задачи позволили определить структуру данной работы. Итак, представленная работа включает в себя три главы - три наиболее важных блока общественных отношений в сфере аудиторской деятельности, требующих правового регулирования. Главы, в свою очередь, включают в себя по три параграфа, краткую характеристику которых представляется необходимым здесь обозначить.
Первая глава посвящена общим положениям правового регулирования аудиторской деятельности в России. В параграфе, открывающем данную главу, нами раскрывается понятие и цели аудита и аудиторской деятельности на основе как ранее действующего, так и современного законодательства. Второй параграф посвящен истории развития института аудита в дореволюционный период и советской России, где, опираясь на результаты научной работы различных авторов, мы выявляем особенности и общие закономерности развития исследуемого института в нашей стране. Третий параграф содержит анализ источников правового регулирования аудиторской деятельности в современной России, в том числе с акцентом на большую роль стандартов аудиторской деятельности и Министерства финансов РФ в процессе нормотворчества творчества. Здесь же характеризуются последние изменения, внесенные в ныне действующий специализированный закон.
Вторая глава посвящена государственному регулированию аудиторской деятельности в России. В первом параграфе была сформулирована позиция по вопросу о понятии государственного регулирования исследуемого института. Выделены виды государственного регулирования по различным основаниям. Во втором параграфе охарактеризован механизм общего государственного регулирования, включающий в себя нормы о создании и ликвидации аудиторских организаций как юридических лиц, а также соответствующих саморегулируемых организаций. В третьем параграфе анализируются особенности специального государственного регулирования, например, содержание основных Приказов Министерства Финансов России, национальных и международных стандартов аудиторской деятельности, различных актов, посвященных правовому статусу аудиторов.
Последняя глава посвящена частноправовому аспекту регулирования отношений в сфере аудиторской деятельности. В параграфе, открывающем главу, формулируется понятие договора оказания аудиторских услуг, проводится анализ предмета и сторон данного договора. Второй параграф содержит исследование формы и содержания договора, в частности, здесь анализируются права и обязанности заказчика и исполнителя, предусмотренные Законом об аудиторской деятельности, а также рекомендованные к включению в договор стандартами аудиторской деятельности. Завершающий основную часть работы параграф посвящен гражданско - правовой ответственности аудитора: охарактеризованы основания привлечения к ответственности, а также проанализированы наиболее распространенные ситуации привлечения аудитора к ответственности в судебной практике арбитражных судов.
Работа завершается заключением, в котором подводятся итоги данного исследования.
Однако появляется частная собственность, возникают первые компании, во главе которых не всегда стоят лица, разбирающиеся во всех тонкостях предпринимательской деятельности в новых условиях рынка. При этом естественным и понятным является желание руководителей иметь полное представление об экономическом состоянии своего бизнеса и возможность устранить возможные ошибки учета хозяйственных операций до визита государственных контролирующих органов. Субъектам рынка необходим специалист, который будет компетентен проанализировать финансовую документацию компании, результаты проведенных инвентаризаций, правильность исчисления налогооблагаемой базы и применения налоговых ставок, направленные на расчеты с контрагентами операции и выполнить многие другие действия, требующие высокого уровня квалификации. Именно данная потребность лежит в основе спроса на такого специалиста, как аудитор - лица, сдающего специализированный экзамен и имеющего право проводить независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о ее достоверности, то есть соответствия реально существующему положению дел.
Как и большинство экономических явлений, с момента своего появления институт отечественного аудита нуждался в надлежащем регулировании. В свою очередь, правовое регулирование аудиторской деятельности требует постоянного обновления, что связано с меняющимися потребностями как участников рынка, так и государства.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, как уже было сказано, постоянно изменяющимися экономическими условиями, влияющими на рынок аудиторских услуг, и возникающей вследствие этого потребности научно обоснованного реагирования законодателя. Второй фактор, определяющий актуальность исследования института аудита - возрастающая роль проводимого аудиторами «превентивного» контроля, осуществляемого с целью устранения ошибок в процессе ведения бухгалтерского учета и недопущения их в дальнейшем, что в целом положительно отражается на развитии бизнеса. В - третьих, актуальность представленной работы обусловлена существующей тенденцией стандартизации аудиторской деятельности, в том числе под большим влиянием международных стандартов, что предопределяет необходимость изучения особенностей применения указанных положений на практике.
Правовое регулирование аудиторской деятельности как комплексная система норм на сегодняшний день мало исследована. В частности, наиболее всесторонне институт аудита исследован в совместном труде проф. И.В. Ершовой и А.А. Ершова «Правовое регулирование аудиторской деятельности» и научной работе Л.И. Булгаковой «Аудит в России: механизм правового регулирования». Существует ряд важных с точки зрения науки и практики исследований, посвященных отдельным аспектам регулирования аудиторской деятельности, например, А. А Чирков, В.В. Гущин,
А.Н. Зевайкина, М.В. Леус анализировали особенности договора оказания аудиторских услуг, работы Л. Л. Арзумановой, О.Е. Немыкиной, Р.Е. Кузнецова посвящены государственному регулированию аудиторской деятельности, Х.Х. Курбанова, И. Перелетова исследовали проблемы регулирования ответственности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. К вопросу о степени разработанности темы исследования также необходимо отметить наличие в большинстве учебниках и учебных пособиях экономической специализации, посвященных аудиту, отдельного раздела, содержащего положения о правовом регулировании данного института. В качестве примера приведем учебник по редакцией проф. Р.П. Булыги - «Основы аудита».
Объектом исследования выступают общественные отношения возникающие в сфере осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы законодательства и подзаконных актов, посвященных полностью или в части правовому статусу аудиторов и аудиторских организаций, порядку осуществления их деятельности, договору оказания аудиторских услуг, материалы судебной практики, а также научные разработки отечественных авторов по заявленной тематике.
Цель представленной работы - сформировать целостное представление о правовых основах регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации на основе анализа действующего законодательства, судебной практики и теории по обозначенной проблематике.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи: во - первых, сформулировать понятие и цели аудиторской деятельности, во -вторых, проследить историю становления и развития регулирования аудиторской деятельности в России, и в - третьих, охарактеризовать современные правовые источники регулирования указанного института. Для более глубокого анализа государственного регулирования аудиторской деятельности нам необходимо, в первую очередь, сформулировать понятие и определить виды данного регулирования, далее проанализировать нормы, относящиеся к общему и специальному государственному регулированию. Далее последовательно переходим к исследованию гражданско - правового регулирования аудиторской деятельности и формулируем поставленные задачи следующим образом: во-первых, охарактеризовать понятие, предмет и стороны договора оказания аудиторских услуг, во-вторых, проанализировать форму и содержание указанного договора, и последняя задача, поставленная нами, - исследовать гражданско - правовую ответственность аудитора.
Поставленная цель исследования, а также сформулированные задачи позволили определить структуру данной работы. Итак, представленная работа включает в себя три главы - три наиболее важных блока общественных отношений в сфере аудиторской деятельности, требующих правового регулирования. Главы, в свою очередь, включают в себя по три параграфа, краткую характеристику которых представляется необходимым здесь обозначить.
Первая глава посвящена общим положениям правового регулирования аудиторской деятельности в России. В параграфе, открывающем данную главу, нами раскрывается понятие и цели аудита и аудиторской деятельности на основе как ранее действующего, так и современного законодательства. Второй параграф посвящен истории развития института аудита в дореволюционный период и советской России, где, опираясь на результаты научной работы различных авторов, мы выявляем особенности и общие закономерности развития исследуемого института в нашей стране. Третий параграф содержит анализ источников правового регулирования аудиторской деятельности в современной России, в том числе с акцентом на большую роль стандартов аудиторской деятельности и Министерства финансов РФ в процессе нормотворчества творчества. Здесь же характеризуются последние изменения, внесенные в ныне действующий специализированный закон.
Вторая глава посвящена государственному регулированию аудиторской деятельности в России. В первом параграфе была сформулирована позиция по вопросу о понятии государственного регулирования исследуемого института. Выделены виды государственного регулирования по различным основаниям. Во втором параграфе охарактеризован механизм общего государственного регулирования, включающий в себя нормы о создании и ликвидации аудиторских организаций как юридических лиц, а также соответствующих саморегулируемых организаций. В третьем параграфе анализируются особенности специального государственного регулирования, например, содержание основных Приказов Министерства Финансов России, национальных и международных стандартов аудиторской деятельности, различных актов, посвященных правовому статусу аудиторов.
Последняя глава посвящена частноправовому аспекту регулирования отношений в сфере аудиторской деятельности. В параграфе, открывающем главу, формулируется понятие договора оказания аудиторских услуг, проводится анализ предмета и сторон данного договора. Второй параграф содержит исследование формы и содержания договора, в частности, здесь анализируются права и обязанности заказчика и исполнителя, предусмотренные Законом об аудиторской деятельности, а также рекомендованные к включению в договор стандартами аудиторской деятельности. Завершающий основную часть работы параграф посвящен гражданско - правовой ответственности аудитора: охарактеризованы основания привлечения к ответственности, а также проанализированы наиболее распространенные ситуации привлечения аудитора к ответственности в судебной практике арбитражных судов.
Работа завершается заключением, в котором подводятся итоги данного исследования.
Переход России к рыночной экономике обусловил необходимость появления многих экономико - правовых институтов, ранее не существовавших вовсе, либо имевших другую природу и предназначение. Недопустимость осуществления сугубо государственного финансового контроля за хозяйственной деятельностью организаций и вместе с тем потребность руководства последних в независимой оценке их экономического состояния обусловили возникновение института аудита, а вместе с ним - правового регулирования отношений в области аудиторской деятельности.
Подводя итоги исследованию правовых основ регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, ознакомившись с различными точками зрения относительно понятия аудиторской деятельности, представляется верным предложить следующее определение: аудиторская деятельность - это деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по проведению независимых аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчётности и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая с целью обеспечения надлежащих условий для проведения указанных проверок и выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. На наш взгляд, данный подход достаточно полно отражает как сущность, так и цель исследуемого института.
По результатам анализа истории развития аудита в нашей стране можно отметить, что финансовый контроль, существовавший со времен Русской Правды, имел определенные схожие черты с современным аудитом, однако не обладал его существенный признаком - «^государственностью» проводимых проверок. Определенные попытки введения института аудиторов, а точнее - присяжных бухгалтеров, имели место быть в конце 19 века, однако по ряду объективных причин (дороговизна для будущих проверяющих, обязательное требование подданства и иные) они не обвенчались успехом. В период советской России существовал сугубо государственный контроль за деятельностью всех экономических субъектов.
Резюмируя сказанное в параграфе, посвященной современным источникам регулирования аудиторской деятельности, следует отметить достаточно широкий пласт подзаконных нормативных актов, нормотворческую деятельность таких субъектов как Министерство финансов России, Совета по аудиторской деятельности и Единой аттестационной комиссии аудиторов, а также большую роль стандартов аудиторской деятельности.
По результатам исследования понятия и видов государственного регулирования аудиторской деятельности, проведенного в первом параграфе соответствующей главы, мы пришли к выводу, о том что государственное регулирование аудиторской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов и организации управления в данной сфере, в том числе контроля за соблюдением требований законодательства об аудите, а также применения мер ответственности к нарушителям этих требований. Что касается характеристики видов государственного воздействия на отношения в области аудита, из предлагаемых теоретиками классификациями, практическое значение, на наш взгляд, имеет только выделение общего и специального государственного регулирования.
При изучении общего государственного регулирования аудиторской деятельности мы охарактеризовали существующие положения о создании и ликвидации аудиторских организаций в качестве юридических лиц, а также аналогичные положения применительно к саморегулируемым организациям аудиторов.
В результате исследования специального государственного регулирования аудиторской деятельности, отметим, что наблюдается тенденция к переходу к максимально возможной стандартизации указанного института, в том числе при большом влиянии международных стандартов аудиторской деятельности. Среди государственных органов в механизме специального регулирования особо выделяется Управление по надзору за аудиторской деятельностью, которое является структурным подразделением Федерального казначейства. Достаточно большое количество норм, относящихся к специальному регулированию, отнесено к сфере квалификации аудиторов, что представляется вполне оправданным.
Обобщив сказанное в открывающем третью главу параграфе, определим предмет договора оказания аудиторских услуг как деятельность аудитора по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, по результатам которой выдается аудиторское заключение. По результатам рассмотрения материалов судебной практики, нами было выявлено, что заказчиком в договоре может выступать не только аудируемое лицо, а также, например, участник общества с ограниченной ответственностью.
Подытоживая сказанное о форме договора оказания аудиторских услуг, мы пришли к выводу, что в силу как субъектного состава, так и функционального предназначения результатов аудиторской проверки в любом случае необходимо соблюдать письменную форму договора с включением в него положений, рекомендованных стандартами, а также Советом по аудиторской деятельности. Касательно содержания отметим, что специальный закон закрепляет лишь небольшой перечень основных прав и обязанностей заказчика и исполнителя, оставив достаточно большой пласт на усмотрение сторон. Особого внимания здесь заслуживает право аудитора на отказ от выражения мнения в аудиторском заключении: судебная практика
подтверждает, что отсутствие мнения аудитора в аудиторском заключении не является показателем некачественно оказанной услуги в случаях, если имели место быть основания такого отказа.
Резюмируя сказанное в последней параграфе работы относительно гражданско - правовой ответственности аудитора отметим следующее: подчиняясь общим правилам гражданского законодательства о возмещении вреда за причинение убытков и оказания услуг ненадлежащего качества, институт ответственности аудитора имеет свои специфические регуляторы. Например, Закон об аудиторской деятельности практически не содержит положений об ответственности, оставляя основания, меры и размер ответственности на усмотрение сторон. При этом некоторые положения закона носят «псевдоимперативный» характер, в частности, требование о наименовании акта аудиторской проверки «аудиторское заключение». В правоприменительной практике наиболее распространенным является предъявление исковых требований о признании аудиторского заключения заведомо ложным и, соответственно, о возврате стоимости оказанной по договору услуги.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть исключительную важность постоянного анализа существующей правовой базы осуществления аудиторской деятельности: предпринимательство - основа существования российской экономики, а институт аудита - действенное средство внутреннего контроля предпринимателя за финансовыми операциями своей компании. Государство обязано воздействовать на общественные отношения в сфере аудиторской деятельности постепенно и осторожно, максимально опираясь на научную обоснованность выбранных средств и опасаясь излишнего влияния на указанный институт, являющийся, безусловно, важным элементом рыночной экономики.
Подводя итоги исследованию правовых основ регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, ознакомившись с различными точками зрения относительно понятия аудиторской деятельности, представляется верным предложить следующее определение: аудиторская деятельность - это деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по проведению независимых аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчётности и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая с целью обеспечения надлежащих условий для проведения указанных проверок и выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. На наш взгляд, данный подход достаточно полно отражает как сущность, так и цель исследуемого института.
По результатам анализа истории развития аудита в нашей стране можно отметить, что финансовый контроль, существовавший со времен Русской Правды, имел определенные схожие черты с современным аудитом, однако не обладал его существенный признаком - «^государственностью» проводимых проверок. Определенные попытки введения института аудиторов, а точнее - присяжных бухгалтеров, имели место быть в конце 19 века, однако по ряду объективных причин (дороговизна для будущих проверяющих, обязательное требование подданства и иные) они не обвенчались успехом. В период советской России существовал сугубо государственный контроль за деятельностью всех экономических субъектов.
Резюмируя сказанное в параграфе, посвященной современным источникам регулирования аудиторской деятельности, следует отметить достаточно широкий пласт подзаконных нормативных актов, нормотворческую деятельность таких субъектов как Министерство финансов России, Совета по аудиторской деятельности и Единой аттестационной комиссии аудиторов, а также большую роль стандартов аудиторской деятельности.
По результатам исследования понятия и видов государственного регулирования аудиторской деятельности, проведенного в первом параграфе соответствующей главы, мы пришли к выводу, о том что государственное регулирование аудиторской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов и организации управления в данной сфере, в том числе контроля за соблюдением требований законодательства об аудите, а также применения мер ответственности к нарушителям этих требований. Что касается характеристики видов государственного воздействия на отношения в области аудита, из предлагаемых теоретиками классификациями, практическое значение, на наш взгляд, имеет только выделение общего и специального государственного регулирования.
При изучении общего государственного регулирования аудиторской деятельности мы охарактеризовали существующие положения о создании и ликвидации аудиторских организаций в качестве юридических лиц, а также аналогичные положения применительно к саморегулируемым организациям аудиторов.
В результате исследования специального государственного регулирования аудиторской деятельности, отметим, что наблюдается тенденция к переходу к максимально возможной стандартизации указанного института, в том числе при большом влиянии международных стандартов аудиторской деятельности. Среди государственных органов в механизме специального регулирования особо выделяется Управление по надзору за аудиторской деятельностью, которое является структурным подразделением Федерального казначейства. Достаточно большое количество норм, относящихся к специальному регулированию, отнесено к сфере квалификации аудиторов, что представляется вполне оправданным.
Обобщив сказанное в открывающем третью главу параграфе, определим предмет договора оказания аудиторских услуг как деятельность аудитора по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, по результатам которой выдается аудиторское заключение. По результатам рассмотрения материалов судебной практики, нами было выявлено, что заказчиком в договоре может выступать не только аудируемое лицо, а также, например, участник общества с ограниченной ответственностью.
Подытоживая сказанное о форме договора оказания аудиторских услуг, мы пришли к выводу, что в силу как субъектного состава, так и функционального предназначения результатов аудиторской проверки в любом случае необходимо соблюдать письменную форму договора с включением в него положений, рекомендованных стандартами, а также Советом по аудиторской деятельности. Касательно содержания отметим, что специальный закон закрепляет лишь небольшой перечень основных прав и обязанностей заказчика и исполнителя, оставив достаточно большой пласт на усмотрение сторон. Особого внимания здесь заслуживает право аудитора на отказ от выражения мнения в аудиторском заключении: судебная практика
подтверждает, что отсутствие мнения аудитора в аудиторском заключении не является показателем некачественно оказанной услуги в случаях, если имели место быть основания такого отказа.
Резюмируя сказанное в последней параграфе работы относительно гражданско - правовой ответственности аудитора отметим следующее: подчиняясь общим правилам гражданского законодательства о возмещении вреда за причинение убытков и оказания услуг ненадлежащего качества, институт ответственности аудитора имеет свои специфические регуляторы. Например, Закон об аудиторской деятельности практически не содержит положений об ответственности, оставляя основания, меры и размер ответственности на усмотрение сторон. При этом некоторые положения закона носят «псевдоимперативный» характер, в частности, требование о наименовании акта аудиторской проверки «аудиторское заключение». В правоприменительной практике наиболее распространенным является предъявление исковых требований о признании аудиторского заключения заведомо ложным и, соответственно, о возврате стоимости оказанной по договору услуги.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть исключительную важность постоянного анализа существующей правовой базы осуществления аудиторской деятельности: предпринимательство - основа существования российской экономики, а институт аудита - действенное средство внутреннего контроля предпринимателя за финансовыми операциями своей компании. Государство обязано воздействовать на общественные отношения в сфере аудиторской деятельности постепенно и осторожно, максимально опираясь на научную обоснованность выбранных средств и опасаясь излишнего влияния на указанный институт, являющийся, безусловно, важным элементом рыночной экономики.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Диспозитивные и директивные методы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Аудиторская деятельность: финансово-правовой аспект
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2024 - Качество работы аудиторских организаций
Курсовые работы, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2024 - Гражданско-правовой статус субъектов аудиторской деятельности
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



