Введение
1. Понятие национальной безопасности
2. Основные составляющие национальной безопасности
3. Национальная безопасность России и пути ее укрепления
3.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы
3.2 Современная доктрина национальной безопасности России
Заключение
Список использованных источников и литературы
Проблема обеспечения национальной безопасности приобретает в современных условиях для нашей страны невиданное ранее, почти драматическое, значение. Кардинальные геополитические изменения последнего десятилетия коренным образом трансформировали всю организацию международных отношений, созданную после Второй мировой войны, более того - сложившуюся за все время развития человеческой цивилизации. Только сегодня на планете выделился всеподавляющий гегемон, единолично пытающийся решать - какому государству, какое место можно занимать в мире и какую роль в нем играть.
Принципиально иными стали условия существования и развития для нашей страны, иными стали и угрозы, под которыми мы, как страна, находимся, и, соответственно, меняются и задачи по их своевременному выявлению, предупреждению и парированию. Задачи обеспечения своей страны условиями безопасного существования и развития в масштабе планеты, взятые во взаимосвязи и взаимозависимости с внутренним положением в государстве, с возникающими в нем проблемами и возможностями, императивами и ресурсами их решения, и образуют ту фундаментальную реальную государственную задачу, непрерывное решение которой государством и выражают, непосредственно, в повседневной жизни (в том числе - и в политической) понятием Национальной безопасности.
Выработка отношения к этим задачам и реализация принятых решений определит облик нашей страны в XXI веке. В этой связи изучение и осмысление самого феномена национальной безопасности, определение оптимальных средств, путей и способов ее обеспечения не может не иметь важнейшего для нас значения.
Анализ научных трудов в области национальной безопасности показывает, что в последние десятилетия в нашей стране усилилось внимание к этой проблеме. Территориальные аспекты получили развитие в работах А.А. Мацнева, С.М. Шахрая, В.В.Кистанова, Н.Н.Колосовского, Н.Н. Некрасова, А.Е. Пробста, Б.С. Хорева и других авторов.
Итак, исходя из представленных в данной работе аргументов, можно и нужно сделать следующее обобщающее заключение.
У нашей Страны не будет адекватной Концепции национальной безопасности до тех пор, пока она:
Не откажется от понимания Национальной безопасности как защиты жизненно важных интересов «личности, общества и государства». Как было показано в работе, такое понимание Национальной безопасности совершенно не отвечает действительности и не выдерживает никакой логической критики, поскольку «защита личности», «защита общества» и «защита государства» не могут находиться в одном ряду, на одном уровне - как виды одного рода, как виды «безопасности страны», как виды «национальной безопасности», а «жизненная важность» - не раскрываема однозначно.
Не вернется при разработке своей Концепции национальной безопасности к коренному, основному и конечному Субъекту-Объекту Национальной безопасности - к Нашему Историческому Народу. Ибо именно конкретный Народ, как одна из общностей человеческих индивидов, связанных общим происхождением, исторической судьбой своих предков и потомков и адекватной этому самоидентификацией, есть, в конечном счете, Субъект истории. Он - всегда один народ. Данный этнос (проходя разные ступени своего исторического развития, но применительно к обсуждаемой проблеме оставаясь одним и тем же этносом) выступает историческим субъектом, имеющим потребность и способность быть не только «организмом» (как общество), но и творцом и творением культуры.
Не начнет различать себя как конечного Субъекта-Объекта своей Национальной безопасности и модусы своих исторических воплощений а) в виде Общества - как Объекта Национальной безопасности и б) в виде Государства - как Субъекта Национальной безопасности. Ибо, хотя речь идет о сохранении нации (народа из некоторого множества наций, образующих одно общество), но само это сохранение невозможно как сохранение непосредственно народа (нации). Нация - это просто индивиды человечества, чувствующие и понимающие друг друга как «своего» в силу того, что имеют один дух, одно восприятие и понимание мира, человека и истории, одну судьбу своих предков и потомков и одно осмысление этой судьбы. Но нация - это не организм, а определенная историческая индивидуальность, образующаяся из определенного множества индивидов, интегрированных в эту индивидуальность единым «духом». Но ей, чтобы существовать, надо иметь организм, носителя и реализатора этого духа.
Не вернется к строительству могучей самостоятельной державы, могущей и долженствующей быть объективно мировой, поскольку никакая другая не сохранит наш Народ. Ибо наша страна неизбежно окажется в обозримом будущем на острие грядущего передела мира, поскольку она сегодня - кладовая природных ресурсов, а завтра (после потепления климата в Сибири) - житница планеты.
Не поймет, что основные угрозы нам извне обусловлены нашим внутренним заболеванием, трансформацией и разрушением нашей прежней могучей державы, и как следствие - нашей экономики, политики и «идеономики». В этих условиях принципиальное видение нашей Национальной безопасности сегодня в нашей стране зависит от того, с позиции какой исторической формации общества, желаемой автором, организацией и институтом, оно, это видение, осуществляется. Претендентов на самостоятельные позиции много, но все они, в конечном счете, сводятся к двум принципиальным фундаментальным позициям.
Независимо от того, какой путь подъема страны окажется возможным в будущем, важнейшее условие при разработке Концепции национальной безопасности - это учет универсальных, проверенных историей и общепризнанных во всем мире императивов национальной безопасности, о которых речь шла в этой работе в целом и в настоящем Заключении в частности. Игнорирование этих императивов и разрушение устоев жизни нации (народа) делает наше национальное существование невозможным. Если мы, как народ (образующийся из многих наций под духовным лидерством одной признанной русинской нации), в корне не изменим свое Национальное (в указанном выше смысле) поведение, мы, как народ, потеряем свою национальную безопасность и окажемся обреченными на исчезновение. Все остальное в Национальном бытии, в Национальном интересе и Национальной безопасности Страны под чудным названием «Русь» сводится, так или иначе, к этим устоям.
Арбатов А. Г. Национальная безопасность России в многополярном мире // Вестник РАН. 2007
Афонцев С. А. Дискуссионные концепции национальной экономической безопасности // Россия ХХI. 2009
Багдасарян В. Русский «демографический крест» через призму факторного анализа // Власть. 2006
Багиров Р. Информационное обеспечение военной безопасности государства // Власть. 2006
Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2008
Бондарева Л. Американские СМИ о российско-американских отношениях: эволюция представлений о современной России // Власть. 2006
Страхов С. Мировой опыт борьбы с коррупцией // Власть. 2006
Харсеева В. Наркомания как источник социальной деструкции // Власть. 2006
Хлобустов О. Проблемы информационно-пропагандистского противодействия терроризму // Власть. 2006
Цветкова Е., Корольков Н. Угрожает ли России американизация культуры?// Власть. 2006