Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития 6
1.1 Понятие туризма и исторические этапы его развития 6
1.2 Формирование внутреннего туризма в России 23
1.3 Развитие туризма в XX веке 26
1.4 Правовые аспекты регулирования туризма 28
Выводы по главе 41
2. Анализ ситуации в сфере туризма в республике Татарстан 42
2.1 Туристический потенциал Республики Татарстан 43
2.2 Анализ сферы туризма в РТ 45
2.3 Выполнение основных индикаторов 50
2.4 Муниципальная политика в сфере туризма 56
Глава 3 Разработка предложений по развитию внутреннего туризма в
Татарстане 68
3.1 Перспективы развития туризма Республики Татарстан 68
3.2 Проблемы развития туризма и способы их решения 72
Выводы по главе 76
Заключение 77
Список литературы
Актуальность темы: Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран и целых регионов. Туристские потоки на рубеже веков достигли 630 млн. туристских прибытий. Туризм является выгодной высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением. В последнее десятилетие Россия активно вышла на мировой туристский рынок. Образование в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли, создание тысяч организаций индустрии туризма, десятков тысяч рабочих мест.
Однако, по утверждению специалистов состояние развития туристской индустрии в России в настоящее время находится лишь на начальной стадии. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с невысокой платежеспособностью (лишь 21% населения России совершают путешествия).
На сегодняшний день туристический бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом. Россия располагает колоссальными природными ресурсами и культурно - историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма.
Однако, несмотря на поддержку со стороны государства, данная отрасль является недостаточно развитой при возрастающим спросе на туристические услуги.
Развитие туризма в России, безусловно, должно занимать одно из центральных мест во всей системе государственного планирования, так как доходы данной отрасли позволяют включать ее в список приоритетных направлений экономического и социального развития. Данная работа и призвана рассмотреть возможность, благоприятность и целесообразность развития туризма в Республике Татарстан.
В современном виде туризм - это курс истории, архитектуры, эстетики и гастрономии, сопровождающийся восторгом открытий, связанных с путешествием. Исключительно велико его социальное, культурно-воспитательное и познавательное значение. Благодаря именно ему современный человек может реализовать стремление познать новое, преодолевать большие расстояния, чтобы увидеть, а что там, за горизонтом, увидеть своими глазами живую историю, накопленную тысячелетиями.
Это с одной стороны. А с другой - необходимо использовать с пользой опыт других стран, ведь опыт наиболее развитых государств показывает: чем больше люди имеют денег, тем они охотнее тратят их именно на путешествия. В законодательстве РФ и ее субъектов туризм признается приоритетной отраслью экономики. Но болевых точек у туристской отрасли немало. Ситуация, сложившаяся в сфере туризма, в частности в Республике Татарстан, заставляет искать новые способы его развития.
Объектом исследования является внутренний туризм. Предметом - проблемы и тенденции его развития.
Цель работы - исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в условиях кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты внутреннего туризма в Республике Татарстан и тенденции его развития;
- проанализировать развитие внутреннего туризма в Республике Татарстан;
- разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Республики Татарстан.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные выводы и рекомендации позволят повысить привлекательность внутреннего туризма.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- исследованы теоретические проблемы, связанные с развитием внутреннего туризма в условиях кризиса;
- проанализированы проблемы развития внутреннего туризма;
- даны рекомендации по совершенствованию развития туризма в условиях кризиса в Казани.
В первой главе описываются теоретические аспекты внутреннего туризма и тенденции его развития. Во второй производится анализ развития внутреннего туризма в Республике Татарстан. В третьей главе разрабатываются рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Казани и Республики в целом.
В работе исследован внутренний туризм, его проблемы и тенденции развития.
Внутренний туризм - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Туризм - мощная мировая индустрия, в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, это категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики. А осуществляют и организовывают обслуживание туристов предприятия индустрии туризма - турфирмы при взаимодействии с гостиничными предприятиями и предприятиями общественного питания.
Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства, таких как строительство, торговля, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях.
В работе был проведен анализ сильных и слабых сторон внутреннего туризма. В Республике Татарстан вполне успешно начинает развиваться внутренний туризм, что обусловлено рядом следующих благоприятных факторов: географическое положение, климатические условия, национальный и религиозный колорит, культурное наследие, спортивная инфраструктура и пр.
Развитие внутреннего туризма в Республике встречает некоторые проблемы, связанные с нехваткой квалифицированного персонала, недостаточностью информированности потенциальных туристов, недостаточностью количества организованного туристского транспорта и его стоимостью, недостаточной конкурентоспособностью республиканского туристского продукта, неравномерным распределением туристского потока по сезонам. Все эти проблемы постепенно решаются, как на уровне Правительства Республик Татарстан, муниципальном уровне, так и отдельными организациями.
Проанализировав процесс развития внутреннего туризма в Татарстане, можно сделать вывод о наиболее популярных тенденциях: культурно - познавательный туризм; событийный туризм, включающий спортивные и бизнес - мероприятия, выставки, ярмарки, национальные праздники; паломнический туризм; экологический и лечебно-оздоровительный туризм.
В условиях сложившегося экономического кризиса важно удерживание цен на отдых на доступном уровне. Туризм не должен становиться роскошью, недоступной основной массе населения. При этом важно качество оказываемых услуг. Особенность развития туризм в условиях кризиса заключается в равновесии цены и качества, обеспечивающем приток туристов и прибыльность такой деятельности. Сегодняшняя ситуация, когда экономический кризис тесно связан с политическим кризисом на международном уровне, важно вовремя распознать сигналы рынка и суметь обернуть их в свою пользу. Недавние события закрыли самые популярные туристические направления для россиян и жителей стран СНГ, что является отличной возможностью привлечь свободные туристические потоки в наш край.
Исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в условиях кризиса на примере Республики Татарстан позволяет дать ряд рекомендаций по наиболее перспективным направлениям.
Прошедшая Универсиада в Казани оставила высококлассные спортивные объекты, которые должны использоваться по назначению. На базе данных объектов уже проводятся международные соревнования, которые привлекают большое количество туристов. Помимо этого, считаю актуальным, развитие спортивного туризма в виде спортивных лагерей не только для школьников, но и для молодежи, которая сможет приезжать в Республику Татарстан в любое время года для занятия в специализированных секциях. Также просторы Республики могут стать отличным местом для велопробегов международного уровня, что привлечет массу туристов.
Следующее направление - это сельский туризм. Республика Татарстан обладает прекрасными природными условиями, ландшафтами для осуществления столь популярного вида отдыха. Сельский (экотуризм), развивающийся в полузабытых ныне деревнях, располагаемых в пределах экологически чистых территорий. Подразумевает пребывание туристов в условиях деревенского быта. Стоит также отметить возможность удержания цен на такой отдых на весьма доступном уровне, что, несомненно, важно в условиях экономического кризиса.
Климатические условия Татарстана и плодородность его земель позволяют осуществить такое направление сельского туризма, как «огород на прокат», что очень популярно в странах западной Европы. Население России, как и население Европы, озабочено своим здоровьем и стремится употреблять в пищу экологически чистые продукты, свободные от вредных веществ. Подобные «огороды на прокат» дают возможность в любое время самому снять урожай сезонных овощей и фруктов, выращенных профессионалами на специальных территориях, заплатив за это определенную сумму. Таким образом, люди расслабляются, общаются с природой и при этом питаются экологически чистыми продуктами, собранными собственными руками, не затрачивая время на долгие садовые работы. Данные вид отдыха подойдет, как для населения Республики, так и для приезжих из соседних регионов.
Не стоит забывать и про культурное наследие Республики Татарстан, которое должно популяризироваться в средствах массовой информации с целью привлечения туристов.
Туристический потенциал Республики Татарстан настолько велик, что со временем здесь должен сформироваться официальный Центр туризма Приволжского федерального округа, объединяющий представительства по всему региону и координирующий деятельность по развитию туризма. При грамотном взаимодействие всех субъектов туристической деятельности создание такого Центра может произойти совсем скоро, не смотря на экономический кризис, который как раз таки косвенно стимулирует развитие внутреннего туризма.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51- ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14- ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. О защите прав потребителей: федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации (2011—2018 годы): постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 / Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-
proekty/, свободный. (Дата обращения: 05.05.2016).
7. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма. "Бюллетень международных договоров", N 7, июль, 2004 год
Статьи и материалы
9. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект Пресс, 2009.
10. Банько В.Г. Здания, сооружения, оборудование туристических комплексов и их эксплуатация / Учебное пособие - М.: Центр информационных технологий - 2006 - 292 с.
11. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство Организация, управление, обслуживание: Учеб пособие - 2-е изд, перераб и доп - М.: Дакор, 2006 - 288 с.
12. Бердникова О.А., Иванов С.Е.РАЗВИТИЕ ТУРИСТКОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН . 2015
13. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И -СПб.: Невский фонд, 2009.
14. Биржаков М.Б.,Пшенко К.А. Международное туристское право 2008.
15. Бунаков О.А. Анализ ситуации в сфере туризма в РТ. 2011. [Электронный ресурс]. Доступ из электронного научного журнала.
16. Васильева Е.А. Перспективные направления государственной поддержки сферы внутреннего и выездного туризма в России // Изв. С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. — 2011. - № 2. - С. 97-99.
17. Валиев М.Ш. Анализ и оценка инфраструктурного развития внутреннего регионального туризма // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Экономика. - 2008.
18. Виноградова М.В.,Погребова Е.С. Научно-практические рекомендации по определению параметров необходимой и смежной инфраструктуры туристской дестинации.- М.:ФГБОУ ВПО «РГУТиС».-100 с. 2014.
19. Грошев И.В., Корчагин Е.П. Гендерная специфика стратегического маркетинга на российском рынке туризма для сегмента потребителей категории старшего возраста // Маркетинг в России и за рубежом. М., 2014. № 2. С. 92-102.
20. Грошев И.В., Корчагин Е.П. Туристический рынок для пожилых людей в Российском экономическом пространстве // Европейский журнал социальных наук. М., 2013. № 3. С. 461-470.
21. Дмитриева Т.Е. Пространство и развитие внутреннего туризма / Дмитриева Т.Е., Щенявский В.А. // Изв. Коми науч. центра УрО РАН. - 2012. - № 10. - С. 144-151. ;
22. Здоров А.Б. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.
23. Качурина М.М. Развитие внутреннего туризма в России: импортозамещение / М.М. Качурина, Н.Ю. Губанова, И.Л. Димитров // Гуманитар., социально-экон. и общественные науки. - 2015. - № 11-2. - С. 35-38;
24. Кизим A.A., Вальвашов А.Н., Кулькова И.В. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристского кластера // Региональная экономика. 2010. № 26 (161). - С. 52-60.
25. Кизим A.A., Саркисян М.А., Соловьева М.Ю. Туризм как фактор развития ВЭТ территории// Экономика устойчивого развития. 2011, №7.
26. Кулькова И.В., Кизим A.A., Факторный анализ и риски в индустрии международного туризма // Материалы Международно-практической конференции. «Формирование толерантной экономики России в условиях ее инновационного развития и глобализации». Т.1. 2010. Краснодар. Изд-во КубГТУ, 2010.
27. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. 94 с.
28. Материалы Коллегии. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2014 год.
29. Морозова Т.В. Российский внутренний туризм: основные тенденции развития / Т.В. Морозова, С.Г. Мурина // ЭКО. - 2007. - № 5. - С. 175-182.
30. Нечаюк ЛИ, Нечаюк HH Гостинично-ресторанный бизнес: менеджмент Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2006 - 346 с.
31. Орлова Р. Гостиничный рынок России // Туризм: проблемы, практика и перспективы 2009. №4.
32. Пробченкова Е. М. Механизмы повышения конкурентоспособности российских компаний в сфере туристских услуг. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. к.э.н. М. - 2010.
33. Саак А. Управление туристским комплексом на муниципальном уровне: системный подход // Муницип. власть. 2008. - N 4. - С.86-115.
34. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/innovatsionnye-napravleniya-perspektivnogo- razvitiya-rynka-turistskikh-uslug#ixzz4AsJGuwt6
35. Сервис и туризм: словарь-справочник./Под ред. Ю.П.Свириденко,
О.Я.Гойхмана. - М.: Альфа-М, 2008. - 432с.
36. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. - М.: Финансы и статистика, 2010 г. - 112 с.
37. Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие. - М.: Мастерство, 2002. - 352 с.
38. Тихомиров С.В. Туриндустрия России в зеркале международных сопоставлений // Всероссийский экономический журнал ЭКО. М., 2012. № 9. С. 43-56.
39. Ткаченко ТИ, Гаврилюк СП Экономика гостиничного хозяйства и туризма / Учеб пособие - М.: КНТЭУ, 2005 - 179 с.
40. Туристские услуги. Туристское обслуживания: сб. нормативно-правовых и информ. материалов / сост. В. С. Сенин, А. Д. Чудновский, 2008. - 224 с.
41. Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. - СПб.: Герда, 2000. - 224 с.
42. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: Учеб пособие-2-е изд, перераб. и доп. - М: РДЛ, 2006 - 328 с.
Электронные ресурсы
43. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню
конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году / Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. URL:
http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/715, свободный. (Дата обращения: 03.05.2016)
44. Дорохова Н.В. Реалии и перспективы развития регионального туризма в
Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.km.ru/referats/334972-reahi-i-perspektiw-razvitiya-regionalnogoturizma-v-rossiiskoi-federatsii.(дата обращения: 13.05.2016)
45. Лето 2015: планы и предпочтения россиян // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2847 [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115270, свободный. (Дата обращения: 05.05.2016).
46. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2014 год. URL: http://prav.tatarstan.ru/(дата обращения 15.05.2016).
47. Сайт Государственного комитета Республики Татарстан по туризму . URL: http://tourism.tatarstan.ru/(дата обращения 15.05.2016).
48. Сайт Всемирной Туристской Организации:www.unwto.org(дата обращения 17.05.2016).
49. Статья: Казанские отели: 4,5 миллиарда рублей доходов на фоне снижения цен и загрузки URL::http://realnoevremya.ru/analytics/6907(дата обращения 18.05.2016)
50. Сайт Общественной палаты РТ. URL:http://oprt.tatarstan.ru/(дата обращения 14.05.2016).
51. Сайт Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника URL: http://chisto-muzei.ru/ (дата обращения 15.05.2016).
52. Туристическая ассоциация «Мир без границ». URL: http://visit-russia.ru/press- centr /statistika (дата обращения: 15.05.2016).
53. Туристическая отрасль переживает спад [Электронный ресурс] // Деловые новости. 2015. 16 марта. URL: http://delonovosti.ru/business/2979-turisticheskaya- otrasl-perezhivaet-spad.html(дата обращения: 13.05.2016)
54. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru, свободный. (Дата обращения: 28.05.2016).
55. Ханин Г. И. В России начался экономический кризис и, скорее всего, он будет долгим. [Электронный ресурс] / Г. И. Ханин, Д. А. Фомин. - Электрон. ст. - URL: ecsocman.hse.ru/evjur/msg/50496747.html, свободный. - Аналог печ. изд. (TERRA ECONOMICUS. 2013. Том 11. №2. С. 11—15). (Дата обращения: 30.05.2016).