ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.1. Как мотивация сотрудников влияет на качество обслуживание 5
1.2. Основные принципы и теории мотивации персонала 8
1.3. Способы материальной и нематериальной мотивации 27
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЕШЕНИЯ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 37
2.1. Общая характеристика предприятия ПАО «Сбербанк» 37
2.2. Анализ мотивации персонала на предприятии ПАО «Сбербанк» 45
2.3. Проблемы системы мотивации персонала на предприятии ПАО
«Сбербанк» 53
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 56
3.1. Мероприятия по улучшению мотивации персонала на предприятии ПАО
«Сбербанк» 56
3.2. Эффективность предложенных мероприятий по улучшению мотивации
персонала на предприятии ПАО Сбербанк 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной работы состоит в том, что в основе мотивации лежит стимулирование сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач и достижению ими как личных целей, так и цели всей организации. Правильно разработанная и успешно внедренная система мотивации приведет не только к увеличению производительности труда и, как следствие, увеличению прибыли компании, но и к удовлетворенности персонала своей работой.
Грамотно выстроенная система мотивации персонала является фундаментом для эффективной реализации общей стратегии предприятия.
В последнее время работодатели пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения бизнеса, понимая, что самым важным фактором его развития, остается человек. В связи с этим меняются и подходы к системе управления персоналом, корректируется стратегия развития,
пересматривается кадровая политика, внедряются современные технологии.
Теоретической и методологической основой исследования по организации системы мотивации персоналом послужили книги и статьи следующих авторов: Моргунова Е., Ивановой С.В., Морнеля П., Никитиной И.А., Пугачева В.П., Уткина Э.А., Кибанова А.Я. и Захарова Д.К., Старабинского Э.Е. и др., а также и информация с сайтов и интернет- порталов.
Информационная база: документы организации, статистическая отчетность, результаты наблюдений и бесед с сотрудниками.
Цель работы - совершенствование системы мотивации персонала как средство повышения качества обслуживания на примере предприятия ПАО «Сбербанк России».
Задачами работы являются:
- изучить теоретические аспекты мотивации персонала организации;
- проанализировать деятельность и систему управления персоналом ПАО «Сбербанк»;
- провести анализ системы мотивации персонала ПАО «Сбербанк»;
- разработать мероприятия по совершенствованию технологий мотивации персонала ПАО «Сбербанк»;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования - ПАО «Сбербанк России».
Предмет исследования - система мотивации труда.
В процессе работы над дипломной работой были использованы аналитические методы исследования и обработки информации: наблюдение, метод сравнительного анализа и др.
Научная и практическая значимость работы состоит в использовании системы обучения и развития персонала, наставничества, элементов корпоративной культуры для совершенствования системы мотивации персонала.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к результативному труду принято называть мотивацией в управлении персоналом.
Целью мотивирования является формирование комплекса условий, которые побуждают человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели близкой к максимальному эффекту.
В первой главе рассматривались теоретические основы управления мотивацией персонала, а именно сущность, роль, значение мотивации персонала, а также методика и системы мотивации персонала. Таким образом, мотивация как роль управления должна реализоваться через механизмы стимулов, и всякие действия работника должны иметь положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей и достижения его целей. Руководитель должен построить такую мотивационную структуру, с помощью которой он бы смог осуществить воспитание коллектива в нужной форме.
Наиболее современными теориями мотивации считаются процессуальные теории мотивации, они также расценивают мотивирующую роль потребностей, но. Сама мотивация обсуждается в них как принуждение человека направлять усилия на достижение различных целей. Самыми значимыми содержательными теориями мотивации считаются теории Маслоу, МакКелланда и Герцберга.
Во второй главе проведен анализ системы мотивации персонала банка ПАО Сбербанк России. Всем известно, что Сбербанк признан старейшим и крупнейшим банком России, но, несмотря на это, банк прилагает все усилия в конкурентной борьбе за лидерство на рынке. Миссия банка устанавливает амбициозную цель своих устремлений. Становясь одной из лучших финансовых компаний мир и подчеркивая ценность и важность своих сотрудников в понимании невозможности реализации своих целей без реализации их личных и профессиональных целей. Миссия также подчеркивает важнейшую роль Сбербанка в экономике России и определяет смысл и содержание деятельности. Основой всей банка как организации являются наши клиенты, их потребности, мечты и цели.
Подробно рассмотрен анализ системы мотивации персонала в ПАО Сбербанк и выявлены проблемы в данной области. Основными недостатками мотивационной политики являются: низкая зарплата, невозможность карьерного роста и большая текучесть кадров. Так же существует недостаток системы адаптации, он заключается в том, что в ней не предусмотрено наставничество. Наставничество помогает сотрудникам отрабатывать полученные знания и навыки в реальных условиях, контролирует их работу и помогает избежать ошибок.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в ПАО Сбербанк и дана оценка эффективности данных мероприятий.
По результатам проведенного исследования были разработаны следующие мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала ПАО «Сбербанк России»:
1. разработан процесс обучения и повышения квалификации на предприятии;
2. усовершенствован процесс адаптации и разработан процесс наставничества;
3. регламентирован процесс управления карьерой;
4. разработана система стимулирования персонала.
1. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И. Управление персоналом: Модели управления - М.: ЭКСМО, 2011. - 296 с.
2. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. - 2012. - № 1.
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М. : Юнити, 2012. - 487 с.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. - М.: Гардарики, 2013. - 276 с.
5. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономике; опыт ФРГ. - М.: Дело, 2011. - 420 с.
6. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
7. Горбунова М.В. Основные теории управления - СПб.: Наука, 2011. - 356 с.
8. Десслер Г. Управление персоналом. - М.: БИНОМ, 2010. - 800 с.
9. Дятлов В.А. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 2012. - 480 с.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2010. - 720 с.
11. Емельянов П.В. Организационная культура / П.В. Емельянов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 304 с.
12. Забродин Ю.М. Психология личности и управления человеческими ресурсами - М.: Дело, 2012. - 299 с.92
13. Зайцева Т.В. Управление персоналом / Т.В. Зайцева. - М.: ИНФРА- М,
2012. - 144 с.
14. Ивановская Л.В., Свистунова В.М. Обеспечение системы управления персонала на предприятии. - М.: ГАУ, 2012. - 264 с.
15. Канунников А.Б. Правовая деятельность жизни трудового кодекса / А. Б. Канунников // Трудовое право. - 2013. - № 10. - С. 19.
16. Кибанов А.Я. Оперативный план работы с персоналом / А. Я. Кибанов // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2013. - № 4.
17. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 365 с.
18. Кибанов А.Я. Служба управления персоналом. - М.: КНОРУС, 2010. - 416 с.
19. Комаров Е. Управление карьерой // Управление персоналом, 2012, № 4. - С. 22-27
20. Контролинг как инструмент управления предприятием / Е. А.
Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина. - М.: ЮНИТИ, 2014.
21. Костромина Е. Современное понимание карьеры: анализ
результатов исследования.// Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2012. - № 1.
22. Лаврина Т.В. Системный подход в обучении / Т.В. Лаврина.- М.: Справочник по управлению персоналом, 2016. - 128 с.
23. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учеб. пособие / В. В. Лукашевич. - М.: КНОРУС, 2011. - 284 с.
24. Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: МИЭТ, 2011. - 444 с.
25. Магура М.И. Поиск и отбор персонала.//Управление персоналом. - № 4, 2011. - с. 44-49.
26. Маковская Н. Анализ человеческих ресурсов в системе управления персоналом // Управление персоналом. - 2012. - № 3. - С. 82-86.
27. Максимцова М.М. Менеджмент. - М: ЮНИТИ, 2011. - 290 с.
28. Магура М.И. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации / М. И. Магура. - М.: изд. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,93 2011. - 136 с.
29. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала предприятия / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М.: Пресс, 2011. - 112 с.
30. Малуев П.А. Управление персоналом / П.А. Малуев. - М.: Изд-во «Альфа Пресс», 2012. - 196 с.
31. Малышев А. Постановка системы оценки персонала // Управление персоналом, 2013, № 2. - С.33-35
32. Манаев С.В., Горковенко Ю.Д. Оценка управление процессом обучения.//Управление персоналом. - № 11, 2012. - с. 25-28.
33. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. - М.: Дело. - 2011. - 1097 с.
34. Мильнер Б.З. Теория организации/ Мильнер Б.З. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 480 с.
35. Носырева И.Г. Современные формы и методы обучения персонала / И.Г. Носырева. - М.: 2012. - 98 с.
36. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. - М.: Экзамен, 2012. - 230 с.
37. Потапова М.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников / М.В. Потапова. - М.: 2011. - 386 с.
38. Пригожин А.И. Методы развития организаций / А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2013. - 102 с.
39. Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 279 с.
40. Раковский С.М. Обучение и развитие персонала в компании: методическое пособие: проект журнала Справочник по управлению персоналом / С.М. Раковский. - М.: Международный центр финансово¬экономического развития, 2012. - С. 48-56.
41. Ращапов М.Н. Современные технологии управления персоналом. // Управление персоналом - 2012. - № 6. - С. 12-17.
42. Рогожин М.Ю. Управление персоналом / М.Ю. Рогожин. - М.: ЮНИТИ,
2013. - 410 с.94
43. Савченко В.А. Управление развитием персонала / В.А. Савченко. - М.: КНЕУ, 2012. - 286 с.
44. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 2012. - 48 с.
45. Сотникова С.И. Управление карьерой / С.И. Сотникова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 156 с.
46. Тащиян А.П. Эффективность профессионального обучения как ключевого элемента системы развития человеческих ресурсов организации /
А.П. Тащиян. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 148 с.
47. Терещук Н.И. Как сделать процесс обучения эффективным/ Н.И.
Терещук. - М.: Справочник по управлению персоналом, 2013. - 460 с.
48. Форсиф П.А. Развитие и обучение персонала / П.А. Форсиф.-М.: СПб, ИД Нева, 2012. - 278 с.
49. Хрящева Н.А. Развитие персонала - ключевой фактор успеха бизнеса/ Н.А. Хрящева. - М.: Управление персоналом, 2011. - 360 с.
50. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр / Е.А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 2013. - 166 с.
51. Циклы несостоятельности, посредственности и успеха. // Кристофер Лавлок (Christopher Lovelock), преподаватель Гарвардской школы бизнеса, профессор Международного института развития менеджмента в Швейцарии и Европейского института делового администрирования (INSEAD)
52. Официальный сайт Сбербанк Россииhttp: //www.sberbank.ru
53. Официальный сайт Банки.руhttp://www.banki.ru
54. Официальный сайт РИА Рейтингhttp://riarating.ru
55. Официальный сайт О работеhttps://orabote.top
56. Официальный сайт Правда сотрудниковhttp: //pravda- sotrudnikov.ru