ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1. Понятие корпоративной культуры 8
1.2. Основные направления формирования корпоративной культуры 16
1.3. Влияние корпоративной культуры на внутреннюю среду
организации 20
2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСТИНИЦЫ «ВОЯЖ»
2.1. Общая характеристика гостиницы «Вояж» 28
2.2. Методы и приемы формирования корпоративной культуры 37
2.3. Оценка корпоративной культуры в гостинице «Вояж» 43
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ
КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОСТИНИЦЕ «ВОЯЖ» 54
3.1. Проект по совершенствованию корпоративной культуры гостиницы 54
3.2. Оценка эффективности проекта 68
3.3. Практические рекомендации по совершенствованию корпоративной
культуры на предприятиях социально-культурного сервиса 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Начиная с восьмидесятых годов двадцатого века, тема корпоративной или организационной культуры стала одной из центральных в управленческой литературе. Все больше исследователей посвящают этому феномену свои научные труды. В целом, корпоративная культура - это совокупность специфических для данной организации ценностей, отношений, поведенческих норм. Она выполняет важную роль в организации, так как, с одной стороны, утверждает уникальность ее сотрудников, разделяемую каждым из них, и, в той же мере, обеспечивает их ориентацию в поведении, принятии решений на единые стандарты и нормы поведения, ценности и традиции компании.
Понятие «корпоративная культура» стало предметом изучения таких отечественных и зарубежных исследователей, как: Соломанидиной Т.О., Спивака В.А., Ушакова К.М., Морана Р., Ханди Ч., Харриса Ф., Шейна Э. и др.
Каждый автор дает свое определение, основываясь на разнообразных трактовках понятия «культура» в широком смысле, при этом универсального определения в науке до сих пор не выявлено. Однако все авторы подчеркивают следующую особенность: человек является носителем корпоративной культуры.
Понимание сотрудника организации как носителя ее культуры приводит к выделению понятия «корпоративная культура специалиста». Необходимо отметить взаимное влияние корпоративной культуры работника и культуры организации в целом. В связи с этим объектом кадровой политики сегодня становится сотрудник, обладающий не только профессиональной компетентностью, но и сформированными ценностными установками, и определенными личностными качествами, такими как: инициативность, ответственность, коммуникабельность, творческая активность, решительность, умение работать в команде, приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и т.д.
В гостиничном бизнесе повсеместно проявляется инерция старых стереотипов, в числе которых - вера во всесилие административных методов руководства и управления. Злоупотребление административными методами связано, в частности, с ориентацией на ближайший результат и недооценкой вероятных последствий его достижения. Российскому менеджменту пока не удается добиться сбалансированности стратегических и ближайших целей. Обеспечение баланса между ними - принципиально важная и злободневная задача муниципального управления.
Анализ степени научной разработанности показал, что нет специальных исследований по управлению корпоративной культурой гостиниц.
Необходимость разработки теоретических и методических основ процесса формирования корпоративной культуры обусловлена сложившимися противоречиями:
1) между усложнением содержания профессиональной деятельности специалиста и интенсивного развития экономики и неспособностью гостиниц в полной мере удовлетворить данный социальный заказ;
2) между необходимостью решения задачи становления корпоративной культуры работников как одного из важнейших факторов, определяющих их профессиональную компетентность, и недостаточной разработанностью теоретического и методического обеспечения этого процесса в гостиницах.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы особенности формирования корпоративной культуры в гостиницах?
Объект исследования: корпоративная культура гостиницы (на примере гостиницы «Вояж»).
Предмет исследования: процесс формирования корпоративной культуры в гостинице «Вояж».
Целью настоящего исследования является анализ существующей корпоративной культуры в гостинице и разработка практических рекомендации по ее улучшению.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «корпоративная
культура».
2. Провести анализ существующей корпоративной культуры в гостинице «Вояж».
3. Разработать проект по совершенствованию корпоративной культуры гостиницы.
4. Провести оценку эффективности разработанного проекта.
5. Предложить практические рекомендации по оптимизации корпоративной культуры в гостинице.
Для реализации задач исследования использовался следующий комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; анкетирование; методы анализа и обработки полученных данных.
База исследования. Опытной базой исследования стала гостиница «Вояж» города Казани.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования, аналитический и описательный методы, проективный, опрос.
Теоретической основой работы стал анализ отечественных и зарубежных моделей организационной культуры В.А Спивака, Э. Шейна, М. Магуры, моделей и теорий мотивации К.С. Крячко, М. Мескона, Д.Мак- Грегора, У. Оучи, А. Маслоу, Ф. Герцберга и др., а также модель «корпоративной системы мотивации» Т. Ветошкиной.
Научная новизна проведенного исследования:
- Раскрыта сущность и структура корпоративной культуры, дана характеристика ее компонентов.
- На основе анализа существующей корпоративной культуры в гостинице и разработка практических рекомендации по ее улучшению.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике гостиничного бизнеса с целью совершенствования корпоративной культуры. Кроме того, предлагаемая методология исследования может быть применена к другим компаниям с целью совершенствования корпоративной культуры на предприятиях социально-культурного сервиса.
Структура отражает логическую последовательность решения задач исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное исследование подтвердило актуальность его темы. В современном обществе специалист должен не только владеть профессиональными компетенциями, но и обладать личностными качествами и умениями, свидетельствующими о высоком уровне сформированности у него организационной культуры. Поэтому поиск путей формирования организационной культуры муниципального учреждения представляет собой актуальную теоретическую и практическую проблему.
Решая первую задачу, мы раскрыли сущность и содержание понятия «организационная культура», поведя анализ научной литературы по проблеме.
Мы выяснили, что в основе определения данного понятия лежит понятие культуры в широком смысле. Нам удалось выделить пять компонентов организационной культуры: аксиологический, когнитивный, нравственно-правовой, деятельностный и коммуникативный и установить взаимосвязи между ними. Аксиологический компонент оказался центральным и основным в этой системе.
Корпоративная культура организации, безусловно, является основой ее существования. Развитая организационная культура способна обеспечить высокую результативность и эффективность деятельности организации за счет обеспечиваемых ею норм и правил организационного поведения. Такой эффект достижим, в том числе, из-за мотивационного воздействия, которое культура оказывает на сотрудников. Иными словами, если мотивационному аспекту культуры. Иными словами, если мотивационному аспекту культуры уделять внимание в достаточной степени, то она сможет стать мощным фактором стимулирования и побуждения сотрудников к активной трудовой деятельности.
Второй задачей, мы проведи анализ корпоративной культуры в гостинице «Вояж». В процессе анализа, было выявлено, что в целом корпоративная культура, находится на среднем уровне. Выяснили мы это, благодаря проведенному нами опросу сотрудников.
Так же была предложена поэтапная модель по формированию корпоративной культуры.
В ходе анализа корпоративной культуры была использована методика Д. Дэнисона, позволившая определить культурные характеристики, присущие исследуемой организации в наибольшей степени. К ним относятся:
- Постановка долгосрочных целей и задач организации происходит открыто, все сотрудники вовлечены в процесс их достижения;
- В компании распространена ориентация на командную работу;
- Распределение ответственности и полномочий определено четко и соблюдается в полной мере;
- Стратегическое планирование включает единые и ясные для всех сотрудников миссию и цели;
- Ключевые ценности предприятия «Вояж» позволяют моделировать поведение сотрудников, определить, что является правильным и неправильным, а также определить стиль и методы управления компанией.
У компании есть обще видение будущего, на которое ориентированы все сотрудники в своей деятельности. В третьей главе исследования, была решена задача, по разработке практических рекомендаций. В ней были предложены рекомендации по формированию внутриорганизационных культурных традиций и норм, по внедрению единого стиля внешних артефактов, по внедрению принципов делового этике. Данные принципы предложили внедрить путем разработки этического кодекса.
- Результатом исследования стало сопоставление мотивирующих факторов организационной культуры в соответствии с ее структурой по модели Э. Шейна.
- Культурные артефакты имеют наименьшее значение для сотрудников. На данном уровне среди факторов мотивации, которые для сотрудников важны в большей степени, можно отметить материальное стимулирование и предоставление различных льгот, которые лишь косвенно относятся к поверхностному уровню культуры.
- Второй уровень корпоративной культуры - уровень провозглашаемых ценностей - может быть рассмотрен как активный мотиватор. Мотивирующим фактором для персонала здесь является согласие с ценностями, которые провозглашает организация, политикой руководства в области управления организацией в целом и ее сотрудниками, постановки целей и задач.
1. Антонов В., Серебрякова г. Организационные
изменения.//Маркетинг.-2013-№3.-С.111-125.
2. Антонов В., Серебрякова Г. Процесс управления// Маркетинг.- 2013.-№2(129).-С.113-126.
3. Антонов В., Серебрякова Г. Теоретические основы управления организацией.//Маркетинг-2012-№5 (126).-С.106-123.
4. Антонов В., Серебрякова Г. Цели, функции и мотивация управления организацией. -2012. -№6( 127). -С.109-123.
5. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник / М. Армстронг; [пер. с англ.]. - 8-е изд.,- СПб: Питер, 2015. - 831 с.
6. Артюшина Е.В., Сучков П.В. Роль доверительных отношений в управлении сотрудниками работающими с клиентами// Менеджмент в России и за рубежом.-2011.-№3.-С.106-110.
7. Блохина, С.В. Организационная культура в качестве путеводителя по компании / С.В. Блохина //Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2015. - №8. - С. 81 - 95.
8. Богатырёв, М.Р. Организационная культура предприятия: актуальные подходы к проблемам идентификации и управления /М. Р. Богатырёв //ВМУ. Сер. Экономика. - 2013. - №6. - С. 97 - 124.
9. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом / С.В. Василенко. - М.: Изд-во Дашков и Ко, 2009. - 132 с.
10. Ветошкина Т. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала / Т. Ветошкина // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 9. - C. 20-24.
11. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 3¬е изд. - М.: Экономистъ, 2013. - 528 с.
12. ВэйФэн. Организационная культура в России и Китае / ВэйФэн, Н.Н. Покровская //Социс. - 2015. - №4. - С. 136 - 140.
13. Гаврикова С.А. Механизм трансформации организационной культуры на разных этапах жизненного цикла организации / С.А. Гаврикова // Управление человеческим потенциалом. - 2012. - № 4. - С. 266-279.
14. Гудкова, Т.В. Культура фирмы как фактор повышения эффективности её функционирования // ВМУ. Сер.б.Экономика. - 2014. - №6. - С.53 - 64.
15. Ефремова Е. Корпоративная культура и система мотивации / Е. Ефресова // Менеджер по персоналу. - 2012. - №1. - С. 32-51.
16. Жемчугов А.М. Эффективность организации - единство целей, стратегии и структуры / А.М. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012. - № 2. - С. 6-12.
17. Камерон, К., Куинн, Р. Диагностика и измерение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн; [пер. с англ.]; под ред. И.В. Андрееевой.- СПб.: Питер, 2011. - 320 с.
18. Карпухин, О. И. Культура организации / О. И. Карпухин // Социально-полит. журн. - 2010. - № 2. - С. 141-145.
19. Козлов В.В. Корпоративная культура / В.В. Козлов - М.: Альфа- Пресс, 2011. - 304 с.
20. Крюкова Е. Что такое корпоративная культура / Е. Крюкова // Обучение за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 54-56.
21. Левкин Н.В. Организационная культура: взгляд с позиций системного подхода /Н.В. Левкин. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. - 266 с.
22. Леньков С.Л. Российская организационная культура : специфика с позиций метасистемного подхода / С. Л. Леньков // Журнал практического психолога. - 2011. - № 4. - С. 37-49.
23. Магура М. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений / М. Магура // Управление персоналом. - 2006. - №1. - С. 23-34.
24. Малинин, Е.Д. Организационная культура и этика предпринимательства / Е.Д. Малинин. - Новосибирск: НГУ, 2011. - 176 с.
25. Матвеев, А. Б. О понятии «корпоративной культуры» и условия её развития в России / А. Б. Матвеев //Философские науки. - 2015. - №12. - С. 66 - 85.
26. Могутнова Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н.Н. Могутнова // Социологические исследования. - 2015. - №4. - С. 130¬136.
27. Мясоедова, Т.Г. Организационная культура российских
корпораций/ Т.Г. Мясоедова, Н.И. Малышева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 139 - 144
28. Немцов, Э. Организационная культура и электронная почта / Э. Немцов // Секретарское дело. - 2015. - №7. - С. 38 - 46.
29. Первакова Е. Методы количественной диагностики эффективной корпоративной культуры / Е. Первакова // Социальная политика и социальное партнерство. - 2012. - №2. - С. 45-52.
30. Петрова Ю., Моргунов Е. 10 моделей жизни организации - трудности интеграции. // Управление персоналом. - 2014. - № 17 (103). - С. 63-67
31. Покровский А. К. Корпоративная (организационная) культура : учебное пособие / А. К. Покровский ; Моск. автомобил.-дорож. гос. техн. ун¬т. - М. : МАДИ, 2010. - 149 с.
32. Попов, Б. Формирование корпоративной культуры /Б. Попов //Управление персоналом. - 2015. - №4. - С.61 - 63.
33. Причина О. С. Корпоративная культуры: потенциал
инновационной деятельности / О.С. Причина ; Рост. гос. ун-т. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2012. - 179 с.
34. Рогачева, О.В. Корпоративная культура и внутрифирменная социальная политика / О.В.Рогачева // Журнал исследований социальной политики. - 2015. - № 3. - С. 347-366.
35. Семёнов, Ю.Г. Организационная культура в контексте гуманитарных технологий /Ю.Г. Семёнов //Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №2. - С.127-130.
36. Сивальнёва, Т. Корпоративная культура в системе категорий экономической науки/ Т. Сивальнёва, М. Жалнин //Управление персоналом. - 2015. - №18. - С.53 - 54.
37. Скляр Е. Н. Развитие организационной культуры как направление повышения эффективности управления промышленным предприятием : монография / Скляр Е. Н. ; Брян. гос. техн. ун-т. - Брянск : БГТУ, 2014. - 291 с.
38. Собчик Е. О проблемах создания организационной культуры в российских компаниях. Царское ли это дело? (из опыта работы с крупнейшими коммерческими организациями) / Е. Собчик // Московский психологический журнал. - 2012. - №2. - С. 28-36.
39. Спивак В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2014. - 224с.
40. Спиваковский, В.Е. О взаимосвязи уровня рефлексии групповой (командной) роли с типом организационной культуры / В.Е. Спиваковский //ВМУ. Сер.14. Психология. - 2010. - №1. - С.84-93.
41. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 127 с.
42. Стивенс, Д. Индивидуальное поведение: Из книги Я. Брукса «Организационное поведение» / Д. Стивенс // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №5. - С. 122 - 136.
43. Стоянова, В.А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности/В.А. Стоянова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №1. - С. 3 - 9.
44. Сухарева М. А. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации / М. А. Сухарева // Школа молодых ученых Института педагогики и психологии: материалы научно¬практической конференции аспирантов / под ред. М. И. Рожкова, А. В.
Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011 - 73 с.
45. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О. Г. Тихомирова. - СПб.: Питер, 2011. - 148 с.
46. Тихонов, А.П. Организационная культура и соционика - результаты эмпирического исследования/ А.П. Тихонов, К.А. Доронин //Менеджмент и кадры. - 2015. - №10. - С.5 - 11.
47. Тихонов, А.П. Организационная культура. Что это такое и из чего состоит /А.П. Тихонов, О.В. Мартынов //Менеджмент и кадры. - 2014. - № 11. - С. 5 - 12.
48. Толкачёва, Е. В. Этология в помощь организационному поведению /Е.В. Толкачёва // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С. 131 - 137.
49. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - М.:ИНФРА-М, 2001. - 452 с.
50. Фей К. Организационная культура и эффективность: российский контекст / К. Фей, Д. Дэнисон // Вопросы экономики. - 2005. - №4. - С. 58¬74.
51. Фей Карл Ф., ДэнисонДаниэл Д. Организационная культура и
эффективность: пример изучения иностранных компаний в России//
Персонал-Микс, №2 (3) 2011.
52. Чемеков, В.П. Корпоративная культура компании и те, кто ее формирует / В.П.Чемеков // Кадровый вестник. - 2010. - № 12. - С. 17-22.
53. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с.
54. Шинкаренко О.Н. Корпоративная культура: мифы и реальность / О.Н. Шинкаренко // Кадры предприятия. - 2011. - №9. - С. 31-39.
55. Этика корпоративной культуры - это не догма, а руководство к действию! //Управление персоналом. - 2012. - №16. - С.42-43.
56. Комплексный информационно-аналитический доклад
"Социально-экономическое положение Республики Татарстан" ЯНВАРЬ-
ИЮНЬ 2016г., №6
57. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Герда, 2015. - 192 с.
58. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утверждена Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ.
59. Азар В.И, Туманов СЮ. Экономика туристского рынка. М, 2016.
60. Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма / Под ред. Ю.В.Кузнецова и др. - СПб., 2015.