Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стимулирования персонала на государственной службе 7
1.1. Особенности стимулирования труда на государственной службе
1.2. Нормативно-правовая база стимулирования труда на государственной службе 18
1.3. Основные формы стимулирования труда государственных служащих
(российский и зарубежный опыт) 23
Глава 2. Организация стимулирования труда персонала в Государственной инспекции труда Республики Татарстан 35
2.1. Содержание функциональной деятельности Государственной инспекции труда Республики Татарстан 35
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности Государственной
инспекции труда Республики Татарстан 38
2.3. Анализ системы стимулирования труда персонала в Государственной
инспекции труда Республики Татарстан 46
Глава 3. Пути совершенствования стимулирования труда персонала в Государственной инспекции труда Республики Татарстан 54
3.1. Совершенствование материального стимулирования труда в
Государственной инспекции труда Республики Татарстан 54
3.2. Развитие системы нематериального стимулирования 63
3.3. Оценка социальной эффективности предложенных мероприятий
Заключение 74
Список используемых источников 78
Приложение
Одной из наиболее острых проблем реформирования и модернизации системы государственного управления в России является повышение эффективности труда государственных гражданских служащих. По показателям эффективности государственного управления и качества публичных услуг Россия сегодня находится в числе стран, которые имеют более низкий уровень экономического развития и человеческого потенциала. С учетом этого актуальной задачей является разработка основ совершенствования системы мотивации и стимулирования труда государственных гражданских служащих, ориентированной на повышение уровня результативности и качества их труда.
Современное состояние системы стимулирования государственных служащих в Российской Федерации не соответствует в полной мере потребностям страны, применяемые принципы оплаты служебной деятельности устарели и нуждаются в совершенствовании.
В то же время, существенно возросли расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 12,7 %, составив 303,5 млрд. рублей. Эти расходы растут по-прежнему в абсолютном выражении. Заработная плата гражданских служащих субъектов Российской Федерации в 1,6 раза превышает заработную плату в сфере экономики и 1,5 раза - гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата государственных гражданских служащих в исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации в 2016 году составила 41,6 тыс. рублей.
В целях совершенствования системы государственного управления во многих субъектах Российской Федерации были приняты меры по сокращению численности государственных гражданских служащих. Учитывая, что в среднем по России их численность в органах исполнительной власти по итогам 2016 года составила 219 тыс. человек или на 10 тыс. чел. 12,6, сокращение произошло на 2,7 %. Данная тенденция к снижению темпов сокращения численности государственных служащих связана с достижением предельного уровня численности сотрудников органов исполнительной власти большинства субъектов Российской Федерации.
Совершенствование системы стимулирования труда государственных гражданских служащих тесно связана с решением проблемы идентификации их труда, что с научной и практической точек зрения может быть обосновано следующим образом:
- во-первых, идентификация труда государственных гражданских служащих позволит осуществить поиск адекватных способов повышения его эффективности на макро- и микроуровнях,
- во-вторых, решение проблемы идентификации труда способно предопределить разработку нового подхода к рассмотрению целого ряда вопросов организации и прохождения государственной гражданской службы.
Все выше сказанное обусловливает актуальность комплексного, экономически ориентированного исследования труда государственных гражданских служащих на уровне его сущности, содержания, характера и формы, овладения логикой его развития. В частности, нуждается в теоретическом и методологическом обосновании вопрос об идентификации труда государственных гражданских служащих, требуется разработка критериев и алгоритма такой идентификации. С практической точки зрения, актуальной представляется совершенствование системы стимулирования труда государственных гражданских служащих, адекватной потребностям текущего этапа развития российской государственности и, в частности, позволяющей установить зависимость между результативностью труда служащих и величиной их денежного содержания.
Проблемы стимулирования труда государственных гражданских служащих, вопросы его мотивации в условиях рынка разрабатываются такими авторами, как В.Н. Барышев, Л.И. Берестова, А.Л. Жуков, А.Ф. Зубкова, Б.В. Ракитский, М.И. Рогачева, Л.И. Якобсон и др.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование стимулирования персонала на государственной службе.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотреть особенности стимулирования труда на государственной службе;
- изучить нормативно-правовую базу стимулирования труда на государственной службе;
- определить основные формы стимулирования труда государственных служащих (российский и зарубежный опыт);
- показать содержание функциональной деятельности Государственной инспекции труда Республики Татарстан;
- провести оценку системы стимулирования труда персонала в Государственной инспекции труда Республики Татарстан;
- выявить совершенствование материального стимулирования труда в Государственной инспекции труда Республики Татарстан;
- рассмотреть развитие системы нематериального стимулирования;
- провести оценку социальной эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - Государственная инспекция труда Республики Татарстан.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти и управления, его материального и нематериального стимулирования.
Теоретическую основу исследования составили концептуальные разработки, положения и выводы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, специалистов в сфере государственного управления, социологов, правоведов, историков.
Методологической основой исследования является системный подход к труду государственных гражданских служащих как социально-экономическому феномену, а также междисциплинарный подход к исследованию государственной гражданской службы в целом.
В работе использовались общенаучные методы исследования (логического анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному, идентификации), частные методы (исторический, структурно-функционального анализа, нормативный), методы экономического анализа и социологические методы сбора и анализа данных (анкетирование).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, в настоящее время в теоретических разработках едва ли не на первое место выдвигаются мероприятия по улучшению работы (стимулирование и повышение мотивации) оцениваемого персонала и ей отдается предпочтение перед такими функциями оценки, как определение места работника среди других оцениваемых, выявление положительных сторон и недостатков в его деятельности для установления оплаты и выявления кандидатов на увольнение. Независимо от величины денежного вознаграждения для гражданского служащего остается важным поддержание его престижно-статусных потребностей, подтверждение профессионализма и серьезного значения его работы для всего коллектива.
С точки зрения профессиональной служебной деятельности гражданского служащего основным действующим принципом ее стимулирования является сегодня взаимосвязь размера выплат, составляющих денежное содержание гражданского служащего, и замещаемой должности гражданской службы: чем выше занимаемая должностная позиция - тем выше совокупный размер денежного содержания. Основное предназначение этого принципа - поддержание иерархии должностей гражданской службы, в которой отражается возрастающая степень ответственности гражданских служащих, а также создание необходимых предпосылок для мотивации и стимулирования карьерного роста гражданских служащих.
Для того чтобы сотрудник был удовлетворен своей работой и показывал максимальную эффективность, его результаты, помимо прочего, должны соответствовать его ожиданиям, а для оценки ожиданий следует изучить актуальные потребности сотрудников, ценности, которых они придерживаются, удовлетворенность своей работой. Является необходимым разработка способов стимулирования каждого конкретного работника, учитывая его актуальные потребности и жизненные ценности для того, чтобы избежать негативных последствий и достичь задуманного эффекта от внедрения системы нематериального стимулирования. Одного работника может не устраивать отсутствие возможностей карьерного роста, другому важен социальный пакет (к примеру, это касается сотрудников, у которых имеются маленькие дети). В этот момент роль материальных стимулов резко возрастает.
Проведенные социологические опросы государственных гражданских служащих свидетельствуют о том, что в системе факторов мотивации их труда оплата труда традиционно уступает место таким факторам, как получение профессионального опыта, интересное содержание выполняемой работы, возможность установить деловые контакты.
Среди наиболее значимых факторов, препятствующих результативной работе государственных служащих, были отмечены следующие: отсутствие зависимости оплаты труда от фактических результатов; низкий уровень материально-технического обеспечения рабочего места; невысокий профессиональный уровень работников; отсутствие механизма должностного роста; возложение дополнительных обязанностей, сверхурочные нагрузки.
В системе факторов мотивации их труда оплата труда традиционно уступает место таким факторам, как получение профессионального опыта, интересное содержание выполняемой работы, возможность установить деловые контакты.
Существующая система оплаты труда государственных служащих не позволяет широко применить современные технологии кадровой работы в отношении тех гражданских служащих, которые непосредственно оказывают государственные услуги, и ориентировать их на достижение качественных результатов деятельности. В результате сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется возрастающим недостатком мотивированных на общественное служение квалифицированных кадров, способных долговременно и эффективно осуществлять служебную деятельность.
Особенно ощутима нехватка мотивированных молодых специалистов, ориентированных на многолетнее прохождение гражданской службы.
Реализация предложений по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих должна предусматривать изменение состава и структуры денежного содержания гражданских служащих, в том числе для достижения оптимальной взаимосвязи размера оплаты труда, объема и качества выполняемой работы.
По результатам анализа действующей системы оплаты труда гражданских служащих установлено, что доля их оклада месячного денежного содержания составляет не более 30% от общего фонда оплаты труда гражданских служащих, надбавки и иные выплаты - до 70%, объем премиальных выплат ограничен недостаточными возможностями экономии фонда оплаты труда гражданских служащих. Сложившаяся структура подрывает значимость основного элемента денежного содержания гражданского служащего - должностного оклада и не только не способствует повышению результативности труда гражданских служащих, но и притупляет социально-экономическую и психологическую роль самой категории «материальное стимулирование». На этом основании в системе материального стимулирования предлагается отказаться от таких «гарантированных» элементов денежного содержания, как ежемесячная надбавка за особые условия службы, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Также было бы целесообразно осуществить увеличение прямых денежных выплат гражданским служащим за счет сокращения доли косвенных выплат, в частности, на служебный транспорт и т.п. Общемировой опыт показывает, что денежные выплаты всегда более эффективны и точно контролируемы по сравнению с суррогатными компенсациями.
В сложных экономических условиях формирования бюджета современной Российской Федерации с учетом стоящих перед ней задач в сфере совершенствования системы государственного управления представляется вполне своевременным установление равного соотношения в общей величине денежного содержания гражданского служащего гарантированного оклада (месячный оклад гражданского служащего по замещаемой должности гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином) и дополнительных выплат, включающих выплаты по результатам служебной деятельности. Имеющиеся у исследователей данные позволяют утверждать о том, что такой вариант структуры и состава денежного содержания будет оказывать наибольшее стимулирующее воздействие.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. ФКЗ от 30.12. 2008 № 6 - ФКЗ, № 7 - ФКЗ; ФКЗ от 05.02.2014 № 2 - ФКЗ) // Российская газета. - № 237. - 25.12.1993.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Принят Гос. Думой 21.12.2001 № 197-ФЗ, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2016 № 326-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 3 апреля 2017 г.)
4. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в ред. от 26 января 2017 г.)
5. Приказ Минфина РФ от 17 октября 2007 г. N 90н «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы»
Книги, монографии, диссертации
6. Адамс Б. Эффективное управление персоналом / Б. Адамс. - М.: АСП «Астрель», 2013. - 362 с.
7. Антошина Н.М., Сороко А.В. Государственная служба и кадровая политика: региональный аспект: Монография / Под ред. И.Н. Барцица. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2015.
8. Базарова Т.Ю. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - М.: Юнити, 2013. - 210 с.
9. Балашов А.И. Управление человеческими ресурсами: для бакалавров и специалистов / А. И. Балашов, И. Д. Котляров, А. Г. Санина. - М.; Нижний Новгород; Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 318 с.
10. Башмаков В.И. Управление социальным развитием персонала / В. И. Башмаков, Е. В. Тихонова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 238 с.
11. Боковня А.Е. Мотивация - основа управления человеческими
ресурсами: (теория и практика формирования мотивирующей
организационной среды и создания единой системы мотивации компании) / А. Е. Боковня. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 141 с.
12. Бухалков М.И. Управление персоналом: учеб. пособие для студ. вузов / М. И. Бухалков - М.: ИНФРА-М, 2012. - 400 с.
13. Вагина Л.В. Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации. - М., РАГС, 2014. - 96 с.
14. Волковицкая Г.А. Управление стимулированием труда / Г. А. Волковицкая. - С-Пб.: Книжный дом, 2010. - 125 с.
15. Вучкович-Стадник А.А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения / А.А. Вучкович-Стадник. - М.: Эксмо, 2014. - 192 с.
16. Гаудж П. Исследование мотивации персонала: определение и
повышение уровня лояльности сотрудников методом
консультирования / Пер. с англ. под ред. И.В. Тараненко / П. Гаудж. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 272 с.
17. Генкин Б.М. Управление человеческими ресурсами / Б. М. Генкин, И. А. Никитина. - М: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 463 с.
18. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый
эффективный ресурс компании: учеб. пособие / В.И. Герчиков. - М.: Инфра-М, 2015. - 282 с.
19. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Антология / Под ред. А. Демина. - М.: Книгодел, 2010.
20. Гребнева Е.М. Управление персоналом: эффективность решения инновационных задач: учеб. пособие / Е.М. Гребнева, Л.А. Степанова. - М.: РАГС, 2016. - 132 с.
21. Дейнека А.В. Управление персоналом: учебник / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 292 с.
22. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 376 с.
23. Иванова С. 50 советов по нематериальной мотивации / Светлана Иванова. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 238 с.
24. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 524 с.
25. Литвинцева Е. А. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2013.
26. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб: Питер, 2008. - 352 с.
27. Мессмер М. Мотивация персонала для «чайников» / М. Мессмер. - М.: Диалектика, 2015. - 354 с.
28. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: учебник для бакалавров / Е.Б. Моргунов. - М.: Юрайт, 2016. - 561 с.
29. Мотовилин О.Г. Оценка персонала в современных организациях.
Ассесмент-технологии. Профессиография. Организационная
диагностика / О.Г. Мотовилин, И.А. Мотовилина. - М., 2014. - 388 с.
30. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы. Курс лекций. - М., РАГС, 2010. - 330 с.
31.Оболонский А. В. Кризис бюрократического государства: реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011.
32.Осовицкая Н. Актуальный HR-брендинг. Секреты лучших
работодателей. - СПб.: Питер, 2013.
33. Пошерстник Н.В. Заработная плата в современных условиях. - М.; СПб.: Герда, 2015. - 528 с.
34. Пронкин С. В. Государственное управление зарубежных стран: Учеб. пособие / С. В. Пронкин, О. Е. Петрунина. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: КДУ, 2012.
35. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Академия, 2012. - 338 с.
36. Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента / Э. А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2011 . - 352 с.
37. Цыпкин Ю. А. Управление персоналом / Ю. А. Цыпкин. - М.: Юнити- Дана, 2012. - 289 с.
38.Чекмарев О.П. Мотивация и стимулирование труда / О.П. Чекмарев, - СПб.: учебно-методическое пособие, 2013. - 230 с.
Статьи
39. Алексахина Ю.В. Оценка работы персонала // Вестник Московского государственного открытого университета. - 2016. - №1. - С. 17-24.
40. Борщевский А.Г. Реформирование государственной службы:
промежуточные итоги и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 2. - С. 65-85.
41. Ветлужская Е.М. Тенденции совершенствования систем мотивации и оплаты труда //Мотивация и оплата труда. - 2011. - № 1. - С. 8-11.
42. Голованева А.В., Лымарева О.А. Особенности построения карьеры государственных служащих. // Экономика устойчивого развития. - 2016. № 1 (25). - С. 107-110.
43. Денисов В.Т., Медведева Ю.П., Резник А.Е. Мотивация: сущность и применение / В.Т. Денисов, Ю.П. Медведева, А.Е. Резник // Поволжский торгово- экономический журнал. - 2016. - №1. - C. 58-67.
44.Зайцева Т.В. Кадровый потенциал государственной организации: методы комплектования и профессиональной расстановки кадров // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015. - №1.- С. 180-188.
45. Иванова О.А. Система премирования как инструмент повышения уровня вовлеченности персонала //Мотивация и оплата труда. - 2012. - № 2. - С.106-113.
46. Карапетян З.Ю. Как привлечь, удержать и мотивировать ценных сотрудников // Управление человеческим потенциалом . - 2016. - № 2.
-С. 148-153.
47. Клочков Ю.С. Обоснование совершенствования системы мотивации персонала // Альманах современной науки и образования. - 2015. - №1.
-С. 57-60.
48. Коголь Т.Н., Анцибалова О.В. Система оплаты и стимулирования труда государственных служащих некоторых зарубежных стран (Германия, США) // Вестник Кузбасского института. - 2012. - № 4 (12).-С. 126-133.
49. Королева А.В. Мотивация к корпоративному развитию // Управление человеческим потенциалом. - 2012. - № 2. - С. 102-109.
50. Косенкова В.В. Истинное понимание мотивации //Мотивация и оплата труда. - 2015. - № 3. - С. 236-238.
51. Красноселова Т.А., Гордеева Е.Г. Совершенствование норм оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов РФ // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 4. - С. 338-342.
52. Кучеров Д.Г., Пикулёва О.А. Брендинг государственной гражданской службы в России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015. - № 4. - С. 65-78.
53. Ломовцева Н.Н. Применение зарубежного опыта регулирования оплаты труда в общественном секторе России // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 4. - С. 491-504.
54. Миляева Л.Г., Бавыкина Е.Н. Диагностика и управление
профессиональной карьеры как важнейшим мотивом труда персонала организации // Мотивация и оплата труда. - 2013. - № 4. - С. 270-277.
55. Михалкина Е. В., Скачкова Л. С. Оценка удовлетворенности трудом и
мотивацией персонала: предпосылки и методика проведения. -
//Мотивация и оплата труда. - 2015. - № 3. - С. 190-199.
56. Мицкевич А. А., Грошев Д. С. Основы сбалансированной системы мотивации //Мотивация и оплата труда. - 2012. - № 4. - С. 262-280.
57. Мухаметлатыпов Р.Ф., Бикбулатова Г.Г. Государственные гражданские служащие как специфические субъекты трудовых отношений // Молодой ученый. - 2016. - № 5. - С. 356-359.
58. Никитина В.В. Внедрение мотивационной системы как фактор развития организации // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - №28. - С. 40-45.
59. Поликанов Д.В. Кадровый голод на государственной и муниципальной гражданской службе // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - № 5 (99). - С. 66-85.
60. Садриева А. Р., Кабирова С. З. Стимулирование труда государственных гражданских служащих // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 414-415.
61. Семенов А.Ю. Совершенствование системы оплаты труда государственных гражданских служащих // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 13. - С. 154-159.
62.Чекин М.А., Гуляева Ю.А. Анализ практики разработки и применения системы материального стимулирования государственных гражданских служащих за достижение ими установленных показателей эффективности // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 4.
63. Шубцова Л.В. Современные тенденции формирования фонда оплаты труда государственных служащих федеральных органов исполнительной власти // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 439-445.
64. Patrick E. Connor P.E., Boris W. Becker B.W. Sectoral Ethos: An Investigation of the Personal Values Systems of Female and Male Managers in the Public and Private Sectors // Jоurnal of Public Administration Research and Theory. 2014. N. 24. Vol. 3. P. 806-812.
Электронные ресурсы
65. Ананьева Е. Нематериальные активы, или что дороже денег? [Электронный ресурс] // HR-сообщество и публикации. - URL: http://hr- portal.ru/article/nematerialnye-aktivy-ili-chto-dorozhe-deneg-intervyu-s- direktorom-po-upravleniyu-personalom
66. Антипина В. Методические рекомендации по внедрению
нематериального стимулирования [Электронный ресурс] // HR- сообщество и публикации. - URL: http://hr-
portal.ru/article/metodicheskie-rekomendacii-po-vnedreniyu- nematerialnogo-stimulirovaniya-socialno-bytovye
67. Большие оригиналы: нестандартные виды мотивации персонала в России [Электронный ресурс] // HR-сообщество и публикации. - URL: http://hr-portal.ru/article/bolshie-originaly-nestandartnye-vidy-motivacii- personala-v-rossii
68. Правовые основы государственной службы в зарубежных странах [Электронный ресурс] // http://www.bolshe.ru/unit/65/books/2236//s/2
69. Семенов С.А., Апрелов Е.А., Киричек А.И. Мотивация государственных гражданских служащих в условиях менеджериальной модели государственного управления // Портал материалов научно-практических конференций «СибАК». [ Электронный ресурс ] URL: http: //sibac.info/12777
70. Сущность стимулирования труда [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.learnmanage.ru/lmans- 106-1.html
71. Шестаков М. О состоянии системы оплаты труда государственных служащих [Электронный ресурс]//
http://cbnt.ru>analytics/oplata_truda/2013/15.