Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению способов удержания сотрудников на государственной гражданской службе 6
1.1. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы
Российской Федерации 6
1.2. Мотивация и развитие кадрового потенциала как элементы политики
удержания государственных служащих 15
1.3. Проблемы текучести кадров на государственной гражданской службе .. 26
Глава 2. Исследование системы удержания кадров на примере Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика Министерства
промышленности и торговли РТ 42
2.2. Анализ стратегии развития промышленности и торговли Республики
Татарстан 58
2.3. Оценка уровня удовлетворенности персонала в Министерстве
промышленности и торговли Республики Татарстан 65
Глава 3. Разработка предложений по удержанию персонала в Министерстве промышленности и торговли РТ 71
3.1. Направления развития удержания персонала в Министерстве 71
3.2. Эффективность предложенных мероприятий 84
Заключение 88
Список использованных источников 91
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Борьба за ценных сотрудников становится основой современного менеджмента. Вопрос сохранения таких специалистов - это вопрос выживания компании, особенности в тех сегментах, где успешность организационных процессов в большей степени зависит от интеллектуального человеческого капитала. Каждый сотрудник организации является неравноценным носителем человеческого капитала организации, в связи с этим логично дифференцировать персонал по принципу: более высокий уровень человеческого капитала конкретного работника делает его более ценным.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что вопросы привлечения и удержания ценных сотрудников становятся важнейшей проблемой организаций, нацеленных на повышение своей эффективности.
Сегодня наблюдается очень высокая текучесть кадров на государственной службе, она достигает порой 30%, что очень сказывается на престиже государственной службы и на развитии государства в целом.
При всей очевидной значимости вопросы способов удержания и развития наиболее ценных сотрудников в государственной и муниципальной службе Российской Федерации не получили адекватного освещения в современной научной литературе. Исходя из действующего законодательства, эти вопросы рассматриваются как полностью связанные лишь с реализацией кадровых функций приема на государственную и муниципальную службу, проведения аттестаций, конкурсов.
Теоретические положения, имеющие непосредственное отношение к управлению персоналом в системе государственной и муниципальной службы, рассмотрены в работах Н.М. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, В.Д. Граждана, А.А. Гришковца, В.С., Лытова, С.П., А.И. Турчинова, В.В. Черепанова и др.
Значительный материал по текучести кадров накоплен в исследованиях таких ученых как: А.Н. Аверин, А.С. Головачев, А.А. Крымов, Ю.В. Одегов, А.Э. Котляр, А.И. Рофе, А.В. Тебекин, Н.В. Федорова, А.Ф. Шишкин и др.
В целом, анализ научной литературы дает основания полагать, что, несмотря на глубокую проработку отдельных вопросов, в настоящее время отсутствует целостное восприятие современной государственной кадровой политики. Отсутствует единство взглядов и мнений относительно способов удержания и развития сотрудников.
Целью работы является исследование способов удержания и развития наиболее ценных сотрудников на государственной гражданской службе и разработка мероприятий по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели можно обозначить следующие задачи:
- исследовать современные методы российской и зарубежной государственной кадровой политики;
- рассмотреть механизмы подготовки государственных гражданских служащих и развития их деловой карьеры;
- изучить возможные перспективы и проблемы кадровой политики государственной и муниципальной службы Российской Федерации;
- исследовать способы материального и нематериального
удержания государственных служащих;
- рассмотреть проблемы текучести кадров на государственной
гражданской службе;
- проанализировать существующую систему управления кадровым потенциалом в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан;
- разработать рекомендации и обосновать мероприятия по созданию механизмов удержания и развития наиболее ценных сотрудников, а также осуществить расчеты экономической эффективности предложенных рекомендаций.
Объектом исследования являются государственные гражданские служащие Министерства.
Предметом изучения данного исследования выступают способы удержания персонала в Министерстве.
При решении теоретических и прикладных задач были использованы общенаучные методы исследования, включая аналитические методы, приемы научной абстракции, сравнения и аналогии.
Информационная база исследования представлена данными государственной статистики, результатами социологических исследований, фактами, выводами и положениями, опубликованными в научной литературе, информация сети Интернет.
Состав и структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, список использованных источников и приложений.
В данной работе автором была показана актуальность рассмотрения проблем мотивации труда государственных гражданских служащих и их удержания, а также пути совершенствования существующей политики удержания в Министерстве.
Рассмотрена система мотивации труда государственных гражданских служащих, определена ее специфика. Описание системы мотивации госслужащих подкреплено в работе теоретической базой, описанной в первой главе.
Автором указано на то, что система мотивации является комплексным элементом управления государственной гражданской службой, который еще не до конца изучен. Она состоит из следующих элементов: государственные гарантии, оплата труда, возможности карьерного роста, аттестация, ротация обучение и ответственность. Определено, что косвенное влияние на мотивацию сотрудников может иметь конкурсный отбор. Все эти элементы системы мотивации исходят из социально-правового статуса и правового положения государственного гражданского служащего, который состоит из прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности, требований, гарантий и экономического обеспечения.
Дано важное утверждение, что развитая система мотивации в государственном органе позволяет повысить эффективности труда государственных гражданских служащих, а значит и эффективность деятельности государственных органов власти и государственного управления в целом.
Обозначена важность приоритета профессиональных качеств (главный принцип) на государственной службе, принцип компенсируемых ограничений, налагаемых законодательством на госслужащих, важно создать такую система оплаты труда, чтобы прямые денежные выплаты абсолютно доминировали над «теневыми» выплатами, льготами и привилегиями, нужно выработать лояльность госслужащих (как существующих, так и потенциальных) к государственному аппарату и этичность в осуществлении служебной деятельности.
В работе был приведен анализ всей системы мотивации, были выявлены ее основные проблемы удержания сотрудников на основе выявленной мотивации: сегодня мотивы людей значительно усложнились, уровень оплаты труда на госслужбе крайне низок по сравнению с коммерческим сектором, практически вся система поощрения (оплаты труда) построена на выслуге лет, система заманчивых государственных гарантий на государственной службе обеспечивается далеко не всем, теоретическая база совершенствования мотиваций госслужащих в России бедна, работа в государственных органах стала непрестижной, наблюдается отток высоко квалифицированных кадров, государственная служба Российской Федерации уже много раз претерпевала изменения, которые по большей части носили бессистемных характер, российский аппарат не «приучен» служить государственным и гражданским интересам, существует острая необходимость создания этического кодекса госслужащих, законодательная база в Россий достаточно громоздка.
В третьей главе предложены мероприятия по улучшению психологического климата, профессионального роста, нехватки свободного времени, которые влияют могут способствовать улучшению системы удержания в Министерстве.
Экономическая эффективность направлений по совершенствованию удержания кадров, путём создания внедрения модели компетенций и усовершенствования кадрового резерва в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан составит 129 018 руб.
В третьей главе так же отмечено, что решение мотивационных проблем на государственной службе в данный момент имеет позитивную направленность. В соответствие с Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года №601 разрабатываются пилотные проекты, направленные на апробацию и внедрение в работу кадровых служб федеральных государственных органов современных кадровых технологий, в которых указывается на применение опыта коммерческого сектора и ориентирование на опыт зарубежных стран. Идет изменение законодательства о государственной гражданской службе по вопросам оплаты труда. Россия также может использовать опыт развитых зарубежных стран в процессе совершенствовании системы мотивации на госслужбе.
Сделан вывод, что вопреки мнению многих ученых, мотивация госслужащих не имеет чересчур малоперспективных основ, просто нужно тщательно ее продумать.
Для исследования данной темы был проведен анализ литературы по данной теме, анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации по вопросы регулирования государственной гражданской службы.
1. Конституция Российской Федерации - М.: Юрайт - Издат, 2006. - 48с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2013 № 197-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002.
3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный» от 27.07.2004. №79-ФЗ.
4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003. №58-ФЗ.
5. Постановление Правительства «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» № 362 - РФ от 6.05.2008.
6. Закон Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» от 16.01.2003 №3-ЗРТ.
7. Указ Президента РТ «О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан» от 18.01.06 №УП-9.
8. Указ Президента РТ «О реформировании государственной гражданской службы Республики Татарстан» от 16.02.2004 № УП-106.
9. Указ Президента РФ «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» от 31.12.2010 № -1657.
10. Указ Президента от 19 ноября 2002 г. №-1336 «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)».
Книги
11. Авчиренко Л. К. Управление персоналом организации . - М.: ИНФРА- М:, 2010. - 320с.
12. Анненков В.И., Барчан Н.Н. Государственная служба. Организация управленческой деятельности. - М.: Кнорус, 2010.- 256с.
13. Аржанухин С.В. Организационные патологии управления кадровым резервом на государственной гражданской службе// Вопросы управления. - 2012. № 18 С. 135.
14. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. - М.: РАГС, 2011. - 221 с.
15. Афанасьев В.Я. Подготовка управленческих кадров для государственной службы: Организационно-экономический аспект. - М.: Гос. ун-т управления,
2014. - 181 с.
16. Бажин И. Система образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих // Государственная служба. 2015. №10. С.46-53.
17. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблема конкурсного отбора. Учебное пособие ИПК госслужбы. - 2015г. С.12-14.
18. Барциц И.Н. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации : учебник / под общ. ред. И.Н. Барцица. - М.: РАГС, 2013. - 560 с.
19. Бахрах Д.Н. Государственная служба России : учеб. пособие. - М.: Проспект, 2015. - 380 с..
20. Бойко Е.А., Скобеев К.М. Реформа государственной службы: новое вино в старые мехи? /Научные записки Сибирской академии государственной службы. Новосибирск, 2013.Т.4. - 375 с.
21. Брушлинский, АВ. Психология субъекта . - СПб.: Алетейя, 2014. - 272 с.
22. Бурмистров А. А. , Газенко Н. И. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? / Управление персоналом. - 2012. - №7. - С. 48-49
23. Бухалков М. И. Организация и нормирование труда : учебник для студентов вузов. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 424 с.
24. Быстряков А.Я. Главный приоритет качественное образование // РАГС - Вести. - 2010 - №148.- С.2
25. Вагина Л.В. Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации: учебное пособие / Л.В. Вагина. - М.: РАГС, 2016. - 96 с.
26. Варданян И. С. Исследование системы управления мотивацией персонала / Управление персоналом. - 2010. - №15. - С.34
27. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия . - М.: Логос, 2014. - 200с.
28. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юристъ, 2013.
- 415 с.
29. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия : учебник для вузов. - М. : ЮНИТА - ДАНА, 2012. - 767 с.
30. Граждан В. О некомпетентности и бюрократизме на государственной службе // Государственная служба. 2011. №6. С.24-29.
31. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба . - М.: ЮРКНИГА,
2015. - 480 с.
32. Граждан В.Д., Государственная гражданская служба: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 620 с.
33. Деханова Н.Г. Социология государственной службы. - М.:
Академический Проспект, Альма Матер, 2011. - 112с.
34. Долгополова И.В. Совершенствование материального стимулирования персонала в дошкольных учреждениях / Современная наука: проблемы практики и теории. - 2012. № 5-6. С.65-72.
35. Жилейко С. Реформирование системы подготовки государственных служащих // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2006. № 11. С.56-59.
36. Жильцов В. Государственная служба: социальная эффективность кадровых резервов // Государственная служба. -2011 №1. С.22-25.
37. Зайцева Т.В. Кадровый потенциал государственной организации: методы комплектования и профессиональной расстановки кадров//Вопросы государственного и муниципального управления. - 2010. №1. С.12-20.
38. Зайцева Т.В., Мишина Е.А. О возможности применения
психологического тестирования //Вопросы государственного и
муниципального управления. 2015. № 4. С.47-53.
39. Зубарева Л. В., Роговец, И. В. Основы мотивации продвижения персонала в современных производственных системах //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - №3. - С. 51-55.
40. Иванова Н.Л., Васильев О.А., Кадровая политика в государственном управлении: проблемы и поиски их решения //Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С.65-70.
41. Игнатов В.Г. Государственная гражданская служба . - М.: МарТ, 2005. - 512 с.
42. Кабанов С.Ю. Государственная служба в Российской Федерации . - М.: Флинта, 2010. - 304с.
43. Кадровая политика : монография / под общ. ред. А.И. Турчинова ; РАГС при Президенте РФ, Кафедра государственной службы и кадровой политики. - М. : РАГС, 2015. - 256 с.
44. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов вузов . - 2 - е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА - М, 2015. - 447 с.
45. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные проблемы найма, адаптации и аттестации : учебное пособие для студентов вузов. - М.: КРОНУС, 2010. - 368 с.
46. Котова Л. Р. Использование сбалансированной системы показателей для
повышения эффективности системы управления персоналом //
Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2012. №8. С. 30-39.
47. Крымов А.А. Вы управляющий персоналом. - М.: Вершна, 2014. - С.320.
48. Лытов Б. Государственная власть: проблемы прохождения // Власть.- 2012. №7. С.75.
49. Лытов Б.В. Управленческие отношения в государственной службе . - М.: РАГС, 2014. - 100 с.
50. Магомедов К. Конфликт интересов в системе государственной службы:
социологический аспект исследования проблемы // Государственная
служба.- 2013. №6. С.30-50.
51. Марголин А.М. Мировой опыт государственного управления //
Государственная служба. 2014. №1. С.76-80.
52. Мизулин М.Ю. Образование длиною в жизнь // РАГС - вести . - 2010. - №145. - С.4-10.
53. Минина В. Ключевые сотрудники организации: подходы к
идентификации и проблемы управления // Кадровик. - 2014. - №1. - С.86-98.
54. Миронов В.И. Трудовое право России. М., 2005. - 450 с.
55. Нафидов Б. Г. Управление персоналом: учебное пособие. - СПб. : Питер, 2015. - 240 с.
56. Охотский Е.В. Профессиональное совершенствование гражданских служащих: основные направления, формы и методы / Е.В. Охотский // Право и управление. XXI век. - 2010. № 3. С. 21-28.
57. Платонов К.К. О системе психологии . - М.: Мысль, 1972. - 216 с.
58. Попова О. Конкурсные процедуры на гражданской службе //
Государственная служба. - 2011. №2. С. 22-26.
59. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. Л.Б. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ,. - 2011. С.6- 12.
60. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления : учеб. пособие / О. М. Рой.- 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2014. - С.104.
61. Сороко А. Федеральный резерв управленческих кадров - основа совершенствования потенциала органов государственной власти // Государственная служба. - 2010. №5. С.7-10.
62. Сороко А.В. Управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы на основе формирования резерва управленческих кадров : дисс. докт. экон. наук: 08.00.05 / Сороко Андрей Викторович - Москва, 2013. - 444 с
63. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии. Монография. 2-е изд. - М.: РАГС, 2006. - 344 с.
64. Сульдина Г.А., Управление персоналом в системе государственного и муниципального управления: учебное пособие - г. Казань, 2014. - 270 с.
65. Тебекин А.В. Управление персоналом : учебник. - М.: КНОРУС, 2015. - 624 с.
66. Яковлев В. Кадры для местного самоуправления: проблемы и пути их решения // Государственная служба. 2014. №5. С.45-50.
Электронные ресурсы
67. Быкова Л.А. Как вырастить ценных сотрудников внутри компании //Kadrovik.ru. Электронный журнал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=6105 свободный.
68. Кадровик.ру [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.kadrovik.ru/, сво бодный.
69. Консультант плюс [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru/, свободный.
70. Научное сообщество студентов XXI века. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sibac.info, свободный.
71. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный.
72. Официальный сайт Аппарат Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://apparat-yanoa.ru, свободный.
73. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.minpromtorg.ru, свободный.
74. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //mpt.tatarstan.ru, свободный.
75. Официальный Татарстан. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://tatarstan.ru, свободный.
76. Официальный сайт BIC. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http: //www. bicvarna. com, свободный.
77. Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru, свободный.
78. Управление персоналом. Официальный сайт. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://arkadacentre.ru, свободный.
79. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.
80. Федеральный портал управленческих кадров. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gossluzhba.gov.ru, свободный.
81. Энциклопедический словарь экономики и права. Официальный сайт. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://enc-dic.com, свободный.
82. Юткина Ю. Личные Деньги. [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://hr-portal.ru/article/karera-kak-stat-cennym-sotrudnikom, свободный.