Введение
Глава 1. Теоретические основы построения премирования персонала в
организации 6
1.1 Сущностная характеристика премирования персонала 6
1.2 Современные методы и подходы построения системы
премирования персонала в организации 14
1.3 Отечественный и зарубежный опыт стимулирования персонала 22
Глава 2. Анализ системы премирования персонала в АО Холдинговая Компания "Ак Барс"
2.1 Характеристика деятельности АО Холдинговая Компания "Ак
Барс"
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО "Холдинговая
компания "Ак Барс"
2.3 Социально-экономический анализ персонала АО "Холдинговая
Компания "Ак Барс"
2.4 Исследование существующей системы премирования в АО
"Холдинговая Компания "Ак Барс"
Глава 3. Направления совершенствования системы премирования в АО
"Холдинговая Компания "Ак Барс"
3.1 Рекомендации и предложения по построению системы
материального стимулирования в АО "Холдинговая Компания "Ак Барс"
3.2 Социально-экономическая эффективность рекомендаций АО
"Холдинговая Компания "Ак Барс"
Заключение
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В условиях рыночной экономики отношения между наемным работником и компанией строятся на новой основе. Главная цель любой компании - это успех на рынке и, соответственно, получение прибыли. Цель наемных работников - получить материальное вознаграждение и удовлетворение от работы. Компания старается получить максимум прибыли при минимуме издержек, в том числе и на персонал. Наемные работники стараются получить большее материальное вознаграждение при меньшем объеме выполняемых работ. В нахождении компромисса между ожиданиями наемного работника и компании и состоит суть стимулирования работников в рыночной экономике.
Современный этап экономических реформ в России характеризуется тем, что компании работают в обстановке растущих требований различных общественных групп. В этой связи особую актуальность приобретает создание эффективной системы стимулирования работников.
Одним из важнейших аспектов системы стимулирования персонала является дополнительное материальное вознаграждение за результаты труда, называемое премированием. Понятие премии используется в различных сферах деятельности. Премия - это мера поощрения за особые достижения или заслуги в какой-либо области деятельности. Она является одной из форм материального поощрения работников за высокие количественные и качественные результаты, такие, как рост производительности труда, внедрение достижений науки и техники в производство, экономия материальных, трудовых и энергетических ресурсов, улучшение качества продукции, точность соблюдения технологических режимов, содержание оборудования в хорошем состоянии и т.д.
Одним из требований к эффективной системе премирования является ее прозрачность и объективность: в случае, если персоналу будет не понятно или не известно, за что их поощряют, и как они могут влиять на размер своей заработной платы, если критерии оценки их деятельности не объективны или оценка происходит волюнтаристски, а критерии постоянно меняются, мотивационный эффект не будет достигнут.
Актуальность темы обусловлена тем, что премии за добросовестный труд имеют большое моральное значение и являются важным правовым средством обеспечения трудовой дисциплины, являются мощным стимулом для дальнейших производственных успехов, оказывают положительное влияние на других членов трудового коллектива. Многие из руководителей отечественных предприятий осознают необходимость поощрительных выплат, однако многие из разработанных систем премирования не выполняют своих основных функций. Даже на крупных предприятиях сотрудники могут не знать условий или размеров премии, либо вообще не понимать, за что та или иная премия была начислена. Отсутствие разработанной системы стимулирования качественного и эффективного труда создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно сказывается на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе. Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, заинтересовать работников в росте индивидуальных результатов, проявлении творческого потенциала, повышении уровня компетентности и качества выполняемых работ.
Теоретическая разработанность проблемы премирования достаточно высокая. В процессе написания бакалаврской работы было изучено множество подходов к премированию. Данная тема исследована такими авторами, как Ветлужских Е.Т., Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Сперанский А.А., Драгункина Н.В., Старобинский Э.Б. и др.
Цель бакалаврской работы заключается в изучении теоретических основ построения системы премирования в организации в целях разработки рекомендаций по совершенствованию материального стимулирования на примере АО "Холдинговая Компания "Ак Барс". Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
- раскрыть сущность премирования, как одного из способов материального стимулирования персонала;
- изучить накопленный опыт в области формирования систем премирования персонала и на его основе разработать стратегию построения системы материального стимулирования персонала в АО "Холдинговая Компания "Ак Барс" ;
- провести анализ и дать оценку существующей системы премирования персонала в АО "Холдинговая Компания "Ак Барс";
- показать основные направления стратегии развития системы материального стимулирования персонала в АО "Холдинговая Компания "Ак Барс".
Объектом исследования является система стимулирования персонала в АО "Холдинговая Компания "Ак Барс". Предметом исследования является построение стратегии системы премирования в коммерческой организации.
Структурно бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В введении представлены актуальность, степень изученности темы, цель, задачи, а также объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыто понятие «премирование», изучены существующие виды систем премирования персонала и ошибки при их формировании. Также изучены особенности премирования персонала за рубежом, найдены сходства и отличия с отечественными компаниями.
Во второй главе изучена система премирования персонала в компании на примере АО "Холдинговая Компания "Ак Барс". Помимо изучения деятельности компании, был проведен анализ финансово-хозяйственной и деятельности, а так же социально-экономический анализ АО "Холдинговая Компания "Ак Барс".
В третьей главе разработаны направления совершенствования системы стимулирования АО "Холдинговая Компания "Ак Барс".
Управление персоналом современной организации - необходимый вид деятельности для осуществления эффективного функционирования хозяйствующего субъекта в условиях конкурентного рынка услуг в данный момент времени. Для обеспечения правильной работы персонала, необходимо построение эффективной системы управления, как совокупности взаимосвязанных подсистем: подбора и комплектации кадров, оценки и аттестации персонала, адаптации, обучения и развития персонала, мотивации. Для формирования, внедрения и совершенствования каждой из представленных подсистем системы управления персоналом организации характерны свои особенности, обусловленные отраслевой спецификой. Наиболее значимым элементом системы управления персоналом предприятия можно считать систему стимулирования, изучению сущности и специфики которой была посвящена дипломная работа.
Изучение различных систем премирования показало, что каждое предприятие должно самостоятельно разрабатывать систему стимулирования и мотивации персонала, которая бы отвечала именно ее целям и задачам. Несмотря на обилие различных теорий, надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится.
В данной работе проанализирован опыт организации системы премирования персонала в АО "Холдинговая Компания "Ак Барс". Холдинг является крупнейшим работодателем республики Татарстан. Мотивация труда осуществляется по всему спектру потребностей работников.
В управляющей компании Холдинга трудится 222 человека. Численность работников на предприятии за последние 3 года изменяется незначительно, несмотря на высокий процент текучести кадров.
Проведенный финансовый анализ показал, что в 2014-2016 гг. у АО "Холдинговая Компания "Ак Барс" были невысокие показатели эффективности.
Изучив специфику деятельности Холдинга в настоящее время, становится очевидно, что постоянное развитие персонала является одним из основных условий преуспевания компании на рынке.
Также проведя анализ системы премирования АО "Холдинговая Компания "Ак Барс", был сделан вывод, что необходимо не только совершенствование системы премирования персонала, но и пересматривать систему стимулирования труда в целом.
Система стимулирования не может быть разработана и внедрена за короткий срок. Необходимо постепенно, грамотно и осторожно применять предложенные мероприятия, а так же анализировать их экономическую и социальную эффективность.
Изменение системы стимулирования - достаточно длительный, сложный и дорогостоящий процесс, именно поэтому следует протестировать новую систему на одном из стратегически важных подразделений. Применение бонусной системы является наиболее выигрышным вариантом для компании, так как в Холдинге отсутствует количественная оценка показателей эффективности. Именно поэтому разработанная "Карта качества работ" может принести экономическую и социальную пользу. Главный ожидаемый эффект от предложенной бонусной системы - работа сотрудников не на скорость, а на качество.
Таким образом, предложенные мероприятия позволят не только сэкономить денежные средства Холдинга, но и сократить текучесть кадров, повысить производительность труда, удовлетворенность трудом и эффективность системы управления персоналом АО "Холдинговая Компания "Ак Барс".