Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности интернет-дискурса

Работа №77031

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
571
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Лингвистические подходы к изучению понятия 9
«дискурс».
1. Появление понятия «дискурс» в 9
лингвистике
2. Основные подходы к изучению 11
дискурса
3. Определения дискурса в 14
лингвистике
4. Типология 17
дискурсов
5. Структура 20
дискурса
6. Анализ текста и дискурсивный 21
анализ
7. Междисциплинарные подходы к дискурс- 23
анализу
Выводы к I 26
главе
Глава II. Особенности интернет- 29
дискурса
2.1 Определение и функции 30
интернета
2.2 Гуманитарные подходы к изучению 32
интернета
2.3 Основные направления изучения языка 33
интернета
2.4 Коммуникативный и дискурсивный подход к изучению 36
интернета
2.5 Лингвистические теории изучения интернет- 37
дискурса
2.6 Основные особенности интернет-дискурса..
2.7 Особенности интернет-дискурса на примере блогов 44
2.8 Особенности интернет-дискурса на примере чатов
2.9 Особенности интернет-дискурса на примере форумов 49
Выводы ко II 53
главе
Глава III. Речевые особенности интернет-дискурса в социальных сетях 55
3.1 Основные жанры текста в социальных сетях 56
3.2 Виды контента в социальных 59
сетях
3.3 Комментарий в социальных 61
сетях
Выводы к III 69
главе
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложение 80

Данная работа посвящена изучению коммуникативных особенностей самого популярного на сегодняшний день средства коммуникации - сети Интернет. Интернет представляет собой всемирную компьютерную сеть, которая дает множество уникальных и широких возможностей для распространения разного рода информации. Таким образом, интернет считается главной информационной системой в настоящее время.
В числе всех многочисленных форм влияния Интернета на повседневную жизнь его пользователей одной из самых важных считается его влияние на язык. В интернете зарождаются новые особенности и формы общения, многие из которых впоследствии укореняются и в бытовом языке. Интернет создает особые условия коммуникации, которые влияют на структуру языка и его лексику. Такие перемены происходят с очень высокой скоростью, поэтому сетевому общению стало уделяться особое место в лингвистической науке. Кроме того, эта тема становится все более популярной и среди широкой непрофессиональной аудитории, на которую также ориентируются лингвисты. Одним из последних примеров тому служит выпущенный в 2016 году «Словарь языка интернета.ги» под редакцией М. А. Кронгауза, профессора, заведующего лабораторией лингвистической конфликтологии НИУ ВШЭ, в котором авторы исследовали самый употребительный сетевой лексикон.
Говоря о сетевой коммуникации, лингвисты выделяют такое понятие, как интернет-дискурс. Это особый вид дискурса, который имеет ряд отличительных черт на морфемном, лексическом, синтаксическом и семантическом уровнях . Тип интернет-дискурса принято выделять в соответствии с типологией дискурсов по каналу передачи информации . В такой типологии различают также устный и письменный дискурс. Интернет- дискурс, в связи с его речевыми особенностями, о которых пойдет речь далее, можно поставить между устным и письменным, так как он сочетает в себе черты и того, и другого.
Многие исследователи интернет-дискурса, такие как Н. Г. Асмус и Е. Н. Галичкина сходятся в мнении, что одной из главных особенностей языка интернета является смешение стилей устной и письменной речи. Такое смешение связано с ключевой функцией устной и сетевой коммуникации - фатической (контактоустанавливающей). Эта функция определяет большинство жанров интернет-коммуникации: чат, блог, микроблог, форумы. Говоря о жанрах интернет-дискурса, стоит отметить, что чаще всего типология жанров в сети определяется типологией интернет-площадок, на которых происходит коммуникация. Так, блоги породили особый жанр постов в блоге, форумы - особый жанр общения на форуме, а социальные сети и сайты интернет-СМИ - жанр комментария. В зависимости от тематиче ской направленности общения и особенностей площадки, на которой оно происходит, участники коммуникации образуют в интернете специфические субкультуры со своими особенностями языка. Первые субкультуры в российском интернете начали появляться в начале 2000-х годов (среди самых известных - «кащениты», «падонки», «геймеры»). Многие из них продолжают существовать до сих пор, некоторые потеряли популярно сть в связи с появлением новых жанров коммуникации (социальные сети), но отдельные особенности их языка до сих пор активно используются в сетевом общении.
В данной работе мы сделаем обзор основных речевых особенностей интернет-дискурса на самых популярных площадках - блогах, форумах, социальных сетях и чатах. Мы будем основываться на работах исследователей, которые занимались этой темой. Среди них будут труды вышеупомянутых отечественных исследователей Е. Н. Галичкиной и Н. Г. Асмус, а также Е. И. Горошко, Е. В. Гориной, М. А. Кронгауза и других лингвистов, специализирующихся на изучении интернет-дискурса.
Более подробно мы разберем коммуникацию в социальной сети «ВКонтакте», основываясь, в первую очередь, на таком жанре, как комментарий. Выбранные нами для рассмотрения материалы умещаются в хронологические рамки с апреля по май 2017 года. Мы полагаем, что комментарии в социальных сетях наиболее явно демонстрируют специфические особенности интернет-дискурса. При этом данный элемент интернет-коммуникации в настоящее время мало изучен лингвистами. Это связано с тем, что социальные сети - относительно новое явление. Они появились позже, чем блоги, чаты и форумы, но в последнее десятилетие стали одной из самых популярных интернет-площадок благодаря своей многофункциональности.
Таким образом, объектом данного исследования являются речевые особенности сетевого дискурса в российском интернете. А в качестве предмета исследования мы будем рассматривать комментарии в социальных сетях с точки зрения построения дискурса на такого рода площадках.
Интернет способен также порождать совершенно новый лексикон. Многие единицы интернет-жаргона, которые появились в России в 2000-х вместе с зарождением сетевых субкультур, в настоящее время вошли в нашу бытовую речь и создали, таким образом, новый пласт общеупотребительной лексики. Что касается сегодняшней ситуации в рунете, некоторые исследователи говорят о существенных изменениях в механизме порождения интернет-лексики. Из-за большой вовлеченности людей в сетевую коммуникацию их устный язык стал смешиваться с языком интернет- общения. Теперь гораздо сложнее определить, где зародилась та или иная лексическая единица, получившая распространение в интернете - в самой сети или в устной речи. Стоит добавить также, что многие популярные в интернете слова и выражения пришли из журналистской среды, в которой язык также стремительно меняется под воздействием новых средств коммуникации.
Актуальность данной работы определяется злободневностью рассматриваемой в ней темы, храктеризующейся высокой скоростью развития. В своем исследовании мы намерены исследовать механизмы построения дискурса в интернете, чтобы выяснить, в том числе, каким образом в нем сочетается устный и письменный стиль речи. В настоящее время мы часто можем наблюдать процесс изменения бытового языка под влиянием интернета. Данная работа может помочь раскрыть механизмы смешения устной и письменной речи.
Цель нашей работы состоит в изучении особенности интернет- дискурса на различных сетевых площадках.
Для достижения цели мне потребуется выполнить ряд задач, в соответствии с которыми определена структура данной работы:
1. Рассмотреть основные концепции и понятия дискурса.
2. Разобрать методы дискурсивного анализа, которые используются в лингвистике и других науках.
3. Рассмотреть основные речевые особенности интернет-дискурса в целом и его отличительные черты на разных интернет-площадках - блогах, чатах, форумах.
4. Проанализировать социальные сети (на примере сайта «ВКонтакте») как отдельную интернет-площадку для коммуникации со своими речевыми особенностями.
Теоретико-методологической основой для исследования послужат работы ученых в области теории дискурса (М. Фуко, Т. А. ван Дейк, В. И. Карасик, Н. Д. Арутюнова, М. Л. Макаров), сетевого дискурса (Е. Н. Галичкина, Е. И. Горошко, М. Ю. Сидорова, М. А. Ульянова,
М. А. Кронгауз) и теории речевых жанров в интернете (С. А. Федорова,
Е. Ю. Распопова).
В данной работе будут использоваться такие общенаучные теоретические методы, как анализ и синтез, общенаучные эмпирические методы - сравнение и интервьюирование, а также лингвистические методы (дискурсивный анализ, структурный анализ, стилистический анализ).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели речевые особенности, наблюдаемые в сети Интернет. Это популярное средство коммуникации оказывает все большее влияние на многие сферы человеческой жизни, в том числе на язык. Объектом нашего интереса стал интернет-дискурс в лингвистическом понимании. Чтобы определиться с тем, что мы будем понимать под «интернет-дискурсом», мы, во-первых, рассмотрели само понятие «дискурс» и пришли к следующим выводам:
1.Значения термина дискурс различаются в зависимости от того, в рамках какой дисциплины он употребляется.
2. В лингвистике дискурс чаще всего рассматривается как «язык в действии» или «речь, погруженная в жизнь» (по определению Н. Д. Арутюновой), а главной его характеристикой считается наличие экстралингвистических факторов.
3. Дискурс может классифицироваться на основе канала передачи информации, функционального стиля или жанровой принадлежности.
4. В соответствии с типологией по каналу передачи информации интернет-дискурс стоит между устным и письменным дискурсом, сочетая в себе черты этих двух видов.
5. В лингвистике важной проблемой является вопрос о различиях между анализом текста и анализом дискурса.
6. Главная характеристика дискурсивного анализа - это выход за рамки одного текста и использование общих знаний и контекстуальной информации для анализа текстов с учетом выполняемого ими коммуникативного предназначения.
Переходя ко второй главе, мы определились, что под интернет- дискурсом мы будем понимать совокупность текстов, размещенных на различных интернет-площадках с учетом ряда экстралингвистических факторов, определяющих цели и условия функционирования этих текстов. Во второй главе мы рассмотрели основные подходы к изучению интернет- дискурса и выявили следующие его особенности: диалогичность, установка на коммуникативность, персонифицированность, гипертекстуальность, креолизованность, сочетание разных типов дискурса, специфическая этика, когнитивность, интерактивно сть, вариативность, социологично сть и психологично сть.
Отдельно мы продемонстрировали особенности интернет-дискурса на примере таких сетевых жанров, как блог, чат, форум. Мы выяснили, что блоги имеют полифункциональный характер, но при этом двусторонний: главная функция для автора - это функция самопрезентации, а для читателей - коммуникативная. На примере чатов мы рассмотрели пять речевых стратегий пользователей, предложенных М. С. Рыжковым: людическую, эндемическую, оценочную, девиантную и фасцинативную стратегии. Также мы изучили основные особенности веб - форумов: полилогичность, политематичность, анонимность, иерархичность, статусность и обособленность.
В социальных сетях, универсальных и полифункциональных площадках для сетевого общения, мы нашли отражение большинства свойств, присущих коммуникации на других площадках, а также интернет- дискурсу в целом, Этому мы посвятили третью главу, в которой мы охарактеризовали основные жанры, встречающиеся в социальных сетях, и виды публикуемого там контента.
Мы выяснили, что жанр комментария является наиболее показательным в плане демонстрации черт, свойственных неофициальному языку интернет-дискурса. На наш взгляд, это связано с коротким размером комментария (автор должен формулировать мысли более емко, ярко и понятно), системой социальной оценки в виде «лайков» (наиболее оцениваемыми становятся посты шутливого или иронического характера с использованием элементов популярных сетевых трендов), а также с отсутствием строгой модерации, как, например, на форумах, что дает комментаторам больше свободы.
Мы сравнили социальные сети с другими рассмотренными нами площадками и выяснили, что в социальных сетях коммуникация носит более неформальный характер, а у ее участников есть более широкий набор возможностей. Кроме того, а социальных сетях сравнительно низкая степень анонимности, что приводит к тому, что их пользователи более серьезно подходят к самопрезентации.
Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем говорить о том, что дискурс интернет-сообщества имеет ряд общих черт и ряд черт, свойственных отдельным его сегментам. Социальные сети представляют собой универсальную площадку для коммуникации, которая может сочетать в себе многие черты других площадок. Жанр комментария наиболее полно отражает главную особенность интернет дискурса - смешение устного и письменного стилей общения. Это связано с техническими и структурными особенностями комментария, а также с отсутствием многих ограничениям, свойственных другим жанрам, и возможностью участия для любого пользователя.



1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь; гл. ред. В. Н. Ярцева. - М. : Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
2. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Челябинск, 2005.
3. Барт Р Удовольствие от текста // Барт Р Семиотика/поэтика - избранные работы. - М., 1973.
4. Вежновец Е. И. Комментарии в социальных сетях: производство и воспроизводство интернет-дискурса // Современный дискурс-анализ. - 2016. - Вып. 15.
5. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете. - Казань, 2004.
6. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках. - Астрахань, 2001.
7. Галичкина Е. Н. Общая характеристика компьютерно - опосредованного дискурса. - Волгоград, 2004.
8. Гальперин И. Н. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
9. Горбунова М. В. К истории возникновения термина «Дискурс» в лингвистической науке // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - Вып. 27. - С. 244247.
10. Горбунов А. Г. Дискурс как новая лингвофилософская парадигма. - Чита, 2013.
11. Горина Е. В. Конституирующие признаки дискурса Интернета. - Екатеринбург, 2015.
12. Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии. - Саратов, 2009.
13. Демьянков В. З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста - М., 1982.
14.Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. - М.: Наука. 1981.
15. Иванов Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста [электронный ресурс]. URL: http://www.faq-www.ru/lingv.htm (дата обращения - 14.04.2017).
16. Казанская И. Н. К научному пониманию феномена Интернета // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сб. науч. трудов МИГУ! - М.: Прометей, 2007. - С. 128-150.
17. Карасик В .И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - Волгоград, 2000. - С. 5-20.
18. Кибрик А. А. Модус, жанры и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. - 2009. - № 2. - С. 3-21.
19. Кондрашов И. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект. - Краснодар, 2004.
20. Краснова Т. И. Дискурс: идеологема или термин // Медиалингвистика. - 2017. - № 1(16). - С. 1628.
21. Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность : функциональные и структурные аспекты. - М., 2000. - С. 7-25.
22. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. - М., 2003.
23. Морослин И. В . Лингвокультурологиче ские основы теории функционирования рунета в пространстве межкультурной коммуникации. - М., 2010.
24.Осипов Г. А. Взгляды и тенденции в современной теории дискурса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2011. - № 1. - С. 125-128.
25. Иатрушева Л. С. Функционально-стилистические особенности форума как жанра интернет-коммуникации. - Ижевск, 2013.
26. Распопова Е. Ю. Дискурсивное про странство Интернета: основные дифференциальные признаки. - Иркутск, 2010.
27. Рыжков М. С. Речевые стратегии и тактики интернет-коммуникации (на материале чатов). - М., 2012.
28. Серио П. О языке власти: критический анализ // Философия языка: в границах и вне границ. - Харьков, 1993. Т. 1. - С. 83-100.
29. Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. - М., 2006.
30. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. - СПб., 2002.
31. Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. Пер. с французского. - М., 2004.
32. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века. - М., 1995. - С. 35-73.
33. Ульянова М. А. Классификация жанров Интернет-дискурса // Lingua mobilis. - 2014. - № 3(49). - С. 102-110.
34. Федорова С. А. Жанровая особенность интернет-дискурса // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 12. - Т. 9. -
С. 330-335.
35. Фуко М. Археология знания [электронный ресурс]. URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/basis/6850/6852
36.Чернявская В. Е. Лингвистика текста Учебное пособие. - М., 2009.
37.Чернявская В. Е. Дискурс «Лидер продаж» или «Распродажа дискурса»? // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 3(20). - С. 814.
38. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно - опосредованной коммуникации. - Архангельск, 2009.
39. Chafe W. Discourse, consciousness, and time. The flow and displacement of conscious experience in speaking and writing. - Chicago, 1994.
40. Crystal D. A. Glossary of Netspeak and Textspeak. - Edinburgh, 2004.
41. Harris Z. Discourse analysis // Language. - 1952. - V. 28. - № 1. - Pp. 130.
42. Hymes D. H. On communicative competence // Sociolinguistics. - London, 1972. - Pp. 269-293.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ