Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прагмалингвистический анализ интернет-текстов о ментальном дискомфорте

Работа №127743

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

английский язык

Объем работы123
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I: Жанровые характеристики текстов интернет-постов 9
1.1 Жанры интернет-дискурса 9
1.1.1 Жанр персонального сайта и личного блога 13
1.1.2 Жанр интернет-комментария и поста 16
1.2 Жанровые особенности социальной рекламы и политических рекламных текстов 18
ВЫВОДЫ 21
ГЛАВА II: Риторика в интернет-текстах 23
2.1 Отличие цифровой риторики и неориторики от общей риторики 23
2.2 Стратегия повышения осведомленности («raising awareness») 28
2.3 Нарратив и сторителлинг как приемы неориторики и цифровой риторики 32
ВЫВОДЫ 37
ГЛАВА III: Языковая репрезентация ментального дискомфорта и манифестация стратегий убеждения и повышения осведомленности в текстах интернет-постов 40
3.1 Причинно-следственные отношения 40
3.2 Семантико-прагматические особенности речевых актов 58
3.3 Лингвориторический анализ интернет-текстов 80
ВЫВОДЫ 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
БИБЛИОГРАФИЯ 110

В диссертации анализируются интернет-тексты, объединенные тематикой ментального дискомфорта. Ментальный дискомфорт - это неприятное внутреннее состояние или ощущение, являющиеся результатом беспокойства, неудовлетворенности, самокритики или неуверенности в себе [34, с. 42]. В исследуемых интернет-текстах данное состояние манифестируется авторами и подкрепляется хэштегами: #mentalhealth #mentalhealthawareness #mentalhealthissues #depression #anxiety #anxietyawareness #mentalhealthmatters #mentalhealthawarenessweek #eatingdisorderawareness #breakstigma #postyourpill. В широком смысле тематика ментального дискомфорта соотносится с проблемами ментального здоровья. На сайте ВОЗ ментальное здоровье определяется как состояние благополучия, в котором человек реализует себя, свои способности, может противостоять жизненным стрессам и трудностям, продуктивно работать и вносить позитивный вклад в общество [102].
Тема ментального дискомфорта сегодня - одна из наиболее популярных тем в социальных сетях, в рамках которой реализуются стратегии предположительно формирующегося жанра интернет-дискурса - жанра повышения уровня общественной осведомленности по актуальной теме или проблеме («raising awareness»). «Повышать осведомленность» (англ. «to raise awareness») означает информировать и просвещать людей по теме или вопросу с намерением повлиять на их отношение или мнение, руководствуясь определенной целью [97, с. 12-13].
В нашем исследовании мы предполагаем, что в ряде интернет-текстов, использующих стратегию повышения осведомленности («raising awareness»), обнаруживаются общие жанровые черты, то есть относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний [16, с. 159]. В некоторых случаях можно заметить жанровые аналогии между рассматриваемыми нами видами текстов (посты в социальных сетях о ментальном дискомфорте) и традиционным жанром социальной рекламы, а также текстами политического и агитационного характера. Тем не менее, даже не подвергая данный материал глубокому анализу, можно обратить внимание, что рассматриваемые нами типы интернет-текстов отличаются субъективным характером, а именно, организация повествования о проблеме в них устроена по аналогии с автобиографическим нарративом - последовательным рассказом автора о событиях своей жизни [26, с. 98]. Таким образом, данные тексты характеризуются сильным индивидуально-личностным компонентом, авторы, как правило, ссылаются на свой собственный опыт столкновения с рассматриваемой проблемой. Автобиографические нарративы с историями, затрагивающими темы ментального дискомфорта, носят острый характер, привлекают всеобщее внимание. Данная проблематика широко освещена в Интернете и способствует созданию драматического эффекта в нарративе.
Характерной особенностью текстов в социальных сетях является их креолизованный характер - наличие двух негомогенных частей: вербальной - языковой и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам) [66, с. 180-181]. В качестве материала исследования мы выбрали креолизованные англоязычные тексты о ментальном дискомфорте, размещенные в социальных сетях. Данный вид публикаций носит синхронный и вовлекающий характер, поэтому можно предположить, что контент легче воспринимается и запоминается аудиторией. В свою очередь адресантам легче оказывать воздействие на адресатов. Все это делает данные материалы соответствующими для нашего исследования.
Настоящее исследование представляется актуальным: оно соответствует современной антропоориентированной парадигме, затрагивает прагмалингвистическую, жанроведческую и риторическую области исследований, его проблематика лежит на стыке смежных наук.
Теоретическую основу диссертации представляют исследования в области жанроведения (Бахтин М. М., Горошко Е. И., Дементьев В. В., Золина Г. Д., Карасик В. И., Митягина В. А., Сидорова И. Г., Угро А. В., Щипицина Л. Ю., Щурина Ю. В.), теории интернет-дискурса (Агапова С. Г., Полоян А. В., Ануфриева Н.А., Карасик В. И., Митягина В. А., Сидорова И. Г.), риторики (Авеличев А. К., Артемова Т. В., Архарова Л. В., Баева Т. Т., Зарецкая Е. Н., Иссерс О. С., Кащей Н. А., Климова Г. Л., Федосеева Е. В., Рождественский Ю. В., Тюпа В. И., Шмаков А. А., Дуглас Э., Бойл К., Браун-мл. Дж. Дж., Серасо Ст., Сэйерс Р.), нарратологии (Скляр Н. В., Турушева Ю. Б., Ушникова Э. А., Шмид В.).
Объект исследования - англоязычные посты в социальных сетях
Предмет исследования - языковая репрезентация ментального дискомфорта и манифестация стратегий убеждения и повышения осведомленности в исследуемых текстах: причинно-следственные отношения, смысловые единицы дискурса, структурные особенности, речевые акты, средства языковой выразительности, лексика с выделенной семантикой, риторические стратегии и тактики.
Цель исследования - определить лингвистические особенности интернет-дискурса, объединенного тематикой ментального дискомфорта.
В ходе работы предполагается решение следующих задач:
1. Провести обзор теоретической литературы, по следующим темам: жанры интернет-дискурса, автобиографический нарратив, сторителлинг, стратегия повышения осведомленности, цифровая риторика, неориторика, агитационные и политические тексты, социальная реклама;
2. Отобрать интернет-тексты на тему ментального дискомфорта, содержащие в себе достаточное количество рассматриваемых характеристик и особенностей.
3. Рассмотреть примеры манифестации стратегий убеждения и повышения осведомленности и языковой репрезентации ментального дискомфорта в исследуемых интернет-текстах.
4. Провести лингвистическое исследование интернет-дискурса, объединенного тематикой ментального дискомфорта.
В качестве материала исследования используются англоязычные посты в социальных сетях, включающие текстовый и визуальный контент, посвященный теме ментального дискомфорта (опубликованные в период с апреля 2019 до февраля 2022 года). Выбор постов обусловлен тематикой материалов и проводился методом заданной выборки. По результатам анализа материала были выделены 58 примеров.
В работе предлагается использовать следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод, коммуникативно-семантический метод, когнитивно-дискурсивный метод, семантико-синтаксический анализ, прагмалингвистический анализ и лингвориторический анализ.
Научная новизна работы обусловлена рассмотрением интернет-текстов, использующих стратегию повышения осведомленности («raising awareness») с точки зрения их жанровых характеристик, а также систематизации принципов цифровой риторики и неориторики в исследовании интернет-текстов.
Теоретическая значимость: исследование вносит определенный вклад в область изучения жанровых характеристик интернет-текстов, использующих стратегию повышения осведомленности («raising awareness») в лингвистике и жанроведении, а также в область изучения лингвистических особенностей интернет-дискурса о ментальном дискомфорте.
К практической значимости работы можно отнести возможность использования материалов по лингвистическим особенностям интернет- дискурса, объединенного тематикой ментального дискомфорта, в ходе занятий по теории интернет-дискурса, а также применения материалов по интернет- текстам жанра повышения уровня общественной осведомленности по актуальной теме или проблеме» («raising awareness») для проведения ряда теоретических и практических курсов по жанроведению, литературе текста, цифровой риторике и неориторике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Цель адресанта, заключающаяся в речевом, эмоциональном и информационном воздействии на массовый адресат, достигается авторами за счет использования в интернет-текстах о ментальном дискомфорте прагматических типов предложений: репрезентативов, директивов, экспрессивов, коммисивов и квестивов.
2. В интернет-текстах о ментальном дискомфорте адресантами используются синтаксические и лексические повторы для осуществления информационного, эмоционального и речевого воздействия на массовый адресат.
3. Тема ментального дискомфорта в постах передается причинно-следственными отношениями между событием или ситуацией и эмоционально-психологическим состоянием автора.
4. Тема ментального дискомфорта выражается в языке с помощью ориентационных, структурных и онтологических метафор.
5. Тема ментального дискомфорта представлена тематической лексикой, следующей направленности: навязчивые мысли, психологическая травма, психические расстройства, отрицательные чувства и эмоции, медицинская помощь и здоровье, расстройство пищевого поведения, стигматизация лиц с психическими и личностными расстройствами, медикаментозная терапия и страх лекарственной зависимости, созависимые и абъюзивные отношения.
6. Речевое поведение адресантов в социальных сетях характеризуется эмоциональностью, субъективностью, экспрессивностью, аргументированностью, перформативностью, манипулятивностью и стремлением к диалогичности.
7. Интернет-жанр повышения уровня общественной осведомленности по актуальной теме или проблеме («raising awareness») соединил в себе жанровые особенности социальной и политической рекламы, личного блога и автобиографического нарратива.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав теоретической части, исследовательской главы с выводами и заключения, в котором сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования. Библиографический список насчитывает 85 работ на русском и 15 английском языках, список источников справочного характера и страниц сайта, на которых размещен материал исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее исследование посвящено определению лингвистических особенностей интернет-дискурса, объединенного тематикой ментального дискомфорта. В процессе исследование особое внимание было уделено языковой репрезентации ментального дискомфорта и манифестации стратегий убеждения и повышения осведомленности в текстах интернет-постов.
Можно заключить, что корпус исследуемых текстов интернет-дискурса, посвященных ментальному дискомфорту, имеет ряд отличительных характеристик: в текстах присутствует хронологичность событий, ярко выраженные причинно-следственные и темпоральные отношения, используются концептуальные метафоры, лексические и синтаксические повторы, прагматические типы предложений (репрезентативы, экспрессивы, директивы, коммисивы и квестивы), тематическая лексика, следующей направленности: навязчивые мысли, психологическая травма, психические расстройства, отрицательные чувства и эмоции, медицинская помощь и здоровье, расстройство пищевого поведения, стигматизация лиц с психическими и личностными расстройствами, медикаментозная терапия и страх лекарственной зависимости, созависимые и абъюзивные отношения.
Выбор средств языковой выразительности, лексических и синтаксических средств, риторических стратегий и тактик обусловлен желаемым адресантом информационным, эмоциональным и речевым воздействием - использование статистических и фактологических данных, концептуальных метафор, лексических и синтаксических повторов, эмотиконов, эмоциональной и экспрессивно окрашенной лексики и выражений, визуального контента несет в себе манипулятивный характер коммуникации, свойственный цифровой риторике и неориторике.
Рассматриваемые нами интернет-тексты о ментальном дискомфорте представляют собой автобиографические нарративы. Авторы текстов используют неориторические нарративные формы для оказания воздействия и усиления убедительности информации. Неориторическая стратегия нарративности, включенная в событийный аспект истории, носит скрытый манипулятивный характер, управляя читательским восприятием о понятиях морали, ценности и нормы. Автобиографический нарратив повышает достоверность и правдоподобность изложенной информации, что помогает адресанту совершить воздействие.
Риторический аспект диалогической коммуникации в рамках рассматриваемого дискурса направлен на повышение уровня осведомленности по актуальной теме или проблеме. Коммуникация здесь носит интенциональный, манипулятивный характер, адресант и адресат рассматриваются как смежная пара.
Проведенное исследование подтвердило правомерность суждения о формировании нового жанра интернет-дискурса - жанра повышения уровня общественной осведомленности по актуальной теме или проблеме («raising awareness»), соединившего в себе жанровые особенности социальной и политической рекламы, личного блога и автобиографического нарратива: в ходе исследования было замечено наличие общих жанровых характеристик у отобранных нами текстов о ментальном дискомфорте, которых предположительно должно быть достаточно для идентификации нового жанра интернет-дискурса.
Возможность комментирования постов позволяет подписчикам быть причастными к нарративу, делиться своим мнением и историями. Система хэштегов также является связующим звеном, формирующим систему нарративов (постов) и комментариев. Таким образом, любой коммуникативный процесс в рамках конкретно взятого поста, сопровождаемого комментариями или отдельными постами, связанными одинаковыми хэштегами, формирует определенный микродискурс.
Опираясь на симультанный характер и диалогичную природу интернет- коммуникации, в качестве дальнейших исследований предлагается рассмотреть комментарии к интернет-постам на тему ментального дискомфорта. Рассмотрение комментариев представляет интерес, так как подписчики имеют возможность влиять на процесс коммуникации в ленте, сменять траекторию темы и создавать безграничный нарратив, благодаря системе хэштегов и комментариев.


1. Абдулкадыров М. М. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре "миссия организации" (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №8 -1 (86). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-v- rechevom-zhanre-missiya-organizatsii-na-materiale-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 24.03.2022).
2. Авеличев А. К. Возвращение риторики // Дюбуа Ж., Пир Ф., Тринон А. и др. Общая риторика. М., 1986. - 392 с.
3. Агапова С. Г., Полоян А. В. Интернет дискурс: основные жанры и особенности их исследования // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2016. N 4. С. 52-58.
4. Агурова, А. А. Слактивизм как явление в современной сетевой культуре / А. А. Агурова, А. В. Тихонова // Возможности и угрозы цифрового общества : Сборник научных статей / Под общ. ред. А.В. Соколова, А.А. Власовой. - Ярославль : Общество с ограниченной ответственностью "Аверс Плюс", 2018. - С. 3-6.
5. Алексеева А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества: автореферат дис. ... канд. филол. наук, М. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/novye-interaktivnye-media-v-kontekste-teoriiinformatsionnogo- obshchestva (дата обращения: 11.12.2021).
6. Андреева В. А. Позиции дискурса в современной лингвистике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015. №2. - С. 7-14.
7. Андреева В. А. Литературный нарратив: текст и дискурс. СПб., 2006. - С. 61-70.
8. Андреева В. А. Текстовые и дискурсные параметры литературного нарратива: автореф. дис. д-ра филол. наук. - СПб.: РГПУ, 2009. - 35 с.
9. Андреева К. А. Грамматика и поэтика нарратива: монография. - Тюмень: ТГУ, 1996. - 192 с.
10. Анохина Ю. М. Нарратив vs сторителлинг: прагматизация повествования в медиапространстве / Ю. М. Анохина, И. О. Щедрина // Инновационные технологии и подходыв межкультурной коммуникации, лингвистике и лингводидактике : Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции, Барнаул, 18-20 октября 2018 года / Под редакцией И.Ю. Колесова. - Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2018. - С. 145-148.
11. Ануфриева Н. А. Блогосфера как открытое информационное пространство: опыт классификации / Н. А. Ануфриева // Поволжский педагогический поиск. - 2016. - № 1(15). - С. 81-84.
12. Анюхина А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. № 2 (24). С. 146.
13. Артемова Татьяна Викторовна, Катышев П. А. К вопросу об определении понятия "риторическая стратегия". Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2008. № 1 (1): в 2-х ч. Ч. I. C. 11-13.
14. Архарова Л. В. Риторика как социально-культурное явление // Философская школа. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ritorika-kak-sotsialno-kultumoe-yavlenie (дата обращения: 24.02.2022).
15. Баева Т. Т. О некоторых принципах риторического воздействия // Записки Горного института. 2008. - 166-171.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ