Антикризисное управление в коммерческих банках
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 5
1.1 Экономическая сущность и правовые основы антикризисного управления в коммерческих банках 5
1.2. Кризисные явления в коммерческих банках: их содержание и предпосылки их возникновения 17
2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 26
2.1. Диагностика состояния банковского сектора в рамках реализации
антикризисных процедур 26
2.2. Необходимость организации антикризисного управления на примере
ПАО «Татфондбанк», ПАО «Интехбанк» 33
2.3. Оценка вероятности банкротства и применение мер антикризисного
управления анализируемых банков 59
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 67
3.1. Проблемы антикризисного управления в коммерческом банке, возможные
пути их решения 67
3.2. Рекомендации по проведению мер антикризисного управления в
ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интебанк» 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 5
1.1 Экономическая сущность и правовые основы антикризисного управления в коммерческих банках 5
1.2. Кризисные явления в коммерческих банках: их содержание и предпосылки их возникновения 17
2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 26
2.1. Диагностика состояния банковского сектора в рамках реализации
антикризисных процедур 26
2.2. Необходимость организации антикризисного управления на примере
ПАО «Татфондбанк», ПАО «Интехбанк» 33
2.3. Оценка вероятности банкротства и применение мер антикризисного
управления анализируемых банков 59
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 67
3.1. Проблемы антикризисного управления в коммерческом банке, возможные
пути их решения 67
3.2. Рекомендации по проведению мер антикризисного управления в
ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интебанк» 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, спровоцировал существенный рост доли проблемных активов кредитных организаций, а также выявил конкретные проблемы проведения активных операций, что обусловило потребность в развитии теоретических основ и методических рекомендаций по проведению антикризисного управления коммерческими банками.
Одновременно кризис, затронувший все сферы банковской системы, показал, что существующие методики управления активами, в т.ч. кредитным портфелем банка, являются несовершенными, а зачастую и неэффективными. Помимо этого кризисный период в экономике также обнаружил пробелы в нормативно-правовом обеспечении процесса управления проблемными активами, ограничивающие возможности кредитных организаций по минимизации уровня потерь.
Увеличение доли проблемных активов коммерческих банков, необходимость применения специальных мер воздействия и управления в условиях продолжающегося экономического кризиса, в сочетании с недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление антикризисного управления банками обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования заключается в изучении причин возникновения и форм проявления современных банковских кризисов, разработка мер антикризисного управления на примере конкретных банков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность и правовые основы антикризисного управления;
- рассмотреть кризисные явления в коммерческих банках: их содержание и предпосылки их возникновения;
- провести диагностику состояния банковского сектора в рамках реализации антикризисных процедур;
- выявить необходимость организации антикризисного управления на примере ПАО «Татфондбанк», ПАО «Интехбанк»
- провести оценку вероятности банкротства и применение мер антикризисного управления анализируемых банков
- рассмотреть проблемы антикризисного управления в коммерческом банке, возможные пути их решения;
- разработать рекомендации по проведению мер антикризисного управления в ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интебанк».
Объект исследования - ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интебанк».
Предмет исследования - инструменты и методы антикризисных мер.
Теоретическую базу исследования составили научные труды как российских ученых, таких как: Е.Ф. Жуков, О.И. Ларина, А.М. Тавасиев и другие, так и зарубежных авторов, таких как: В.В. Морозан, Ю.С. Эзрох и другие, по проблемам антикризисного управления коммерческими банками, публикации журналов, Интернет.
Информационную основу составили законодательные и нормативно-правовые акты РФ и Банка России, статистические данные Банка России, отчетность ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интебанк».
При исследовании применялись следующие методы - диалектический и системно-функциональный подходы, методы формальной логики, функционального и институционального анализа, статистические методы исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Одновременно кризис, затронувший все сферы банковской системы, показал, что существующие методики управления активами, в т.ч. кредитным портфелем банка, являются несовершенными, а зачастую и неэффективными. Помимо этого кризисный период в экономике также обнаружил пробелы в нормативно-правовом обеспечении процесса управления проблемными активами, ограничивающие возможности кредитных организаций по минимизации уровня потерь.
Увеличение доли проблемных активов коммерческих банков, необходимость применения специальных мер воздействия и управления в условиях продолжающегося экономического кризиса, в сочетании с недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление антикризисного управления банками обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования заключается в изучении причин возникновения и форм проявления современных банковских кризисов, разработка мер антикризисного управления на примере конкретных банков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность и правовые основы антикризисного управления;
- рассмотреть кризисные явления в коммерческих банках: их содержание и предпосылки их возникновения;
- провести диагностику состояния банковского сектора в рамках реализации антикризисных процедур;
- выявить необходимость организации антикризисного управления на примере ПАО «Татфондбанк», ПАО «Интехбанк»
- провести оценку вероятности банкротства и применение мер антикризисного управления анализируемых банков
- рассмотреть проблемы антикризисного управления в коммерческом банке, возможные пути их решения;
- разработать рекомендации по проведению мер антикризисного управления в ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интебанк».
Объект исследования - ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интебанк».
Предмет исследования - инструменты и методы антикризисных мер.
Теоретическую базу исследования составили научные труды как российских ученых, таких как: Е.Ф. Жуков, О.И. Ларина, А.М. Тавасиев и другие, так и зарубежных авторов, таких как: В.В. Морозан, Ю.С. Эзрох и другие, по проблемам антикризисного управления коммерческими банками, публикации журналов, Интернет.
Информационную основу составили законодательные и нормативно-правовые акты РФ и Банка России, статистические данные Банка России, отчетность ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интебанк».
При исследовании применялись следующие методы - диалектический и системно-функциональный подходы, методы формальной логики, функционального и институционального анализа, статистические методы исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Влияние внешних и внутренних экономических и политических факторов на деятельность кредитных организаций вынуждает находить новые стратегии работы. Что в свою очередь оказывает влияние на население, устойчивость банковской системы и экономики РФ. Банк России, являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, придает большое значение своим функциям на этапах регистрации, лицензирования, функционирования и ликвидации кредитных организаций. В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 кредитная организация получает право на осуществление банковских операций только после получения специальной лицензии, которая выдается Банком России после государственной регистрации. Нарушение требований и норм Центрального банка РФ в ходе функционирования приводит к применению предупредительных и принудительных мер (в том числе к отзыву лицензии).
Банк России продолжает работу по внедрению в российскую законодательную базу международных принципов и стандартов Базельского комитета по банковскому надзору в целях повышения финансовой устойчивости кредитных организаций и финансового рынка в целом. Неоднозначный вклад вносит политика Банка России по укреплению и оздоровлению банковской системы, направленная на защиту интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций. В рамках этой политики осуществляется дистанционный надзор, направленный на выявление проблем в банках на ранней стадии их возникновения, адекватную оценку и пруденциальное ограничение рисков
В результате эмпирического анализа банковского сектора России были выявлены основные проблемы: макроэкономическая нестабильность, низкая капитализация, ограниченные возможности банковской системы в сфере кредитованию экономики страны, региональные диспропорции в экономике, высокая концентрация банковской системы.
Основным методом решения проблем и регулирования кредитных организаций оказывается отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Оздоровление банковского сектора еще будет продолжаться, так как к большинству кредитных организаций у Банка России существуют претензии. Также по сложившейся тенденции отзыв лицензий будет продолжаться.
ЦБ РФ необходимо продолжать свою деятельность в области совершенствования законодательной базы и приведения ее в соответствие с международными требованиями, а также в области регулирования, надзора. Банк России должен обеспечить своевременную реакцию на проблемы, возникающие в кредитных организациях и оперативное вмешательство, а также более тщательный надзор в нестабильных кризисных экономических условиях.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что разработка примерной модели антикризисного управления целесообразна для ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интехбанк», которые находятся на грани банкротства.
Анализ финансового состояния выявил, что у банков имеются проблемы с ликвидностью. Также анализ возможного банкротства указал на высокий риск его возникновения, что в результате и произошло.
Нами была разработана модель мер антикризисного управления банками.
Политика оздоровления банка должна включать в себя два основных направления: меры оперативной реструктуризации и меры стратегической реструктуризации.
К мерам оперативной реструктуризации для ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интехбанк» можно отнести:
- ликвидация нерентабельных бизнес - единиц на основе проведенного финансового анализа, в данной ситуации это может быть снижение объемов кредитования за счет уменьшения величины ссуд с высокой степенью риска;
- выбор наиболее оптимального соотношения активов и пассивов баланса банка, т.е. наряду с реструктуризацией активов произвести и реструктуризацию пассивов;
- улучшение системы планирования, с учетом вероятности возникновения кризиса;
- сокращение персонала на основе показателей производительности и нормирования труда;
- реструктуризация системы управления;
- внедрение элементов оперативного контролинга.
Назначенная в декабре 2016 года временная администрация по управлению банками ПАО «Татфондбанк» и ПАО «ИнтехБанк», проведя обследование кредитных организаций, нашла основания для отзыва лицензий, что в дальнейшем привело к банкротству банков в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России.
Таким образом, на примере ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интехбанк»» можно четко определить значимость стратегии антикризисного управления в условиях современного рынка. Комплексный анализ позволил выявить направления деятельности, увеличивающие уровень риска несостоятельности, а грамотное управление в условиях кризиса, позволило бы этот риск максимально снизить. Однако руководство банка действовало не на перспективу, предугадывая возможные последствия, а по мере возникновения проблемы, что является непозволительной ошибкой. Вдобавок ко всему, распространение информации о грядущем кризисе кредитной организации окончательно лишило банк возможности выбраться из «финансовой ямы». Если бы банком своевременно были приняты меры по реализации предложенной стратегии антикризисного управления, банкротства можно было бы избежать.
Банк России продолжает работу по внедрению в российскую законодательную базу международных принципов и стандартов Базельского комитета по банковскому надзору в целях повышения финансовой устойчивости кредитных организаций и финансового рынка в целом. Неоднозначный вклад вносит политика Банка России по укреплению и оздоровлению банковской системы, направленная на защиту интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций. В рамках этой политики осуществляется дистанционный надзор, направленный на выявление проблем в банках на ранней стадии их возникновения, адекватную оценку и пруденциальное ограничение рисков
В результате эмпирического анализа банковского сектора России были выявлены основные проблемы: макроэкономическая нестабильность, низкая капитализация, ограниченные возможности банковской системы в сфере кредитованию экономики страны, региональные диспропорции в экономике, высокая концентрация банковской системы.
Основным методом решения проблем и регулирования кредитных организаций оказывается отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Оздоровление банковского сектора еще будет продолжаться, так как к большинству кредитных организаций у Банка России существуют претензии. Также по сложившейся тенденции отзыв лицензий будет продолжаться.
ЦБ РФ необходимо продолжать свою деятельность в области совершенствования законодательной базы и приведения ее в соответствие с международными требованиями, а также в области регулирования, надзора. Банк России должен обеспечить своевременную реакцию на проблемы, возникающие в кредитных организациях и оперативное вмешательство, а также более тщательный надзор в нестабильных кризисных экономических условиях.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что разработка примерной модели антикризисного управления целесообразна для ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интехбанк», которые находятся на грани банкротства.
Анализ финансового состояния выявил, что у банков имеются проблемы с ликвидностью. Также анализ возможного банкротства указал на высокий риск его возникновения, что в результате и произошло.
Нами была разработана модель мер антикризисного управления банками.
Политика оздоровления банка должна включать в себя два основных направления: меры оперативной реструктуризации и меры стратегической реструктуризации.
К мерам оперативной реструктуризации для ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интехбанк» можно отнести:
- ликвидация нерентабельных бизнес - единиц на основе проведенного финансового анализа, в данной ситуации это может быть снижение объемов кредитования за счет уменьшения величины ссуд с высокой степенью риска;
- выбор наиболее оптимального соотношения активов и пассивов баланса банка, т.е. наряду с реструктуризацией активов произвести и реструктуризацию пассивов;
- улучшение системы планирования, с учетом вероятности возникновения кризиса;
- сокращение персонала на основе показателей производительности и нормирования труда;
- реструктуризация системы управления;
- внедрение элементов оперативного контролинга.
Назначенная в декабре 2016 года временная администрация по управлению банками ПАО «Татфондбанк» и ПАО «ИнтехБанк», проведя обследование кредитных организаций, нашла основания для отзыва лицензий, что в дальнейшем привело к банкротству банков в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России.
Таким образом, на примере ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интехбанк»» можно четко определить значимость стратегии антикризисного управления в условиях современного рынка. Комплексный анализ позволил выявить направления деятельности, увеличивающие уровень риска несостоятельности, а грамотное управление в условиях кризиса, позволило бы этот риск максимально снизить. Однако руководство банка действовало не на перспективу, предугадывая возможные последствия, а по мере возникновения проблемы, что является непозволительной ошибкой. Вдобавок ко всему, распространение информации о грядущем кризисе кредитной организации окончательно лишило банк возможности выбраться из «финансовой ямы». Если бы банком своевременно были приняты меры по реализации предложенной стратегии антикризисного управления, банкротства можно было бы избежать.
Подобные работы
- Антикризисное управление в коммерческом банке
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - Антикризисное управление в коммерческом банке
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2016 - Антикризисное управление в коммерческом
банке
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Антикризисное управление в коммерческом банке
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Антикризисное управление в коммерческом банке
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Управления ликвидностью коммерческого банка: источники формирования и способы регулирования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - МТ-ЭКОНОМИКА КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ АО «ТИНЬКОФФ БАНК)
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



