Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение матери к ребенку в перинатальном периоде как фактор психического развития младенца

Работа №76914

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость493 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
321
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Анализ современных исследований развития ребенка в перинатальный период и отношения матери к ребенку как фактора психического развития ребенка в перинатальный период 9
1.1. Развитие ребенка в пренатальный период и первый год жизни ... 9
1.1.1. Психофизиологическое развитие ребенка 9
1.1.2. Отношение матери как фактор пренатального развития 12
1.1.3. Психическое развитие младенца 18
1.1.4. Влияние особенностей общения со взрослыми на развитие
младенца 24
1.2. Психологическая готовность к материнству 31
1.2.1. Понятие «материнство» и его функции 31
1.2.2. Влияние психологической готовности к материнству на
последующее развитие ребенка 39
1.2.3. Развитие психологической готовности к материнству 43
1.2.4. Типы отношения к беременности и ребенку у беременных
женщин 46
1.2.5. Эмоциональное состояние у беременных женщин 48
Выводы 51
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 55
2.1. Цели и задачи исследования 55
2.2. Методы исследования 56
2.3. Описание выборки 65
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ 67
3.1. Анализ особенностей отношения к ребенку в пренатальный
период 67 
3.2. Анализ особенностей развития ребенка в младенческом
возрасте 74
3.3. Анализ влияния отношения к ребенку в пренатальный период на
последующее психическое развитие ребенка 75
3.4. Анализ влияния отношения матери к ребенку в младенческий
период на его психическое развитие 82
3.5. Корреляционный анализ взаимосвязей отношения к беременности
и ребенку до и после родов 86
3.6. Анализ взаимосвязей отношения к младенцу и статусными
характеристиками женщины 91
ВЫВОДЫ 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современном мире очень актуальна проблема психологической готовности к материнству, отношения матери к ребенку до и после родов, а также психического развития млaденцa. С одной стороны, этому способствуют внутренние тенденции психологической науки, позволяющие высветить новые аспекты и грaни традиционных психологических проблем. С другой стороны, нарастает напряженность социального заказа, обращенного к психологии: увеличивается число семей, в которых ребенок остается не принятым родителями, в которых нарушены материнско-детские отношения, определяющие эмоциональное благополучие всех членов семьи, развитие малыша.
Мать - это первая вселенная для ребенка, именно она самый главный человек, стоящий у истоков развития личности.
Основы личности закладываются в раннем возрасте до трех лет. Именно в это время роль матери и ее функции в воспитании ребенка являются ведущими и незаменимыми. Активно развивающаяся в настоящее время перинатальная психология еще более углубила понимание истоков формирования личности.
Ряд научных исследований, проведенных зарубежными и отечественными исследователями (С. Грофом, Ф. Дальто, А.Бертин, А.С. Батуевым, И.В. Добряковым, А.И. Захаровым и др.), показали, что уже на этапе беременности женщина может существенно влиять на особенности формирующихся психических функций ребенка, формируя тенденции развития его личности. В данный период очень важными оказываются любовь, с которой женщина вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, общение, которое она делит с ним. В первый год жизни для ребенка особенно важна любовь и поддержка матери. Именно от умения матери находить контакт, видеть изменения в развитии малыша, доверять ему, принимать его таким, каков он есть, зависит его благополучие и состояние, не только физическое, но и психическое.
Каждая женщина по-своему выполняет роль матери, а ответственность, возлагаемая на нее, крайне высока.
Психологическая готовность к материнству во многом обуславливает поведение женщины во время беременности, настрой на роды, особенности взаимодействия с ребенком до и после его рождения и т.п.
По данным Г. В. Скобло, А. А. Северного, А. А. Баландиной, около 50% обследованных психически здоровых матерей не смогли выработать адекватного отношения к ребенку. При исследовании готовности к материнству было обнаружено, что уже примерно у 40% беременных женщин обследованной выборки выявились те или иные особенности, могущие впоследствии оказать неблагоприятное влияние на развитие ребенка.
В ходе проведённых исследований Филиппова Г.Г. пришла к выводам о том, что неготовность принятия материнской роли ведёт к наличию внутреннего конфликта, показателями, которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребёнка, объектное отношение к ребёнку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия себя, как матери, дискомфортное отношение к собственной материнской позиции.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, можно заключить, что тема данной работы может послужить источником данных, позволяющим обнаружить ресурсы для повышения уровня готовности к материнству у женщин и, как следствие, повышению общего благополучия матери и ребенка, повышения уровня общего эмоционального фона во взаимоотношениях с младенцем и улучшения психоэмоционального фона семьи для развития малыша в младенческий период.
Цель данного исследования: изучить особенности и взаимосвязь между психоэмоциональным состоянием и отношения к ребенку у женщин до и после родов и психическим развитием детей первого года жизни.
Гипотеза данного исследования: младенцы матерей с низким уровнем готовности к материнству в период беременности и отрицательным отношением к нему в постнатальный период развития ребенка характеризуются более низким 7
уровнем психического развития; отношение к ребенку до рождения определяет особенности отношения и взаимодействия с ребенком после его рождения.
Для реализации цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить готовность к материнству, отношение к беременности и будущему ребенку у беременных женщин.
2. Изучить особенности самочувствия, активности и настроения у беременных женщин
3. Проанализировать взаимосвязи отношения к беременности и будущему ребенку у беременных женщин и психоэмоционального состояния беременных женщин
4. Изучить особенности психического развития младенцев.
5. Проанализировать взаимосвязи готовности к материнству и психоэмоционального состояния беременных женщин и психического развития младенцев.
6. Исследовать взаимосвязи отношения к ребенку в постнатальный период и уровня его психического развития.
7. Проанализировать взаимосвязи отношения женщин к ребенку до и после родов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Восприятие женщиной собственной беременности и отношение к себе и ребенку в этот период играют огрoмную рoль в развитии ребенка не только в утробе матери, но также и после рождения.
Испытываемые матерью эмoции испытывает и плoд. А эмoции, превалирующие во врeмя берeменности (ocoбенно такие, как страх, агрeccия), отмeчаются после рождeния и у ребeнка. Состояние берeменной жeнщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плoда, мoжет существенно влиять на его развитие в цeлом, на особенности формирующихcя психичeских функций будущeго ребeнка, а значит, и опрeделять во многом его постнатальное развитие и здоровье.
Ужe после рoдов мeжду младенцем и матерью устанавливается прoчная психoлогическая связь, и она постепенно становится все более определяющей. В первые месяцы жизни у ребенка формируется картина мира, в которой матери принадлежит уникальная, решающая роль. Во всех своих потребностях ребенок ориентирован на мать, полностью зависит от нее, а, следовательно, - и от ее эмоционального состояния, и очень быстро научается это состояние отслеживать. Именно поэтому так важно, чтобы молодая мама не только относилась к ребенку с любовью и заботой, не скрывала этих чувств от малыша, но также и заботилась о собственном состоянии, ведь когда малыша и маму связывают такие симбиотические отношения, на психофизиологическом развитии ребенка не может не отразиться то, что происходит с самым близким и важным для него человеком на данном жизненном этапе.
В данной работе была сделана попытка проанализировать отношение матери к ребенку в перинатальном периоде, особенности психоэмоционального развития ребенка в младенчестве, а также выявить особенности взаимосвязей между этими параметрами.
Актуальность данной работы обусловлена большим количеством женщин, в момент актуального материнства психологически не готовых обеспечить ребенку полноценное удовлетворение его психологических потребностей, 99
окружить атмосферой любви и безусловного принятия, необходимых для полноценного его развития и, кик слeдствие, увeличением числи дeтей с замeдленным развитием.
Исследование взаимосвязей материнского отношения в перинатальном периоде и особенностей развития младенцев может быть полезным в поиске и актуализации ресурсов повышения готовности стать матерью с целью повышения качества детско-материнских отношений и уровня развития детей в постнатальном периоде.
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что младенцы матерей с низким уровнем готовности к материнству в период беременности и отрицательным отношением к нему в постнатальный период развития ребенка характеризуются более низким уровнем психического развития, а также о том, что отношение к ребенку до рождения определяет особенности отношения и взаимодействия с ребенком после его рождения.
В большей степени уровень развития ребенка зависит от степени готовности женщины к материнству и восприятия себя в качестве матери. Для женщин, которые с нетерпением ждут появления на свет своего ребенка и бережно относятся к беременности, характерно положительное отношение к своей беременности и будущему ребенку, заинтересованность в его развитии, установлении с ним раннего контакта. Дети таких матерей демонстрируют более высокий уровень развития, нередко опережают сверстников в развитии.
Таким образом, важным фактором, способствующим успешному развитию младенца, является материнская забота, безусловное принятие и проявление эмпатии.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что через повышение уровня готовности к материнству и принятия себя в качестве матери возможна коррекция психоэмоционального состояния ребенка раннего возраста. В связи с этим, наиболее эффективным представляется именно перинатальное консультирование беременных женщин, а не работа с уже родившими женщинами.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности применить полученные знания при оказании психологической помощи женщинам в период планирования и ожидания ребенка на курсах дородовой подготовки и в рамках индивидуальных и семейных психологических консультаций.



I. Айвазян Е.Б. Внутренняя материнская позиция у беременных женщин. Теоретический и эмпирический анализ // Московский психотерапевтический журнал, Вып. 3, 2002.
2. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности, дис. канд. психол. наук: 19.00.10. М.
2005. 321 стр.
3. Александров Д.А., Ахутина Т.В., Бугрименко Е.А. Бедность и развитие ребенка. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. 392 стр.
4. Анисимова К.А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности // Психология и психотехника, Вып. 1, 2014. стр. 1-24.
5. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребёнка // Синапс, Вып. 4, 1993. стр. 35-42.
6. Батуев А.С. У истоков пренатальной психологии // Психология образования в политкультурном пространстве, Т. 2, Вып. 3-4, 2008. стр. 4-12.
7. Бахарева С.А., Гайдамак А.Н. Трудности воспитания детей в благополучных семьях // Активные формы работы практического психолога. Шадринск. 1994.
8. Берк Л. Развитие ребенка. СПб. 2006.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.
10. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. МНПО, 1992. // Хрестоматия «Психология и психоанализ беременности». Самара. 2003.
II. Бертран А. Воспитание до рождения. СПб. 1998.
12. Бляхер Л.Я. История эмбриологии в России 19-20 вв. М. 1955.
13. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии, Вып. 6, 1997. стр. 38-47.
14. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Мать, ребенок, семья: современные проблемы. СПб. 2003.
15. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Тест «Фигуры».
16. Бурмистрова Е. Мой ребенок // Журнал для мамы и папы, Вып. 12, 2008. стр. 72-76.
17. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М. 1988.
18. Варга А.Я. Структуры и типы родительского отношения. Автореф. канд. психол. наук. М. 1987.
19. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Развитие общения дошкольников со сверстниками. М. 1989.
20. Гарданова Ж.Р. Проявления тревожно-депрессивных расстройств у женщин в программе экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) // Вестник Оренбургского государственного университета, Вып. 12, 2006. стр. 171-177.
21. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998.
22. Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов. // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность // Материалы сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004.
23. Добряков И.В. Особенности течения перинатального периода и психомоторное развитие младенца в зависимости от типа психологического компонента гестационной доминанты // Психическое здоровье, Вып. 12, 2010. стр. 13-18.
24. Еремеева О.В., Митрошенков А.В. Мать и дитя. Карманная энциклопедия молодой мамы. М.: РИПОЛ классик, 2009.
25. Еремеева О.В., Митрошенков А.В. Мать и дитя: от беременности до трех лет или Мы ждем ребенка. М.: РИПОЛ классик, 2013.
26. Карташова К.С., Шелехов И.Л., Мытникова М.Н., Кожевников В.Н. Психологическая характеристика женщин на поздних этапах беременности // Вестник Томского государственного Педагогического Университета, Вып. 2, 2010.
27. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2008.
28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. 1986.
29. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2005. 592 стр.
30. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. К.: ВГГУ, 2004.
31. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка. 1996.
32. Мещерякова-Замогильная С.Ю. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание, Вып. 11, 2002. стр. 32-36.
33. Миниюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии, Вып. 4, 2003.
34. Митрушина Н.А. Диагностические методики в перинатальной психологии: метод. указания. Ярославль: Яросл. Гос. Ун-т им. П.Г. Демидова, 2009.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.
2006.
36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. "Азъ", 1992.
37. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни.
38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. 1969.
39. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. 2000.
40. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ беременности, Учебное пособие по психологии материнства, Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.
41. Савенышева С.С., Чижова В.Ф. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка раннего возраста // Вестник СПбГУ, Вып. 3, 2013.
42. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. 2-е, дополненное-е изд. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 стр.
43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
44. Соколова Л.В., Андреева Н.Г. Этот удивительный младенец. М. 2003.
45. Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопр. психол, Вып. 5, 1991.
46. Султанова А.С. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде // Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода. М. 2005.
47. Филиппова Г.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте // Тезисы доклада на конференции, посвященной памяти К.С. Лебединской. М. 1995.
48. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал, Вып. 5, 1999.
49. Филиппова Г.Г. Мотивационная основа материнского поведения: филогенетический аспект // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М. 1995.
50. Филиппова Г.Г. Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические возможности // Тезисы к докладу на III всероссийской конференции по психотерапии.
51. Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства - новая область исследования психологии // Журнал практического психолога, Вып. 4-5, 2003. стр. 83-108.
52. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М. 1999.
53. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
54. Хорват Ф. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Мать и дитя. 1986.
55. Цареградская Ж.В. Ребёнок от зачатия до года. Универсальное пособие. М.: Астрель: АСТ., 2006.
56. Шапатина О.В., Березин С.В. Влияние супружеских отношений на личностное развитие ребенка // Педагогика, Вып. 1, 2002.
57. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. СПб. 2006.
58. Ainsworth M., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: a psychological study of the strange situation. N.J.: Lawrence Earlbaum, 1978.
59. Berns C., Henty E., Mc. Rae R. Refflected appraisal 17 th Annu. Meet. Georgia Acad. Sci., Lawrenceville , Ga , Apr. 30 - May 1, 1993 // Ga V. Sci, No. 1, 1993.
60. Bornstein M., Lamb M. Development in Infancy. 3rd ed. N.Y.: McGraw-Hill, 1992.
61. Erikson E. Childhood and society. Granada: Triad, 1977.
62. Piontelli A. From Fetus to Child: An Observational Psychoanalytic Study. London.: Tavistock/Routled, 1992.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ