Введение....................................................................................................................... 4
1 Теоретические основы исследования кросс-культурных особенностей
поведения потребителей
1.1 Понятие культуры и кросс-культуры............................................................... 6
1.2 Методы исследования кросс-культурных особенностей поведения
потребителей........................................................................................................... 18
1.3 Особенности рынка услуг общественного питания ..................................... 27
2 Анализ влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей
на рынке услуг общественного питания
2.1 Разработка методического подхода к оценке влияния кросс-культурных
особенностей на поведение потребителей на рынке услуг общественного
питания.................................................................................................................... 38
2.2 Анализ результатов исследования влияния кросс-культурных
особенностей на поведение потребителей на рынке услуг общественного
питания.................................................................................................................... 50
3 Разработка рекомендаций операторам рынка услуг общественного питания
3.1 Рекомендации операторам рынка услуг общественного питания на основе
проведенного исследования в рамках элементов комплекса маркетинга:
продукт, цена, распределение и продвижение.................................................... 71
3.2 Рекомендации операторам рынка услуг общественного питания по
персоналу, физическому окружению и процессу оказания услуги .................. 84
Заключение ................................................................................................................ 97
Список использованных источников .................................................................... 102
Приложения
В настоящее время общественное питание является одной из перспективных отраслей экономики и бизнеса. Предприятиям важно привлекать новых посетителей, обеспечивать их услугами на высоком уровне, а для этого нужно разбираться во вкусах населения с учетом их культурных особенностей, проводить определенную сегментацию рынка.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что бурные темпы роста сферы общественного питания привели к тому, что на данном рынке обострилась конкуренция. В условиях глобализации и возросшей конкуренции на рынке услуг общественного питания возникла потребность в активном использовании средств маркетинга для продвижения продукции общественного питания с учетом культурных особенностей.
Целью данной работы является исследование влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг общественного питания России и Китая.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятия культуры и кросс-культуры;
- проанализировать существующие методы исследования кросс- культурных особенностей поведения потребителей;
- разработать методический подход к оценке влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг общественного питания;
- на основе разработанного подхода провести анализ влияния кросс- культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг общественного питания;
- разработать рекомендации операторам рынка услуг общественного питания.
Объектом исследования является - поведение потребителей на рынке услуг общественного питания.
Предметом исследования являются кросс-культурные особенности
поведения потребителей на рынке услуг общественного питания.
Результаты исследования:
- разработан методический подход к анализу кросс-культурных особенностей поведения потребителей на рынке услуг общественного питания, включающий алгоритм исследования, инструментарий;
- выделены кросс-культурные особенности поведения российских и китайских потребителей на рынке услуг общественного питания на основе построения матриц сопряженности по результатам анкетного опроса респондентов, на их основе разработаны рекомендации операторам рынка.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды таких ученых, как Л.Е. Кертман, Е.В. Кузнецова, Л. Г. Протасова, Т.Н. Кутаева, И.М. Романова, Е.В. Носкова, А.В. Исаенко, Н.Н. Колобкова, Т. Парсонс, Л. Уайт, Г. Триандис, J.C. Mowen и т.д.
Методы исследования включают опрос, контент-анализ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассмотрены понятие культуры и кросс-культуры, методы кросс-культурных исследований поведения потребителей, а также рассмотрены особенности рынка услуг общественного питания. Во второй главе разработан методический подход к оценке влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг общественного питания, а также проведен анализ результатов исследования влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг общественного питания. В третьей главе разработаны рекомендации оператором рынка услуг общественного питания на основе проведенного полевого исследования.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы измерения влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг общественного питания. Были выполнены цель и задачи исследования, которые мы задали на введении. На основании исследования, проведенного в данной выпускной квалификационной работе, мы можем резюмировать и сделать некоторые выводы.
В первой главе нам удалось понять, что культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также новые способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. Понятие кросс-культуры - это культурное различие между разными странами, нациями и группами, а также взаимодействие между людьми, которые представляют разные культуры. Культурные различия проявляются в таких аспектах, как ценности, привычки и обычаи, язык, образование, природная среда, экономическая среда, социальный класс, и влияют на поведение потребителей.
Существуют множество методов исследования кросс-культуры, мы только изучили emic-подход и etic-подход, культурный сидром, семь современных дилемм, и модель J. Mowen. Были рассмотрены основные подходы классификации ценностей таких ученых как М. Рокич, Ш. Шварц, Г. Триандис, Д.А. Леонтьев и другие. Таким образом, в данной работе будет использована модель Дж. Мовена, которая включает в себя культурные ценности, материальную и социальную среду. Также будет использована классификация ценностей, предложенная Милтоном Рокичем.
Общественное питание, как часть потребительского рынка охватывает предприятия государственной, частной собственности. Основная задача этих предприятий - предоставление качественных услуг населению в предприятиях массового питания. Услуги общественного питания характеризуются следующими свойствами: неотрывность, производства услуг от потребления, адресность, несохраняемость, и непостоянство содержательных характеристик.
Во второй главе данной работы был разработан собственный методологический подход, основанный на существующих методиках, для оценки влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг общественного питания г. Владивостока, а также проведен анализ полученных результатов.
Для анализа влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей было опрошено 400 человек: 184 граждан Российской Федерации и 200 представителей Китайской народной республики.
Для составления анкеты была использована модель культуры Дж. Мовена, в которой в качестве набора культурных ценностей была выбрана классификация ценностных ориентаций Милтона Рокича, а измерения материальной и социальной среды были адаптированы под рынок услуг общественного питания г. Владивостока.
На основе полученной в ходе исследования информации были выявлены следующие закономерности:
- наиболее значимыми терминальные ценности для русских и китайских респондентов являются: наличие хороших и верных друзей, развлечение, счастливая семейная жизнь. А наименее значимые терминальные ценности для них: продуктивная жизнь, творчество и счастье других;
- наиболее значимыми инструментальные ценности для русских и китайских респондентов являются: жизнерадостность, рационализм, твердая воля и широта взглядов. А наиболее значимые инструментальные ценности для них: высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других и исполнительность;
- по мнению российских китайских и респондентов, уровень развития материальной и институциональной среды Китая, выше, чем уровень материальной и социальной среды России;
- самое значимое и прямое влияние на все элементы комплекса маркетинга 7Р оказывают культурные ценности китайских и российских потребителей, затем материальная среда, и наименьшее влияние - социальная среда;
- китайские потребители, в отличие от российских потребителей, менее привередливы, причем средняя оценка важности показателей 7Р незначительно отличается от удовлетворенности;
- российские потребители очень восприимчивы к цене, работе персонала и процессу оказания услуги - по данным показателям были зафиксированы максимальные разрывы между важностью и удовлетворенностью, в то время как китайские потребители гораздо менее придирчивы.
Таким образом, данное исследование раскрыло соотношение между кросс-культурными особенностями и поведениями потребителей на рынке услуг общественного питания, а также выявило каким образом кросс- культурные различия между потребителями России и Китая влияют на рынок услуг общественного питания.
Результаты данного исследования могут быть использованы предприятиями общественного питания, чтобы полностью исследовать особенности рынка и поведения потребителей, а также максимально приблизиться к интересам своих потребителей и достичь успеха на рынке услуг общественного питания.
Итак, на основе анализа данных были разработаны рекомендации операторам рынка услуг общественного питания на основе проведенного исследования в рамках элементов комплекса маркетинга: продукт, цена, распределение и продвижение, персонал, процесс оказания услуги, физическое окружение.
Для улучшения маркетинговой деятельности предприятий общественного питания на российском и китайском рынке относительно продукта, имеют высокую значимость следующие рекомендации: обеспечение большого количества позиций, предлагаемых в меню; предоставление салатов;
Для улучшения маркетинговой деятельности предприятий общественного питания на китайском и российском рынке относительно цены, имеют высокую важность следующие рекомендации: предоставление низкой стоимости среднего чека; обеспечение справедливого соотношения цены и качества предоставляемых услуг; предоставление возможности бесплатной доставки заказа.
Для улучшения маркетинговой деятельности предприятий общественного питания на российском и китайском рынке относительно распределения, имеют высокую значимость следующие рекомендации: предоставление возможности заказа услуги общественного питания с помощью интернет-сервиса или call- центра на вынос; предоставление возможности доставки заказа на дом, в офис.
Для улучшения маркетинговой деятельности предприятий общественного питания на российском рынке относительно продвижения имеет высокую значимость рекомендация предоставления дисконтных карт. Итак, для предприятий общественного питания на китайском рынке, приобретают высокую значимость следующие рекомендации: предоставление дисконтных карт; обеспечение высокого рейтинга среди других заведений формата фаст¬фуд города.
Для улучшения маркетинговой деятельности предприятий общественного питания на российском и китайском рынке относительно персонала, приобретают высокую значимость следующие рекомендации: обеспечение квалифицированных административных работников; обеспечение вежливых и внимательных сотрудников классы; обеспечение квалифицированных сотрудников кухни; обеспечение наличия санитарных книжек у сотрудников заведения; обеспечение опрятного внешнего вида сотрудников заведения; обеспечение наличия специализированной формы одежды для сотрудников заведения.
Для улучшения маркетинговой деятельности предприятий общественного питания на российском и китайском рынке относительно процесса оказания услуги, приобретают высокую важность следующие рекомендации: обеспечение высокой скорости осуществления доставки заказа на дом, в офис; обеспечение наличия официанта для уборки использованной посуды со столов; обеспечение круглосуточного режима работы заведения; предоставление возможности оплаты заказа банковской картой.
Для улучшения маркетинговой деятельности предприятий общественного питания на российском и китайском рынке относительно физического окружения, имеют высокую значимость следующие рекомендации: обеспечение наличия туалетных комнат; обеспечение соблюдения санитарно¬гигиенических норм и правил; обеспечение чистой, целой мебели в зале; предоставление больших количеств посадочных мест в зале; обеспечение приятного, ненавязчивого интерьера заведения; предоставление ненавязчивого звукового сопровождения; обеспечение отсутствия неприятных запахов; предоставление открытого доступа к сети Wi-Fi.
Таким образом, данное исследование раскрыло соотношение между кросс-культурными особенностями и поведением потребителей на рынке услуг общественного питания, а также выявило каким образом кросс-культурные различия между потребителями России и Китая влияют на рынок услуг общественного питания.
Результаты данного исследования могут быть использованы предприятиями общественного питания, чтобы максимально приблизиться к интересам своих потребителей и достичь успеха на рынке услуг общественного питания.
1. Ахиджак, Б.Н. Понятие «культура» как предмет научного исследования / Б.Н. Ахиджак // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - № 2(140). - С. 23-27.
2. Абрамова, В.А. Культура и политика: точки соприкосновения / В.А. Абрамова // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - № 2. - С.40-43.
3. Абабков, Ю.Н. Маркетинговые исследования потребителей
образовательных услуг / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2010. - № 2 (4). - С. 96-102.
4. Анурова, Г.Т. Особенности диверсификации на рынке общественного питания / Г.Т. Анурова // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. - 2013. - № 1. - С. 3-13.
5. Абрютина, М.С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. - 464 с.
6. Алешина, И.В. Поведение потребителей / И.В. Алешина. - М. : Экономистъ, 2006. - 525 с.
7. Алешина, И.В. Открытые инновации: кросс-культурные факторы в условиях глобализации / И.В. Алешина // Инновации. - 2010. - № 7. - С. 30-35.
8. Белогорцев, В.Н. Феномен культуры в контексте теории деятельности / В.Н. Белогорце, П.А. Пономарев // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 58-63.
9. Беспамятных, Н.Н. Методология кросс-культурного анализа: базовые концепты, направления и перспективы исследований / Н.Н. Беспамятных // Наука. Религия. Общество. - 2007. - С.11-19.
10. Банщикова, Т.Н. Кросс-культурный подход к исследованию психологических механизмов саморегуляции в ситуации межкультурного взаимодействия / Т.Н. Банщикова // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014.- № 16(143) - С. 130-132.
11. Белогорцев, В.Н. Феномен культуры в контексте теории деятельности / В.Н. Белогорцев, П.А Пономарев // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 58-63.
12. Бахарев, В.В. Инструментарий формирования клиентской лояльности в сфере общественного питания / В.В. Бахарев // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - №3. - С. 70-76.
13. Вербицкий, А.А. Кросс-культурные контексты образования / А.А.
Вербицкий, Н.В., Жукова, Н.Ю. Жукова // Вестник Московского
государственного лингвистического университета. - 2007. - № 531. - С.73-90.
14. Василенко, Н.В. Роль сферы услуг в развитии современной экономики / Н.В. Василенко, И.В. Венгерова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №2. - С. 102-103.
15. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - 2-е изд. - М.: Едиториал
УРСС, 2005. - 632 с.
16. Горяев, В.Г. Понятие культуры государственного управления / В.Г. Горяев // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4 (35). - С.126-128.
17. Дементьева, Е.П. Ресторанный бизнес. Секреты успеха / Е.П. Дементьева. - 2-е изд. - Ростов н / Д.: Феникс, 2008. - 253 с.
18. Захарова, И.И. Состояние и перспективы развития рынка услуг общественного питания / И.И. Захарова, Р.В. Крылова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. - №1 (10). - С. 50-53.
19. Зиганчина, Е.И. Интерпретация иноязычного художественного
произведения как средство формирования кросс-культурной компетенции при изучении иностранного языка / Е.И. Зиганчина // Наука, образование и культура. - 2016. - № 4 (7). - С. 46-50.
20. Исаенко, А.В. Влияние особенностей общественного питания на продвижение маркетинговых исследований / А.В. Исаенко, Е.В. Чурсина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - № 4 (48). - С. 101-104.
21. Итунина, А.Л. Культура и культура речи: антропологически
ориентированный подход / А.Л. Итунина // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. - 2014. - № 1 (8). - С. 96-101.
22. Колобкова, Н.Н. Кросс-культурные коммуникации в бизнесе / Н.Н. Колобкова // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 5-6. - С. 80-83.
23. Красных, В.В. Основы психолингвистики: лекционный курс / В.В. Красных. - 2-е изд., доп. - М.: Гнозис, 2012. - 332 с.
24. Кравченко, А.И. Культурология: учеб. пособие. / А.И. Кравченко - М.: Академический проект, 2001. - 496 с.
25. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры
школьников: практическое пособие для школьных психологов / Л.С.
Колмогорова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 10 с.
26. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры
школьников: практическое пособие для школьных психологов / Л.С.
Колмогорова. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 9 с.
27. Кизим, А.А. Соболева В.В. Эффективность маркетинговых возможностей в контексте национальных культур / А.А. Кизим, В.В. Соболева // Теория и практика общественного развития. - 2013.- № 3. - С. 181-186.
28. Кузнецова, Е.В. Определение культуры: разнообразие подходов / Е.В. Кузнецова // Перспективы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 277-286.
29. Кузнецова, С. Мир, где пересекаются культуры / С. Кузнецова // Управление персоналом. - 2008. - № 22. - C.437-450.
30. Кутаева, Т.Н. Общественное питание в системе потребительских услуг/ Т.Н. Кутаева, Е.А. Кутаева //Вестник НГИЭИ. - 2013. - № 3 (22). - С. 114-125.
31. Колосовская, Т.А. Формирование кросс-культурной компетентности будущих учителей: Дис. канд. пед. Наук: 13.00.08. / Т.А. Колосовская. - М.: Челябинск, 2006. - 195 с.
32. Купавская, А.С. Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга: автореф. дис. на соискание ученой степ. канд. психол. наук : спец. 19.00.05 «Социальная психология» / А. С. Купавская - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. , 2008. - 26 с.
33. Кольцова, О.В. Анализ конкурентных позиций предприятия общественного питания и разработка предложений по повышению эффективности системы сервиса в рамках общей маркетинговой концепции (на примере ООО «пица ленд») / О.В. Кольцова // Современное общество и власть. - 2017. - №1(11). - С. 96-112.
34. Котляров, И.Д. Лояльность и повторяющиеся покупки / И.Д. Котляров // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2010. - № 6. - С. 480-486.
35. Кузнецова, Е.Г. Личностные ценности : понятие, подходы к классификации / Е.Г. Кузнецова. - Вестник ОГУ - №10 (116) - 2010. - С. 20-24.
36. Лапшин, А.Г. Международное сотрудничество в области
гуманитарного образования: перспектива кросс-культурной грамотности / А.Г. Лапшин. Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии. Сб. ст. - Владимир, 1999. 47 с.
37. Лисицкий, И.А. Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в сфере услуг на примере предприятий общественного питания: автореф. дис. канд. экон. наук / И.А. Лисицкий - М.: Всерос. гос. налоговая акад. Минфина России,2008. 29 с.
38. Лукиных, М.И. Стратегическое позиционирование на рынке общественного питания / М.И. Лукиных, Н.Г. Ракульцева // В сборнике: EUROPEAN RESEARCH сборник статей победителей VI международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 175-177.
39. Лопухова, О.Г. Методология и методы кросс-культурной психологии / О.Г. Лопухова // монография. - 2014. - C.332.
40. Либанова, С.Э. Проблемы законотворчества и принципы права в культурном пространстве России / С.Э. Либанова // Юридическая техника. - 2016. - № 10. - С. 172-175.
41. Лапина, Т.С. Понятие культуры, культурологии и оснований культуры / Т.С. Лапина // Аналитика культурологии. - 2007. - № 9. - С. 48-54.
42. Лурье, С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. - М.:
Академический Проект: Гаудеамус, 2004. - 624 с.
43. Легостаева, И.В. Диалектические подходы к пониманию лексемы «культура» / И.В. Легостаева // Современные проблемы науки и образования. -
2011. - № 2-2. - С. 686-689.
44. Лисицына, Т.Н. К вопросу формирования межкультурной компетенции при использовании метода проектов / Т.Н. Лисицына. - Лингвистика и методика: современные тенденции и направления: материалы научно-практической конференции 15-16 ноября 2004 года / отв. ред. С.М. Зенкевич. - Мурманск: МГПУ, 2005. - С. 48-53.
45. Леонтьев, Д.А. Методика изучения Ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.
46. Максимова, М.А. Ориентация на потребителя - ключ к успешной деятельности предприятий общественного питания / М.А. Максимова, О.В. Пеленко // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2011. - № 1. - С. 202-205.
47. Мацумото, Д. Психология и культура. - СПБ.: Питер, 1-е издание, 2003. - 720 с.
48. Михалева, А.А. Кросс-культурные исследования / А.А. Михалева,
Л.В. Русских // Политический вектор-L. Комплексные проблемы современной политики. - 2015. - Т. 1. - С. 71-78.
49. Мамаева, М.Д. Кросс-культурный менеджмент и его значение в процессе ведения бизнеса / М.Д. Мамаева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - № 42. - С. 26-30.
50. Маркарян, Э.С. Переход к направляемому развитию цивилизации как условие самосохранения человечества: програм. докл. / Э.С. Маркарян // Новые вызовы и глобальные угрозы междунар. безопасности в начале 21 -го века: материалы междунар. симпоз. - Ереван: Ноян Тапан, 2004. - 152 с.
51. Межуев, В.М. Культура и история / В.М. Межуев. - М.: Политиздат, 1977. - 25 с.
52. Некрасов, М.В. Анализ факторов, влияющих на покупательское
поведение потребителей / М.В. Некрасов // Актуальные вопросы
экономических наук. - 2013. - № 32. - С. 84-90.
53. Носкова, Е.В. Методика оценки влияния кросс-культурных отличий на поведение российских и китайских потребителей в сфере розничной торговли / Е.В. Носкова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 3-1 (68-1). - С. 98-102.
54. Николаева, Т.И. Формирование услуг предприятий общественного питания в условиях развития рыночной экономики / Т.И. Николаева, З.О. Фадеева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». - 2007. - № 27 (99). - С. 64-65.
55. Надежда, В.К. Культура профессионального общения: анализ понятий / В.К. Надежда // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - № 9 (89). - С.67¬
72.
56. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических
выражений / Росс. академия наук. инт рус. языкаим. В.В. Виноградова. -
М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
57. Поклокова, Е.В. Рынок общественного питания: категории, факторы, оценка вариации и группы проблем / Е.В. Поклокова, Я.И. ДУК // Достижения вузовской науки. - 2017. - №29. - С. 176-182.
58. Петрова, С.И. Изменение культурных систем и моделей коммуникации во времени / С.И. Петрова // Инновационная наука. - 2017. - Т. 2. - № 3. - С. 62-64.
59. Протасов, Л.Г. Анализ рынка и классификация предприятий общественного питания / Л.Г. Протасов, Б. Тохириён // Управленец. - 2013. - № 5 (45). - С. 55-57.
60. Пань Мэйцзюнь. Влияния кросскультурных особенностей на
потребительское поведение на рынке услуг общественного питания / Мэйцзюнь Пань // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-5. - С. 81-83.
61. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского; пер с англ. Е. Молодцовойидр. - М.: Академ. Проект, 2002. - 831 с.
62. Резунова, Е.С. Кросс-культурная компетентность и её значение в современной системе высшего образования / Е.С. Резунова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2012. - № 34. - С. 33¬
36.
63. Рогова, А.В. Культура как текст: разработка проблемы диалога культур в философско-педагогической мысли русского зарубежья (первая половина ХХ в.) / А.В. Рогова // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. - 2011. - № 2. - С. 308-312.
64. Радугии, А.А. Культурология: учебное пособие / Составитель и ответств. - М.: Центр, 2001. - 305 с.
65. Романова, И.М. Исследование влияния кросс-культурных отличий на поведение потребителей на деловом рынке / И.М. Романова, Е.В. Носкова // Практический маркетинг. - 2015. - №(219). - С. 7-12.
66. Сазонова, З.Р. Современные особенности развития общественного
питания / З.Р. Сазонова // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 39. - С. 182-184.
67. Смольянина, А.П. Культура как отрасль народного хозяйства:
определение понятия / А.П. Смольянина // Вестник Самарского
муниципального института управления. - 2007. - № 5. - С. 201-208.
68. Сероштан, М.В. Исследование конкурентоспособности
потребительской кооперации России: Монографии / М.В. Сероштан. - М.: Белгород: кооперативное образование, 1999 г. 309 с.
69. Сагинова, О.В. Кросс-культурный маркетинг / О.В. Сагинова, И.И Скоробогатых // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2011. - № 3 (3). - С. 89-106.
70. Сагинова, О.В. Глобализация и кросс-культурный маркетинг / О.В.
Сагинова, И.И. Скоробогатых, Жером Д. // Известия Российского
экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2011. - № 3 (3). - С. 107-118.
71. Севастьянова, К.Д. Кросс-культурные проблемы в международном бизнесе / К.Д. Севастьянова // Альманах современной науки и образования. -
2012. - № 12-1 (67). - С. 116-118.
72. Тарасова, Е.Е. Оценка качества услуг предприятий общественного питания на основе маркетинговых исследований / Е.Е. Тарасова, Ю.Б. Тимошенко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 1. - С. 13-19.
73. Триандис, Г.К. Культура и социальное поведение. - М.: Форум,2007. - 382 с.
74. Тимохина, Г.С. Маркетинговые исследования поведения глобальных
потребителей / Г.С. Тимохина, Е.С. Куликова // Российское
предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 15. - С. 2397-2406.
75. Тен, Ю.П. Кросс-культурные аспекты международной маркетинговой деятельности компаний в современных экономических условиях / Ю.П. Тен // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2013. - № 3. - С. 123-126.
76. Терешкович, П.В. Антропология // Новейший философский словарь: Энциклопедия / Составитель: Грицанов А.А. - Минск: В.М. Скакун, 1998. - 869 с.
77. Тугаринов, В.П. Марксистская философия и проблема ценностей // Проблема ценности в философии. М.: Л.: Наука, 1966. - 244 с.
78. Тейванов, С.В. Инновационные маркетинговые подходов в организации деятельности предприятий общественного питания / С.В. Тейванов // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2012. - №1. - С. 145-152.
79. Троянова, М.А. Влияние культурных особенностей поведение
потребителей на рынке услуг высшего образования стран АТР / М.А. Троянова, И.М. Романова // В сборнике: Социогуманитарные, естественные, технические и медицинские науки: новые ресурсы развития сборник трудов
Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.П. Чигишевой. - 2015. - С. 62-65.
80. Уфимцева, Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность / Рос. акад. наук, Ин- т языкознания. - М.: [б.и.], 2011. - 251 с.
81. Уайт, Л. Понятие культуры / Л. Уайт. Антология исследований культуры. - Т. 1. - Интерпретация культуры. - М.: - СПб., 1997. - 728 с.
82. Флиер, А.Я. Культура как пространство и время социального бытия / А.Я. Флиер // Культура культуры. - 2016. - № 11. - С.26-30.
83. Фанталова, Е.Б. Методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» // Журнал практического психолога. - 1996. - № 2. - С. 32-37.
84. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества. - М.: Дашков и Ко, 2009. 626 с.
85. Чеснокова, М.С. Кросс-культурный менеджмент: особенности
деловых культур и проблемы / М.С. Чеснокова // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. - 2012. - Т. 5. - № 3. - С. 123-133.
86. Чугунова, И.В. Многоаспектность понятия «культура» / И.В. Чугунова // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2013. - № 13. - С. 302-304.
87. Чарлз Хоккет. Антология исследований культуры: сборник научных трудов. - СПб.: Университетская книга, 1997. - Т. 1. Интерпретация культуры. - 728 с.
88. Шавандина, И.В. Социально-экономическая эффективность услуг в сфере заготовок сельскохозяйственной продукции организациями потребительской кооперации: Монография. г. Княгинино. Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2008. 141 с.
89. Юшкова, А.И. Особенности позиционирования предприятия
общественного питания на современном рынке / А.И. Юшкова // Российское предпринимательство. - 2011. - № 9-2. - С. 123-127.
90. Юрьева, Т.В. Проблема кросс-культурных коммуникаций в аспекте практико-ориентированных педагогических технологий / Т.В. Юрьева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 104-107.
91. Ярина, Е.В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / Е.В. Ярина. - Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (61), 2014. - С. 160-162.
92. Andreas Engelen. Assessing cross-cultural marketing theory and research / Andreas Engelen, Malte Brettel // Journal of Business Research. - 2011. - Vol. 64. - P.516-523.
93. Berry, J. Cross-cultural psychology: Research and applications / J. Berry, Y. Poortinga, M. Segall, P. Dasen. Cambridge, 1992. - 178 p.
94. Huff, L.C. Cross-cultural issues in international consumer marketing: Introduction to the special section / L.C. Huff // Consumer Marketing. - 2010. - Vol. 22(2). - P. 183-186.
95. Honigman, J. Culture and Personality. - N.Y., 1954. - 17 p.
96. Jingyun Zhang. Review and future directions of cross-cultural consumer services research / Zhang Jingyun, Sharon E. Beatty, Gianfranco Walsh // Journal of Business Research. - 2008. - Vol. 61. - P. 211-224.
97. Linton, R. The Cultural Background of Personality. - N.Y., 1945. - 5 p.
98. Ladhari, R. Culture change and globalization: The unresolved debate between cross-national and cross-cultural classifications / R. Ladhari, N. Souiden, Y.H. Choi // Australasian Marketing Journal. - 2015. - Vol. 23 (3). - P. 235-245.
99. Lenard C, Huff. Cross-Cultural Business Research: Introduction to the special issue / Lenard C Huff, Scott M. Smith // Journal of Business Research. - 2008. - Vol. 61. - P. 179-182.
100. Mowen, J.C. Consumer Behavior / J.C. Mowen. - 4-thed. - Macmillan Publishing Co., 1995. - 862 p.
101. Manrai, L.A. Cross-cultural and cross-national consumer research in the global economy of the twenty-first century / L.A. Manrai, A.K. Manrai / Journal of International Consumer Marketing. - 2011. - Vol. 23(3-4). - P. 167-180.
102. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. - San Francisco: Josey-Bass Co, 1972. - 214 p.
103. Segall, M. Human behavior in global perspective: An introduction to cross-cultural psychology / M. Segall, P. Dasen, J. Berry, Y. Poortinga. - Boston, 1999. -306 p.
104. Schwartz, Shalom H. Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? / Shalom H, Schwartz. - Journal of Social Issues, 1994. - Vol. 50(4) - P. 19-45.
105. Symington W. Learn Latin America's Culture / W. Symington // The New York Times. - 1983. - Vol. 69. - Р. 1-3.
106. Triandis H.C. Introduction to Handbook of cross-Cultural Psychology. - Boston: Allyn and Bacon, 1980. - 205-252 p.
107. Trompenaars, F. Riding the waves of culture: understanding cultural diversity in business. IrwinProfessionalPublishing. Chicago; L.; Singapore, 1994. - 206 p.
108. Union R. The Cultural Background of Personality. - N.Y., 1945. - 5 p.
109. Van de Vijver, F. Towards an integrated analysis of bias in cross-cultural assessment / F. Van de Vijver, Y. Poortinga // European Journal of Psychological Assessment. - 1997. - Vol.13. - P. 29-37.