ИМИДЖ ГЛАВ ФИННО-УГОРСКИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретико-методологические подходы к исследованию имиджа
политического лидера 11
1.1 Основные подходы к исследованию понятия «имидж» 11
1.2 Политический имидж: механизмы и технологии
формирования 20
2 Имидж глав финно-угорских субъектов Российской Федерации:
сущность и специфика формирования 28
2.1 Специфика имиджевых характеристик глав финно-угорских
субъектов Российской Федерации 28
2.2 Имидж Главы Республики Мордовия В. Д. Волкова:
содержательные механизмы и технологии формирования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Теоретико-методологические подходы к исследованию имиджа
политического лидера 11
1.1 Основные подходы к исследованию понятия «имидж» 11
1.2 Политический имидж: механизмы и технологии
формирования 20
2 Имидж глав финно-угорских субъектов Российской Федерации:
сущность и специфика формирования 28
2.1 Специфика имиджевых характеристик глав финно-угорских
субъектов Российской Федерации 28
2.2 Имидж Главы Республики Мордовия В. Д. Волкова:
содержательные механизмы и технологии формирования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. В современном мире, по сути, существуют две реальности: «виртуальная реальность» и реальная действительность. Первая является образом окружающего мира и полностью создана средствами массовых коммуникаций (прежде всего, телевидением и Интернетом). Во многом эти реальности не совпадают, так как с помощью новейших технологий генерируется абсолютно иное информационное пространство.
Исходя из этого, каждое из существующих государств вырабатывает свой перечень актуальных технологий коммуникации. Они затрагивают системы «государство - общество», «государство - государство». Одним из важнейших инструментов, определяющих эффективную политическую коммуникацию, становится имидж.
Имидж в современных условиях не теряет своей значимости. Более того, он становится центральной категорией в борьбе за власть, оставляя на втором плане идеологию, программные документы развития, манифесты и пр. Это происходит потому что, без имиджевой компоненты любой политический элемент не работает и, соответственно, не представляет интереса для электората. В политической конкуренции побеждают более успешные коммуникаторы с эффективной имиджевой стратегией. Имидж, в том числе, позволяет управлять, манипулировать, воздействовать на сознание и подсознание человека.
Важной тенденцией современного мирового политического процесса является то, что образ страны ассоциируется с политическим имиджем лидера государства (так, Президента России В. В. Путина считают «самым раскрученным отечественным брендом), а образ отдельных её территорий - с имиджем главы региона (Москвы - С. С. Собяниным, Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) - Н. В. Комаровой и т. д.). Иногда приток или отсутствие инвестиций и бюджетных дотаций напрямую связано с авторитетом губернатора.
Таким образом, необходимость всестороннего изучения особенностей и технологий формирования имиджа глав регионов в политической системе современной России является актуальной как для науки, так и для имиджевой практики.
Состояние изученности проблемы. Исследуемая тема привлекала учёных разных научных направлений - политологов, психологов, философов, социологов и др.
Сам термин «имидж» вошел в научное поле сравнительно недавно, однако к близким имиджу понятиям «репутация», «образ», «обаяние», «харизма», различным аспектам политического лидерства обращались еще Г. Лебон [50], Н. Макиавелли [54] и др.
Следует подчеркнуть, что данная тематика более проработана, прежде всего, у зарубежных авторов. Комплексные исследования на Западе появились значительно раньше, чем в отечественной науке.
Первые публикации по имиджевым проблемам появились в 60-х годах. Одна из первых таких работ - монография К. Болдинга «Имидж» [10], в которой автор определил имидж как «структуру моделирующую поведение человека» [10, с. 19]. Автор проанализировал влияние имиджа в таких сферах, как политика, экономика, культура, и попытался обосновать значение имиджа для общества. Впоследствии имидж часто рассматривался как «путь к успеху». В качестве примера можно отметить работы П. Брауна [13].
В России теоретические основы понятия имиджа начали формироваться в 1990-х гг. О. Феофанов был одним из первых ученых, который ввел этот термин в научный дискурс [104]. К проблеме соотношения понятий «имидж» и «образ» обращается профессор В. М. Шепель [112].
Теоретико-методологические основы имиджа представлены в трудах Е. Б. Малкина, В. Г. Пушкаревой, Е. Б. Сучкова и др. [56; 86].
Эмпирические исследования по особенностям формирования имиджей политических лидеров и их восприятия населением проводились Е. Н. Давыборец, С. В. Нестеровой, А. А. Панасюк, В. М. Шепелем, Е. Б. Шестопал и т. д. [31; 64; 71; 112; 113-116].
Технологии формирования имиджа разработаны и представлены в трудах В. С. Комаровского [47; 48], определившего понятие «политические технологии» и основные сферы их применения; Э. А. Галумова [20; 21], выделившего в своих работах субъекты, объекты и организации коммуникативного пространства, участвующие в формировании имиджа региона; У. Липпмана [52], занимающегося коммуникативной частью системы отношений «власть - общество» и технологиями формирования общественного мнения.
Проведённый анализ литературы в рамках тематики исследования показал, что общетеоретические основы изучения политического имиджа рассматриваются в публикациях как статейного, так и монографического плана.
В то же время, остается ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения и осмысления. Во-первых, в научном сообществе до сих пор нет общепринятого подхода к определению понятия «имидж», что существенно снижает эффективность процесса управления имиджевыми коммуникациями. Во-вторых, в сфере политики зачастую, говоря о процессе формирования имиджа, исследователи концентрируют своё внимание на таких коммуникационных технологиях, как PR, имиджмейкинг, паблисити и т. д., что не в полной мере соответствует сути понятия «имидж». В-третьих, отсутствуют комплексные исследования по формированию имиджей глав российских регионов.
Целью магистерской диссертации является изучение механизмов и технологий формирования имиджей глав финно-угорских субъектов Российской Федерации.
В рамках заявленной цели были определены следующие конкретные задачи:
1) рассмотреть основные подходы к исследованию понятия «имидж»;
2) изучить механизмы и технологии формирования политического имиджа;
3) определить сущность и специфику имиджевых характеристик глав финно-угорских субъектов Российской Федерации;
4) выявить содержательные механизмы и технологии формирования имиджа Главы Республики Мордовия В. Д. Волкова.
Объект исследования: имидж политического лидера.
Предмет исследования: специфика имиджевых характеристик глав финно-угорских субъектов Российской Федерации.
В качестве политических персоналий для анализа имиджа глав регионов в данной работе были выбраны: экс-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д. Н. Кобылкин, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) Н. В. Комарова, Глава Республики Коми С. А. Гапликов, Глава Республики Мордовия В. Д. Волков.
Методология исследования. В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, описание и др.
В качестве специальных методов, парадигм и подходов применялись:
- структурно-функциональный подход, позволивший изучить особенности и функции политического имиджа;
- системный анализ, средствами которого политический имидж рассмотрен как система субъективно-объективных элементов;
- герменевтическая парадигма, рассматривающая имидж через призму политической коммуникации;
- культурологическая парадигма, благодаря которой рассмотрена имиджевая политика в зависимости от ценностных установок общества, групп или субъектов;
- аналитический метод позволил выделить основные тенденции и направления изменения по изучаемой проблематике.
В числе прикладных методов были использованы:
- case-study(nccnegoBaHne отдельного случая), что позволило изучить имидж глав отдельных финно-угорских регионов Российской Федерации как уникальный объект в совокупности его взаимосвязей;
- контент-анализ - для исследования позиционирования имиджа главы Республики Мордовия в СМИ.
Источниковая база исследования. В работе использован широкий спектр опубликованных источников, которые можно условно разделить на несколько групп:
- во-первых, нормативные правовые акты [63, 103];
- во-вторых, ведомственные документы [79-81 и др.];
- в-третьих, монографии, сборники научных статей, посвящённые вопросам имиджа в целом, имиджу политических лидеров, а также технологиям формирования имиджа [3; 4; 9; 10; 13; 99 и др.];
- в-четвертых, статьи из периодических изданий научного характера, конкретизирующие основные характеристики и технологии формирования политического имиджа [24; 34; 51; 65 и др.];
- в-пятых, учебники, учебные пособия [35; 56; 77; 78; 82 и др.];
- в-шестых, электронные ресурсы и Интернет-издания, посвящённые рассматриваемой проблематике [1; 7; 12; 36; 83; 85; 109 и др.].
Научная новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении понятия, функций, классификаций и технологических особенностей политического имиджа, а также в выявлении специфики имиджей глав финно-угорских субъектов Российской Федерации, механизмов и технологий его формирования.
Область применения. Материалы магистерской диссертации могут быть использованы в учебно-методической работе по направлениям подготовки «Политология», «Регионоведение России», «Социология», «Государственное и муниципальное управление»; в научно-исследовательской практике по анализу политического имиджа. Выводы работы могут быть полезны при разработке рекомендаций по конструированию и коррекции имиджей политических лидеров, представителей органов государственной власти и управления.
Апробация результатов исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, были представлены в виде докладов на Всероссийских и Международных научных конференциях, в том числе XIV Державинских научных чтениях (Саранск, 26 апреля 2018 г.). По результатам исследования опубликованы 3 научных статьи:
1) Шишканова А. Ю. Репутация политического лидера: особенности и технологии формирования [Электронный ресурс] / А. Ю. Шишканова // Огарёв- online. - 2016. - № 7. - Режим доступа :http://journal.mrsu.ru/arts/reputaciya-politicheskogo-lidera-osobennosti-i-texnologii-formirovaniya;
2) Шишканова А. Ю. Имидж-карта главы Республики Мордовия В. Д. Волкова [Электронный ресурс] // Контентус : Электронное периодическое издание. - ЭЛ № ФС 77-61515 . - Режим доступа :http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2018/02/Шишканова^Г;
3) Шишканова А. Ю. Современный имидж региона в контексте национального самосознания и этнокультурного фактора / А. Ю. Шишканова // XIV Державинские чтения в Республике Мордовия : материалы Межд. науч.- практ. конф. (Саранск, 26 апреля 2018 г.) / СВИ(ф) ВГУЮ. - Саранск : ЮрЭксПрактик, 2018 (в печати).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Исходя из этого, каждое из существующих государств вырабатывает свой перечень актуальных технологий коммуникации. Они затрагивают системы «государство - общество», «государство - государство». Одним из важнейших инструментов, определяющих эффективную политическую коммуникацию, становится имидж.
Имидж в современных условиях не теряет своей значимости. Более того, он становится центральной категорией в борьбе за власть, оставляя на втором плане идеологию, программные документы развития, манифесты и пр. Это происходит потому что, без имиджевой компоненты любой политический элемент не работает и, соответственно, не представляет интереса для электората. В политической конкуренции побеждают более успешные коммуникаторы с эффективной имиджевой стратегией. Имидж, в том числе, позволяет управлять, манипулировать, воздействовать на сознание и подсознание человека.
Важной тенденцией современного мирового политического процесса является то, что образ страны ассоциируется с политическим имиджем лидера государства (так, Президента России В. В. Путина считают «самым раскрученным отечественным брендом), а образ отдельных её территорий - с имиджем главы региона (Москвы - С. С. Собяниным, Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) - Н. В. Комаровой и т. д.). Иногда приток или отсутствие инвестиций и бюджетных дотаций напрямую связано с авторитетом губернатора.
Таким образом, необходимость всестороннего изучения особенностей и технологий формирования имиджа глав регионов в политической системе современной России является актуальной как для науки, так и для имиджевой практики.
Состояние изученности проблемы. Исследуемая тема привлекала учёных разных научных направлений - политологов, психологов, философов, социологов и др.
Сам термин «имидж» вошел в научное поле сравнительно недавно, однако к близким имиджу понятиям «репутация», «образ», «обаяние», «харизма», различным аспектам политического лидерства обращались еще Г. Лебон [50], Н. Макиавелли [54] и др.
Следует подчеркнуть, что данная тематика более проработана, прежде всего, у зарубежных авторов. Комплексные исследования на Западе появились значительно раньше, чем в отечественной науке.
Первые публикации по имиджевым проблемам появились в 60-х годах. Одна из первых таких работ - монография К. Болдинга «Имидж» [10], в которой автор определил имидж как «структуру моделирующую поведение человека» [10, с. 19]. Автор проанализировал влияние имиджа в таких сферах, как политика, экономика, культура, и попытался обосновать значение имиджа для общества. Впоследствии имидж часто рассматривался как «путь к успеху». В качестве примера можно отметить работы П. Брауна [13].
В России теоретические основы понятия имиджа начали формироваться в 1990-х гг. О. Феофанов был одним из первых ученых, который ввел этот термин в научный дискурс [104]. К проблеме соотношения понятий «имидж» и «образ» обращается профессор В. М. Шепель [112].
Теоретико-методологические основы имиджа представлены в трудах Е. Б. Малкина, В. Г. Пушкаревой, Е. Б. Сучкова и др. [56; 86].
Эмпирические исследования по особенностям формирования имиджей политических лидеров и их восприятия населением проводились Е. Н. Давыборец, С. В. Нестеровой, А. А. Панасюк, В. М. Шепелем, Е. Б. Шестопал и т. д. [31; 64; 71; 112; 113-116].
Технологии формирования имиджа разработаны и представлены в трудах В. С. Комаровского [47; 48], определившего понятие «политические технологии» и основные сферы их применения; Э. А. Галумова [20; 21], выделившего в своих работах субъекты, объекты и организации коммуникативного пространства, участвующие в формировании имиджа региона; У. Липпмана [52], занимающегося коммуникативной частью системы отношений «власть - общество» и технологиями формирования общественного мнения.
Проведённый анализ литературы в рамках тематики исследования показал, что общетеоретические основы изучения политического имиджа рассматриваются в публикациях как статейного, так и монографического плана.
В то же время, остается ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения и осмысления. Во-первых, в научном сообществе до сих пор нет общепринятого подхода к определению понятия «имидж», что существенно снижает эффективность процесса управления имиджевыми коммуникациями. Во-вторых, в сфере политики зачастую, говоря о процессе формирования имиджа, исследователи концентрируют своё внимание на таких коммуникационных технологиях, как PR, имиджмейкинг, паблисити и т. д., что не в полной мере соответствует сути понятия «имидж». В-третьих, отсутствуют комплексные исследования по формированию имиджей глав российских регионов.
Целью магистерской диссертации является изучение механизмов и технологий формирования имиджей глав финно-угорских субъектов Российской Федерации.
В рамках заявленной цели были определены следующие конкретные задачи:
1) рассмотреть основные подходы к исследованию понятия «имидж»;
2) изучить механизмы и технологии формирования политического имиджа;
3) определить сущность и специфику имиджевых характеристик глав финно-угорских субъектов Российской Федерации;
4) выявить содержательные механизмы и технологии формирования имиджа Главы Республики Мордовия В. Д. Волкова.
Объект исследования: имидж политического лидера.
Предмет исследования: специфика имиджевых характеристик глав финно-угорских субъектов Российской Федерации.
В качестве политических персоналий для анализа имиджа глав регионов в данной работе были выбраны: экс-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д. Н. Кобылкин, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) Н. В. Комарова, Глава Республики Коми С. А. Гапликов, Глава Республики Мордовия В. Д. Волков.
Методология исследования. В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, описание и др.
В качестве специальных методов, парадигм и подходов применялись:
- структурно-функциональный подход, позволивший изучить особенности и функции политического имиджа;
- системный анализ, средствами которого политический имидж рассмотрен как система субъективно-объективных элементов;
- герменевтическая парадигма, рассматривающая имидж через призму политической коммуникации;
- культурологическая парадигма, благодаря которой рассмотрена имиджевая политика в зависимости от ценностных установок общества, групп или субъектов;
- аналитический метод позволил выделить основные тенденции и направления изменения по изучаемой проблематике.
В числе прикладных методов были использованы:
- case-study(nccnegoBaHne отдельного случая), что позволило изучить имидж глав отдельных финно-угорских регионов Российской Федерации как уникальный объект в совокупности его взаимосвязей;
- контент-анализ - для исследования позиционирования имиджа главы Республики Мордовия в СМИ.
Источниковая база исследования. В работе использован широкий спектр опубликованных источников, которые можно условно разделить на несколько групп:
- во-первых, нормативные правовые акты [63, 103];
- во-вторых, ведомственные документы [79-81 и др.];
- в-третьих, монографии, сборники научных статей, посвящённые вопросам имиджа в целом, имиджу политических лидеров, а также технологиям формирования имиджа [3; 4; 9; 10; 13; 99 и др.];
- в-четвертых, статьи из периодических изданий научного характера, конкретизирующие основные характеристики и технологии формирования политического имиджа [24; 34; 51; 65 и др.];
- в-пятых, учебники, учебные пособия [35; 56; 77; 78; 82 и др.];
- в-шестых, электронные ресурсы и Интернет-издания, посвящённые рассматриваемой проблематике [1; 7; 12; 36; 83; 85; 109 и др.].
Научная новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении понятия, функций, классификаций и технологических особенностей политического имиджа, а также в выявлении специфики имиджей глав финно-угорских субъектов Российской Федерации, механизмов и технологий его формирования.
Область применения. Материалы магистерской диссертации могут быть использованы в учебно-методической работе по направлениям подготовки «Политология», «Регионоведение России», «Социология», «Государственное и муниципальное управление»; в научно-исследовательской практике по анализу политического имиджа. Выводы работы могут быть полезны при разработке рекомендаций по конструированию и коррекции имиджей политических лидеров, представителей органов государственной власти и управления.
Апробация результатов исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, были представлены в виде докладов на Всероссийских и Международных научных конференциях, в том числе XIV Державинских научных чтениях (Саранск, 26 апреля 2018 г.). По результатам исследования опубликованы 3 научных статьи:
1) Шишканова А. Ю. Репутация политического лидера: особенности и технологии формирования [Электронный ресурс] / А. Ю. Шишканова // Огарёв- online. - 2016. - № 7. - Режим доступа :http://journal.mrsu.ru/arts/reputaciya-politicheskogo-lidera-osobennosti-i-texnologii-formirovaniya;
2) Шишканова А. Ю. Имидж-карта главы Республики Мордовия В. Д. Волкова [Электронный ресурс] // Контентус : Электронное периодическое издание. - ЭЛ № ФС 77-61515 . - Режим доступа :http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2018/02/Шишканова^Г;
3) Шишканова А. Ю. Современный имидж региона в контексте национального самосознания и этнокультурного фактора / А. Ю. Шишканова // XIV Державинские чтения в Республике Мордовия : материалы Межд. науч.- практ. конф. (Саранск, 26 апреля 2018 г.) / СВИ(ф) ВГУЮ. - Саранск : ЮрЭксПрактик, 2018 (в печати).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В настоящее время в сфере взаимодействия власти и общества, как на федеральном, так и региональном уровнях значительное внимание уделяется вопросам формирования и позиционирования имиджа политических лидеров, руководителей органов государственной власти и управления. Устойчивый позитивный политический имидж позволяет более продуктивно реализовывать свою деятельность, получая постоянную поддержку со стороны населения, т. е. является необходимым условием достижения устойчивой и продолжительной политической и управленческой карьеры.
В данной работе была предпринята попытка комплексного изучения специфики имиджей глав финно-угорских субъектов Российской Федерации.
Достижение поставленной цели и реализация исследовательских задач, позволяет сделать следующие выводы:
- в философской трактовке под имиджем понимается его первоначальное значение как образа, формы отражения человеком объектов материального и нематериального мира;
- психологическая трактовка имиджа заключалась в исследовании внутренних психологических характеристик объекта,его социально-психологической природы;
- в социологии под имиджем понималась совокупность характеристик, которые приписываются объекту с целью произвести нужное впечатление, повлиять на общественное мнение по средствам использования имиджевых технологий
- в политологии под имиджем подразумевается определенный образ политика или партии, своего рода идеальное воплощение или иная политическая роль, которые ретранслируются населению различными каналами коммуникации в виде информации, принимать или отвергать которую индивид решает самостоятельно.
Таким образом, под имиджем понимается один из ключевых механизмов воздействия на людей, а так же предмет конкуренции во всех сферах жизнедеятельности, выступает в качестве индивидуальной категории лидерства, корпоративного понятия, и, наконец, как характеристика образа территории (страны, города, региона).
В работе были рассмотрены главные функции политического имиджа, среди которых выделяют: экзистенциональную, социокультурную, отношенчески-детерминирующую и т. д.
У каждого политического субъекта существует несколько имиджей, в зависимости от электоральных и иных социальных групп, в которых субъект работает над формированием впечатления о себе. Исходя из этого, следует, что есть множество категорий для формирования и классификации имиджа. И так как имидж - это образ собирательный, то он складывается из ряда параметров, которые наиболее подробно изложены в типологии А. А. Максимова: самоимидж, контекст политической ситуации, компоненты имиджа, продвижение имиджа, тип лидера, заповедь.
Дополнительно стоит выделить и новые формы коммуникации в нашем государстве. Деятельность губернаторов оценивается в ежегодных рейтингах эффективности. Они ранжируются в соответствии со многими показателями социально-экономической сферы. Но большой блок оценок основывается на личных достижениях политиков, их способности формировать эффективную команду, держат под контролем проблемы регионов.
Построение положительного имиджа главы субъекта является одной из важнейших аспектов политической, общественной и экономической сфер жизни общества. В современной России остро стоит вопрос необходимости формирования позитивного политического имиджа в новой региональной политике, основанной на принципах системного мышления, для оценивания эффективности любой запланированной программы исходя из её влияния на усовершенствование всего государства и его территориальных субъектов.
Имидж главы региона как информационно-политический ресурс власти, так же как и другие важнейшие ресурсы региона, является действительным компонентом, оказывающим влияние на политику, экономику и социальное положение как в субъекте, так и вне его пределов.
В магистерской диссертации были рассмотрены имиджи глав некоторых финно-угорских субъектов Российской Федерации, на основании чего составлены их имидж-карты.
В своих выступлениях Д. Н. Кобылкин делает акцент на будущее региона, приоритеты его социально-экономического развития. Отдельное внимание уделяется выстраиванию конструктивного взаимодействия власти и общества. В целом имидж экс-губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа соответствует типу руководитель-технократ.
Н. В. Комарова, именуемая «хозяйкой Югры», активно участвует в развитии региона. Свидетельством того является вторая по счету победа Ханты-Мансийского автономного округа в государственной номинации «За лучшую региональную программу поддержки социального предпринимательства». В своей работе Н. В. Комарова делает ставку на открытость для населения. Является опытным руководителем, трудолюбивым, вникающим и мобильным.
Глава Республики Коми С. А. Гапликов входит в первую «сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента Российской Федерации. Гапликов считается специалистом высокого уровня в области налогообложения, финансового оздоровления и международных экономических отношений.
Глава Республики Мордовия В. Д. Волков продолжает имидж своего предшественника Н. И. Меркушкина и представляет собой «успешного хозяйственника, развивающего потенциал республики». Положительными сторонами позиционирования Владимира Дмитриевича являются его близость к народу (для жителей республики он «свой» человек), простота общения. Отрицательными сторонами - его немедийность, незаинтересованность его персоной федеральными средствами массовой информации.
Был проведен контент-анализ публикаций региональных и федеральных СМИ, позволяющий исследовать позиционирование имиджа Главы Республики Мордовия. Из публикационной активности региональных средств массовой информации можно прийти к выводу об отсутствии отрицательных комментариев в сторону Владимира Дмитриевича. Анализ публикаций в федеральных СМИ показывает отсутствие статей, в которых содержатся положительные упоминания о Главе, имеются только статьи о Республике Мордовия. Это свидетельствует об отсутствии интереса к ее руководителю, что связано, прежде всего, с не умением создавать яркие информационные поводы.
Следует отметить, что в каждом территориальном субъекте основным пиар-меном признается его лидер, первое лицо региона Российской Федерации. Значимость политического лидера не вызывает сомнений, так как именно он решает множество задач, включающих в себя экономические и политические аспекты, потому к имиджу регионального руководителя и влиянию его на имиджевые процессы возникает особый интерес.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что имидж губернатора является обязательным компонентом работы управленца и его команды. Он должен быть проработанным, иметь несколько положительных линий позиционирования, систематичным в своем продвижении. Эффективность имиджа, безусловно, способствует популярности губернатора среди населения, а так же со стороны федерального центра, что, в свою очередь, продлевает его политическую карьеру.
В данной работе была предпринята попытка комплексного изучения специфики имиджей глав финно-угорских субъектов Российской Федерации.
Достижение поставленной цели и реализация исследовательских задач, позволяет сделать следующие выводы:
- в философской трактовке под имиджем понимается его первоначальное значение как образа, формы отражения человеком объектов материального и нематериального мира;
- психологическая трактовка имиджа заключалась в исследовании внутренних психологических характеристик объекта,его социально-психологической природы;
- в социологии под имиджем понималась совокупность характеристик, которые приписываются объекту с целью произвести нужное впечатление, повлиять на общественное мнение по средствам использования имиджевых технологий
- в политологии под имиджем подразумевается определенный образ политика или партии, своего рода идеальное воплощение или иная политическая роль, которые ретранслируются населению различными каналами коммуникации в виде информации, принимать или отвергать которую индивид решает самостоятельно.
Таким образом, под имиджем понимается один из ключевых механизмов воздействия на людей, а так же предмет конкуренции во всех сферах жизнедеятельности, выступает в качестве индивидуальной категории лидерства, корпоративного понятия, и, наконец, как характеристика образа территории (страны, города, региона).
В работе были рассмотрены главные функции политического имиджа, среди которых выделяют: экзистенциональную, социокультурную, отношенчески-детерминирующую и т. д.
У каждого политического субъекта существует несколько имиджей, в зависимости от электоральных и иных социальных групп, в которых субъект работает над формированием впечатления о себе. Исходя из этого, следует, что есть множество категорий для формирования и классификации имиджа. И так как имидж - это образ собирательный, то он складывается из ряда параметров, которые наиболее подробно изложены в типологии А. А. Максимова: самоимидж, контекст политической ситуации, компоненты имиджа, продвижение имиджа, тип лидера, заповедь.
Дополнительно стоит выделить и новые формы коммуникации в нашем государстве. Деятельность губернаторов оценивается в ежегодных рейтингах эффективности. Они ранжируются в соответствии со многими показателями социально-экономической сферы. Но большой блок оценок основывается на личных достижениях политиков, их способности формировать эффективную команду, держат под контролем проблемы регионов.
Построение положительного имиджа главы субъекта является одной из важнейших аспектов политической, общественной и экономической сфер жизни общества. В современной России остро стоит вопрос необходимости формирования позитивного политического имиджа в новой региональной политике, основанной на принципах системного мышления, для оценивания эффективности любой запланированной программы исходя из её влияния на усовершенствование всего государства и его территориальных субъектов.
Имидж главы региона как информационно-политический ресурс власти, так же как и другие важнейшие ресурсы региона, является действительным компонентом, оказывающим влияние на политику, экономику и социальное положение как в субъекте, так и вне его пределов.
В магистерской диссертации были рассмотрены имиджи глав некоторых финно-угорских субъектов Российской Федерации, на основании чего составлены их имидж-карты.
В своих выступлениях Д. Н. Кобылкин делает акцент на будущее региона, приоритеты его социально-экономического развития. Отдельное внимание уделяется выстраиванию конструктивного взаимодействия власти и общества. В целом имидж экс-губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа соответствует типу руководитель-технократ.
Н. В. Комарова, именуемая «хозяйкой Югры», активно участвует в развитии региона. Свидетельством того является вторая по счету победа Ханты-Мансийского автономного округа в государственной номинации «За лучшую региональную программу поддержки социального предпринимательства». В своей работе Н. В. Комарова делает ставку на открытость для населения. Является опытным руководителем, трудолюбивым, вникающим и мобильным.
Глава Республики Коми С. А. Гапликов входит в первую «сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента Российской Федерации. Гапликов считается специалистом высокого уровня в области налогообложения, финансового оздоровления и международных экономических отношений.
Глава Республики Мордовия В. Д. Волков продолжает имидж своего предшественника Н. И. Меркушкина и представляет собой «успешного хозяйственника, развивающего потенциал республики». Положительными сторонами позиционирования Владимира Дмитриевича являются его близость к народу (для жителей республики он «свой» человек), простота общения. Отрицательными сторонами - его немедийность, незаинтересованность его персоной федеральными средствами массовой информации.
Был проведен контент-анализ публикаций региональных и федеральных СМИ, позволяющий исследовать позиционирование имиджа Главы Республики Мордовия. Из публикационной активности региональных средств массовой информации можно прийти к выводу об отсутствии отрицательных комментариев в сторону Владимира Дмитриевича. Анализ публикаций в федеральных СМИ показывает отсутствие статей, в которых содержатся положительные упоминания о Главе, имеются только статьи о Республике Мордовия. Это свидетельствует об отсутствии интереса к ее руководителю, что связано, прежде всего, с не умением создавать яркие информационные поводы.
Следует отметить, что в каждом территориальном субъекте основным пиар-меном признается его лидер, первое лицо региона Российской Федерации. Значимость политического лидера не вызывает сомнений, так как именно он решает множество задач, включающих в себя экономические и политические аспекты, потому к имиджу регионального руководителя и влиянию его на имиджевые процессы возникает особый интерес.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что имидж губернатора является обязательным компонентом работы управленца и его команды. Он должен быть проработанным, иметь несколько положительных линий позиционирования, систематичным в своем продвижении. Эффективность имиджа, безусловно, способствует популярности губернатора среди населения, а так же со стороны федерального центра, что, в свою очередь, продлевает его политическую карьеру.
Подобные работы
- Объекты этнотуризма как средство формирования этнокультурно-
ориентированной личности
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2017



